Дело №а-24/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 февраля 2016 года г.Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
с участием: прокурора прокуратуры УР Д.Д.С.,
административного истца О.В.В., диплом о высшем образовании 101805 0330939, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ;
представителей:
административного истца П.А.А. – О.Э.В., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, диплом о высшем образовании №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ;
Госсовета УР – Ш.Е.Н., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем образовании №, регистрационный №;
Главы УР в лице Администрации Главы УР и Правительства УР – Ф.Е.Б., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем образовании №, регистрационный №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О.В.В., П.А.А. о признании не действующим со дня принятия Закона Удмуртской Республики № 56-РЗ «О внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики по вопросу защиты прав граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков» в части внесения изменений в п.1 ст.2 - исключения слов «иной гражданско-правовой договор», в части изложения п.5 ст.6 в редакции, содержащей пп.3 «завершения в отношении недобросовестного застройщика конкурсного производства» Закона Удмуртской Республики № 42-РЗ «О мерах по защите прав граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков»,
У С Т А Н О В И Л:
О.В.В., П.А.А. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия Закона УР № 56-РЗ «О внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики по вопросу защиты прав граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков» (далее – Закон № 56-РЗ) в части внесения изменений в п.1 ст.2, ч. 5 ст.6 Закона Удмуртской Республики № 42-РЗ «О мерах по защите прав граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков» (далее – Закон № 42-РЗ).
В ходе рассмотрения дела заявители уточнили заявленные требования и просили признать не действующим со дня принятия Закон № 56-РЗ в части внесения изменений в п.1 ст.2 - исключения слов «иной гражданско-правовой договор», в части изложения п.5 ст.6 в редакции, содержащей пп.3 «завершения в отношении недобросовестного застройщика конкурсного производства» Закона № 42-РЗ.
Свои требования мотивировали тем, что 10 июня 2014 года Государственным Советом УР был принят Закон № 42 – РЗ, который был направлен на защиту прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республике, и он в полной мере защищал их права.
Административные истцы, которые пострадали от действий застройщиков, лишившись приобретенных по договору переуступки прав требования квартир, что подтверждается определением Арбитражного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ (дело № А71-10684/2010), обратились с заявлением о защите их прав в уполномоченный орган в порядке Закона № 42 –РЗ. Во включении в список пострадавших административным истцам ДД.ММ.ГГГГ было отказано ввиду принятия Государственным Советом УР Закона № 56-РЗ.
В частности, этими изменениями в Закон № 42-РЗ внесены изменения в п.1 ст.2 - исключены слова «иной гражданско-правовой договор» и п.5 ст.6 изложен в новой редакции, дополненной пп.3 «завершения в отношении недобросовестного застройщика конкурсного производства».
Считают, что Закон № 56-РЗ противоречит Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 214 - ФЗ), Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ (далее – Закон № 127 – ФЗ), приказу Минрегиона России от 20 сентября 2009 года №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» ( далее – Приказ № 403).
В соответствии со ст. 11 Закона № 214 - ФЗ уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается только после уплаты им цены договора или одновременно с переводом долга на нового участника долевого строительства в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается с момента государственной регистрации договора до момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Из указанной нормы следует, что специальные нормы также предусматривают возможность перемены лица в обязательстве.
Согласно нормам главы 24 Гражданского кодекса РФ перемена лица в обязательстве, уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
Перемена лица в обязательстве, в том числе путем заключения договора уступки права требования, не влечет за собой изменение предмета договора долевого участия, она направлена исключительно на изменение стороны - участника долевого строительства и не нарушает права застройщика или третьих лиц.
В соответствии с Законом №127-ФЗ банкротство застройщиков регулируется параграфом 7. Так, в ходе конкурсного производства участник долевого строительства, чьи требования о передаче жилого помещения включены в реестр требований кредиторов, может рассчитывать на удовлетворение своих требований различными способами, поименованными в законе. В то время как после завершения конкурсного производства в отношении застройщика, в случае если в ходе конкурсного производства его требования не удовлетворены, участник долевого строительства абсолютно законно становится пострадавшим участником строительства - «обманутым дольщиком».
Исключение пострадавшего участника строительства из списка пострадавших участников строительства в случае завершения в отношении недобросовестного застройщика конкурсного производства противоречит предмету Закона №42-РЗ.
В соответствии с п. 17 приказа № 403 «заявитель подлежит исключению из Реестра в случае удовлетворения его требований, а также в случае выявления факта предоставления заявителем заведомо ложных и (или) недостоверных сведений.
Таким образом, очевидно противоречие Закона УР №42-РЗ в редакции Закона УР №56-РЗ приказу Министерства регионального развития России №403 от 20 сентября 2013 года.
Представитель административного ответчика - Госсовета УР Ш.Е.Н. административный иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать. В обоснование своих доводов указала, что Закон № 42-РЗ принят в целях оказания дополнительной помощи гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков. Данные меры помощи как в первоначальной редакции, так и в последующих изменениях приняты в соответствии с чч. 3, 4 ст. 26.3-1 ФЗ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее – Закон № 184-ФЗ) и финансирование данных мероприятий осуществляется субъектом РФ. Соответственно, Государственный Совет УР, внося изменения в Закон № 42-РЗ в оспариваемой редакции, действовал в рамках имеющихся полномочий и финансовых возможностей.
Представитель заинтересованного лица - Главы Удмуртской Республики и Правительства УР Ф.Е.Б. просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Доводы представителя Госсовета УР поддержал и дополнительно указал следующее.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 26.3-1 Закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Оспариваемый Закон Удмуртской Республики не снижает уровня социальных и правовых гарантий граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Напротив, Законом № 42-РЗ (в редакции Закона № 56-РЗ) в отношении отдельных категорий граждан (участников долевого строительства, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестного застройщика) установлены меры поддержки, не предусмотренные на федеральном уровне.
Требования административных истцов фактически направлены на расширение указанной категории граждан, которые могут претендовать на предоставление мер поддержки, осуществляемых Удмуртской Республикой самостоятельно, что не может быть осуществлено судом согласно принципу разделения властей, закрепленному в статье 10 Конституции Российской Федерации.
Понятие договора, приведенное в пункте 1 статьи 2 Закона УР № 42-РЗ (в оспариваемой редакции Закона № 56-РЗ), не ограничивает права участников долевого строительства на уступку прав требований по договору участия в долевом строительстве, предусмотренные главой 24 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и статьей 11 Закона № 214-ФЗ. Подобного запрета оспариваемая норма не содержит и не регулирует правила заключения или исполнения договоров уступки требования. Более того, данное понятие договора включает в себя указание на договор участия в долевом строительстве, право требования по которому может быть приобретено в результате совершения соответствующей сделки уступки требования. Таким образом, понятие договора в оспариваемой редакции Закона УР включает в себя и договоры участия в долевом строительстве, право требования по которым перешло в результате уступки этого права по соответствующей сделке.
Выслушав объяснения участников процесса, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Закон Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 42-РЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков" принят Государственным Советом УР ДД.ММ.ГГГГ N 356-V и зарегистрирован в Управлении Минюста России по УР ДД.ММ.ГГГГ№.
Закон УР от ДД.ММ.ГГГГ N 56-РЗ "О внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики по вопросу защиты прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков" принят Государственным Советом УР 23.06.2015 N 595-V и зарегистрирован в Управлении Минюста России по УР ДД.ММ.ГГГГ N №. Опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, ДД.ММ.ГГГГ.
В частности содержит следующие изменения
Статья 2 Закона № 42 – РЗ Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и понятия:
1) договор - договор участия в долевом строительстве, иной гражданско-правовой договор, на основании которого осуществлено привлечение денежных средств гражданина в целях строительства многоквартирного дома, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
1) договор(в ред. Закона УР от 16.07.2015 N 56-РЗ) - договор участия в долевом строительстве, на основании которого осуществлено привлечение денежных средств гражданина в целях строительства многоквартирного дома, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
Статья 6 Закона 42-РЗ:
часть 5 пострадавший участник строительства подлежит исключению из списка пострадавших участников строительства после предоставления ему новым застройщиком мер, предусмотренных настоящим Законом, с момента регистрации права собственности на жилое помещение, переданное ему новым застройщиком, или перечисления ему новым застройщиком средств денежной выплаты;
часть 5 (в ред. Закона УР от 16.07.2015 N 56-РЗ) пострадавший участник строительства подлежит исключению из списка пострадавших участников строительства в следующих случаях:
1) предоставления ему новым застройщиком мер, предусмотренных настоящим Законом, с момента регистрации права собственности на жилое помещение, переданное ему новым застройщиком, или перечисления ему новым застройщиком средств денежной выплаты;
2) удовлетворения его требований в ходе конкурсного производства в полном объеме;
3) завершения в отношении недобросовестного застройщика конкурсного производства;
4) смерти пострадавшего участника строительства.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5).
Закон N 214-ФЗ регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В силу положений статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть 1). Частью 2 этой статьи предусмотрено, что государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство.
Уполномоченный орган вправе в том числе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 1 части 3). Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4). Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан (часть 7).
По смыслу нормативных положений Закона № 214-ФЗ понимание того, какие участники долевого строительства относятся к пострадавшим гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, для целей защиты нарушенных прав должно быть единым на всей территории Российской Федерации с учетом устанавливаемых на федеральном уровне соответствующих критериев.
Довод заявителя, что внесение изменений в понятие договора, которое используется для целей принятого Закона № 42 – РЗ (в ред. Закона № 56-РЗ), -исключение круга лиц заключивших иной гражданско-правового договор, помимо договора долевого участия, которое тем самым, по мнению заявителей, исключает возможность перемены лица в обязательства, как в их случае заключение договора переуступки прав требования противоречит главе 24 ГК РФ и Закону № 214 – ФЗ, которые предусматривают возможность уступки участником долевого строительства прав требований по договору долевого участия в строительстве многоквартирного дома и соответственно во включении в реестр требований о передаче жилых помещений требований лиц, чье право удостоверено договором уступки прав требования, подлежит отклонению.
Само по себе понятие договора, данное в ст. 2 Закона № 42 – РЗ (в ред. Закона № 56-РЗ) и применяемое для целей данного регионального Закона, никоим образом не противоречит нормам федерального законодательства, не изменяет направленности регионального Закона на защиту прав граждан – участников долевого строительства и не содержит признаков неопределенности его понимания.
Согласно ст. 2 Закона № 42 – РЗ для целей настоящего Закона дано понятие договор - договор участия в долевом строительстве, на основании которого осуществлено привлечение денежных средств гражданина в целях строительства многоквартирного дома, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно чч. 1, 2 ст. 6 Закона N 214 – ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного ч. 3 данной статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
В силу ч. 2 ст. 11 Закона № 214 – ФЗ уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается с момента государственной регистрации договора до момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Согласно ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Понятие договора в оспариваемой редакции Закона № 42 – РЗ включает в себя договоры участия в долевом строительстве, в том числе право требования по которым перешло в результате уступки этого права. Исключение Законом № 56-РЗ из понятия договора «иных гражданско - правовых договоров» не изменило круг лиц, которые являются участниками долевого строительства, в число лиц которых и включаются лица, являющиеся участниками долевого строительства по договору переуступки прав требования. Соответственно, данные изменения не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 4 Закона № 42-РЗ установлено, что список пострадавших участников строительства ведется Уполномоченным органом.
Ведение специальным органом списка пострадавших участников строительства соответствует положениям федерального законодательства, в том числе нормам статей 26.3 и 26.3-1 Закона N 184-ФЗ, и направлено на эффективное предоставление мер финансовой и социальной поддержки за счет средств областного бюджета гражданам - участникам строительства многоквартирных домов, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 26.3-1 Закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Закон № 214 – ФЗ не обязывает субъекты Российской Федерации предоставлять гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, меры финансовой, социальной и иной поддержки.
В то же время федеральное законодательство не препятствует субъекту Российской Федерации своими актами устанавливать свои, дополнительные к федеральным, меры защиты прав отдельных категорий граждан и меры их социальной поддержки. Поскольку финансирование таких мер осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить категорию граждан, на которую распространяется действие дополнительных мер, что, в свою очередь, не влияет на права граждан - участников долевого строительства по защите прав, законных интересов и имущества в соответствии с Федеральным законом о долевом строительстве.
Возможность предоставления мер финансовой и социальной поддержки за счет средств республиканского бюджета гражданам - участникам строительства многоквартирных домов, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, следует из положений статьи 26.3-1 Закона № 184 – ФЗ. В этой связи ведение Уполномоченным органом (которым в настоящее время является Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики) списка пострадавших участников строительства, который позволяет в том числе контролировать адресность предоставляемой за счет республиканского бюджета материальной помощи и учитывать выделяемые и расходуемые средства, федеральному законодательству, вопреки утверждениям заявителей, не противоречит. Приводимые заявителями доводы о несоответствии федеральному законодательству положений пп. 3 ч. 5 ст. 6 Закона № 42 – РЗ не могут быть признаны состоятельными, поскольку не учитывают различий в предназначении реестра, предусмотренного статьей 23 Федерального закона N 214-ФЗ, приказа № 403 и списков пострадавших участников строительства Законом № 42 – РЗ.
Оспариваемый Закон № 42 – РЗ (в ред. Закона № 56-РЗ) не снижает уровня социальных и правовых гарантий граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Напротив, региональным законом в отношении отдельных категорий граждан за счет средств республиканского бюджета установлены меры финансовой, социальной и иной поддержки, не предусмотренные на федеральном уровне.
Из материалов дела видно, что требования заявителей фактически направлены на расширение категорий граждан, которые могут претендовать на предоставление мер социальной и финансовой поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, что не может быть осуществлено судом согласно принципу разделения властей, закрепленному в статье 10 Конституции Российской Федерации.
Сравнительный анализ оспариваемых положений Закона Удмуртской Республики с федеральными нормами позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в системе действующего права, оспариваемые положения Закона не противоречат федеральному законодательству и не нарушают права заявителей.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
О.В.В., П.А.А. отказать в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующим со дня принятия Закона Удмуртской Республики № 56-РЗ «О внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики по вопросу защиты прав граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков» в части внесения изменений в п.1 ст.2 - исключения слов «иной гражданско-правовой договор», в части изложения п.5 ст.6 в редакции, содержащей пп.3 «завершения в отношении недобросовестного застройщика конкурсного производства» Закона Удмуртской Республики № 42-РЗ «О мерах по защите прав граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков».
Опубликовать сообщение о принятом судебном решении в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Главы и Правительства Удмуртской Республики <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме, в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное решение изготовлено судьей « ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Р.Р. Ахкямов