Дело № 3а-24/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Костенко Е.Л.
при секретаре судебного заседания Забоевой Н.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании 05 апреля 2016 г. в г.Сыктывкаре Республики Коми дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Коми к Государственному совету Республики Коми о признании недействующими с момента принятия части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» в части слов «по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми; по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми; по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми» как предусматривающую возможность предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений не по месту их жительства; части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» в части слов «на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда» как предусматривающую возможность предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений не по месту их жительства,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Республики Коми обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному совету Республики Коми о признании недействующими с момента принятия части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» в части слов «по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми; по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми; по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми» как предусматривающую возможность предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений не по месту их жительства; части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» в части слов «на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда» как предусматривающую возможность предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений не по месту их жительства. В обоснование заявленных требований указал, что приведенные нормы Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ противоречат положениям Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Так, федеральным законодательством гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения по месту их жительства на территории субъекта Российской Федерации.
Участвующий в судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал.
Представитель Государственного совета Республики Коми в судебном заседании требования не признал, пояснил, что установленная Законом Республики Коми вариативность поведения для граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, способствует исполнению предписания федерального законодателя в части слов «на территории которого находится место жительства указанных лиц». Закрепив в части 1 статьи 3 различные случаи возможного поведения для граждан при выборе органа местного самоуправления, в который необходимо обратиться, и какое муниципальное образование в Республике Коми на основании части 2 статьи 7 обеспечит жилым помещением, вносит ясность при выборе гражданами правил поведения. Оспариваемые в части нормы Закона Республики Коми согласуются с прописанными в федеральном законодательстве требованиями и приняты в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Представитель главы Республики Коми в судебном заседании заявленные требования не признал, поскольку установленная статьей 8 Федерального закона №159-ФЗ обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений ограничена лишь территорией субъекта Российской Федерации, где находится место жительства указанных лиц, и не ограничивает право субъекта Российской Федерации при принятии законов по установлению иных особенностей определения места предоставления жилых помещений в пределах территории данного субъекта Российской Федерации.
Представители Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и одновременно представители главы Республики Коми в судебном заседании иск не признали, так как согласно действующему законодательству место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно определяться по месту жительства их законных представителей. Оспариваемые положения Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, прав детей-сирот на предоставление им жилых помещений, на выбор места жительства не нарушают. Положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ не установлены ограничения по определению места предоставления жилого помещения при принятии субъектом Российской Федерации законов. Реализуя свои полномочия в области обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно установить порядок обеспечения жилыми помещениями, в том числе и определить место предоставления жилого помещения. Кроме того, абзацем вторым части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ установлено, что жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми. Такой порядок утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 28 марта 2016 г. №152 (приложение №5).
Выслушав объяснения сторон, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 24 пункту 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя законы субъектов Российской Федерации в системе правовых регуляторов юрисдикционных отношений и, в этой связи, предоставляя субъекту Российской Федерации нормотворческие полномочия по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставил их в прямую зависимость от федерального отраслевого законодательства, которым установлены критерии, условия и пределы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (настоящая статья в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
25 декабря 2015 г. в соответствии с федеральными законами «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принят Закон Республики Коми № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», который определяет правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления) мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан.
Указанный Закон Республики Коми опубликован: 26 декабря 2015 г. на официальном портале Республики Коми, сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru); 28 декабря 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru); 30 декабря 2015 г. в журнале «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» (2015, №26, ст.366) и вступил в силу с 1 января 2016 г.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» включение граждан, достигших возраста 14 лет, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) осуществляется по выбору граждан соответствующим органом местного самоуправления:
1) по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми;
2) по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми;
3) по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми.
На основании части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.
В силу части 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация указанной категории граждан права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений поставлена в зависимость от территории субъекта Российской Федерации, в котором у гражданина находится место жительства.
Таким образом, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения указанной категории граждан, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Такие же нормативные положения содержаться в части 1 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан».
Таким образом, часть 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» как предусматривающая предоставление жилого помещения на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда во взаимосвязи с частью 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. № 134-РЗ определяющей включение по выбору граждан в список соответствующим органом местного самоуправления: по месту выявления и первичного учета; по месту нахождения организаций для детей-сирот; по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством) как предусматривающей возможность предоставления жилого помещения не по месту жительства этих лиц, противоречат части 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемые нормативные правовые положения неправомерно ограничивают права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения только в границах муниципального образования, в котором расположено одно из мест, установленных пунктами 1, 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», без учета фактического места жительства указанной категории граждан.
Между тем такое ограничение в силу требований частей 3 и 5 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ссылку представителей заинтересованных лиц на положения абзаца второго части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ и порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми от 28 марта 2016 г. №152 (приложение №5) суд находит несостоятельной, поскольку на дату рассмотрения настоящего дела постановление Правительства Республики Коми от 28 марта 2016 г. являлось недействующим, так как начало действия данного документа с 09 апреля 2016 г.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу с 1 января 2016 г., соответственно, регулировал общественные отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки, суд не находит оснований для признания его отдельных положений недействующими с момента принятия и приходит к выводу о признании их недействующими со дня вступления решения в законную силу, что не противоречит правовой позиции, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
При изложенных выше обстоятельствах, требования прокурора Республики Коми о признании недействующими с момента принятия части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» в части слов «по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми; по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми; по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми»; части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» в части слов «на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда» являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению, вследствие чего данные нормы подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» в части слов «по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми; по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми; по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми»; части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» в части слов «на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда» подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Республика», на официальном интернет-портале Республики Коми http://law.rkomi.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу: часть 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» в части слов «по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми; по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми; по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми»; часть 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» в части слов «на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда».
Сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» в части слов «по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми; по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми; по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми»; части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. №134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» в части слов «на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда» подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Республика», на официальном интернет-портале Республики Коми http://law.rkomi.ru.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с подачей жалобы или представления через Верховный суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2016 г.
Председательствующий Е.Л.Костенко
Копия верна судья Костенко Е.Л.