ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-24/18 от 12.10.2018 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Дело № 3а-24/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2018 года г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Кочева С.Н.,

при секретарях Ефименко Р.Е., Сушковой А.В.,

с участием представителя административного истца

помощника прокурора ЕАО Холманских Т.А.,

представителя административного ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Сахановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Еврейской автономной области К. в интересах неопределённого круга лиц к управлению жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО о признании приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 29.12.2016 № 124 (в редакции от 23.04.2018 № 36-жкх) «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области (далее - Управление ЖКХиЭ, Управление) от 29.12.2016 № 124 (далее - Приказ № 124) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для жилых и нежилых помещений, расположенных на территории Еврейской автономной области, применяемые для расчёта размера платы за потреблённые услуги при отсутствии приборов учёта.

Первоначально нормативный правовой акт опубликован в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru 30.12.2016.

Впоследствии в указанный приказ внесены изменения приказами Управления ЖКХиЭ от 20.04.2017 № 45, от 22.05.2017 № 51, от 30.05.2017 № 56, от 31.08.2017 № 84, от 12.04.2018 № 33, от 23.04.2018 № 36-жкх, которые опубликованы в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru 02.05.2017, 31.05.2017, 06.06.2017, 07.09.2017, 26.04.2018 и 28.04.2018 соответственно.

Пунктом 1 данного приказа утверждены и введены в действие нормативы потребления коммунальных услуг:

с 19.05.2016 - по отоплению в жилых и нежилых помещениях согласно приложению № 1 (подп. 1.1); по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях согласно приложению № 2 (подп. 1.2); по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды согласно приложению № 3 (подп. 1.3);

с 01.01.2017 - нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в жилых и нежилых помещениях, согласно приложению № 4 (подп. 1.4); нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек согласно приложению № 5 (подп. 1.5); нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов, согласно приложению № 6 (подп. 1.6); нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды согласно приложению № 7 (подп. 1.7); нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, согласно приложению № 8 (подп. 1.8); нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях согласно приложению № 9 (подп. 1.9).

01.08.2018 заместитель прокурора Еврейской автономной области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд ЕАО с настоящим административным иском о признании противоречащими законодательству и недействующими подпунктов 1.1 - 1.9 пункта 1 Приказа № 124.

Ссылаясь на статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункты 19, 21, 22, 32-42, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306, Правила), указал, что Управлением ЖКХиЭ при установлении нормативов по отоплению, водоснабжению и водоотведению использован расчётный метод, без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.

Считает, что в силу прямого указания пункта 44 Правил № 306 климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органа гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах.

Однако, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению рассчитан на основании данных сайта «Расписание погоды» (http://rp5.ru).

Расчётная температура наружного воздуха наиболее холодной 5-дневки с обеспеченностью 0,92, используемой для проектирования систем отопления, принята в соответствии со СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», содержащая климатические параметры только по четырём населенным пунктам области: Биробиджан, Облучье, Бира, Екатерино-Никольское.

При определении периода использования холодной воды на полив земельного участка 5 месяцев (май-сентябрь) использовались нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения ВНТП-Н-97, утверждённые протоколом НТС Минсельхозпрода РФ от 14.02.1995 № 1, который не содержит средневзвешенные поливные нормы сельскохозяйственных культур на приусадебных участках (полив ручным и дождевальным методом) для Еврейской автономной области.

Пунктами 45, 45 (1), 46, 47, 48, 49, 50, 51 Правил № 306 определяются норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилом помещении; норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях; норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для потребителей, при использовании в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домов газа по нескольким направлениям одновременно; норматив потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек; норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек; норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек; нормативы потребления коммунальных услуг в случае использования земельного участка и надворных построек по направлениям использования, не предусмотренным настоящими Правилами.

Однако, по запросу прокуратуры Управлением ЖКХиЭ документы, подтверждающие факт проведения расчётов с соблюдением требований вышеуказанных Правил не представлены, расчёты произведены без учёта данных требований.

12.10.2018определением суда производство по делу прекращено в части по оспариваемым нормативам, в связи с отказом прокурора от требований, которые ранее были рассмотрены судом ЕАО, и по ним имелось решение от 04.08.2017, об отказе прокурору в удовлетворении иска.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора ЕАО Холманских Т.А., заявленные требования поддержала. Дополнительно пояснила, что административным ответчиком не представлены доказательства невозможности использования метода аналогов для расчёта потребления коммунальных услуг. Применяя расчётный метод, Управлением ЖКЖиЭ не были разделены многоквартирные дома на группы, в том числе по количеству этажей и году постройки, не произведена репрезентативная выборка домов, как того требуют Правила, тем самым нарушены требования Правил о необходимости проведения выборки, проверки её представительности. Принцип расчёта среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период неизвестен, информация об этом в представленных документах отсутствует. Показатели, использованные в расчётах потребления коммунальных услуг, не соответствуют показателям, указанным в таблице № 4 приложения № 1 Правил. При утверждении норматива предусмотренного пунктом 1.8 оспариваемого приказа использовались данные всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, то есть расход электроэнергии на содержание одной единицы сельскохозяйственного животного установлен на основании неактуальной информации, двенадцатилетней давности. По газоснабжению уполномоченным органом также неверно выбран метод установления норматива. Исходя из Методики расчёта норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учёта газа, также осуществляется выборка домов. На каком основании был выбран расчётный метод установления нормативов потребления коммунальной услуги, неясно. Ссылка на письмо АО «Биробиджаноблгаз» от 20.05.2016 № 753 не является достаточным основанием для избрания расчётного метода. По состоянию на 2016 год практически все квартиры многоквартирных жилых домов оборудованы приборами учёта газа, соответственно возможность у уполномоченного органа запросить и получить показания приборов учёта для установления нормативов потребления коммунальных услуг по газу имелась.

Представитель административного ответчика Управления ЖКХиЭ Саханова О.А.требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, поскольку на момент вступления решения суда ЕАО от 04.08.2017 по административному делу № 3а-14/2017 в законную силу отопительный период не закончился, показания приборов учёта потребления коммунальных услуг отсутствовали, Управлением было принято решение об установлении нормативов потребления коммунальных услуг расчётным методом. Проводить выборку домов административный ответчик был бы обязан только в случае использования метода аналогов. Для расчёта нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению использовались формулы 18, 20 абзаца II Правил. Показатель расчётной температуры наружного воздуха взят из СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», который используется при проектировании систем отопления. Показатель среднесуточной температуры рассчитан Управлением самостоятельно на основании данных открытого источника интернет портала страницы размещаемых организацией ООО «Расписание погоды», имеющей лицензию на осуществление данной деятельности. Данные о продолжительности отопительных периодов получены из постановлений органов местного самоуправления. Средняя продолжительностьотопительного периода составила 219 дней. Исходя из данных сельскохозяйственной переписи 2006 года, были установлены виды сельскохозяйственных животных, имеющихся на территории ЕАО. Нормативпотребления электроэнергии на освещение в целях содержания сельскохозяйственного животного соответствующего вида был рассчитан по формулам 35 - 36 Правил. По указанным формулам не учитывается количество поголовья сельскохозяйственного скота на территории области, а рассчитывается норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению на одну единицу животного, с учётом количества месяцев в году. В отношении норматива по газу, данные о показаниях общедомовых приборов учёта потреблённого газа у АО «Биробиджаноблгаз» отсутствуют, что следует из письма организации, и это является основанием для избрания расчётного метода установления норматива. Ранее норматив потребления газа, как и электроснабжения при использовании надворных построек не оспаривались, и в последней редакции оспариваемого приказа не изменялись. Расчёты, по которым можно было бы проследить их процесс, не представлены, так как переменные данные вносятся в электронную таблицу и расчёт нормативов производится автоматически.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок утверждён Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, а именно Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 40 статьи 7 закона Еврейской автономной области от 27.06.2012 № 79-ОЗ «О правительстве Еврейской автономной области» правительство области определяет орган исполнительной власти области, уполномоченный утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, применяемые для расчёта размера платы за коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учёта.

В соответствии с пунктами 5.11, 7 и 9 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 04.03.2014 № 75-пп, Управление ЖКХиЭ утверждает нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, электроснабжению, применяемые для расчёта размера платы за вышеуказанные коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учёта; Управление ЖКХиЭ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором области; начальник управления ЖКХиЭ в соответствии с законодательством РФ издает приказы, в том числе носящие нормативный характер, в пределах своей компетенции.

В силу части 4 статьи 40 УставаЕврейской автономной области (принят Законодательным Собранием ЕАО 08.10.1997) официальным опубликованием нормативного правового акта области считается первая публикация его полного текста в газетах области «Биробиджанская звезда», «Биробиджанер штерн», в периодическом печатном издании «Информационный сборник Законодательного Собрания Еврейской автономной области», а также первое размещение (опубликование) его полного текста в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» (http://npa79.eao.ru) или на «Официальноминтернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Сведения о публикации оспариваемого приказа указаны выше.

Рассматривая порядок принятия оспариваемого приказа, суд приходит к выводу, что он принят компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме.

Правомочность органа, принявшего оспариваемый приказ, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчётного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к Правилам.

Указанные Правила № 306 устанавливают приоритет метода аналогов перед расчётным методом. Невозможность применения метода аналогов должна быть обоснованна наличием объективных обстоятельств из числа перечисленных в пункте 21 Правил.

Метод аналогов предусматривает определение нормативов потребления коммунальных услуг на основании данных о фактическом объёме потребления коммунальных ресурсов по приборам учёта, установленным в многоквартирных домах и жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства дома и климатическими условиями. При этом количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учёта в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.

Решением суда ЕАО от 04.08.2017 признаны противоречащими законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункты - 1.1 пункта 1 (Приложения № 1 к Приказу № 124); 1.2 пункта 1 в части установления методом аналогов и расчётного метода нормативов потребления холодного, горячего водоснабжения и водоотведения для категорий жилых и нежилых помещений, в строках 1, 2.1, 2.2, 3, 4, 5, 16 (Приложения № 2 к Приказу № 124); 1.3 пункта 1 в части установления методом аналогов норматива потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, категории жилых и нежилых помещений предусмотренных в пункте 1 (Приложения № 3 к Приказу № 124); 1.4 пункта 1 об установлении расчётным методом нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях (Приложения № 4 к Приказу № 124); 1.5 пункта 1 в части установления расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка и для открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), других объектов (пункты 1, 3 и 4 Приложения № 5 к Приказу № 124); 1.6 пункта 1 в части установления методом аналогов и расчётного метода нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов по категориям жилых помещений, в строках 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 (Приложения № 6 к Приказу № 124); 1.7 пункта 1 в части установления методом аналогов и расчётного метода нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по категориям в строках 1, 3, 4 (Приложения № 7 к Приказу № 124).

Решение суда вступило в законную силу 06.12.2017.

Согласно подпунктам 1.1 - 1.9 пункта 1 оспариваемого приказа нормативы административным ответчиком определены с применением расчётного метода.

В настоящем деле прокурором оспариваются, в том числе и подпункты 1.1 - 1.7 пункта 1 Приказа № 124, в которые административным ответчиком после признания их противоречащими законодательству и недействующими внесены изменения.

В соответствии с пунктом 31 Правил № 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.

Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил.

В силу пункта 32 Правил № 306 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями.

Представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил).

После формирования объёма выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учёта (пункт 36 Правил).

Показания приборов снимаются в отношении холодного и горячего водоснабжения - первого и последнего числа отопительного периода; в отношении отопления - первого и последнего числа отопительного периода; в отношении электроснабжения - 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября; в отношении газоснабжения (на приготовление пищи, подогрев воды и отопление) - в течение 1 года ежемесячно (пункт 37 Правил).

Описание последовательности и формулы расчёта при определении объёма выборки, необходимой для применения метода аналогов, приведены в приложении к Правилам (формулы 1 - 4).

В судебном заседании представитель административного ответчика, мотивировала выбор расчётного метода по нормативам, утверждённым в подпунктах 1.1 - 1.7 пункта 1 оспариваемого приказа тем, что на момент принятия такого решения отопительный период не закончился, а показания приборов учёта потребления коммунальных услуг отсутствовали.

Вместе с тем, доказательства невозможности использования метода аналогов, в том числе и отсутствия условий представительности выборки для проведения необходимых измеренийУправлениемЖКХиЭ непредставлены. Какая - либо подготовительная и проводимая работа административного ответчика по фиксации базовых показателей, необходимых для расчёта нормативов потребления, на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг после частичной отмены решением суда от 04.08.2017 оспариваемого приказа, не осуществлялась.

Ссылка на то, что отопительный сезон ещё не закончился, само по себе не является препятствием к истребованию соответствующих архивных показаний приборов учёта от потребителей, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций по каждому типу домов, однако сведения о направлении соответствующих запросов Управлением как указано выше, не представлено.

Вместе с тем, и расчётный методпри определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными.

Согласно пункту 43 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчётного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к настоящим Правилам.

Расчёт норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам 18 - 20 приложения к Правилам № 306.

Для расчёта количества тепловой энергии, необходимой для отопления, учитываются, в том числе температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома; среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период; расчётная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления.

При этом количественные значения среднесуточных температур наружного воздуха и случаи их применения определяются в соответствии с пунктом 44 Правил, в силу которого температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчёту согласно значениям, установленным правилами предоставления коммунальных услуг.

Среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, представленных органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Расчётная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха в отопительный период (как предусмотрено Правилами за предыдущие 5 лет) в органах гидрометеорологической службы не запрашивались, в связи с отсутствием денежных средств. Показатель среднесуточной температуры рассчитан Управлением самостоятельно на основании данных открытого источника интернет портала страницы размещаемых организацией ООО «Расписание погоды». Фактически Управлением ЖКХиЭ совершены те же нарушения, о которых было указано в решении суда ЕАО от 04.08.2017.

Вместе с тем в силу прямого указания пункта 44 Правил № 306 климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, могли быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органа гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах.

Следовательно,расчёт нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях, установленный расчётным методом нельзя признать законным и обоснованным, соответствующим Правилам № 306.

Также Управлением ЖКХиЭ при расчёте норматива потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях не запрашивались сведенияв органах гидрометеорологической службы для определения средней температуры холодной воды в сети водопровода.

Для определения средней температуры холодной воды применяется формула 24 приложения к Правилам № 306.

Вместе с тем, согласно пункту 25 этого приложения указанная формула может применяться только приотсутствииданныхгидрометеорологической службы.

Доказательств отсутствия в органах гидрометеорологической службы этих данных на момент принятия нормативов суду не представлено.

В связи с этим, норматив по горячему водоснабжению жилых и нежилых помещений рассчитан с нарушением порядка, установленного Правилами № 306.

Поскольку норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилых помещениях рассчитывается по формуле 25, в которой в том числе используется норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяемый по формуле 23 (пункт 26 раздела II приложения № 1 к Правилам № 306), а последний установлен с нарушением, следовательно, и норматив по холодному водоснабжению не соответствует требованиям законодательства, как и норматив по водоотведению, так как он является суммой нормативов по холодному и горячему водоснабжению.

Таким образом, заявленные требования прокурора о признании подпункта 1.2 пункта 1 оспариваемого приказа подлежат удовлетворению в части категорий жилых и нежилых помещений, по которым установлены нормативы потребления по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению расчётным методом - строки 1, 2.1, 2.2, 3, 4, 5, 16 (Приложение № 2).

Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды в многоквартирном доме рассчитывается по формуле 26 (пункт 27 раздела II приложения 1 к Правилам № 306), в которой используются численность жителей, проживающих в МКД, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды равной 0,09 куб.м в месяц на 1 человека.

Как указано представителем административного ответчика, расчёты норматива Управлением произведены самостоятельно, однако, необходимые сведения (источники) положенные в основу определения указанного норматива, не представлены, соответственно не могут быть проверены судом, и считаться достоверными.

В связи с этим, требования прокурора о признании подпункта 1.3 пункта 1 оспариваемого приказа об установлении расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды, в категории жилых и нежилых помещений в пункте 1 (Приложение № 3) следует удовлетворить.

Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях определяется в соответствии с пунктом 24(1) раздела II приложения № 1 к Правилам по формуле 23.1, в которой используется, в том числе средняя температура холодной воды в сети водопровода, определяемая в соответствии с пунктом 25 указанного раздела.

Как указано выше, сведения в органах гидрометеорологической службы для определения средней температуры холодной воды в сети водопровода не запрашивались, и использовались значения, не подтверждённые достоверными и достаточными фактическими данными. Следовательно, требования прокурора о признании подпункта 1.4 пункта 1 оспариваемого приказа (Приложение № 4) об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях обоснованны и подлежат удовлетворению.

Абзацем 3 пункта 13 Правил № 306 установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка устанавливается на месяцы календарного года, соответствующие периоду использования холодной воды по указанному направлению, устанавливаемому уполномоченным органом в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 28 раздела II приложения № 1 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка определяется по формуле 27, имеющей в себе значения расхода воды на полив земельного участка и количество месяцев, соответствующих периоду использования холодной воды на его полив, устанавливаемому уполномоченным органом.

Решением суда от 04.08.2017 подпункт 1.5пункта 1 (Приложение № 5к приказу)в части установления с применениемрасчётного метода нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка и для открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, иных надворных построек, в том числе гаража, теплиц (зимних садов), других объектов признан противоречащим законодательству, с приведением мотивов, в том числе не подтверждением административным ответчиком средневзвешенных поливных норм и периода полива.

Приказом Управления ЖКХи Э от 12.04.2018 № 33 внесены изменения в оспариваемый Приказ № 124, в том числе в приложение № 5, со ссылкой на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 № 65-АПГ17-6.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что для расчёта указанного норматива Управлением применялись значения определённые ведомственными нормами технологического проектирования «ВНТП-Н-97. Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения», утверждённые Протоколом НТС Минсельхозпрода РФ от 14.02.1995 № 1, и использовались средневзвешенные поливные нормы скорей всего для Хабаровского края.

Вместе с тем, расчёты значения расхода воды на полив земельного участка и количество месяцев, соответствующих периоду использования холодной воды на его полив, при принятии указанного норматива по настоящему делу административным ответчиком не представлены.

Аналогичным образомне приведено представителем Управления ЖКХиЭ мотивированного обоснования и по установлению нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, иных надворных построек, в том числе гаража, теплиц (зимних садов), других объектов. Следовательно, данные нормативы не могут быть признаны соответствующими требованиям законодательства.

В соответствии с пунктом 33 раздела II приложения № 1 Правил № 306 объём годового потребления электрической энергии для нагрева воды (кВт·ч) в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домах, оборудованных электроводонагревателями в соответствии с проектами, определяется по формуле 30, в которой используется, в том числе значение - количество тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчёте на 1 человека в год (ккал/чел.), определяемой в свою очередь по формуле 31 названного раздела.

В формуле 31 используется средняя температура холодной воды в сети водопровода, определяемая в соответствии с пунктом 25 настоящего документа.

Как установлено выше,сведения в органах гидрометеорологической службы для определения средней температуры холодной воды в сети водопровода административным ответчиком не запрашивались, и использовались значения, не подтверждённые достоверными и фактическими данными. К административному исковому заявлению прокурором приложены сами нормативы (Приложение № 6), какие-либо расчёты норматива административным ответчиком так и не представлены.

Таким образом, требования прокурора о признании подпункта 1.6 пункта 1Приказа № 124об установлении расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов по категориям жилых помещений, в строках 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 Приложения № 6 к приказу подлежат удовлетворению.

Такая же ситуация при расчёте нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, которые произведены с нарушением требований, установленных Правилами № 306.

Из пояснений представителя административного ответчика установлено, что в Приложении № 7 оспариваемого приказа приведены итоговые значения нормативов, а как произведён их расчёт, неизвестно.

Следовательно, требования прокурора в части установления нормативов для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период и вне отопительного периода в строках 1, 3, 4 Приложения № 7 к приказу обоснованны и подлежат удовлетворению.

Оценивая внесённые изменения Управлением ЖКХиЭ в оспариваемые подпункты 1.1 - 1.7 пункта 1 Приказа № 124, признанные решением суда от 04.08.2017 в части противоречащими законодательству и недействующими, прихожу к выводу, что фактически внесённые данные (в табличном варианте) ничем не обоснованны, и не подтверждены. Представленные частично расчёты невозможно проверить, то есть, каким образом они произведены, с применением каких формул, на основании данных из каких документов. Изложенное свидетельствует о том, что Управлением не были устранены нарушения положений пунктов 32-42 Правил, указанные в данной части решением суда ЕАО от 04.08.2017.

Согласно пункту 50 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из следующих направлений использования: освещение в целях содержания сельскохозяйственных животных; освещение иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов); приготовление пищи и подогрев воды для сельскохозяйственных животных.

Из содержания пунктов 38, 39раздела II приложения № 1 следует, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для освещения в целях содержания соответствующего сельскохозяйственного животного (кВт·ч в месяц на 1 голову животного) и для приготовления пищи и подогрева воды для сельскохозяйственного животного соответствующего вида (кВт·ч в месяц на 1 голову животного) определяются формулами 35 и 36 указанного раздела.

В данных формулах учитывается расход электрической энергии на освещение в целях содержания сельскохозяйственного животного соответствующего вида и расход электрической энергии на приготовление пищи и подогрев воды для соответствующего сельскохозяйственного животного (кВт·ч в год на 1 голову животного), определяемый уполномоченным органом, и количество месяцев в году - 12.

Из представленного административным ответчиком экспертного заключения, выполненного 29.08.2016 ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» в соответствии с государственным контрактом от 09.10.2015 № 2 следует, что экспертной организацией при расчёте указанного норматива также учитывались данные о среднем поголовье сельскохозяйственных животных, приходящихся на 1 личное подсобное или индивидуальное хозяйство Еврейской автономной области (по официальной информации Федеральной службы государственной статистики «Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006г.»).

Вместе с тем, как обоснованно указал прокурор, расчёт норматива произведён с использованием неактуальных данных о численности поголовья сельскохозяйственных животных, поскольку на момент установления оспариваемых нормативов правительством ЕАО было организовано проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года на территории Еврейской автономной области, что подтверждается постановлением правительства ЕАО от 02.06.2015 № 248-пп.

В экспертном заключении указано, что при определении нормативов потребления при использовании земельных участков применялась Методика определения потребности в средствах электроснабжения для социального развития села, утверждённая Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2001г., Протокол № 41. Между тем в материалах дела отсутствуют данные о том, что названные показатели были определены полномочным органом государственной власти Еврейской автономной области.

Непонятно, и на основании, каких величин (ни в экспертном заключении, ни в ином каком-либо документе об этом не указано), по какой формуле определён норматив по освещению иных надворных построек, в том числе бань, саун, бассейнов, гаражей, теплиц (зимних садов). Из приведённой Таблицы 20 установить это невозможно.

С учётом изложенного, подпункт 1.8 пункта 1 Приказа № 124 также противоречит федеральному законодательству.

Согласно пункту 46Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях определяется исходя из следующих направлений использования: приготовление пищи с использованием газовых плит; подогрев воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд с использованием газового нагревателя или газовой плиты (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения); отопление (при отсутствии централизованного отопления).

При использовании в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домов газа по нескольким направлениям одновременно норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для потребителей, проживающих в таких домах, определяется по каждому направлению использования газа.

Нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению устанавливаются на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа дифференцированно в зависимости от направлений использования газа, определяемых в том числе, для сжиженного углеводородного газа - в соответствии с методикой расчёта норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учёта газа, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 47 Правил).

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.08.2009 № 340 утверждена Методика расчёта норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учёта газа (далее - Методика).

Пунктом 2.3. Методики установлено, что при определении норм потребления сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) на бытовые нужды населения применяются следующие методы: метод аналогов; расчётный метод.

Согласно пунктам 3.1. - 3.4. Методики определение норм потребления СУГ методом аналогов производится на основе выборочного наблюдения за фактическим объёмом потребления газа населением. Объём потребляемого газа определяется индивидуальными приборами учёта, установленными в квартирах многоквартирных домов или жилых домах, или коллективными (общедомовыми) приборами учёта, установленными в многоквартирных домах. Для проведения выборочного наблюдения отбираются объекты-представители. Объектом-представителем являются квартира в многоквартирном доме, жилой дом или многоквартирный дом. Количество отбираемых объектов-представителей (объём выборки) определяется по каждому направлению использования СУГ.

Показания приборов снимаются в отношении газоснабжения (на приготовление пищи, подогрев воды и отопление) в течение 1 года ежемесячно (подпункт «г» пункта 37 Правил).

Из представленного заключения ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» «Нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению» (том 4) следует, что работа проведена на основании данных, представленных экспертной организации, в том числе письма АО «Биробиджаноблгаз» от 20.05.2016 № 753, согласно которому показания приборного учёта потребления газа предоставить для анализа не представляется возможным. В связи с чем нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению были определены с использованием расчётного метода.

В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчётный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Однако, указанные выше причины применения расчётного метода при установлении нормативов не свидетельствуют о невозможности применения метода аналогов. Доказательства отсутствия условий представительности выборки для проведения необходимых измерений административным ответчиком в судебное заседание не представлены, идостаточные меры для установления факта невозможности применения метода аналога, последним не предприняты.

Таким образом, требования прокурора о признании подпункта 1.9 пункта 1 оспариваемого приказа противоречащим законодательству подлежат удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая, что оспариваемый приказ применяется, и на его основании реализуются права граждан и организаций, производятся начисления за коммунальные услуги, административное исковое заявление прокурораподлежит удовлетворению, и оспариваемые положения приказа подлежатпризнанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 173-177,213 - 215, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Еврейской автономной области К. в интересах неопределённого круга лиц к управлению жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО о признании приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 29.12.2016 № 124 (в редакции от 23.04.2018 № 36-жкх) «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части, удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу положения приказа от 29.12.2016 № 124:

- подпункт 1.1 пункта 1 об установлении расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях согласно Приложению № 1 к данному приказу;

- подпункт 1.2 пункта 1 об установлении расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях в строках 1, 2.1, 2.2, 3, 4, 5, 16 согласно Приложению № 2 к данному приказу,

- подпункт 1.3 пункта 1 об установлении расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению на общедомовые нужды, в категории жилых и нежилых помещений в пункте 1 согласно Приложению № 3 к данному приказу;

- подпункт1.4 пункта 1об установлении расчётным методом нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях согласно Приложению № 4 к данному приказу;

- подпункт 1.5 пункта 1 об установлении расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка и для открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), других объектов в строках 1, 3 и 4 Приложения № 5 к данному приказу;

- подпункт 1.6 пункта 1об установлении расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов по категориям жилых помещений, в строках 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 Приложения № 6 к данному приказу;

- подпункт 1.7 пункта 1об установлении расчётным методом нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по категориям в строках 1, 3, 4 согласно Приложения № 7 к данному приказу;

- подпункта 1.8 пункта 1 об установлении расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, согласно Приложению № 8 к данному приказу.

- подпункт 1.9 пункта 1 об установлении расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях согласно Приложению № 9 к данному приказу.

Обязать управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области в течение месяца после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятом решении в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья суда ЕАО С.Н. Кочев