ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-24/2018 от 17.01.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-24/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Никулиной И.А.

при секретаре Шарафиеве П.Р.,

с участием прокурора Самойлова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 17 января 2018 года административное дело по административному иску Заздравных А. И. о признании частично не действующим нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47 утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области. Первоначальный текст постановления опубликован на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" http://www.zakon.kemobl.ru, 17.02.2010.

Указанный нормативный правовой акт устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области, передаваемых в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Пунктом 2.5 Порядка установлена формула определения размера годовой арендной платы в отношении земельных участков, не указанных в пункте 2.2 Порядка, представляющая собой произведение показателей кадастровой стоимости земельного участка (КС), коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка (Кв), коэффициента учитывающего особые условия использования земельного участка (Ку), коэффициента, учитывающего особые категории арендаторов (Кк), коэффициента, учитывающего уровень инфляции (Ки), коэффициента, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки, используемые субъектами малого и среднего предпринимательства, (Кп) и коэффициента перехода (Кпр).

Коэффициент, учитывающий уровень инфляции (Ки), является произведением коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, установленных постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области на каждый год, и определяется по формуле:

,

где,, , - коэффициенты, учитывающие уровень инфляции, установленные постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области на 2010, 2011, 2012 и последующие годы.

Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 20 августа 2015 года N 269, от 29 апреля 2016 года № 168, от 07 июля 2016 года № 277, опубликованными на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" http://www.zakon.kemobl.ru, вступившими в силу со дня официального опубликования – с 21 августа 2015 года, с 04 мая 2016 года и с 13 июля 2016 года соответственно, в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области" вносились изменения, при этом редакция пункта 2.5 Порядка изменений не претерпела.

С принятием 05 июня 2017 года Коллегией Администрации Кемеровской области постановления № 271 оспариваемая редакция пункта 2.5 Порядка, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 N 47, утратила силу.

Заздравных А.И. 03 ноября 2017 г. обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании частично не действующим нормативно-правового акта, в котором, с учетом неоднократных уточнений, просит признать не действующим с 01 января 2016 года пункт 2.5 Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 N 47, действовавшего в период с 01 января 2015 года по 31 июля 2016 года в редакциях постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 20 августа 2015 года N 269, от 29 апреля 2016 года № 168, от 07 июля 2016 года № 277, в части включения в формулу расчета арендной платы за земельные участки произведения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которой определяется размер арендной платы за использование данных земельных участков.

Требования мотивированы тем, что Заздравных А.И. на основании договора № 24 от 27.02.2015 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , на данном земельном участке находятся принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.

Для расчета арендной платы используется коэффициент, учитывающий уровень инфляции (Ки), установленный пунктом 2.5 Порядка, в виде произведения коэффициентов, отражающих уровень инфляции, установленных постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области на 2010, 2011, 2012 и последующие годы. При расчете арендной платы на 2016 год с 01 января 2016 г. без учета введения в действие новой кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области», применен указанный коэффициент, учитывающий уровень инфляции, в размере 1,6694, в результате чего арендная плата возросла в несколько раз, что нарушает права Заздравных А.И., как арендатора.

Полагает, что применение произведения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, установленных для предыдущей кадастровой (базовой) стоимости земельного участка 2009 года, к расчету арендной платы за 2016 год для земель населенных пунктов, не имеет экономического обоснования, носит произвольный характер, не соответствует принципу экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582. Учитывая, что в настоящее время в производстве Арбитражного суда Кемеровской области находится дело № А27-20296/2016 по иску МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» Осинниковского городского округа к Заздравных А.И. о взыскании с него задолженности по арендной плате в размере 157 547, 87 руб. за период с 01 января 2015г. по 31 июля 2016г., оспариваемый пункт 2.5 Порядка в части включения в формулу расчета арендной платы за земельный участок произведения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которой определяется размер арендной платы за использование данных земельных участков, нарушает его права, несмотря на то, что действовавшие в спорный период редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 в настоящее время утратили силу.

Административный истец Заздравных А.И. в суд не явился. Извещен. В соответствии с требованиями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Лапина С.А., действующая на основании доверенности от 16.01.2018, заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержала.

Представитель Коллегии администрации Кемеровской области Рубан Ю.В., действующая на основании доверенности от 11.07.2017 N 15-16/4872, возражала против требований административного истца по доводам письменных отзывов.

Представитель заинтересованных лиц – администрации Осинниковского городского округа и МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» Осинниковского городского округа – Филатьева А.В., действующая на основании доверенностей от 07.06.2017, заявленные требования поддержала.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Самойлова А.А., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу положений пунктов "в", "к" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить указанным федеральным законам.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктом 3 статьи 9 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 г. N 43-ОЗ "О Коллегии Администрации Кемеровской области", статьей 9 Устава Кемеровской области, пунктом 8 статьи 3 Закона Кемеровской области от 04.07.2002 г. N 49-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений" Коллегия Администрации Кемеровской области является высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, в полномочия которого входит установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кемеровской области и предоставленные в аренду без торгов, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. В пределах своих полномочий коллегия издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликован в установленном законом порядке.

Судом установлено, что административный истец является арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенный на территории <адрес>, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов. Данный земельный участок с кадастровым номером имеет площадь 4051 кв.м., вид разрешенного использования: для размещения материального склада ВМ.

Земельный участок арендован на основании договора с администрацией Осинниковского городского округа от 27 февраля 2015 г. N 24, сроком действия с 27 февраля 2015 г. по 27 февраля 2016 г., условия, предусмотренные данным договором, применяются к отношениям сторон, возникшим с 01 января 2015 г. (листы 19-20).

Размер арендной платы по договору приводится в протоколе определения величины арендной платы и рассчитывается в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47 по вышеуказанной формуле, установленной в п. 2.5 Порядка.

Согласно протоколу определения величины арендной платы, справке за использование земельного участка по договору аренды № 24 от 27.02.2015, арендная плата за 2015 и 2016 годы рассчитывалась по спорному земельному участку с применением коэффициента инфляции (Ки), определяемого как произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции за 2010, 2011, 2012 и последующие годы, составившего для 2015 года - 1,4787, для 2016 года – 1,6694 (листы 21,23).

При этом размер арендной платы за пользование спорным земельным участком определен арендодателем на 2016 год с учетом применения одновременно нового размера кадастровой стоимости, утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области», и коэффициента индексации в размере 1,6694, определенного по указанной формуле, в состав которого, в том числе, вошли коэффициенты инфляции, установленные до введения в действие новой кадастровой стоимости.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Данное постановление в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

К числу основных принципов, установленных Постановлением от 16 июля 2009 года N 582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, в том числе и при определении коэффициентов, являющихся одним из составляющих при определении арендной платы.

Принимая во внимание, что оспариваемый повышающий коэффициент инфляции является одним из элементов, на основании которых рассчитывается размер арендной платы, он также должен соответствовать Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июня 2009 года N 582.

Вместе с тем, представителем административного ответчика не приведено надлежащих доказательств экономической обоснованности установленного оспариваемым постановлением коэффициента инфляции (Ки).

В обоснование законности оспариваемого постановления Коллегия администрации Кемеровской области указывает, что, исходя из содержания пункта 2.5 Порядка, коэффициенты инфляции являются неотъемлемым элементом ценообразования арендной платы и подлежат применению вне зависимости от изменения кадастровой стоимости земельного участка. В методологических подходах к определению кадастровой стоимости земельных участков, проводимой массовым методом, не учитываются происходящие в стране инфляционные процессы, и на стоимость земельного участка не влияют. Определяя методику расчета арендной платы и устанавливая указанные коэффициенты, подлежащие применению при расчете арендной платы, уполномоченный орган учитывал установленные Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582 основные принципы ее определения, а также соблюдение баланса интересов землепользователей и органа местного самоуправления, для которого земельные платежи являются бюджетообразующими.

В подтверждение законности определения оспариваемого коэффициента инфляции (Ки) административным ответчиком предоставлено Обоснование применения коэффициентов инфляции к проекту постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 № 47 (листы 159-161, а также заверенная копия, представленная в настоящем судебном заседании).Согласно указанному документу возможность применения коэффициентов инфляции обусловлена периодичностью кадастровой оценки земельных участков и статичностью величины кадастровой стоимости в течение 5 лет. В качестве основных параметров, влияющих на размер арендной платы за землю, указаны вид деятельности арендатора и стоимость земельного участка. Влияние происходящих в экономике инфляционных процессов на вид деятельности арендатора влечет повышение цен на товары и услуги, что приводит к необходимости учета при расчете арендной платы цен, складывающихся на рынке.

В основе применения для расчета арендной платы за текущий экономический момент произведения коэффициентов инфляции за разные временные периоды заложен метод индексации (цепных и базисных индексов), как отношение показателя в отчетном периоде к отношению показателя в базовом периоде.

Согласно представленной методике для определения относительного изменения показателя 2016 года к 2010 году, расчета базисного индекса 2016 года к 2010 году, необходимо либо разделить значение показателя в 2016 году на значение показателя в 2010 году, либо последовательно перемножить отношение показателей в 2011 и 2010 года, 2012 и 2011 годах, 2013 и 2012 годах, 2015 и 2014 годах, 2016 и 2015 годах.

Однако суд полагает, что содержание указанного Обоснования не позволяет сделать вывод о том, что анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, проведены надлежащим образом и применение коэффициента Ки является обоснованным.

Принцип экономической обоснованности означает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка. При определении последней учитываются категория земель, к которой отнесен участок, вид его разрешенного использования, государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих на участке хозяйственную деятельность, и субсидии, предоставляемые таким организациям.

Компетентный государственный орган должен доказать соблюдение принципа экономической обоснованности, представив расчеты, которые показывают доходность земельных участков, документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик участков, и документы, непосредственно подтверждающие проведение расчета величины базовой ставки.

В рассматриваемом случае административный орган не доказал, что применение при расчете арендной платы вошедших в состав коэффициента инфляции (Ки) коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, начиная с 2010 года, соответствует доходности земельных участков с учетом категории земель и вида разрешенного использования. Фактически оспариваемые коэффициенты в отношении арендной платы за землю установлены исходя из экономической целесообразности в отсутствие анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Однако применение этих коэффициентов только для компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не относится к критериям, влияющим на уровень доходности земельных участков.

Кроме того, изложенные в представленном обосновании данные, используемые в расчетах, ничем не подтверждены, ссылок на источники информации не имеется, сведения о том, кем, какими специалистами производилась оценка, на чем основана примененная методика расчета коэффициента инфляции (Ки), и соответствует ли она общему подходу при расчете этого коэффициента, отсутствуют.

Доводы представителя административного ответчика о том, что коэффициенты инфляции, являясь неотъемлемым элементом ценообразования арендной платы, подлежат применению вне зависимости от изменения кадастровой стоимости земельного участка, отклоняются судом в связи со следующим.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного
Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508 (ред. от 22.06.2015), кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Принимая во внимание, что кадастровая стоимость земельного участка является величиной, характеризующей экономическую ценность и доходность конкретного земельного участка, прогнозирование при принятии оспариваемого постановления размера арендной платы за использование земельных участков с применением повышающих размер арендной платы коэффициентов инфляции без учета данных об изменении кадастровой стоимости, как экономической характеристики, также свидетельствует о не проведении экономической оценки факторов, влияющих на доходность земельного участка.

Таким образом, применение оспариваемых коэффициентов, отражающих уровень инфляции, без учета актуализации кадастровой стоимости земельных участков, то есть изменения экономической характеристики земельных участков, является нарушением принципа экономической обоснованности.

Поскольку коэффициент Ки, учитывающий уровень инфляции, является составной частью формулы определения размера арендной платы и непосредственно влияет на ее размер, суд полагает, что включение в формулу расчета арендной платы за земельный участок произведения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которой определяется размер арендной платы за использование данных земельных участков, нельзя признать экономически обоснованным, следовательно, пункт 2.5 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47 (в редакциях постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 20 августа 2015 года N 269, от 29 апреля 2016 года № 168, от 07 июля 2016 года № 277) противоречит пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ и постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582.

При таких данных суд находит обоснованными доводы Заздравных А.И. о противоречии федеральному законодательству постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47 (в редакциях постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 20 августа 2015 года N 269, от 29 апреля 2016 года № 168, от 07 июля 2016 года № 277) в оспариваемой части.

Доводы представителя ответчика о том, что пункт 2.5 Порядка в оспариваемой редакции на момент обращения административного истца в суд утратил силу и его прав и законных интересов не нарушает, а производство по административному делу подлежит прекращению, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм закона.

Право на судебную защиту является основным и неотчуждаемым правом человека, гарантируемым Конституцией Российской Федерации (статьи 17, 19 и 46).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

По общему правилу, установленному Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть оспорен заинтересованным лицом только в случае, если на момент обращения в суд он нарушает или может нарушить либо иным образом затронуть права, свободы и законные интересы заявителя (пункт 3 части 1 статьи 128, статья 208, пункты 4 и 5 части 2 статьи 209 названного кодекса).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 октября 2015 года N 2473-О и в Постановлении от 11 апреля 2000 года N 6-П, проверка судом общей юрисдикции в порядке абстрактного нормоконтроля законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими недопустима вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя.

Утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для реализации закрепленного в части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.

Прежде всего, это касается нормативных правовых актов, хотя и отмененных, но подлежащих применению к правоотношениям, возникшим до их утраты. В данном случае основным фактором, определяющим потребность в судебной защите, является не момент утраты правовой силы нормативного правового акта, а доказанность факта сохранения свойств нормативности у формально прекратившего свое действие нормативного правового акта и факта нарушения таким актом прав, свобод и законных интересов заявителя.

Возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока он непосредственно затрагивает права и законные интересы заинтересованного лица.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 31 марта 2015 года N 6-П, разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, и основанной на них правоприменительной практике, поскольку производство по делу об оспаривании нормативного правового акта ставится в зависимость от того, может ли оспариваемый акт рассматриваться как нарушающий права и свободы заявителя, то в случае подтверждения такой возможности, производство по делу должно быть начато.

Наличие либо отсутствие оснований для признания недействующим нормативного правового акта или отдельных его положений устанавливается в ходе судебного разбирательства.

Как установлено судом, действующая редакция 2.5 Порядка, утвержденного постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47 (в редакции постановления № 271 от 05 июня 2017 года), не содержит требований о применении коэффициента инфляции (Ки0, определяемого как произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции за 2010, 2011, 2012 и последующие годы, согласно его новому содержанию при определении размера годовой арендной платы за земельный участок из земель населенных пунктов применяются коэффициенты, учитывающие уровень инфляции, установленные постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области на 2017 и последующие годы. Данная редакция пункта 2.5 Порядка административным истцом не оспаривается.

За защитой своих нарушенных прав применением пункта 2.5 Порядка Заздравных А.И. обратился 03 ноября 2017 г., то есть в период действия его новой редакции.

Вместе с тем суд полагает, что основания для прекращения производства по делу отсутствуют.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, утратившая силу редакция нормативного правового акта непосредственно затрагивает права и законные интересы Заздравных А.И. до настоящего времени, поскольку в производстве Арбитражного суда Кемеровской области находится дело № А27-20296/2016 по иску МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом» Осинниковского городского округа к Заздравных А.И. о взыскании с него задолженности по арендной плате в размере 157 547, 87 руб. за период с 01 января 2015г. по 31 июля 2016г., то есть за период, когда постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47 действовало в редакциях постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 20 августа 2015 года N 269, от 29 апреля 2016 года № 168, от 07 июля 2016 года № 277 (листы 222-224). Производство по указанному делу приостановлено до вступления в законную силу итогового решения по настоящему административному делу. Соответственно, возможность оспорить частично утративший силу нормативный правовой акт сохраняется у Заздравных А.И. до тех пор, пока данный акт в части, утратившей силу, непосредственно затрагивает его права и законные интересы.

По мнению суда, имеет место доказанность факта сохранения свойств нормативности у формально прекратившего в части свое действие нормативного правового акта и факта нарушения таким актом прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

С учетом изложенного 2.5 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47 (в редакциях постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 20 августа 2015 года N 269, от 29 апреля 2016 года № 168, от 07 июля 2016 года № 277) в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в "Электронном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области".

Руководствуясь ст. ст. 175-179, 215 КАС РФ, суд

решил:

признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 2.5 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года N 47 (в редакциях постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 20 августа 2015 года N 269, от 29 апреля 2016 года № 168, от 07 июля 2016 года № 277) в части применения в формуле определения годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области, передаваемых в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, произведения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, установленных постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области на 2010, 2011, 2012 и последующие годы, в той мере, в которой указанная норма позволяет применять коэффициенты, отражающие уровень инфляции, без учета даты определения и даты начала применения кадастровой стоимости земельных участков, на основании которой определяется размер арендной платы за использование данных земельных участков.

Сообщение о данном решении опубликовать на официальном сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 22 января 2018 года.

Председательствующий - И.А. Никулина