Дело №3а-24/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 05 мая 2016 г.
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Романовой Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Республике Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости земельного участка,
установил:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (Управлению Росреестра по РС (Я)) об установлении с 01.01.2014 г. кадастровой стоимости земельного участка, находящейся в его собственности, с кадастровым номером ********, площадью ******** кв.м, расположенного в .......... Республики Саха (Якутия) по адресу: .........., в размере рыночной стоимости этого земельного участка равной ******** руб.
В обоснование доводов административным истцом указано на то, что согласно кадастровой справки от 01.12.2015 г. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РС(Я), кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена в размере ******** руб. ******** коп.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков является завышенной, ФИО1, ссылаясь на отчет, составленный ООО ******** и положительное заключение эксперта в отношении данного отчета, просит установить с 01.01.2014 г. кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Определением Верховного суда РС (Я) от 16 марта 2016 г. к участию в настоящем деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство РС (Я), в качестве заинтересованного лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Республике Саха (Якутия) (Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РС (Я)).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности от 29.03.2016 г. № ..., требования поддержал в полном объеме, просит административное исковое заявление удовлетворить.
При этом суду пояснил, что административный истец предварительно обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, и по результатам рассмотрения данного заявления было вынесено решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке, т.е. в размере 2 921 000 руб.
Однако, административный истец не согласен с периодом, с которого применяется вновь установленная кадастровая стоимость земельного участка - 01.01.2015 г., так как полагает, что пересмотренная кадастровая стоимость объекта недвижимости должна быть установлена с 01.01.2014г.
Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства РС (Я) ФИО3, действующий на основании доверенности от 28.03.2016 г. № ...-П, с требованиями административного истца не согласился. Указал на то, что в соответствии с действующим законодательством в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, т.е в данном случае - с 01 января 2015 г. Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Республике Саха (Якутия) ФИО4, действующая на основании доверенности от 21.09.2015 г. № ..., в судебном заседании с требованиями административного истца не согласилась, считает их необоснованными. Также пояснила, что ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Республике Саха (Якутия) не может выступать по настоящему делу в качестве административного ответчика виду отсутствия соответствующих полномочий в сфере проведения государственной оценки. Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РС(Я), надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. По правилам части 2 статьи 150 КАС РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № ..., площадью ******** кв.м, расположенного в .......... Республики Саха (Якутия) по адресу: .........., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 23 октября 2013 года.
Исходя из кадастрового паспорта данного земельного участка от 30.01.2013 г. № ..., земельный участок с кадастровым номером № ... образован в связи с разделом земельного участка с № ..., сведения о вновь образованном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 30.01.2013 г.
Согласно приложению №23 постановления Правительства РС(Я) от 15.11.2013 N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ******** утверждена в размере № ... руб.
При этом суд учитывает, что кадастровая стоимость в данном случае в отношении первоначального земельного участка определена по состоянию на 01.01.2012 года, что следует из информации, размещенной на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия) http://www.sakha.gov.ru, где приведены сведения о реквизитах государственного контракта № ... от 30.04.2012 г.. объектах оценки в виде 211946 земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории РС (Я), сведения о которых содержатся в государственном кадастре по состоянию на 01.01.2012 г.
В соответствии со статьей 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
По правилам части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 2 названной правовой нормы предусмотрено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Из содержания части 1 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ усматривается, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка с кадастровым номером № ..., который не был учтен по состоянию на 01.01.2012 г., была определена в соответствии с вышеприведенными нормами федерального законодательства по состоянию на 30.01.2013 г. (дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости). Из содержания кадастровой справки от 01.12.2015 г., выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по РС (Я), следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № ... определена на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.11.2013 г. № 374 «О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)» и составила ******** руб. ******** коп.
В связи с этим суд считает ошибочными доводы административного истца о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с учетом даты внесения сведений об изменении его количественных характеристик, так как в данном случае материалами дела подтверждается образование нового земельного участка с кадастровым номером № ..., а не изменение количественных и качественных характеристик ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером № ..., который по правилам части 1 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ прекратил свое существование.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, заявляя требование о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной, административный истец должен подтвердить рыночную стоимость объекта недвижимости на дату, на которую была определена кадастровая стоимость, в данном случае – по состоянию на 30.01.2013 г.
В обоснование своих требований административным истцом суду представлен отчет об оценке земельного участка проведенной ООО ******** от 10.11.2015 г. № ... проведенной по состоянию на 30.01.2013 г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № ..., площадью ******** кв.м, расположенного в .......... по адресу: .........., установлена в размере ******** руб.
Из документов, приложенных к отчетам, следует, что, лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, - К. отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, является членом саморегулируемой организации оценщиков - Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеет документ о получении профессиональных знаний в области оценочной деятельности. Также отчеты содержат сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика, выдаче ему страхового полиса САО «********», действующего с 06.05.2015 г. по 05.05.2016 г.
Кроме того, представлено экспертное заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» от 07.12.2015 г. № ..., которым указанный отчет признан соответствующим требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Как установлено из представленных суду документов, административный истец в досудебном порядке обращался 16 декабря 2015 г. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № ..., площадью ******** кв.м, расположенного в .......... Республики Саха (Якутия) по адресу: ...........
По результатам рассмотрения данного заявления было вынесено решение о наличии отличия рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости, определенной в размере ******** руб. по состоянию на 30.01.2013 г., и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке, т.е. в размере ******** руб.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В свою очередь, пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42. Подпункт 7 пункта 8 названного Порядка предусматривает необходимость внесения в запись об объекте недвижимости наряду с другими данными сведений о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости и дате применения кадастровой стоимости, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.
Поскольку вышеприведенные положения федерального законодательства, регулирующие порядок ведения государственного кадастра недвижимости, исключают произвольное внесение сведений в запись об объекте недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, принадлежащего ФИО1, подлежит применению с 01.01.2015 г., поскольку заявление административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано 16.12.2015 г.
Принимая во внимание то, что истец в своем административном исковом заявлении просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления, поскольку с учетом положения абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, кадастровая стоимость земельного участка в данном случае должна быть установлена на дату 30.01.2013 г. и подлежит применению с 01.01.2015 г.
При таких обстоятельствах требование ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости с 01.01.2014 г. не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 179, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Республике Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) об установлении с 01.01.2014 г. кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости земельного участка отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Саха (Яктутия) в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 10 мая 2016 г.