ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-24/17 от 25.07.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № ...а-24/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Якутск 25 июля 2017 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Матвеевой М.К.

при секретаре Архиповой Ю.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Республике Саха (Якутия) о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общественной организации Региональная национально-культурная автономия российских немцев Республики Саха (Якутия),

УСТАНОВИЛ:

Региональная национально-культурная автономия российских немцев Республики Саха (Якутия) зарегистрирована Министерством юстиции Республики Саха (Якутия) 19.09.2000 г., сведения о ней внесены в единый государственный реестр юридических лиц с присвоением основного государственного регистрационного номера - № ....

Управление Министерства юстиции РФ по РС(Я) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общественной организации Региональная национально-культурная автономия российских немцев Республики Саха (Якутия) указывая на то, что в ходе проведенной плановой документарной проверки установлено, что за период с 2013 года по 2016 год включительно административный ответчик в нарушение требований ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» не предоставлял в Управление Министерства юстиции РФ по РС(Я) отчетность о своей деятельности, что послужило основанием для привлечения Организации к административной ответственности и назначения наказания; Организация имеет не устраненные нарушения ст.1 Федерального закона «О национально-культурной автономии», ст.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», что явилось основанием для вынесения Организации предупреждения, а также привлечения к административной ответственности и назначения наказания. Сведения об уплате штрафов в Управление Министерства юстиции РФ по РС(Я) не поступали. Организация фактически деятельность, предусмотренную Уставом, не осуществляет, не находится по месту регистрации юридического лица. Указанные нарушения действующего законодательства является основанием для обращения Управления Министерства юстиции РФ по РС(Я) в суд с требованием о ликвидации Региональной национально-культурная автономии российских немцев Республики Саха (Якутия).

Представитель административного истца - Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), административный ответчик - Региональная национально-культурная автономия российских немцев Республики Саха (Якутия), извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с ч.4 ст.263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела.

С учетом указанного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

Изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (ч.1 ст.30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч.2 ст.15).

В развитие названных конституционных положений ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» также обязывает общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения; ежегодно опубликовывать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявшей решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п.3 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в п.3.1. настоящей статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества.

В силу пп. «а» п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Ликвидируется общественное объединение по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 п.3 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч.1 ст.44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 п.7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе, в том числе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (ст.38 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в рамках предоставленных полномочий в адрес административного ответчика, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, письменное уведомление о проведении плановой документарной проверки на предмет соответствия деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использования иного имущества, уставным целям за период с 14.06.2013 по 14.06.2016 гг.

Как следует из материалов дела направленное по указанному Организацией адресу ее места нахождения, уведомление возвратилось обратно в связи с отсутствием адресата по указанному адресу.

За непредставление документов к проверке в отношении должностного лица Организации 26.07.2016 г. Управлением составлен и направлен в суд протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок в виде действия (бездействия), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.

Кроме того, Организация имеет не устраненные нарушения ст.1 Федерального закона «О национально-культурной автономии», ст.ст. 14, 17, 20, 24, 28, 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», ст.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в связи с чем, были вынесены предупреждения от 04.02.2010 г., 11.05.2010 г., 10.03.2011 г., 29.02.2012 г., 06.07.2012 г., 23.10.2012 г., а также в отношении Организации 18.07.2011 г., 23.10.2012 г. Управлением составлены и направлены в суд протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

В нарушение положения ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которой общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, Организация не представляла ежегодную отчетность в Управление за 2013, 2014, 2015, 2016 годы.

В связи с чем, в отношении Организации 09.06.2014 г., 28.05.2015 г., 30.05.2016 г., 29.05.2017 г. Управлением составлены и направлены в суд протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ.

Организация неоднократно привлекалась к административной ответственности и назначением наказания в виде штрафов.

Сведения об уплате штрафов в Управление не поступали.

Из доводов заявителя, подтвержденных материалами дела, усматривается, что административным ответчиком с 2013 г. не представлялись в регистрирующий орган сведения, требуемые законодательством.

Таким образом, суд полагает установленным, что деятельность Организации осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями требований нормативных правовых актов, что является основанием для ликвидации общественного объединения в соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях».

При таких обстоятельствах, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о ликвидации общественной организации - удовлетворить.

Ликвидировать Региональную национально-культурную автономию российских немцев Республики Саха (Якутия), основной государственной регистрационный номер № ... и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева