ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-24/20 от 15.06.2020 Псковского областного суда (Псковская область)

Дело № 3а-24/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Псков 15 июня 2020 года

Псковский областной суд в составе:

председательствующего судьи Анашкиной М.М.,

при секретаре Богдановой О.Е.,

с участием прокурора Петровой Н.М.,

представителями административного истца ФИО1 – ФИО2,

административного ответчика Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующим пункта 39 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 28 декабря 2017 г. № 1431,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 28 декабря 2017 г. № 1431 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень).

Вышеназванный приказ 29 декабря 2017 г. размещен на официальном сайте Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://economics.pskov.ru/.

Пункт 39 Перечня содержит объект недвижимости – здание с КН (****) и помещение в нем с КН (****), расположенные по адресу: <****>.

Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРН) наименование объекта с КН (****) - нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, этаж 1, площадью 1202,9 кв.м.

Данный объект приобретен ФИО1 на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 10 января 2013 г., право собственности зарегистрировано в установленном порядке 17 января 2013 г. за № 60-60-02/004/2013-107.

ФИО1 обратилась в Псковский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта 39 Перечня.

В обоснование заявленных требований указала, что включение в Перечень нежилого помещения является незаконным и нарушает ее права, так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Административный истец указала, что правовое регулирование налогообложения имущества физических лиц осуществляется в соответствии с главой 32 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). Согласно части 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов. Нормативный правовой акт, регламентирующий порядок и основания включения объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам, в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, отсутствует. Включение указанного нежилого помещения в Перечень на 2018 г. на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. № 316-оз «О налоге на имущество организаций», является неправомерным, поскольку данным законом установлен и введен налог на имущество организаций на территории Псковской области в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций».

Оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит действующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Административный истец ФИО1, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные исковые требования, пояснил, что Закон Псковской области от 25 ноября 2003 г. № 316-оз «О налоге на имущество организаций» не применим в отношении административного истца, поскольку ФИО1 является физическим лицом. Оспариваемый в части Приказ Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 28 декабря 2017 г. № 1431 определяет объекты недвижимого имущества, указанные в статье 1.1 Закон Псковской области от 25 ноября 2003 г. № 316-оз, который на административного истца не распространяется, соответственно, включение принадлежащего ФИО1 объекта в Перечень на 2018 г. противоречит нормам налогового законодательства.

Представитель административного ответчика Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области ФИО3 с исковыми требованиями не согласилась, поддержала письменный отзыв, указав, что оспариваемый нормативный акт соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу; принадлежащий административному истцу объект недвижимости включен на основании акта обследования по определению вида фактического использования объекта недвижимости от 15 сентября 2017 г., который подтверждает правомерность включения объекта в Перечень как торгового центра, поскольку фактическое использование помещения в целях делового, административного, коммерческого назначения, а также размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания составляет 100%. Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в т.ч. и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.

Прокурор Петрова Н.М. полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Государственным комитетом Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике (далее Комитет) в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме и с надлежащим введением его в действие. Оспариваемый акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую силу. Со ссылкой на положения статей 378.2, 399, 400, 401, 402 НК РФ прокурор указала, что включение в Перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащего физическим лица, осуществляется в том же порядке, что и объектов недвижимости, принадлежащих организациям. В силу требований подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. № 316-оз к видам недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, относятся нежилые помещения площадью свыше 1000 кв.м, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Пункт 5 статьи 378.2 НК РФ предусматривает, что под фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается его использование не менее 20 процентов. Спорное помещение, площадью 1202,9 кв.м., включено в Перечень на основании акта осмотра комиссии Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 15 сентября 2017 г., согласно которому 100 процентов помещения фактически используется в целях размещения торговых объектов.

Изучив материалы дела, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

В силу пункта 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В силу статьи 14 и пункта 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Администрации Псковской области от 21 мая 2014 г. № 213 определен уполномоченный орган исполнительной власти Псковской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, - Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике (далее Комитет), который не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу обязан размещать перечень объектов недвижимого имущества на официальном сайте Государственного комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Указом Губернатора Псковской области от 26 октября 2018 г. № 62-УГ «О структуре органов исполнительной власти Псковской области и структуре Аппарата Администрации Псковской области» Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике переименован в Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области (далее Комитет).

Полномочия Комитета по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также по размещению перечня объектов предусмотрены пунктами 3.1.15, 3.1.17 Положения о данном Комитете, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 27 декабря 2013 г. № 632.

Согласно пункту 1.3 названного Положения о Комитете по вопросам своей компетенции Комитет принимает правовые акты в форме приказов.

Статья 51 Устава Псковской области от 12 апреля 2001 г. № 1-У (принят Псковским областным Собранием депутатов 29 марта 2001 г.) органы исполнительной власти области издают правовые акты - приказы.

Учитывая приведенные правовые нормы, оспариваемый в части нормативный правовой акт - Приказ Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 28 декабря 2017 г. № 1431, размещенный 29 декабря 2017 г. на официальном сайте Государственного комитета в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://economics.pskov.ru/, принят в пределах полномочий Комитета, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Согласно пункту 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).

К объектам налогообложения относится расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 401 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Законом Псковской области от 06 ноября 2014 г. № 1436-оз установлена единая дата начала применения на территории Псковской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц – с 01 января 2015 г.

Пункт 3 статьи 402 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ предусматривает, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень).

В подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ указаны следующие объекты: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ установлено, что закон субъекта Российской Федерации устанавливает особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в т.ч. в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Во исполнение положения пункта 2 статьи 378.2 НК РФ Законом Псковской области от 25 ноября 2003 г. № 316-оз определены виды объектов налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, в т.ч. в отношении нежилых помещений площадью свыше 1000 кв. метров, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 3 части 1 статьи 1.1 Закона № 316-оз).

Исходя из данных правовых норм, физические лица, обладающие правом собственности на имущество, поименованное в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в т.ч. на нежилые помещения площадью свыше 1000 кв. метров, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, являются плательщиками налога на имущество физических лиц; налоговая база в отношении таких объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости; уполномоченный орган определяет перечень объектов налогообложения.

Как следует из материалов дела, Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 28 декабря 2017 г. № 1431 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, в пункт 39 включено помещение с КН (****), расположенное по адресу: <****>.

Согласно выписке из ЕГРН указанное помещение, площадью 1202,9 кв.м., 1 этаж, название и назначение - нежилое помещение, принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19 мая 2014 г.60-АЗ № 106558.

Нежилое помещение находится на 1 этаже многоквартирного дома с КН (****), расположенного на земельном участке с КН (****), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание жилого дома.

Согласно Акту обследования по определению вида фактического использования нежилого помещения с КН, составленному сотрудниками Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям от 15 сентября 2017 г., фактическое использование данного нежилого помещения в целях размещения торговых площадей составляет 100 процентов его площади. В помещении расположены торговые помещения магазинов «Улыбка радуги», «Пятерочка», аптека, что подтверждается фототаблицами.

Административный истец факт использования нежилого помещения под торговые помещения не оспаривает.

При таких обстоятельствах, нежилое помещение с КН обоснованно включено в Перечень на 2018 г. на основании подпункта 2 пункта 1, пункта 5 статьи 378.2 НК РФ в связи с фактическим использованием более 20 процентов общей площади нежилого помещения для размещения торговых объектов.

Доводы административного истца о том, что положения Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. № 316-оз неприменимы к административному истцу, является необоснованными.

Как указано выше, полномочия субъекта Российской Федерации устанавливать законом особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, в т.ч. нежилых помещений, предусмотрены пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ.

Такие особенности определены Законом Псковской области от 25 ноября 2003 г. № 316-оз, при этом применен единый подход, как в отношении имущества организаций, так и в отношении имущества физических лиц.

Кроме того, уполномоченным органом – Комитетом по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области сформирован единый перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам.

При таких обстоятельствах, суд не соглашается с доводами представителя административного истца о неприменимости Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. № 316-оз к административному истцу и необоснованности включения принадлежащего ему объекта в Перечень на 2018 г.

Название Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. № 316-оз «О налоге на имущество организаций» не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части Перечень не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав административного истца.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 июля 2018 г. № 1719-О, принятое законодателем в порядке реализации дискреционных полномочий нормативное регулирование в сфере установления налогов и сборов, которые зависят, в том числе от такого объективного критерия, как вид объекта налогообложения, не может рассматриваться как нарушающее права налогоплательщика, поскольку последний, приобретая то или иное недвижимое имущество, например объект нежилой недвижимости, имеет возможность с достаточной степенью определенности самостоятельно установить налоговые последствия такого события, предполагающего, по общему правилу, в системе действующего нормативного регулирования обязанность уплатить налог на имущество физических лиц в размере большем, чем это установлено для жилых помещений.

Иные доводы административного иска суд оставляет без внимания, поскольку они правового значения для рассматриваемого спора не имеют.

Руководствуясь положениями главы 15, статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим пункта 39 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 28 декабря 2017 г. № 1431, – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в суд апелляционной инстанции общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2020 г.

Председательствующий судья М.М. Анашкина