ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-24/20 от 22.01.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 3а–24/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 января 2020 года г.Санкт–Петербург

Санкт–Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Белоногого А.В,

при секретаре Вагановой А.А,

с участием прокурора Кононенко Н.С,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а–24/2020 по административным исковым заявлениям Чистяковой С.Л., Карпенкова Е.С., Трошина С.А., Вольского В.А., Афиногенова А.А., Эртмана Д.В. о признании недействующими отдельных положений Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ, решения Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 4 сентября 2019 года №11,

у с т а н о в и л :

Решением Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа Литейный округ от 19 декабря 2012 года №24 утверждена новая редакция Устава муниципального образования муниципального округа Литейный округ (далее Устав) (том 1, л.д.88-130).

Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 4 сентября 2019 года №11 внесены изменения в Устав (далее решение).

Так, пунктом 1 решения внесены, среди прочего, следующие изменения:

«1.4. Пункт 5 статьи 29 Устава изложить в следующей редакции:

«5) Избранным на должность Главы муниципального образования считается кандидат, набравший в ходе голосования не менее 2/3 от установленной пунктом 1 статьи 23 настоящего Устава численности депутатов Муниципального Совета.»;

1.5. Пункты 6, 7 статьи 29 Устава исключить.

1.5.1. Пункт 8 статьи 29 считать пунктом 6 статьи 29 Устава.

1.6. Пункт 3 статьи 31 Устава изложить в следующей редакции:

«3. Заместитель Главы муниципального образования избирается при участии в голосовании не менее двух третей от установленной пунктом 1 статьи 23 настоящего Устава численности депутатов Муниципального Совета.».

Отдельными положениями Устава в действующей редакции в соответствии с Решением Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа Литейный округ от 19 декабря 2012 года №24 предусмотрено следующее:

пункт 10 статьи 26 Устава:

«Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной пунктом 1 статьи 23 настоящего Устава численности депутатов Муниципального Совета, если иное не установлено действующим законодательством и настоящим Уставом.».

Пункт 2 статьи 34 Устава:

«Структура и штатное расписание Аппарата Муниципального Совета утверждаются Главой муниципального образования.».

Пункт 4 статьи 34 Устава:

«Должностные обязанности работников Аппарата Муниципального Совета устанавливаются их должностными инструкциями, которые утверждаются Главой муниципального образования.».

Пункт 10 статьи 44 Устава в действующей редакции в соответствии с Решением Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа Литейный округ от 21 мая 2014 года №10 дополнен абзацем 3 следующего содержания:

«Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов является любой из перечисленных ниже способов опубликования (обнародования):

- публикация в газете «Литейный округ» муниципального образования, информационном выпуске Муниципального Совета и Местной Администрации, а также иных средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления;

- размещение текста муниципального правового акта в течение 30 дней на информационных стендах, расположенных в помещениях Муниципального Совета и Местной Администрации.

Дополнительно муниципальные правовые акты могут быть размещены на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.».

Первоначально Чистякова С.Л, Карпенков Е.С, Трошин С.А, Вольский В.А, Афиногенов А.А. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском о признании недействующим с момента принятия решения Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 4 сентября 2019 года №11, ссылаясь в его обоснование на нарушение процедуры принятия решения (том 1, л.д.1-9).

Впоследствии административные истцы уточнили заявленные требования (том 1, л.д.219-224) и просили признать недействующим также пункт 5 статьи 29 Устава Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ в редакции пункта 1.4 решения Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 4 сентября 2019 года №11.

Определением Санкт-Петербургского городского суда от 27 ноября 2019 года принят отказ представителя Чистяковой С.Л, Карпенкова Е.С, Трошина С.А, Вольского В.А, Афиногенова А.А. – Кобринского А.А. об оспаривании подпунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.6 решения Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 4 сентября 2019 года №11; производство по административному делу № 3а-319/2019 в этой части прекращено (том 1, л.д.266-268).

11 ноября 2019 года в Санкт-Петербургский городской суд обратились эти же административные истцы Чистякова С.Л, Карпенков Е.С, Трошин С.А, Вольский В.А, Афиногенов А.А. с административным иском (том 2, л.д.1-10), в котором просили признать недействующим:

пункт 10 статьи 26 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ (в действующей редакции) в части слов «и настоящим Уставом»,

пункты 2 и 4 статьи 34 Устава,

пункт 10 статьи 44 Устава в части слов «любой из перечисленных ниже способов опубликования (обнародования)» и «размещение текста муниципального правового акта в течение 30 дней на информационных стендах, расположенных в помещениях Муниципального Совета и Местной Администрации».

Протокольным определением Санкт-Петербургского городского суда от 27 ноября 2019 года указанные административные дела объединены в одно производство (том 1, л.д.275-281).

В Санкт-Петербургский городской суд 12 декабря 2019 года поступило административное исковое заявление Эртмана Д.В. о признании недействующими с момента принятия пунктов 1.4, 1.5, 1.5.1, 1.6 решения Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 4 сентября 2019 года №11 (том 2, л.д.157-162).

Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 23 декабря 2019 года объединены в одно производство административное дело №3а-319/2019 по вышеуказанным искам Чистяковой С.Л, Карпенкова Е.С, Трошина С.А, Вольского В.А, Афиногенова А.А, и административное дело №3а-387/2019 по административному иску Эртмана Д.В. (том 2, л.д.194-197).

Таким образом, судебной проверке подлежат:

пункты 1.4, 1.5, 1.5.1, 1.6 решения Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 4 сентября 2019 года №11,

пункт 10 статьи 26 Устава в части слов «и настоящим Уставом»,

пункт 5 статьи 29 Устава,

пункты 2 и 4 статьи 34 Устава,

абзац 3 пункта 10 статьи 44 Устава в части слов «любой из перечисленных ниже способов опубликования (обнародования)» и «размещение текста муниципального правового акта в течение 30 дней на информационных стендах, расположенных в помещениях Муниципального Совета и Местной Администрации».

В административных исковых заявлениях административные истцы ссылаются на нарушение порядка принятия оспариваемого решения Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 4 сентября 2019 года №11 о внесении изменений в Устав, указывая, что решение Муниципального Совета от 19 июня 2019 года № 10, которым принят проект решения представительного органа местного самоуправления о внесении изменений в Устав, не принималось, данное решение в установленном порядке опубликовано не было, публичные слушания по вопросу внесения изменений в Устав не проводились, само оспариваемое решение о внесении изменений в Устав не обнародовано надлежащим образом.

В частности, истцы отметили, что требования части 4 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не соблюдены, поскольку временной промежуток между опубликованием (обнародованием) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования и его утверждением Муниципальным Советом должен составлять не менее 30 дней, в то время как решение Муниципального Совета от 19 июня 2019 года № 10 опубликовано в информационном выпуске МО «Литейный округ» лишь 4 сентября 2019 года.

По мнению истцов, заблаговременное информирование о проведении публичных слушаний по проекту оспариваемого нормативного правового акта не проведено; публичные слушания от 15 июля 2019 года фактически не проводились; до 31 сентября 2019 года опубликование решений Муниципального Совета от 19 июня 2019 года № 10 и от 4 сентября 2019 года № 11 не осуществлялось.

О нарушении порядка принятия оспариваемого решения свидетельствует и то обстоятельство, что оно принято Муниципальным Советом на своём заседании в сентябре 2019 года в неправомочном составе.

Также административные истцы указывают, что пункт 1.4 оспариваемого решения, а, следовательно, и пункт 5 статьи 29 Устава в редакции данного решения, противоречат положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»; данные законы не наделяют представительный орган местного самоуправления правом устанавливать порядок принятия решения об избрании Главы муниципального образования, в том числе и об его избирании квалифицированным большинством голосов от установленной численности депутатов Муниципального Совета.

Пункт 10 статьи 26 Устава административные истцы находят противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, в части слов «и настоящим Уставом», исходя из того, что часть 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяет представительный орган местного самоуправления правом вводить нормы, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, которые предусматривают необходимость наличия квалифицированного большинства голосов депутатов для принятия решения об избрании главы муниципального образования, поскольку такое решение принимается большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Относительно требования о признании недействующими пунктов 2 и 4 статьи 34 Устава административные истцы указали на их противоречие пункту 8 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункту 7 пункта 4 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», в которых предусмотрена возможность утверждения структуры и штатного расписания Аппарата Муниципального Совета правовыми актами Муниципального Совета. В тоже время, оспариваемые нормы Устава в данной части устанавливают порядок утверждения структуры, штатного расписания, должностных инструкций работников Аппарата Муниципального Совета по решению Главы муниципального образования.

Административные истцы полагают, что установленная в абзаце 3 пункта 10 статьи 44 Устава возможность опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов путём размещения их текста в течение 30 дней на информационных стендах, расположенных в помещениях Муниципального Совета и Местной Администрации, противоречит статье 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

При этом размещение текстов муниципальных правовых актов на стендах, расположенных в помещениях Муниципального Совета и Местной администрации, вообще не является способом доведения этих актов до всеобщего сведения жителей муниципального образования, тем более не является самостоятельным способом обнародования таких актов.

В судебное заседание явились административные истцы Трошин С.А, Чистякова С.Л, Афиногенов А.А, Карпенков Е.С, а также их представитель Кобринский А.А, действующий на основании доверенностей, также представляющий интересы административных истцов Вольского В.А, Эртмана Д.В, не явившихся в судебное заседание, на удовлетворении административных исковых заявлений настаивают.

Представители административного ответчика, Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ, Воропаева Н.Н, действующая на основании доверенности от 5 июня 2019 года, адвокат Клинов С.В, действующий на основании ордера от 6 ноября 2019 года, в судебное заседание явились, требования административных исков полагают не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах предоставленной компетенции с соблюдением порядка их принятия и введения в действие, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представители заинтересованного лица, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Ушаков Д.А., Иванова К.М., действующие на основании доверенностей от 22 ноября 2019 года, в судебное заседание явились, заявленные административные требования полагают необоснованными.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению только в части признания недействующими оспариваемых норм статьи 44 Устава, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что решением Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа Литейный округ от 19 декабря 2012 года №24 принята новая редакция Устава муниципального образования муниципального округа Литейный округ (том 1, л.д.88-130).

Первоначальный текст Устава опубликован в информационном выпуске Муниципального Совета и Местной Администрации муниципального образования муниципального округа Литейный округ от 20 декабря 2012 года №6 (том 3, л.д.30-52); тираж 999 экземпляров подписан в печать 20 декабря 2012 года.

Устав зарегистрирован в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу 25 декабря 2012 года, государственный регистрационный номер RU781330002012001 (том 1, л.д.89).

Решением Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа Литейный округ от 29 февраля 2012 года № 4 в первом чтении (за основу) принят проект решения Муниципального Совета о принятии новой редакции Устава, на 28 мая 2012 года назначено проведение публичных слушаний (том 3, л.д.11).

Проект данного решения опубликован в информационном выпуске Муниципального Совета и Местной Администрации муниципального образования муниципального округа Литейный округ от 7 марта 2012 года №1 (том 3, л.д.13).

Согласно протоколу публичных слушаний от 28 мая 2012 года предложено принять за основу данный проект новой редакции Устава (том 3, л.. 13-15).

В Устав неоднократно вносились изменения; так, изменения внесены решениями Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа Литейный округ от 19 ноября 2014 года №21 (том 1, л.д.131-133), от 21 мая 2014 года №10 (том 1, л.д.134-137), от 16 мая 2016 года №12 (том 1, л.д. 138-140).

Из числа оспариваемых положений Устава, за исключением остальных, которые были приняты решением Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа Литейный округ от 19 декабря 2012 года №24, пункт 10 статьи 44 Устава дополнен абзацем 3, который введён решением Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа Литейный округ от 21 мая 2014 года №10 «О внесении изменений в Устав муниципального образования муниципального округа Литейный округ» (том 1, л.д.134-137, том 3, л.д.115-117).

Указанные изменения в Устав зарегистрированы в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу 19 июня 2014 года за государственным регистрационным номером RU781330002014001 (том 3, л.д.110, 112-114).

26 июня 2014 года решение Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа Литейный округ от 21 мая 2014 года № 10 опубликовано в информационном выпуске Муниципального Совета и Местной Администрации муниципального образования муниципального округа Литейный округ №5.

При этом решение № 26 о принятии в первом чтении (за основу) проекта решения о внесении изменений в Устав принято Муниципальным Советом 11 декабря 2013 года, этим же решением назначены публичные слушания на 9 января 2014 года (том 3, л.д.19).

Данное решение от 11 декабря 2013 года № 26 опубликовано в информационном выпуске Муниципального Совета и Местной Администрации муниципального образования муниципального округа Литейный округ № 5 от 16 декабря 2013 года (том 3, л.д.131-138).

Как следует из протокола публичных слушаний, проведённых 9 января 2014 года в здании Местной Администрации муниципального образования муниципального округа Литейный округ по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Чайковского, д. 13, 3 этаж, зал, рекомендовано Муниципальному Совету муниципального образования муниципального округа Литейный округ принять изменения в Устав вцелом с учётом обсуждённых дополнений (предложений), принятые в первом чтении (за основу) решением от 11 декабря 2013 года №26 (том 3, л.д.16-18, том 3, л.д.127-129).

Из информационного письма Муниципального Совета от 3 июня 2014 года №132 следует, что протокол публичных слушаний по обсуждению проекта решения Муниципального Совета «О внесении изменений в Устав муниципального образования муниципального округа Литейный округ» от 9 января 2014 года после подписания его председательствующим был размещён на сайте Муниципального Совета и Местной Администрации по адресу: http://www.liteiny79.spb.ru/; вывешен для ознакомления на информационных стендах, расположенных на территории муниципального образования муниципального округа Литейный округ и в помещениях Местной Администрации и Муниципального Совета (том 3, л.д.130).

Согласно протоколу заседания Муниципального Совета от 21 мая 2014 года №21, в повестке заседания, среди прочего, был вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования муниципального округа Литейный округ (вопрос №5) (том 3, л.д.118-121), результаты голосования по данному вопросу: решение принято единогласно.

Из регистрационного листа заседания Муниципального Совета от 21 мая 2014 года (16 часов 00 минут, ул.Захарьевская, д. 31) усматривается, что на заседании присутствовало 14 депутатов Муниципального Совета (том 3, л.д. 126).

Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 4 сентября 2019 года №11, как отмечено ранее, также внесены изменения в Устав.

Данные изменения в Устав зарегистрированы в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу 20 сентября 2019 года №RU781330002019001 (приказ №689) (том 1, л.д.169-170).

Это же решение опубликовано в информационном выпуске «Литейный округ», №7, 23 сентября 2019 года (том 1, л.д.157-158), в издании «Литейный округ» (ежемесячная газета муниципального образования Литейный округ) №10 (175) (подписано в печать 29 ноября 2019 года, тираж 15 000 экземпляров) (том 3, л.д.193-194).

Устав в действующей редакции также опубликован в информационном выпуске Муниципального Совета и Местной Администрации муниципального образования муниципальный округ Литейный округ №1 (подписано в печать 21 января 2020 года, тираж 999 экземпляров) (том 3, л.д.191-192).

При этом из материалов дела также следует, что Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ в прокуратуру Центрального района Санкт-Петербурга 14 июня 2019 года (письмо №89) направил проект повестки заседания Муниципального Совета, состоявшегося 19 июня 2019 года, и проекты решений Муниципального Совета, планируемых к рассмотрению на этом заседании (Об утверждении отчёта об исполнении бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ за 2018 год, о назначении выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ, о внесении изменений в Устав муниципального образования Литейный округ) и сообщил, что заседание представительного органа по данным вопросам состоится 19 июня 2010 года в 16 часов 00 минут по адресу: ул.Фурштатская, д. 27, помещение Муниципального Совета (том 1, л.д.85).

Из протокола очередного заседания Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 19 июня 2019 года № 3 следует, что заседание Муниципального Совета открыто в 16 часов 00 минут; на заседании присутствуют 14 депутатов Муниципального Совета (регистрационный лист прилагается); повестка дня: 1. Об утверждении отчёта об исполнении бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ за 2018 год; 2. О назначении выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ; 3. Разное (том 1, л.д.146).

Согласно пункту 4 данного протокола слушали: О внесении изменений в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ. Выступил Глава муниципального образования о необходимости внесения изменений в целях приведения Устава в соответствии с законом Санкт-Петербурга и в связи с допущенными опечатками по тексту принятого Устава муниципального образования (том 1, л.д.152).

Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 19 июня 2019 года №10 принят в первом чтении (за основу) проект решения Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ «О внесении изменений в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ» (пункт 1); назначены публичные слушания по проекту муниципального правового акта «О внесении изменений в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ» согласно приложению №1 к настоящему решению (пункт 2); определено публичные слушания провести 15 июля 2019 года в 18 часов 00 минут в помещении Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ по адресу: Санкт-Петербург, ул.Чайковского, д. 13, 2 этаж (пункт 3); поручено осуществлять организацию проведения публичных слушаний руководителю Аппарата Муниципального Совета (пункт 4); установлено, что предложения и замечания к проекту решения Муниципального Совета «О внесении изменений в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ» вносятся ежедневно в Муниципальный Совет по адресу: Санкт-Петербург, ул.Чайковского, д.13, 2 этаж (кроме субботы и воскресенья) с 10 часов 00 минут до 17 часов 00 минут (пункт 5) (том 1, л.д.143, том 1, л.д.152-153).

Пунктами 5, 6 вышеуказанного решения от 19 июня 2019 года №10 постановлено опубликовать решение с приложениями в средствах массовой информации муниципального образования муниципальный округ Литейный округ; контроль за выполнением решения возложен на Главу муниципального образования (том 1, л.д.143-145).

Данное решение опубликовано 27 июня 2019 года в информационном выпуске Местной Администрации и Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ № 5 (том 1, л.д.155-156, том 2, л.д.72-76).

Из протокола публичных слушаний по обсуждению проекта Решения «О внесении изменений и дополнений в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ», составленного 15 июля 2019 года, усматривается, что по данному вопросу проведены публичные слушания в 18 часов 00 минут по адресу: Местная Администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ (г.Санкт-Петербург. ул.Чайковского, д. 13, 2 этаж) (том 1, л.д.79); организатор публичных слушаний: Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ; опубликование (обнародование) проекта решения Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ «О внесении изменений в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ» и назначении публичных слушаний, оповещение о месте и времени проведения публичных слушаний, принятого решением Муниципального Совета от 19 июня 2019 года №10: - проект решения Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ «О внесении изменений в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ» опубликован (обнародован) в информационном выпуске Муниципального Совета и Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 27 июня 2019 года №5 и на сайте муниципального образования по адресу: http://www.liteiny79.spb.ru/; - порядок учёта предложений и замечаний по проекту решения Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ «О внесении изменений в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ» и назначении публичных слушаний размещён на сайте муниципального образования http://www.liteiny79.spb.ru/; оповещение о месте и времени проведения публичных слушаний размещено на сайте муниципального образования http://www.liteiny79.spb.ru/, на информационных стендах и досках объявлений на территории муниципального образования МО Литейный округ (том 1, л.д.79, том 1, л.д.155-156).

Пунктом 3 данного протокола установлено, что Глава муниципального образования подвёл итоги публичных слушаний:

1) рекомендовать Муниципальному Совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ принять вцелом принятый в первом чтении (за основу) решением Муниципального Совета от 19 июня 2019 года №10 проект решения Муниципального Совета «О внесении изменений в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ»;

2) опубликовать (обнародовать) результаты публичных слушаний (том 1, л.д.79).

Согласно регистрационному листу к протоколу публичных слушаний от 15 июля 2019 года, на публичных слушаниях присутствовали: Ильчинская Н.Н, Столярова Л.Д, Ходос Т.С, Шуйскова В.Ф, Акатова Н.В. (том 1, л.д.80).

В соответствии со справкой Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 17 сентября 2019 года №147, проект решения «О внесении изменений в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ» (принятый решением Муниципального Совета от 19 июня 2019 года №10) одновременно с порядком учёта предположений по проекту указанного Устава, а также порядком участия граждан в его обсуждении, включая объявление о месте и времени проведения публичных слушаний по указанному проекту, опубликован (обнародован) 27 июня 2019 года в информационном выпуске Местной Администрации и Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ №5. Публичные слушания по проекту Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ проведены 15 июля 2019 года. В результате публичных слушаний на проект решения о внесении изменений в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ замечаний не поступило, проект одобрен (том 1, л.д.83). Также следует, что протокол публичных слушаний после его подписания председательствующим обнародован 16 июля 2019 года в 10 часов 00 минут путём его размещения на информационных стендах, расположенных на территории муниципального образования Литейный округ, в помещениях Местной Администрации и Муниципального Совета, а также путём его размещения на сайте муниципального образования http://www.liteiny79.spb.ru/ (том 1, л.д.83).

Аналогичные сведения следуют из актов, подписанных 16 июля 2019 года ведущим специалистом Муниципального Совета С.Б.Филипповой, депутатом Муниципального Совета Р.Р.Курбановым (том 1, л.д.227), главой Местной Администрации (акт от 16 июля 2019 года №171) (том 1, л.д.226), протокола осмотра доказательств (интернет-сайта http://www.liteiny79.spb.ru/administrator) (том 1, л.д.229-248).

Из регистрационного листа участников заседания Муниципального Совета от 4 сентября 2019 года (ул.Фурштатская, д.27, 16 часов 00 минут) усматривается, что на заседании присутствовали: Гоменюк М.Н, Гузова Е.И, Дайняк П.В, Доманская Ж.А, Иванова С.Н, Ивлева Л.А, Курбанов Р.Р, Морылёв В.П, Орлова М.С, Симонов И.Б, Скапишева Ж.Ю, Чернышов Н.Е, Чистякова Т.Л, Юмашева О.В. (том 1, л.д.81).

Согласно протоколу очередного заседания Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 4 сентября 2019 года №4, на заседании присутствуют 14 депутатов Муниципального Совета; повестка дня: 1. О внесении изменений в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ. Повестка дня утверждена единогласно. Выступил Глава муниципального образования о необходимости внесения изменений в целях приведения Устава в соответствии с законом Санкт-Петербурга и в связи с допущенными опечатками по тексту принятого Устава муниципального образования.

В протоколе указано, что руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», Муниципальный Совет решил: 1. внести изменения в Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ; 2. зарегистрировать изменения в Устав в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу. Заседание Муниципального Совета постановлено считать закрытым; результаты голосования: единогласно (том 1, л.д.82, 164-165).

В адрес прокуратуры Центрального района Санкт-Петербурга оспариваемое решение направлено 6 сентября 2019 года (том 1, л.д.86).

Указанное решение опубликовано в информационном выпуске Муниципального Совета и Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 23 сентября 2019 года № 7 (том 1, л.д.157-158).

17 сентября 2019 года письмом за №146 Глава муниципального образования МО Литейный округ направил на имя начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу для регистрации внесённые в Устав изменения (том 1, л.д.84).

Письмом от 24 сентября 2019 года Глава муниципального образования сообщил начальнику Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу о том, что внесённые решением Муниципального Совета от 4 сентября 2019 года №11 изменения в Устав после их государственной регистрации размещены на стендах в Местной Администрации и Муниципальном Совете, а также на стендах, расположенных на территории муниципального образования (том 1, л.д.87).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации деятельности местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 43, части 2 и 3 статьи 44 названного закона).

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования (часть 5 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав.

Аналогичные нормы предусмотрены в Законе Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (пункт 1 части 3 статьи 19), в которой дополнительно отмечено, что публичные слушания не проводятся в случаях, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Санкт-Петербурга или законов Санкт-Петербурга в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Изложенные ранее обстоятельства подтверждают проведение публичных слушаний по проектам решений о принятии в 2012 году Устава в новой редакции, внесении изменений в Устав в 2014 году, а также в 2019 году, принятию соответствующих решений о новой редакции Устава, внесении в него изменений, опубликование извещения об их проведении и результатов публичных слушаний.

Доказательствами того, что организатором публичных слушаний был ограничен доступ заинтересованных лиц или их представителей, либо запрещалось высказывать своё мнение и вносить предложения и замечания по вопросам, вынесенным на публичные слушания, суд не располагает.

Исходя из вышеустановленных судом обстоятельств, отклоняются доводы административных истцов о том, что решение от 19 июня 2019 года №10 Муниципальным Советом не принималось, публичные слушания по проекту внесения изменения в Устав 15 июля 2019 года не проводились.

При этом суд находит основанным на неверном толковании и противоречащим материалам дела довод истцов о том, что решение от 19 июня 2019 года №10 не было обнародовано в установленном порядке.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (часть 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Абзацами первым и вторым пункта 10 статьи 44 Устава предусмотрено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования.

Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется не позднее чем через 10 дней со дня их принятия, если настоящим Уставом не установлено иное.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Действительно, информационный выпуск Муниципального Совета и Местной Администрации МО Литейный округ не является средством массовой информации муниципального образования, в котором, в соответствии с пунктом 11 статьи 15 Устава, подлежат опубликованию проекты муниципальных правовых актов, выносимых на публичные слушания.

Вместе с тем, исходя из систематичности выхода информационного выпуска, суд делает вывод о периодическом характере данного издания.

При этом доказательством надлежащего обнародования муниципального правового акта должно являться доведения этого акта до всеобщего сведения жителей муниципального образования, а не столько формальный критерий опубликования такого акта только в средствах массовой информации муниципального образования.

Материалами дела подтверждается распространение среди жителей муниципального образования информационного выпуска Местной Администрации и Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 27 июня 2019 года № 5, в котором было опубликовано решение Муниципального Совета от 19 июня 2019 года №10 (том 1, л.д.155-156, том 2, л.д.72-76).

Так, согласно муниципальному контракту от 29 января 2019 года между Местной Администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ (заказчик) и ООО «ТРЕНД» (исполнитель), исполнитель принял на себя обязательства по подготовке к выпуску, изданию и распространению газеты «Литейный округ» в 2019 году и иных информационных материалов (том 3, л.д.53-95).

В соответствии с товарной накладной от 28 июня 2019 года № 31, счётом от 24 сентября 2019 года № 31, платёжным поручением от 25 сентября 2019 года № 729705, ООО «ТРЕНД» исполнила обязательства, предусмотренные вышеуказанным муниципальным контрактом, в том числе и в части распространения информационного выпуска от 27 июня 2019 года № 5 (том 3, л.д.185-187).

Довод о фальсификации указанных первичных бухгалтерских документов объективно ничем не подтверждён.

Таким образом, поскольку факт опубликования (обнародования) решений от 19 июня 2019 года №10 и от 4 сентября 2019 года №11 в периодическом печатном издании, а именно в информационном выпуске Местной Администрации и Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ подтверждается, при этом такое опубликование предусмотрено положениями абзаца 3 пункта 10 статьи 44 Устава, которые не признаны недействующими и не оспариваются; а также на официальном сайте муниципального образования http://www.liteiny79.spb.ru; суд приходит к выводу, что по данному основанию оспариваемое решение Муниципального Совета от 4 сентября 2019 года № 11, а также пункт 5 статьи 29 Устава признаны недействующими быть не могут, поскольку нельзя признать, что были допущены существенные нарушения процедуры принятия оспариваемого решения.

Оценивая на соответствие нормам, имеющим большую юридическую силу, пункт 5 статьи 29 Устава, пункты 1.4, 1.6 оспариваемого решения от 4 сентября 2019 года №11, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок принятия решений по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, как следует из нормы пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяется уставом муниципального образования.

В силу части 3 статьи 43 этого же Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

Пунктом 3 статьи 33 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» предусмотрено аналогичное правовое регулирование.

Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, определены в части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, действующее федеральное законодательство предусматривает два способа принятия муниципальным советом муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Санкт-Петербурга, уставом муниципального образования, решений: принятие муниципальных правовых актов квалифицированным большинством голосов, либо большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Разделение федеральным законодателем способов и порядка принятия решений муниципальным советом муниципального образования основано на оценке существенности принимаемых решений (их особой значимости).

В то же время, в федеральном правовом регулировании не содержится запрета на установление такого порядка принятия (квалифицированным большинством голосов) иных решений, прямо не предусмотренных законом, в том числе по вопросу избрания главы муниципального образования или его заместителя.

Суд полагает, что жители муниципального образования, выражая свою волю через избранных ими депутатов представительного органа местного самоуправления данного муниципального образования, вправе установить не запрещённый законодательством порядок избрания на должность главы муниципального образования или его заместителя, в том числе путём установления условия о квалифицированном большинстве голосов от установленной численности депутатов представительного органа.

Исходя из этого, требования о признании недействующими пунктов 1.4, 1.6 оспариваемого решения, пункта 5 статьи 29 Устава удовлетворению не подлежат.

По аналогичным основаниям не подлежит удовлетворению и требование истцов о признании недействующим пункта 10 статьи 26 Устава в части слов «и настоящим Уставом».

Осуществляя судебную проверку соответствия положений пунктов 2, 4 статьи 34 Устава нормам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют:

представительный орган муниципального образования,

глава муниципального образования,

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),

контрольный орган муниципального образования,

иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2 этой же нормы).

Глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования (пункт 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Согласно статье 10 этого же Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ, муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определённом муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета (часть 1). Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими (часть 2).

Таким образом, муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей выборных должностных лиц, лиц, замещающих муниципальные должности, то есть выполняют единые вопросы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ, муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

В силу части 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, буквальное толкование приведённых норм, подлежащих применению по настоящему делу, даёт убедительную основу для вывода о том, что федеральный законодатель, предоставляя органам местного самоуправления право самостоятельно определять размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, весьма ясно и недвусмысленно указывает на то, что размер должностного оклада муниципального служащего, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, что не предполагает возможность перераспределения указанного нормотворческого полномочия главе муниципального образования.

Федеральный законодатель, относя к компетенции представительного органа муниципального образования вопросы организационной составляющей (утверждение штатного расписания, структуры муниципального совета, размера должностных окладов муниципальных служащих, а также размера дополнительных выплат и порядка осуществления таких выплат), не определяет, до какой степени указанные вопросы подлежат регламентации в муниципальном правовом акте представительного органа.

Иными словами, глава муниципального образования не может в своей деятельности подменять представительные органы местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые наделены собственной компетенцией, в том числе правом на утверждение штатного расписания Аппарата Муниципального Совета с утверждением и установлением размера и порядка оплаты труда муниципальных служащих, в связи с чем они не могут быть лишены возможности реализовать предоставленные им полномочия по указанным вопросам.

Вопреки нормативным требованиям федерального законодательства, установленное в пункте 2 статьи 34 Устава правовое регулирование допускает широкое административное усмотрение главы муниципального образования при разработке вопросов, не относящихся к его компетенции, и, как следствие, не исключает снижение уровня правовых гарантий муниципальных служащих в области оплаты труда, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Таким образом, наделение в пункте 2 статьи 34 Устава главы муниципального образования правом утверждения штатного расписания Аппарата Муниципального Совета в части установления размера и порядка оплаты труда муниципальных служащих в отсутствие соответствующего решения представительного органа местного самоуправления данного муниципального образования вторгается в нормотворческие полномочия компетентного лица (представительного органа местного самоуправления).

Приведённое правовое регулирование, исходя из изложенных выше норм федерального законодательства в области отношений, связанных с прохождением муниципальной службы, признано им соответствующим быть не может.

Учитывая, что структура Аппарата Муниципального Совета, который является подразделением Муниципального Совета, структура которого утверждается представительным органом местного самоуправления, может быть утверждена главой муниципального образования только в соответствии с утверждённой Муниципальным Советом структурой этого представительного органа местного самоуправления, то такое правовое регулирование не входит в противоречие с нормами, имеющими большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 2 статьи 34 Устава в части наделения главы муниципального образования правом утверждения структура Аппарата Муниципального Совета надлежит отказать.

Поскольку действующим законодательством аналогичного исключения в части запрета на утверждение главой муниципального образования должностных инструкций работников Аппарата Муниципального Совета, в которых закрепляются их должностные обязанности, не предусмотрено; требование о признании недействующим пункта 4 статьи 34 Устава удовлетворению не подлежит.

Поскольку Эртманом Д.В. пункты 1.5, 1.5.1 решения Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ от 4 сентября 2019 года №11 оспариваются исключительно по порядку принятия этого решения, на несоответствие этих норм нормам, имеющим большую юридическую силу, административный истец не ссылается, и судом такое несоответствие не установлено, то в удовлетворении иска в данной части надлежит отказать.

В то же время, суд находит заслуживающими внимания доводы административных истцов о несоответствии нормам федерального законодательства абзаца третьего пункта 10 статьи 44 Устава в части слов «любой из перечисленных ниже способов опубликования (обнародования)», а также в части слов «размещение текста муниципального правового акта в течение 30 дней на информационных стендах, расположенных в помещениях Муниципального Совета и Местной Администрации».

Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, её открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, свободу поиска, получения, передачи и распространения информации (пункты 1 и 3 статьи 4).

Перечень способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренный статьёй 6 вышеназванного Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ, не является исчерпывающим и предусматривает (в том числе) такие способы доступа к информации как обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации, размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет», размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведённых для этих целей местах.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведённых для этих целей местах, поэтому само по себе включение в оспариваемую норму Устава положения о возможности такого способа обнародования муниципального нормативного правового акта не противоречит федеральному законодательству, поскольку такой способ доведения до всеобщего сведения жителей муниципального образования нормативных правовых актов, наряду с опубликованием в периодических печатных изданиях, допускается федеральным законодателем.

Анализ законодательства, регулирующего правоотношения в сфере опубликования нормативных правовых актов, позволяет сделать вывод о том, что введение оспариваемыми нормами в качестве единственного, безальтернативного источника официального обнародования нормативных актов, принимаемых представительным органом местного самоуправления, размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведённых для этих целей местах, противоречит основным принципам обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренным пунктами 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ - открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободе поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении права граждан, предусмотренного частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, на ознакомление с текстами правовых актов органов местного самоуправления, действующих на конкретной территории.

В то же время, должны быть определены гарантии доступности каждому жителю муниципальных документов, содержащих положения, затрагивающие его права, свободы и обязанности, в том числе должны быть определены лица, ответственные за своевременность и достоверность обнародования информации, установлены сроки обновления информации, определен порядок ознакомления с актами, снятыми со стенда.

Таким образом, размещение информации о принятых муниципальных правовых актах (обнародование) на информационных стендах, расположенных в помещениях Муниципального Совета и Местной Администрации, в системе действующего правового регулирования не представляет самостоятельный способ обнародования, а лишь его дополняет.

Исходя из этого, абзац третий пункта 10 статьи 44 Устава подлежит признанию недействующим в части слов «любой из перечисленных ниже способов опубликования (обнародования)», а также в части слов «размещение текста муниципального правового акта в течение 30 дней на информационных стендах, расположенных в помещениях Муниципального Совета и Местной Администрации».

Таким образом, подлежат частичному удовлетворению требования административного искового заявления о признании недействующим абзаца 3 пункта 10 статьи 44 Устава в части слов «любой из перечисленных ниже способов опубликования (обнародования)», а также в части слов «размещение текста муниципального правового акта в течение 30 дней на информационных стендах, расположенных в помещениях Муниципального Совета и Местной Администрации», пункта 2 статьи 34 Устава в той мере, в которой они наделяют главу муниципального образования правом утверждения штатного расписания Аппарата Муниципального Совета в части установления размера и порядка оплаты труда муниципальных служащих в отсутствие соответствующего решения представительного органа местного самоуправления данного муниципального образования. В удовлетворении остальной части административных исковых заявлений надлежит отказать.

В связи с частичным удовлетворением требований административных исков Чистяковой С.Л, Карпенкова Е.С, Трошина С.А, Вольского В.А, Афиногенова А.А, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым распределить судебные расходы. Поскольку при подаче административного иска административными истцами уплачена государственная пошлина в общей сумме 300 рублей, то с административного ответчика в пользу каждого из административных истцов в счёт возмещения расходов по уплате государственной пошлины надлежит взыскать по 60 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Чистяковой С.Л., Карпенкова Е.С., Трошина С.А., Вольского В.А., Афиногенова А.А. – удовлетворить частично.

Признать недействующим абзац 3 пункта 10 статьи 44 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ в части слов «любой из перечисленных ниже способов опубликования (обнародования)», а также в части слов «размещение текста муниципального правового акта в течение 30 дней на информационных стендах, расположенных в помещениях Муниципального Совета и Местной Администрации».

Признать недействующим пункт 2 статьи 34 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ в той мере, в которой они наделяют Главу муниципального образования правом утверждения штатного расписания Аппарата Муниципального Совета в части установления размера и порядка оплаты труда муниципальных служащих в отсутствие соответствующего решения представительного органа местного самоуправления данного муниципального образования.

В удовлетворении административных исковых заявлений Чистяковой С.Л., Карпенкова Е.С., Трошина С.А., Вольского В.А., Афиногенова А.А. в остальной части заявленных требований, а также в удовлетворении административного искового заявления Эртмана Д.В., - отказать.

Возложить на Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ обязанность по опубликованию сообщения о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Литейный округ» внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ.

Взыскать с Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Литейный округ в пользу каждого из административных истцов Чистяковой С.Л., Карпенкова Е.С., Трошина С.А., Вольского В.А., Афиногенова А.А. по 60 (Шестьдесят) рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: