ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-24/2022 от 03.03.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-24/2022

43OS0000-01-2021-000159-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Киров

3 марта 2022 года

Кировский областной суд в составе:

судьи

ФИО1,

при секретаре

ФИО2

с участием прокурора

Шибановой Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП ФИО3

к Министерству имущественных отношений Кировской области

о признании недействующим пункта 258 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2018 № 04-1758, пункта 11749 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542, пункта 12994 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 № 1418

установил:

представитель ИП ФИО3 по доверенности ФИО4, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 258 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2018 № 04-1758, пункта 11749 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542 (далее – Перечни), пункта 12994 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 № 1418.

В обоснование заявленных требований указал, что ФИО3 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и применяет упрощенную систему налогообложения в соответствии со ст. 346.11 НК РФ.

ИП ФИО3 является долевой собственницей объекта недвижимости с кадастровым номером <адрес> наименование – общественное здание; назначение – нежилое здание; количество этажей 5, в том числе подземных 1, площадью 2128,8 м2, кадастровая стоимость которого составляет <данные изъяты> доля в праве - 9757/21073.

Распоряжениями Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2018 № 04-1758, 20.12.2019 № 1542, 24.12.2020 № 1418 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2019, 2020, 2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Указанный объект недвижимости включен в указанные Перечни на 2019 год под пунктом 258, на 2020 год под пунктом 11749, на 2021 под пунктом 12994.

Полагает включение объекта недвижимости в оспариваемые Перечни незаконным, поскольку объект недвижимости не отвечает признакам, предусмотренным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как объект недвижимости не является административно – деловым центром. Так, фактически, подвал строения используется для эксплуатации фитнес-клуба, который используется для оказания социально-культурных услуг населению по организации физкультурных и спортивных мероприятий, 1 этаж используется под склады, 4 этаж не используется, а помещения расположенные на 2 и 3 этажах указанные в экспликации на наименование помещения «кабинет» не являются офисами и могут быть использованы для иных целей.

Просит признать недействующими пункт 258 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2018 № 04-1758, пункт 11749 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542, пункт 12994 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 № 1418.

Административный ответчик – министерство имущественных отношений Кировской области в отзыве и дополнениях к нему указало на соблюдение процедуры принятия и введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов. Кроме того, указало на правомерность включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в качестве неотъемлемой части здания, более 20% площади которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, что следует из данных технического паспорта на здание.

Заинтересованные лица – ООО «Росмассив-плюс», ФИО5, ФИО6 в отзывах исковые требования поддержали, указали, что принадлежащее им помещения требованиям налогового законодательства в части включения недвижимого имущества в Перечни не соответствует, так как здание не является административно–деловым центром.

Заинтересованное лицо – ФГУП «ГРЧЦ» в отзыве на исковое заявление просило в удовлетворении требований иска отказать.

Административный истец ФИО3, в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, представила ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представители административного истца по доверенности ФИО4, ФИО7 доводы и требования административного искового заявления поддержали. Дополнительно пояснили, что исходя из подлежащих учету сведений ЕГРН на здание, а именно наименований входящих в его состав помещений, основания для включения здания, в котором расположено принадлежащее административному истцу помещение, в Перечни отсутствуют.

Представитель административного ответчика – министерства имущественных отношений Кировской области по доверенности ФИО8 против удовлетворения иска возражала, поддержав доводы отзыва на иск. Вновь указала на наличие оснований для включения здания в оспариваемые Перечни по безусловному основанию.

Заслушав объяснения представителей административного истца ФИО4, ФИО7, представителя министерства имущественных отношений Кировской области ФИО8, представителя ФГУП «ГРЧЦ» ФИО9, заключение прокурора Шибановой Н.Е., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ИП ФИО3 является долевой собственницей объекта недвижимости с кадастровым номером <адрес> наименование – общественное здание; назначение – нежилое здание; количество этажей - 5, в том числе подземных 1, площадью 2128,8 м2; кадастровая стоимость которого составляет <данные изъяты>., доля в праве - 9757/21073.

Распоряжениями Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2018 № 04-1758, 20.12.2019 № 1542, 24.12.2020 № 1418 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2019, 2020, 2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Указанный объект недвижимости включен в указанные Перечни на 2019 год под пунктом 258, на 2020 год под пунктом 11749, на 2021 под пунктом 12994.

Указывая, что нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни в отсутствие объективных данных о соответствии объекта недвижимости критериям статьи 378.2 НК РФ, что свидетельствует о нарушении прав административного истца как налогоплательщика, последний обратился в Кировский областной суд с настоящим иском.

Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на предмет соблюдения требованиям нормативных правовых актов, действующих на момент его принятия и устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления его в силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3.1.9 Положения о министерстве государственного имущества Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 № 62-П, полномочия по утверждению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, были возложены на данное министерство.

Согласно пункту 1.11 указанного Положения, пункту 1.2 Распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 № 01-452 «О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области» министерство в соответствии с функциями и полномочиями, установленными разделами 2 и 3 настоящего Положения, вправе издавать индивидуальные правовые акты в форме распоряжений, решений, нормативные правовые акты в форме распоряжений, решений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Кировской области.

В соответствии с пунктом 1.3 Распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 № 01-452 «О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области» источником официального опубликования нормативных правовых актов министерства является официальный сайт министерства государственного имущества Кировской области (www.dgs.kirovreg.ru).

Согласно пункту 6.1 указанного распоряжения нормативные правовые акты министерства вступают в силу после их официального опубликования. Днем официального опубликования считается день первой публикации полного текста нормативного правового акта на официальном сайте министерства в разделе «Нормативные правовые акты министерства».

Оспариваемые Распоряжения от 24.12.2018 № 04-1758, 20.12.2019 № 1542, 24.12.2020 № 1418 опубликованы на официальном сайте Министерства (www.dgs.kirovreg.ru).

Постановлением Правительства Кировской области от 20.10.2017 № 31-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 20.10.2017 № 26» министерство государственного имущества Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области (пункт 1.2).

Постановлением Правительства Кировской области от 15.12.2020 № 668-П «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 07.12.2020 № 170 и передаче некоторых государственных функций и полномочий» министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений Кировской области.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы, порядка их принятия и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.

Проверяя нормативные правовые акты в их оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действие которых распространялось на момент утверждения Перечней, суд учитывает следующее.

В силу части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

С учетом изложенного, нормы Налогового кодекса Российской Федерации приводятся в редакции, действовавшей на момент принятия Распоряжения.

Административный истец, как собственник объекта недвижимости, обязан платить налог на имущество физических лиц, являющийся местным налогом, устанавливаемый в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здания, строения, сооружения, помещения (подпункт 6 пункта 1).

Статьей 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Пункт 7 статьи 378.2 НК РФ, регламентирующей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, обязывает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи (подпункт 1), то есть в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (далее - нежилые помещения).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них признаются объектом налогообложения, налоговая база в отношении которых определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ здание подлежит включению в перечень, если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ здание подлежит включению в перечень, если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из системного толкования приведенных норм применительно к обстоятельствам дела следует, что рассматриваемое нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если расположено в здании являющимся административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом).

Право субъектов Российской Федерации при установлении налога законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества закреплено в части 2 статьи 372, части 2 статьи 378.2 НК РФ).

С 01.01.2017 вступил в силу Закон Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области».

В соответствии со статьей 3 Закон Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), включая помещения в них, за исключением зданий (строений, сооружений) и помещений, находящихся в оперативном управлении органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления Кировской области, областных и муниципальных учреждений.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется по указанным объектам недвижимого имущества, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области на соответствующий налоговый период.

Порядок мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость установлен в рассматриваемый период времени Постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2017 № 375-П «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения», Постановлением Правительства Кировской области от 05.11.2019 № 578-П «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения».

Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 указанного порядка, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 14.07.2017 № 375-П, министерство ежегодно на основании сведений об объектах и правах на них, представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области проводит анализ представленных данных на предмет выявления объектов, соответствующих критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, а также статьей 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 N 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» (далее - критерии).

Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Порядка министерство запрашивает у Кировского областного государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» информацию о назначении объектов на основании документов технического учета (инвентаризации).

Согласно подпункту 2.1.4 пункта 2.1 указанного порядка министерство формирует перечень объектов, подлежащих обследованию на предмет определения вида их фактического использования. В данный перечень включаются объекты, которые соответствуют критериям в части их общей площади, но в отношении которых отсутствует возможность установить вид их фактического использования исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) технического учета (инвентаризации).

Согласно пункту 2.1 порядка, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 05.11.2019 № 578-П, для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления предварительного перечня используются сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются: доступная информация и заявления, касающиеся вида фактического использования объектов недвижимого имущества, поступившие в текущем периоде от собственников объектов недвижимого имущества, в том числе документы технического учета (инвентаризации), информация об объектах недвижимого имущества из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения органов исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области и других органов и организаций, а также сведения актов обследования объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 2.3 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества не осуществляются в отношении объектов недвижимого имущества, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения (офисы и сопутствующая офисная инфраструктура), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

назначение (наименование) здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) установлено для делового, административного, коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка в случае отсутствия информации, позволяющей установить вид фактического использования объектов недвижимого имущества, уполномоченный орган проводит их обследование.

Таким образом, из вышеприведенных норм Порядков, примененных министерством при формировании Перечней на 2019, 2020, 2021 годы следует, что необходимость определения вида фактического использования недвижимого имущества административным ответчиком посредством обследования объекта поставлена в зависимость от возможности установления факта использования имущества в предусмотренных статьей 378.2 НК РФ целях исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) технического учета (инвентаризации) на 2019, 2020, 2021 годы сведений ЕГРН и доступной информации и заявлений, касающихся вида фактического использования объектов недвижимого имущества, поступивших в текущем периоде от собственников объектов недвижимого имущества, сведений органов исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области и других органов и организаций, а также сведений актов обследования объектов недвижимого имущества.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из пояснений представителей административного ответчика в ходе судебного разбирательства, спорное помещение включено в Перечни в рамках процедуры осуществления министерством имущественных отношений Кировской области мероприятий по формированию и актуализации перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, исходя из сведений технического учета – технического паспорта на здание от 18.08.2009, в качестве неотъемлемой части здания с кадастровым номером <данные изъяты>, 39,8% площади которого предусмотрено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно сведениям технического паспорта, а также ЕГРН обозначенное здание является нежилым по назначению, расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> вид разрешенного использования: для эксплуатации объекта (трехэтажное общественное здание – офисы) (том 2 л.д. 146-155, 157-177).

Определив превышающий 20% критерий процентный объем использования здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания исходя из сведений технического паспорта, административный ответчик включил обозначенное здание в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы.

Пунктами 2 Распоряжений министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542, от 24.12.2020 № 1418 определено, что помещения, находящиеся в зданиях, включенных в Перечень, а также помещения, не вошедшие в Перечень, но находящиеся в зданиях, включенных в Перечень, относятся к объектам, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.

Административный истец указывает, что исходя из единственно подлежащих учету сведений ЕГРН на здание, а именно наименований входящих в его состав помещений, основания для включения здания, в котором расположено принадлежащее административному истцу помещение, в Перечни отсутствуют.

Оценив приведенные сторонами доводы, представленные в материалы дела документы технического учета, сведения ЕГРН в отношении объекта недвижимости - здания, суд приходит к выводу о необходимости в данном случае выяснения возможности включения здания и помещений в нем в Перечни объектов недвижимого имущества исходя из фактического использования.

Как следует из материалов дела, здание с кадастровым номером <данные изъяты> имеет назначение - «Общественное здание (офисы), и состоит более чем на 80% из помещений «кабинет», «коридор», «электрощитовая», «аптечный склад», «кладовка», «туалет», «архив», «помещение персонала», «подсобная», «тамбур», «вестибюль», «швейный цех», «умывальная».

Таким образом, наименования и назначение указанных помещений не предусматривают размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, что не позволяет сделать однозначный вывод о том, что здания используются в целях делового, административного и коммерческого назначения.

Поскольку мероприятий по обследованию принадлежащих административному истцу объекта недвижимости с целью определения вида его фактического использования и включения в перечни на 2019, 2020, 2021 годы не проводилось, этот объект не подлежал включению в перечни и по фактическому использованию.

Акт фактического обследования здания, подготовленный в ходе рассмотрения настоящего дела, не может достоверно подтверждать факт использования указанного выше здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры в прошлом, поскольку составлен 11.02.2022, то есть после утверждения оспариваемых перечней.

Таким образом, с учетом представленных в материалы дела доказательств, при отсутствии безусловных признаков, содержащихся в ЕГРН и технической документации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы.

При таких обстоятельствах, оспариваемые положения Перечней не могут быть признаны соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должен быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец как собственник объекта недвижимости является плательщиком налога на имущество за налоговый период 2019, 2020, 2021 годов и признание оспариваемых норм с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней недействующими со дня их принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в размере 300 руб. относятся на административного ответчика и подлежат возмещению административному истцу.

Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ИП ФИО3 удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

пункт 258 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2018 № 04-1758,

пункт 11749 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20.12.2019 № 1542,

пункт 12994 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 № 1418.

Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в источнике официального опубликования нормативных правовых актов Министерства имущественных отношений Кировской области.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Кировской области в пользу ИП ФИО3 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 14.03.2022

Судья

Кировского областного суда

ФИО1

Решение15.03.2022