ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-24/2022 от 06.05.2022 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Дело № 3а-24/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Адыгея в составе

председательствующего Тхагапсовой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Датхужевой З.А.,

с участием прокурора Яриджанова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-24/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Адыгея, администрация муниципального образования «Тахтамукайский район» Республики Адыгея об оспаривании нормативных правовых актов в части,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Верховный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия:

Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 № 458 в части включения в него пункта 5716 объекта недвижимости с кадастровым номером 01:05:0200166:3714, наименование – административное, общая площадь 295,4 кв.м, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, <адрес>;

Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 № 370 в части включения в него пункта 4492 объекта недвижимости с кадастровым номером 01:05:0200166:3714, наименование – административное, общая площадь 295,4 кв.м, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, <адрес>;

Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденный Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2021 № 430 в части включения в него пункта 4252 объекта недвижимости с кадастровым номером 01:05:0200166:3714, наименование – административное, общая площадь 295,4 кв.м, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, <адрес>.

В обоснование требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости: административного здания, с кадастровым номером 01:05:0200166:3714, площадью 295,4 кв.м, <адрес>, расположенного на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 01:05:0200166:17, площадью 3369+/-20.32 кв.м, категория земель, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных помещений, по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Респ. Адыгея, р-н Тахтамукайский, пгт. Яблоновсикй, <адрес>.

Приказами Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 № 458 (пункт 5716); от 30.12.2020 № 370 (пункт 4492); от 29.12.2021 № 430 (пункт 4252), размещенными на официальном сайте исполнительных органов государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принадлежащее ФИО2 административное здание с кадастровым номером 01:05:0200166:3714, площадью 295,4 кв.м, расположенное по адресу: Республика Адыгея, р-н Тахтамукайский, пгт. Яблоновский, <адрес> было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечни на 2020, 2021 и 2022 годы).

Указанные Приказы Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в части включения принадлежащего ФИО2 нежилого помещения в Перечни на 2020, 2021 и 2022 годы административный истец полагал незаконными и недействующими с момента издания, поскольку спорное административное здание не используется под офис либо под коммерческую (торговую) деятельность, расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: для эксплуатации производственных помещений, в связи с чем, не отвечает признакам объектов, подлежащих включению в Перечень по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Указал, что включение указанного объекта недвижимости в Перечни на 2020, 2021 и 2022 годы влечет нарушение прав как налогоплательщика, поскольку неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 по доверенности – ФИО4 (л.д. 47) заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности – ФИО5 полагал административный иск не подлежащим удовлетворению. Поддержал представленный и приобщенный в материалы административного дела письменный отзыв председателя Комитета ФИО6 от 21.03.2022 № 01-1183, с возражениями на заявленные требования ФИО2 По мнению административного ответчика, спорное административное здание с кадастровым номером 01:05:0200166:3714 правомерно включено в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса РФ на основании данных филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгея, поскольку указанный объект капитального строительства имеет назначение – Нежилое здание, наименование – «Административное здание», что соответствует критериям, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 59, 60).

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» Республики Адыгея по доверенности – ФИО7 против удовлетворения административного искового заявления возражала, поддержала позицию, изложенную в отзыве административного ответчика, а, также, ссылалась на Акт обследования земельного участка от 25.04.2022, проведенного администрацией муниципального образования.

Прокурор Яриджанов А.В., участвующий в деле, в своем заключении полагал административное исковое заявление ФИО2 подлежащим удовлетворению.

Административный истец ФИО2, представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгея в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, сведений о причинах неявки суду не сообщили.

Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как здание (строение, сооружение), предназначенное для использования или фактически используемое в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3).

По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования и фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом, ФИО2 является собственником нежилого помещения – административного здания, с кадастровым номером 01:05:0200166:3714, площадью 295,4 кв.м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, р-н Тахтамукайский, пгт. Яблоновский, <адрес> (л.д. 14 – 15 об.).

Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 № 458, Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 № 370, Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2021 № 430 утверждены Перечени объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Республики Адыгея, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 годы на основании Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183 «О налоге на имущество организаций», подпункта «а» пункта 45 Положения «О Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.07.2008 № 118, Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 14.04.2017 № 59 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений» (л.д.61-69).

Вышеназванные приказы приняты Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям в пределах предоставленных полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие.

Пунктами 5716, 4492, 4252 Перечней на 2020, 2021, 2022 годы соответственно, спорный объект капитального строительства – административное здание с кадастровым номером 01:05:0200166:3714, площадью 295,4 кв.м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, р-н Тахтамукайский, пгт. Яблоновский, <адрес> включено административным ответчиком в оспариваемые в части Перечни на основании сведений ЕГРН и данных, полученных от филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея» от 21.11.2019 № 1-25/3225, от 05.11.2020 № 1-25/2842, от 01.09.2021 № 1-25/2228 согласно которым, данное нежилое строение имеет наименование «Административное здание» (л.д. 70-75).

Таким образом, из материалов административного дела усматривается, что, единственным основанием, послужившим для включения Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям спорного нежилого здания в оспариваемые Перечни на 2020, 2021, 2022 годы, явилась информация, представленная ФКП Росреестра, о том, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером 01:05:0200166:3714 имеет наименование – «Административное здание».

Между тем, лишь указание в Едином государственном реестре недвижимости наименования «Административное здание» для включения спорного объекта недвижимости в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы суд полагает недостаточным, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов административного дела, спорный объект недвижимости с кадастровым номером 01:05:0200166:3714 расположен на земельном участке с кадастровым номером 01:05:0200166:17, площадью 3369+/-20.32 кв.м, категория: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для эксплуатации производственных помещений», адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Респ. Адыгея, р-н Тахтамукайский, пгт. Яблоновский, <адрес> (л.д. 18, 18-об.).

Согласно данным Технического паспорта на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, <адрес>, истребованного судом из филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Республике Адыгея, на земельном участке расположены: Административное здание (литер А), Котельная (литер а), Цех (литер Г), Склад (литер Г1), сторожка (инвентаризационное дело № 1639).

Таким образом, представленные в дело и исследованные доказательства свидетельствуют о расположении на указанном земельном участке с кадастровым номером 01:05:0200166:17 целого производственного комплекса, что не позволяет придти к однозначному выводу об отдельном размещении на нем самостоятельного административного здания.

В таком случае указание в Едином государственном реестре недвижимости наименования объекта «Административное здание» для отнесения его к категории зданий исключительно административного назначения недостаточно, и возможность его включения в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества должна устанавливаться с учетом его фактического использования.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Порядок определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Республики Адыгея, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на очередной налоговый период, утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14.04.2017 № 59.

Однако доказательств того, что административным ответчиком – Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям проводились мероприятия по обследованию здания и помещений в нем с целью определения вида их фактического использования на момент включения указанного здания в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы в материалы дела не представлено.

Более того, на основании определения суда в ходе рассмотрения дела заинтересованным лицом – администрацией муниципального образования «Тахтамукайский район» Республики Адыгея в составе членов Комиссии осуществлено обследование фактического использования спорного объекта недвижимости с кадастровым номером 01:05:0200166:3714, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, <адрес>. Согласно Акту обследования от 25.04.2022 установлено, что на земельном участке категории: «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «Для эксплуатации производственных помещений», площадь земельного участка 3369 кв.м, расположены смежные объекты капитального строительства, в которых, согласно размещенной рекламе, осуществляется предпринимательская деятельность по изготовлению окон, дверей и балконов. Непосредственное обследование нежилого помещения с наименованием «Административное здание» не представилось возможным в связи с отсутствием доступа на данный объект.

При таких обстоятельствах, в виду отсутствия в деле достаточных допустимых доказательств, с достоверностью свидетельствующих о соответствии нежилого строения критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни объектов недвижимого имущества на 2020, 2021 и 2022 годы, а также, учитывая разрешенный вид использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, суд полагает заслуживающими внимания доводы административного истца о необоснованном включении здания в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы, что влечет нарушение его прав как налогоплательщика вследствие незаконного возложения обязанности по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно обращал внимание на обязательную экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного применения, влекущего ущемление материального положения граждан (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 46-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика», Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 № 374-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Торговый мир» на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»).

Вследствие изложенного, оспариваемые пункты 5716, 4492, 4252 Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022 годы соответственно, суд находит не соответствующими положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а, административный иск о признании указанных пунктов Перечня недействующими – подлежащим удовлетворению.

Так как ФИО2 является плательщиком налога на имущество за 2020, 2021, 2022 годы, и признание пунктов Перечней недействующими с момента принятия настоящего решения не достигнет целей восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает, что оспариваемые в части нормативно-правовые акты необходимо признать недействующими со дня их принятия.

Согласно подпунктам 2, 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании, а также на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея.

В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Вследствие удовлетворения заявленных административных исковых требований, на основании вышеприведенной нормы процессуального права, с административного ответчика в пользу административного истца ФИО2 подлежат взысканию понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей (л.д. 6).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО2ФИО10 Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, заинтересованные лица заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Адыгея, администрация муниципального образования «Тахтамукайский район» Республики Адыгея об оспаривании нормативных правовых актов в части, удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия пункт № 5716 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2019 года № 458,

признать недействующим с момента принятия пункт № 4492 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2020 года № 370,

признать недействующим с момента принятия пункт № 4252 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2021 года № 430.

Взыскать с Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в пользу ФИО2 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygeya.ru), размещению на официальном сайте Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции (354000, г. Сочи, ул. Советская, д. 26а) через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий – Е.А. Тхагапсова