ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-24/2017 от 16.06.2017 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Административное дело № 3а-24/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ярадаева А.В., при секретаре Ивановой Т.Л., с участием прокурора Арюхиной Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Войченко Н.Ю. к Кабинету Чувашской Республики о признании недействующим пункта 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года № 489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года № 489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148» внесены изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2006 года № 298, от 13 декабря 2007 года № 329, от 2 февраля 2009 года № 29, от 16 октября 2009 года № 331, от 26 марта 2010 года № 86, от 24 февраля 2012 года № 52, от 26 октября 2012 года № 455, от 24 июля 2013 года № 283, от 16 июня 2014 года № 205, от 18 мая 2015 года № 189, от 9 декабря 2015 года № 440, от 27 апреля 2016 года № 149, от 15 июля 2016 года № 288).

Пунктом 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года № 489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148» установлено, что данное постановление вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 22 сентября 2016 года.

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года № 489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148» официально опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru) 25 ноября 2016 года, на Портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» (http://www.cap.ru) 25 ноября 2016 года, в республиканской газете «Вести Чувашии» от 3 декабря 2016 года № 48 (1516), а также в информационном бюллетене «Собрание законодательства Чувашской Республики», 2016, №11, часть 2, статья 1430 (дата выхода 8 мая 2017 года)

Войченко Н.Ю. (далее также - административный истец) обратилась в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением к Кабинету Чувашской Республики о признании недействующим с момента принятия пункта 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года № 489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148».

Как указывает административный истец, администрация г. Алатыря Чувашской Республики заключила с ней как с собственником недвижимости, расположенной на земельном участке с кадастровым номером ..., относящемся к неразграниченной государственной собственности, договор аренды части указанного земельного участка от 18 марта 2011 года, правоотношения по которому регулируются Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148. По мнению административного истца, ретроактивное действие оспариваемого пункта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года № 489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148» противоречит конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, гражданскому и земельному законодательству, а также принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Административный истец Войченко Н.Ю. и ее представитель Высыпков Д.К. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики Маркова Е.В. возражала против удовлетворения заявленного требования, указывая, что оспариваемые положения постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года № 489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. №148» соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Заслушав объяснения представителя Кабинета Министров Чувашской Республики Марковой Е.В., исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеюшим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Арюхиной Ю.М., полагавшей, что административный иск удовлетворению не подлежит, и судебные прения, оснований для удовлетворения административного иска суд не находит.

В силу положений пунктов «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования землей и земельное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Положениями подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктов 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4.1 статьи 14 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» Кабинет Министров Чувашской Республики устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» акты, имеюшие нормативный характер, издаются в форме постановлений

Кабинета Министров Чувашской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики.

Частью 3 статьи 23 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» установлено, что порядок принятия актов Кабинета Министров Чувашской Республики устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики в соответствии с Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики, нормативными правовыми актами Главы Чувашской Республики.

Согласно части 6 статьи 23 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» датой официального опубликования постановления или распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики считается дата первой публикации его полного текста в республиканской газете «Вести Чувашии», информационном бюллетене «Собрание законодательства Чувашской Республики» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Портале органов власти Чувашской Республики в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного выше суд полагает, что при принятии постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года № 489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148» требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие соответствующего нормативного правового акта, форма и вид, в которых орган вправе принимать соответствующий нормативный правовой акт, процедура принятия соответствующего нормативного правового акта и правила введения его в действие были соблюдены.

Суд считает, что оспариваемый пункт 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года № 489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148» соответствует также и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, при введении в действие новых правовых норм и признании утратившими силу прежних, должны, как того требуют статьи 1,2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдаться принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обратная сила новому регулированию не может придаваться, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.

Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

Из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации также следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

К утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится, в частности, принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Как следует из материалов дела, 18 марта 2011 года между администрацией г.Алатыря Чувашской Республики (арендодателем) и Войченко Н.Ю. (арендатором) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно которому Войченко Н.Ю. по адресу: ..., для обслуживания нежилого здания в аренду на срок с 18 марта 2011 года по 18 марта 2060 года предоставлена часть земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером .../95.

Пунктом 2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148, было предусмотрено, что размер годовой арендной платы за земельные участки определяется по следующей формуле:

А = К кад. ст. х К1х К2 х КЗ, где:

А - годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок;

К кад. ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной органами местного самоуправления;

К2 - коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка (приложение);

К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов, устанавливаемый органами местного самоуправления для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пункт 2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148, признан недействующим апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2016 года № 31-АПГ16-7 с момента вступления в силу указанного определения.

Согласно введенному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года №489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148» пункту 1.4 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148, арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 1.2, 1.3, 14, 15.1 названного Порядка, рассчитывается на основании кадастровой стоимости, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, стоимости земельного участка.

В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка и выраженной в процентах ключевой ставки Банка России, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле:

А = СхР, где:

А - арендная плата;

С - кадастровая стоимость земельного участка;

Р - действующая ключевая ставка Банка России.

Пунктом 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года № 489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148» предусмотрено, что годовой размер арендной платы, установленный действующим договором аренды земельного участка, заключенным до вступления в силу названного постановления, подлежит перерасчету с 22 сентября 2016 года (при заключении договора аренды земельного участка после 22 сентября 2016 года - с даты его заключения) в соответствии с Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148 (в редакции указанного постановления).

В случае если годовой размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с абзацем первым данного пункта, больше годового размера арендной платы, установленного действующим договором аренды земельного участка, сохраняется установленный указанным договором размер, арендной платы. При этом данный размер арендной платы по договорам, заключенным на срок более одного года, ежегодно, начиная с 1 января 2017 года, изменяется на размер уровня среднегодового индекса потребительских цен, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на текущий год.

Как видно из возражений Кабинета Министров Чувашской Республики на административное исковое заявление, постановление от 24 ноября 2016 года № 489 было принято в связи с признанием Верховным Судом Российской Федерации недействующим пункта 2 Порядка определения размера арендной, платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148, и в целях приведения указанного Порядка в соответствие с федеральным законодательством.

Из справки администрации г. Алатыря Чувашской Республики от 29 мая года № 01-05-750-10 усматривается, что размер арендной платы по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 18 марта 2011 года до 21 сентября 2016 года определялся на основании положений пункта 2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148, и составлял: в год - 61 522, 84 рублей, в месяц - 5 126,90 рублей, а с 22 сентября 2016 года определяется на основании положений введенного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года № 489 пункта 1.4 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года № 148, и составляет: в год - 12 394,71 рублей, в месяц - 1032,89 рублей.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что распространение действия постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года №489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. №148» на правоотношения, возникшие с 22 сентября 2016 года, противоречит конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, гражданскому и земельному законодательству, а также принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», не могут быть признаны состоятельными.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Войченко Н.Ю. к Кабинету Чувашской Республики о признании недействующим пункта 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 ноября 2016 года №489 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 г. № 148».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации по административным делам в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21 июня 2017 года.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В. Ярадаев