ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-250/19 от 21.08.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-250/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе

председательствующего судьи Запаровой Я.Е.

при секретаре Морозовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Алтайского края в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании решения ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении тарифов на водоотведение, оказываемое обществом с ограниченной ответственностью «Барнаульский Водоканал» потребителям муниципального образования <адрес> Алтайского края, на 2015-2019 годы» недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее также – Управление) от ДД.ММ.ГГ*** «Об установлении тарифов на водоотведение, оказываемое обществом с ограниченной ответственностью «Барнаульский Водоканал» потребителям муниципального образования <адрес> Алтайского края, на 2015-2020 годы» изменен метод регулирования тарифов на водоотведение с метода экономически обоснованных расходов (затрат) на метод индексации.

Приложением 2 решения установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на водоотведение с применением метода индексации для общества с ограниченной ответственностью «Барнаульский Водоканал» (ОГРН 1042201872800, ИНН 2221064060) на 2015-2019 годы, в том числе утвержден базовый уровень операционных расходов в размере 322 062,82 руб. на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Приложением *** (в редакции решения Управления от ДД.ММ.ГГ***) установлены тарифы на водоотведение, оказываемое обществом с ограниченной ответственностью «Барнаульский Водоканал» потребителям муниципального образования <адрес> Алтайского края, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 17,55 руб./куб.м, для населения – 21,06 руб./куб.м, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 13,79 руб./куб.м, для населения – 16,55 руб./куб.м.

Первый заместитель прокурора Алтайского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***) со дня принятия в части определения базового уровня операционных расходов в размере 322 062,82 тыс.руб., с ДД.ММ.ГГ - в части установления тарифа на водоотведение на 2019 год.

В обоснование административных исковых требований прокурор ссылается на противоречие нормативного правового акта в части определения базового уровня операционных расходов пунктам 13,25,26 Правил регулирования тарифов, статье 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения в связи с включением в расчет базового уровня расходов на дополнительное премирование организации, экономическая обоснованность которых не подтверждена; дополнительное премирование в размере 15% на постоянной основе в течение долгосрочного периода регулирования (2015-2019 г.г.) не подтверждается локальными актами Общества; корректировка НВВ в 2016-2019 г.г. производилась без учета отклонений фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов, от их плановых значений. Тарифы на 2019 год оспариваются в связи с неверным определением, по мнению административного истца, размера необходимой валовой выручки: в нарушение пункта 14 Методических указанийпо расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведениядоходы регулируемой организации за счет взимания платы за сброс в систему водоотведения загрязняющих веществ в отсутствие в инвестиционной программе Общества финансирования мероприятий за счет взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод, отсутствие доказательств направления полученных доходов на внесение планы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненного водному объекту, в необходимую валовую выручку Общества не включены. Расходы на социальные нужды, включенные Управлением в необходимую валовую выручку в составе нормативной прибыли в соответствии с коллективным договором, по своему составу не соотносятся со статьей 270 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.5-12,т.1).

Административный ответчик в письменных возражениях полагает административный иск не подлежащим удовлетворению, указывая на соблюдение процедуры принятия нормативного правового акта и внесения изменений в него, а также соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части действующему законодательству (л.д.104-127,т.1).

Заинтересованное лицо ООО «Барнаульский Водоканал» (далее также – Общество) в письменных возражениях полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по тем же основаниям (л.д.226-232, т.2, л.д.192-193,т.3).

В судебном заседаниипрокурор отдела прокуратуры Алтайского края <данные изъяты> административные исковые требования первого заместителя прокурора Алтайского края поддержала.

Представители административного ответчика <данные изъяты> заинтересованного лица ООО «Барнаульский водоканал» <данные изъяты> возражали против удовлетворения требований.

Представители заинтересованных лиц Правительства Алтайского края, комитета по энергоресурсам и газификации администрации <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, письменные возражения на административный иск не представили, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГ*** (далее по тексту – Методические указания).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5Федерального закона №416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Оспариваемый нормативный правовой акт и решения о внесении изменений в него приняты органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным на установление тарифов в сфере водоотведения в соответствии с пунктом 4.45.3 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, при наличии необходимого кворума правления управления, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия и порядка опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.

В соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона №416-ФЗ в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.

Из материалов дела следует, что ООО «Барнаульский Водоканал» осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории <адрес>

По заявлению ООО «Барнаульский Водоканал» от ДД.ММ.ГГ Управление открыло тарифное дело о переходе в 2015 году с метода экономически обоснованных расходов (затрат) на метод индексации и об установлении тарифов на водоотведение на 2015-2019 годы(л.д.1-3, т.2).

На основе анализа представленных с заявлением от ДД.ММ.ГГ регулируемой организацией документов специалистами Управление подготовлено экспертное заключение, согласно которому базовый уровень операционных расходов определен для Общества в размере 322 062,82 руб., необходимая валовая выручка на 2015 год – 537 310,16 тыс. руб. (л.д.211-246, т.1).

При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования).

При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, к которым в том числе относится базовый уровень операционных расходов, включаемых в текущие расходы регулируемой организации (пункты 58,75, подпункт «а» пункта 79 Основ ценообразования).

Согласно пункту 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21-23, 39-42, 48-52 Основ ценообразования.

В составе производственных, ремонтных и административных расходов учитываются, в том числе расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды соответственно основного производственного персонала, ремонтного персонала, административно – управленческого персонала (подпункт «г» пункта 39, подпункт «в» пункта 40, подпункт «б» пункта 41 Основ ценообразования).

Размер фонда оплаты труда определяется согласно Методическим указаниям с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также прогнозного индекса потребительских цен (пункт 52 Основ ценообразования).

Согласно пункту 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к данным Методическим указаниям.

Приложение 2.2 Методических указаний предусматривает включение в фонд оплаты труда выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда на 1 работника в месяц (строка 2.7), текущее премирование (строка 2.8), дополнительное премирование, включая вознаграждение за выслугу лет (строка 2.9).

ООО «Барнаульский Водоканал», обращаясь с заявлением об установлении тарифов на 2015-2019 годы, заявило численность производственного персонала - 920,9 чел., размер фонда оплаты труда – 328 080,9 тыс. руб. (в том числе выплаты по строке 2.7 – 17%, по строке 2.8 – 50%, по строке 2.9 – 15%), ремонтного персонала – 109,7 чел., размер фонда оплаты труда – 15 375,1 тыс. руб. (в том числе выплаты по строке 2.7 – 13%, по строке 2.8 – 50%, по строке 2.9 – 20%), административного персонала – 307,7 че., размер фонда оплаты труда - 128 133,3 тыс. руб. (в том числе выплаты по строке 2.7 – 12,5%, по строке 2.8 – 50%, по строке 2.9 – 19%).

При определении фонда оплаты труда в составе базового уровня операционных расходов регулирующий орган исходил из той же численности персонала и,проанализировав представленный заявителем Свод по видам начислений за 2013 год (страницы 394-402 Приложения к административному делу),установил для производственного персонала размер выплат, связанных с режимом работы, - 15%, по текущему премированию – 10%, дополнительному премированию – 15%; для ремонтного персонала размер выплат, связанных с режимом работы, - 13%, текущего премирования – 10%, дополнительного премирования – 15%; для административного персонала размер выплат, связанных с режимом работы, - 12%, текущего премирования – 10%, дополнительного премирования – 15% (приложения 6,6.1 к экспертному заключению, л.д.236-238, т.1).

В рамках настоящего административного дела административный истец полагает необоснованным расчет дополнительного премирования в размере 15% (строка 2.9).

Согласно абзацу первому статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Премирование - это один из видов поощрения работников, которые добросовестно исполняют трудовые обязанности (статья 191 Трудового кодекса Российской Федерации).

Действовавшее на дату вынесения решения от ДД.ММ.ГГ об утверждении базового уровня операционных расходов Отраслевое соглашение в жилищно – коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 г.г., утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения ДД.ММ.ГГ (листы 161-189 Приложения к административному делу), предусматривает в пункте 2.8.2 включение в расходы (средства), направляемые на оплату труда, тарифной составляющей расходов, которая рассчитывается исходя из суммы месячных тарифных ставок (должностных окладов, подпункт 2.8.1), и средств, направляемых на премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты в составе средств на оплату труда, которые формируются согласно коллективным договорам (подпункт 2.8.2), в том числе доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты (надбавки) стимулирующего характера, размер и порядок установления которых определяется в организации, премии за основные результаты производственно – хозяйственной деятельности, по итогам работы за год по результатам деятельности в отчетом периоде, ежемесячные вознаграждения за выслугу лет, иные виды премирования, выплаты компенсационного характера за работу вне места постоянного проживания или в местностях с особыми климатическими условиями.

По строкам2.8,2.9 (текущее и дополнительное премирование) Управлением согласно представленному расчету и показаниям свидетелей (л.д.6-7,24-26, т.3, л.д.37-38, т.4) проанализирован фактический уровень выплат за 2013 год и учтены расходы ООО «Барнаульский Водоканал» на выплату персональных надбавок к окладу за совмещение должностей/профессий, увеличение объема работ, расширение зоны обслуживания, руководство бригадой, дополнительный отпуск за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях труда, месячная премия, разовая премия, дополнительные выплаты и иные разовые премии), общий размер премирования определен как отношение суммы расходов к сумме тарифной составляющей (16696,918/66055,835=25,3%), из общего размера премирования 10% отнесены к текущему премированию (что согласуется с разделом 3.1.3 Положения об оплате труда работников ООО «Барнаульский Водоканал», утв. приказом ООО «Барнаульский Водоканал» от ДД.ММ.ГГ*** (л.д.270 приложения к административному делу), и пунктом 2.8.2.5 Отраслевого соглашения о размере ежемесячного вознаграждения в пределах 15% тарифной составляющей) и 15% - к дополнительному премированию (по каждому виду персонала).

Доводы административного истца о том, что учтенные по строкам 2.8, 2.9 отдельные выплаты (за совмещение профессий/должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, за руководство бригадой) в силу статей 149-151 Трудового кодекса Российской Федерации, подпункта 2.8.2.1 Отраслевого соглашения относятся к выплатам, связанным с режимом труда, учитываемым по строке 2.7 Приложения 2.2 Методических указаний, заслуживают внимания.

Между тем, поскольку обоснованность включения отдельных выплат в фонд оплаты труда не оспаривается лицами, участвующими в деле, а в результате перераспределения выплат между различными строками таблицы фонда оплаты труда при обоснованном включении соответствующих расходов в целом размер фонда оплаты труда в составе базовых операционных расходов не меняется, суд не находит оснований для признания недействующим утвержденного административным ответчиком в Приложении 2 оспариваемого решения параметра долгосрочного параметра регулирования - базового уровня операционных расходов на 2015-2019 годы.

Действительно, как пояснял представитель административного истца в ходе рассмотрения административного дела, в ходе проверки первоначально представленный прокурору расчет размера дополнительного премирования по строке 2.9 совпадал с расчетом по строке 2.7, представленного в ходе рассмотрения административного дела (л.д.23,245, т.3), однако, как установлено в результате допроса эксперта <данные изъяты>. (л.д.256-257,т.3), данный первоначальный расчет был представлен с ошибочным указанием на строку 2.9.Достоверность показаний свидетеля в данной части подтверждается включенными в расчет выплатами, связанными с режимом труда, учитываемыми по строке 2.7.

То обстоятельство, что в экспертном заключении отсутствует подробный расчет размера дополнительного премирования, само по себе не является основанием для признания решения в оспариваемой части недействующим; на странице 16 экспертного заключения указано регулирующим органом на расчет премиальной составляющей в соответствии с подтверждающими документами (л.д.226, т.1).

В части административных исковых требований о признании не действующими тарифов на водоотведение на 2019 год, установленных оспариваемым решением, суд приходит к следующим выводам.

По заявлению ООО «Барнаульский Водоканал» от ДД.ММ.ГГ открыто тарифное дело о корректировке тарифов на водоотведение, оказываемое потребителям муниципального образования <адрес> Алтайского края, на 2019 год (л.д.104-106, т.2).

На основе анализа представленных Обществом документов специалистами в соответствии с нормами Методических указаний произведена корректировка необходимой валовой выручки, которая на 2019 год определена в размере <данные изъяты>. (л.д.90-100, т.2).

Согласно подпункту «к» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, в том числе расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии).

Подпункт «а» пункта 16Основ ценообразования предусматривает исключение при установлении тарифов из необходимой валовой выручки экономически не обоснованных доходов прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

Согласно пункту 14 Методических указаний доходы регулируемой организации от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод не учитываются при расчете необходимой валовой выручки в случае, если они направляются целевым образом на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненного водному объекту, и финансирование мероприятий инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения.

Доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации в случае, если они направляются целевым образом на финансирование мероприятий инвестиционной и (или) производственной программы регулируемой организации.

При этом специальные нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления и внесения платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод (ПДК), устанавливают, что плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Алтайского края носит целевой характер и направляется организацией ВКХ на обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков, выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод, снижению концентраций загрязняющих веществ и обеспечению соблюдения НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также на восстановление сетей и сооружений системы канализации (пункт 27 Порядка внимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Алтайского края, утв. постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***).

С ДД.ММ.ГГ введен в действие пункт 123 (5) Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***, предусматривающий, что средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.

На основе системного толкования указанных норм доходы регулируемой организации от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод, от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в случае, если они не расходованы целевым образом, являются экономически не обоснованными доходами, подлежащими учету при расчете необходимой валовой выручки.

В ходе рассмотрения административного дела административный ответчик и заинтересованное лицо (регулируемая организация), допрошенные свидетели поясняли, что доходы в виде полученной Обществом от абонентов платы за превышение нормативов загрязняющих веществ, а также платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения носят «штрафной» характер, не являются плановыми доходами и анализируются по факту их получения. Расходы, произведенные за счет доходов от целевой деятельности (платы за превышение нормативов загрязняющих веществ, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), не заявлялись организацией при установлении тарифов и их корректировке, что подтверждается раздельным учетом доходов и расходов по деятельности, осуществляемой за счет тарифных источников доходы, и деятельности за счет доходов от платы за сброс сточных вод с превышением нормативов, негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; соответствующие расходы не учтены дважды (при расчете тарифа и за счет целевой деятельности), в связи с чем тариф установлен в экономически обоснованном размере.

В целях проверки доводов стороны административного ответчика судом исследованы документы по раздельному учету доходов и расходов за 2015-2017 годы (в которых получены указанные в административном иске доходы с учетом переходящего остатка на 2017 год), фактические сметы расходов ООО «Барнаульский Водоканал» за 2015,2016 годы, планы текущего и капитального ремонтов на 2015-2016 г.г., отчеты о выполнении планов текущего и капитального ремонтов за 2015-2016 г.г., планы о мероприятиях и отчеты о целевом расходовании средств в виде платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ за 2015-2017 г.г., отчеты о выполнении мероприятий о целевом расходовании средств в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 2015-2016 г.г.

Как установлено судом, доходы от платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод за 2015 год составили 31 332 951,91 руб., за 2016 год - 40 802 212,57 руб. (суммы за вычетом НДС, л.д.138,112 т.4). В оборотно – сальдовых ведомостях соответствующая строка доходов указана «прием сброса загрязняющих веществ» (л.д.47,64, т.2) и включает плату за сброс загрязняющих веществ как в пределах нормативов, так и с превышением нормативов, тогда как в пункте 14 Методических указаний регулируется вопрос учета платы только за превышение нормативов, в связи с чем ссылки административного истца на весь объем платы по соответствующей строке оборотно – сальдовых ведомостей не соответствует буквальному содержанию приведенного пункта Методических указаний.

Фактические расходы ООО «Барнаульский Водоканал» за счет указанной платы в 2015 году составили 57 190 671,12 руб., в 2016 году - 39 531 080, 16 руб., расходы 2017 года (за счет доходов 2016 года) – 1 274 351,85 руб. (л.д.111,112, т.4).

Комитетом по энергоресурсам и газификации администрации <адрес>, заместителем главы администрации <адрес> по городскому хозяйству утверждены отчеты о выполнении мероприятийпо использованию средств, собранных с абонентов ООО «Барнаульский Водоканал» за сброс сточных вод с превышением нормативов ДК, за 2015 год на сумму 62 399 414 руб., за 2016 год – на сумму 16 742 097 руб., за 2017 год (в котором расходован остаток 2016 года) – 48 899 196 руб. (л.д.5,7-8, т.5, л.д.149-150,т.4).

Таким образом, доходы Общества за 2015-2016 г.г. в виде собранной с абонентов платы за сброс сточных вод с превышением нормативов не превысили расходы Общества за те же периоды.

Расходы ООО «Барнаульский Водоканал», профинансированные за счет доходов от платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод, за 2015 год(57 190 671,12 руб., л.д.138, т.4), включают: 3 571 600 руб. – расходы на уплату налога на прибыль, 4 355 500,44 руб. – расходы на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, 49 321 321,1 руб. – расходы на мероприятия, реализуемые в целях компенсации вреда, причиненному водному объекту, за вычетом восстановленного резерва по сомнительным долгам 56 750,42 руб.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, внесенная Обществом в 2015 году не за счет тарифа, а за счет целевой деятельности в размере 4 355 500,44 руб., указана в смете расходов организации по видам деятельности за 2015 год в соответствующей строке расходов по целевой деятельности (пункт 7.3) при подаче заявления о корректировке тарифа на водоотведение на 2017 год (страницы 43-50 тома 1 тарифного дела на холодную воду и водоотведение на 2017-2019 г.г.).На сумму расходов в указанном размере, произведенных не за счет тарифа, скорректирован (уменьшен) размер НВВ на 2017 год в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования (л.д.128, т.4).

Расходы на мероприятия, реализуемые в целях компенсации вреда, причиненного водному объекту, в размере 49 320 321,1 руб. состоят из расходов на приобретение оборудования (41 634 573,02 руб.) и прочих расходов (7 685 748,08 руб., в том числе на получение свидетельств, заключений деклараций, аттестатов, лицензий, аттестацию рабочих мест, химические реагенты, ГСМ, лабораторные исследования, аренду земли и РКО, банковский комиссии).

Расходы по отдельным строкам в отчете о доходах и расходах (л.д.138, т.4) согласуются с размерами по соответствующим строкам сметы расходов по видам деятельности за 2015 год, представленной в материалы тарифного дела (страницы 43-50 дома 1 материалов тарифного дела на 2017-2019 г.г.), а целевое расходование средств подтверждается планом мероприятий по использованию средств, собранных с абонентов ООО «Барнаульский Водоканал» за сброс сточных вод с превышением нормативов ДК на 2015 год, и отчетом о выполнении мероприятий, утвержденных администрацией <адрес> на сумму 62 399 414 руб. (л.д.156-157, т.3, л.д.10-13, т.4).

Сумма 39 531080,16 руб. (расходы 2016 года за счет платы за сброс сточных вод с превышением нормативов, л.д.138,т.4) включает расходы на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (44 932 руб.), расходы на мероприятия, реализуемые в целях компенсации вреда, причиненного водному объекту (25 308 214,36 руб., включая покрытие расходов 2015 года, в котором расходы превысили доходы), расходы на уплату налога на прибыль и прочие налоговые обязательства (6 449 654,51 руб.) с учетом резерва по сомнительным долгам (7 728 279,29 руб.).

Учтенный при корректировке НВВ на 2018 год размер фактически внесенной Обществом в 2016 году платы за негативное воздействие на окружающую среду (4688,59 тыс.руб.) не включает сумму44 932 руб., которая внесены в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с корректировками за 2013-2014 г.г., не вошедшие в спорный долгосрочный период регулирования 2015-2019 г.г. (л.д.211-212, т.4).

Расходы 2016 года на мероприятия в целях компенсации вреда, причиненного водному объекту, включают затраты на приобретение основных средств (24 482 553,64 руб.) и прочие расходы (825 660,72 руб., включая приобретения инвентаря и хозяйственных принадлежностей, лабораторные исследования, прочие расходы, приобретение спецодежды, спецоснастки, расходы на расчетно-кассовой обслуживание, банковские комиссии).

Размер расходов и целевой характер подтверждаются также отчетом по раздельному учету за 2016 год (136-137, т.4), утвержденными планами мероприятий по использованию средств, собранных с абонентов ООО «Барнаульский водоканал» за сброс сточных вод с превышением нормативов ДК за 2016 год и отчетом о выполнении мероприятий на сумму <данные изъяты>.(л.д.5, т.5), а также аналогичным отчетом за 2015 год (расходы которого покрыты доходами 2016 года).

Расходы 2017 года (1 274 351,86 руб., л.д.140, т.4) включают затраты на приобретение основных средств и капитальный ремонт канализационного коллектора (частично) согласно раздельному учету доходов и расходов на 2017 год (л.д.196-197, т.3) и отчету о выполнении мероприятий по использованию средств, собранных с абонентов ООО «Барнаульский водоканал» за сброс сточных вод с превышением нормативов ДК на 2017 год, утвержденный администрацией города (л.д.149-150, т.4).

По запросу суда комитет по энергоресурсам и газификации <адрес> представил планы мероприятий по использованию средств, собранных с абонентов ООО «Барнаульский водоканал» за сброс сточных вод с превышением нормативов за 2015-2016 г.г. и аналогичные отчеты о расходовании средств, подтверждая целевой характер использования собранных средств (л.д.6-13, т.4).

Расчет резерва по сомнительным долгам, договор банковского счета от ДД.ММ.ГГ, справка кредитного учреждения о размере комиссий за расчетно-кассовое обслуживание представлены ООО «Барнаульский Водоканал» в материалы дела и не опровергнуты лицами, участвующими в административном деле (л.д.173-210,т.4).

По запросу суда налоговым органом представлены сведения об уплате налога на прибыль Обществом за 2015-2016 г.г. в установленном размере (л.д.220, т.4).

Оценив собранные по административному делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии у Управления оснований для учета при определении размера необходимой валовой выручки на 2019 год вышеуказанных доходов от платы за превышение нормативов по объему и (или) составу сточных вод за 2015-2016 г.г. При этом отсутствие у Управления приведенных документовне привело к установлению тарифа в экономически необоснованном размере и нарушению прав потребителей с учетом заявки Общества на установление тарифа исходя из затрат на водоотведение без включения затрат, финансируемых за счет платы за превышение нормативов, а также с учетом установленных в ходе рассмотрения административного дела обстоятельств, свидетельствующих об утверждении контролирующими органами отчетов о целевом расходовании Обществом средств в виде указанной платы. Достоверность представленных в ходе рассмотрения дополнительных к материалам тарифного дела доказательств не оспаривалась.

То обстоятельство, что Управлением при определении размера тарифа на 2019 год не учтены доходы в виде платы за негативное воздействие на централизованные сети за 2015-2016 г.г. (также указанной в пункте 14 Методических указаний), административным истцом в административном исковом заявлении не оспаривается. В подтверждение целевого расходования собранных в виде платы за негативное воздействие на централизованные сети платы за 2015-2016 г.г. Обществом в материалы дела также представлены утвержденные органом местного самоуправления планы и отчеты о выполнении мероприятий по исполнению средств, собранных с абонентов за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, за 2015-2016 г.г. (л.д.3-4,11-19, т.5), также отсутствующие в материалах тарифного дела.

Федеральной антимонопольной службой в ходе внеплановой документарной проверки нарушений при применении пункта 14 Методических указаний не установлено (л.д.200-207, т.2).

Не находит суд оснований и для удовлетворения требований в части доводов административного истца о необоснованном определении размера нормативной прибыли при установлении тарифа на водоотведение на 2019 год.

Согласно пунктам 85-86 Методических указаний при расчете необходимой валовой выручки определяется, в том числе нормативная прибыль, включающая величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемую на основе утвержденных инвестиционных программ, величину иных экономически обоснованных расходов на социальные нужды, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых не прибыль после налогообложения), в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Управление, проанализировав фактические расходы Общества за предшествующие периоды,согласилось с предложением ООО «Барнаульский водоканал» о размере затрат на социальные нужды на 2019 год по регулируемым видами деятельности 2221,24 тыс.руб., в том числе по водоотведению (полный цикл) на 2019 год в сумме 1 101,67 тыс.руб., водоотведение (очистка) – 3,15 тыс. руб., питьевая вода – 1114,91 тыс.руб., техническая вода – 1,51 тыс.руб., включая расходы на материальную помощь при рождении ребенка, в связи со смертью близких родственников, работника Общества, материальную помощь по другим причинам (в том числе на платное лечение и операции, приобретение лекарств, материальная помощь ко дню пожилого человека, 9 Мая, в связи со смертью), выплаты работникам, размещенным на доске почета и награжденным почетными грамотами, премия работникам, удостоенным почетных званий, подарок или разовая премия в связи с достижением 50-летия и пенсионного возраста, конкурсы профессионального мастерства, спортивные и оздоровительные мероприятия), л.д.124-125, т.1, л.д.214-216, т.4.

Административным истцом оспаривается обоснованность учета суммы 1101,67 тыс.руб.

Предусмотренные коллективным договором организации (л.д.163-191, т.3) выплаты, связанные с предоставлением материальной помощи в связи с рождением ребенка, смертью работника и его близких родственников, по иным основаниям (в том числе к дню пожилого человека, Дню победы, в связи с болезнью), присвоением почетных званий, достижением пенсионного возраста, на организацию конкурсов профессионального мастерства и спортивно – оздоровительных мероприятий согласуются с пунктами 6.1.1, 6.1.4, 6.1.7,ДД.ММ.ГГ, 6.10.1, 6.10.2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно – коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утв. ДД.ММ.ГГ, в редакции Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ (участником которого является ООО «Барнаульский Водоканал»).

Даже при исключении из состава расходов на социальные нужды (из состава необходимой валовой выручки) размера выплат в связи с награждением работников почетными грамотами и размещением на доске почета (143,6тыс. руб. с учетом распределения суммы 289,55 тыс.руб. по соответствующей строке между водоснабжением (50,4%) и водоотведением (49,6%)),исходя из представленного Управлением расчета, размер тарифа не изменится (л.д.213-215, т.3).

На основании изложенного правовые основания для удовлетворения административных исковых требований первого заместителя прокурора Алтайского края отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования первого заместителя прокурора Алтайского края в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании недействующим Приложения 2 «Долгосрочные параметры регулирования тарифов на водоотведение с применением метода индексации для общества с ограниченной ответственностью «Барнаульский Водоканал» (ОГРН 1042201872800, ИНН 2221064060)» в части определения базового уровня операционных расходов, Приложения 3 в части установления тарифа на водоотведение, оказываемое обществом с ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал» потребителям муниципального образования <адрес> Алтайского края, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ решения от ДД.ММ.ГГ*** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***) «Об установлении тарифов на водоотведение, оказываемое обществом с ограниченной ответственностью «Барнаульский Водоканал» потребителям муниципального образования <данные изъяты>, на 2015-2019 годы» оставить без удовлетворения.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.

Судья Я.Е. Запарова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ

Дело ***а-250/2019