Дело № 3а-250/2022
УИД 27OS0000-01-2022-000256-38
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
6 сентября 2022 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Федоренко Н.В.,
при секретаре Иорданашвили Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Николаевского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 13 декабря 2018 года № 1045П,
УСТАНОВИЛ:
Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 13 декабря 2018 года № 1045П утвержден лесохозяйственный регламент Николаевского лесничества (далее – Регламент).
Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом заявления об уточнении административных исковых требований) о признании Регламента недействующим в части:
отнесения лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий к эксплуатационным согласно таблице 3 пункта 1.1.6 Регламента:
- государственный природный заказник краевого значения «Приозерный» в кварталах 7, 10, 11, 13-20, 22-24, 26-31, 33, 34, 38, 40-41, 43-50, в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32, 35-37, 39, 42 Магинского участкового лесничества;
- государственный природный заказник краевого значения «Улский» в кварталах 5, 6, 8, 9, 10, 30, 31, 34-37, 53-57, 72, 75-77, 95-99, 119-122, 144, 147-150, 171-173, 193, 196, 226, 241, 293, 322 Колчанского участкового лесничества, в <...>, 84-89, 106-108, 134, 161-164, 166, 168-171, 210-211, 225-229, 231, 256-259, 261, 289-291, 310-311, 345-346, 348, 349, 352, 353, 368-371, 373-377, 412-414, 416, 419, 421-431, 433-434, 457-459, 462, 485, 483 Многовершиного участкового лесничества;
установления видов разрешенного использования лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, согласно таблице 7 «Виды разрешенного использования лесов» пункта 1.2 Регламента:
- государственный природный заказник краевого значения «Приозерный»:
заготовка древесины в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
заготовка живицы в кварталах 7, 10, 11, в частях кварталов 8, 12 Магинского участкового лесничества;
заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в кварталах 7, 10, 11, 13-20, 22-24, 26-31, 33-50, в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
ведение сельского хозяйства в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
создание лесных плантаций и их эксплуатация в кварталах 7, 10, 11, 13-20, 22-24, 26-31, 33-50, в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
переработка древесины и иных лесных ресурсов в кварталах 7, 10, 11, 13-20, 22-24, 26-31, 33-50, в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
- государственный природный заказник краевого значения «Улский»:
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка полезных ископаемых в <...>, 30-37, 53-57, 72-77, 95-99, 119-122, 144-150, 171-173, 193-196, 224-226, 241, 274, 275, 293, 321, 322 Колчановского участкового лесничества; в кварталах 36, 40-41, 47, 57- 62, 84-89, 103-113, 133-134, 161-164, 166, 168-172, 210-211, 225-231, 256-261, 289-293, 310-313, 345-346, 348-353, 368-377, 412-414, 416-419, 421-431, 433-434, 457, 458, 459-462, 482-485 Многовершинного участкового лесничества.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что отнесение лесов, включенных в состав указанных ООПТ, к эксплуатационным лесам противоречит положениям статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», поскольку фактически допускает их сплошную рубку с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, установленных федеральным законодательством для ООПТ, положениями об ООПТ. Данные нарушения напрямую затрагивают интересы Российской Федерации – собственника лесного фонда и права неопределенного круга лиц, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду, обеспечение законного и рационального природопользования.
Определением судьи от 1 августа 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, КГКУ «Николаевское лесничество».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования с учетом уточнений поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края ФИО2 просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований по основаниям, приведенным в письменном отзыве на административное исковое заявление и дополнении к отзыву, в которых указано, что отнесение лесов к защитным лесам не входит в полномочия министерства. Сведения в Регламент внесены на основании приказа Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517, в связи с чем, скорректировать положения Регламента в части изменения категорий защищенности лесов без принятия Рослесхозом соответствующего решения не представляется возможным. На территории заказника «Приозерный» допускается регулирование численности объектов животного мира в установленном законодательством порядке, проведение выборочных рубок в установленном законодательством порядке с письменного согласия министерства природных ресурсов Хабаровского края, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для личных нужд в установленном законодательством порядке (3.2.7 - 3.2.9. Положения о заказнике «Приозерный»). Согласно подпункту 4.9. пункта 4 положения о государственных природных заказниках краевого значения «Турский», «Горинский», «Алькан» и «Улский» на территориях заказников запрещается проведение лесосплава и рубка леса в пределах прибрежной полосы, за исключением рубок ухода за лесом, санитарных, лесовосстановительных рубок и мероприятий по охране и защите лесов. Согласно таблице 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» пункта 1.1.6 Регламента, в части кварталов 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества расположены защитные леса, в том числе ценные леса и нерестоохранные полосы лесов, в связи с чем признать недействующим со дня его принятия Регламент в части установления в соответствии с таблицей 7 «Виды использования лесов» пункта 1.2 Регламента на территории Магинского участкового лесничества видов использования лесов, а именно заготовка древесины в частях кварталов 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в частях кварталов 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества, заготовка живицы в кварталах 77, 10, 11, в частях квартале 12 Магинского участкового лесничества, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в частях кварталов 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества, ведение сельского хозяйства в частях кварталов 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества, создание лесных плантаций и их эксплуатация в частях кварталов 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества, переработка древесины и иных лесных ресурсов в частях кварталов 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества - не представляется возможным, поскольку частью 7 статьи 111 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий» предусмотрен запрет на изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства, КГКУ «Николаевское лесничество» не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, полностью или в части.
В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи.
В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года 185-пр (в редакции на дату утверждения Регламента), Управление является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории Николаевского лесничества располагаются государственные природные заказники краевого значения «Приозерный», «Улский».
Таким образом, управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти Хабаровского края, утверждая Регламент, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в этой части.
Оценивая содержание оспариваемых природоохранным прокурором норм на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно части 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
В статье 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (пункт 1). Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3).
В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента.
Аналогичные положения закреплены в части 6 статьи 111 и частях 1 и 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации, введенных в действие с 1 июля 2019 года.
Исходя из указанных правовых норм, леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, не могут быть отнесены к эксплуатационным лесам, поскольку они имеют иные цели освоения, нежели защитные леса.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21 января 2009 года № 10-пр на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края образован государственный природный заказник краевого значения «Приозерный» общей площадью 34 154,93 гектара и утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Приозерный».
Пунктом 3.1. Положения о государственном природном заказнике краевого значения «Приозерный» предусмотрено, что на территории заказника запрещается, в том числе: охота на все виды объектов животного мира, обитающие на территории заказника, ведение охотничьего хозяйства (подпункт 3.1.1.); проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в подпунктах 3.2.1, 3.2.10 пункта 3.2 настоящего раздела (подпункт 3.1.2.); заготовка живицы, ведение сельского хозяйства (подпункт 3.1.3.); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (подпункт 3.1.4.); переработка древесины и иных лесных ресурсов (подпункт 3.1.5.); создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (подпункт 3.1.6.); нахождение физических лиц с оружием, собаками, ловчими птицами, орудиями лова и пушного промысла, за исключением случаев, указанных в подпунктах 3.2.1, 3.2.6, 3.2.7 названного Положения (подпункт 3.1.16.).
Решением Хабаровского крайисполкома от 18 октября 1990 года № 256 участок реки Ул со всеми притоками от устья до впадения реки Малахта в границах Николаевского муниципального района Хабаровского края объявлен государственным природным заказником краевого значения «Улский» площадью 51 898,11 гектара.
Согласно пункту 1 Положения о государственных природных заказниках краевого значения «Гурский», «Горинский», «Алькан», «Улский», утвержденного Решением исполкома краевого Совета народных депутатов от 18 октября 1990 года № 256, указанные заказники образованы в целях сохранения рыбных запасов, сохранения генетического фонда наиболее ценных видов рыб и обеспечения оптимальных условий воспроизводства лососевых, осетровых и других животных и растений.
Пунктом 4 Положения о государственных природных заказниках краевого значения «Гурский», «Горинский», «Алькан», «Улский» предусмотрено, что на территориях заказников запрещается, в том числе: проведение геологоразведочных и сейсморазведочных работ со взрывными источниками вызова упругих колебаний, разработка минерального сырья, в том числе бурение нефтяных газовых скважин и их эксплуатация, добыча полезных ископаемых, а также проведение других работ, изменяющих естественный биологический и гидрологический режим водотоков (подпункт 4.3).
В пункте 1.1.8 таблицы 5 Регламента на территории Николаевского лесничества расположены особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ), в том числе: государственный природный заказник регионального значения «Приозерный» на территории Магинского участкового лесничества в кварталах 7, 8ч, 10, 11, 12ч, 13-20, 21ч, 22-24, 25ч, 26-31, 32ч, 33-50; государственный природный заказник регионального значения «Улский» на территории Колчаноского участкового лесничества в <...>, 30-37, 53-57, 72-77, 95-99, 119-122, 144-150, 171-173, 193-196, 224-226, 241, 274, 275, 293, 321, 322, Многовершинного участкового лесничества в кварталах 36, 40-41, 47, 57-62, 84-89, 103-113, 133-134, 161-164, 166, 168-172, 210-211, 225-231, 256-261, 289-293, 310-313, 345-346, 348-353, 368-377, 412-414, 416-419, 421-431, 433-434, 457, 458, 459-462, 482-485.
Из содержания таблицы 3 пункта 1.1.6 Регламента следует, что лесные участки государственного природного заказника краевого значения «Приозерный» в кварталах в 7, 10, 11, 13-20, 22-24, 26-31, 33, 34, 38, 40-41, 43-50, в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32, 35-37, 39, 42 Магинского участкового лесничества; государственного природного заказника краевого значения «Улский» в кварталах 5, 6, 8, 9, 10, 30, 31, 34-37, 53-57, 72, 75-77, 95-99, 119-122, 144, 147-150, 171-173, 193, 196, 226, 241, 293, 322 Колчанского участкового лесничества, в <...>, 84-89, 106-108, 134, 161-164, 166, 168-171, 210-211, 225-229, 231, 256-259, 261, 289-291, 310-311, 345-346, 348, 349, 352, 353, 368-371, 373-377, 412-414, 416, 419, 421-431, 433-434, 457-459, 462, 483, 485 Многовершиного участкового лесничества отнесены к эксплуатационным лесам.
В связи с изложенным положения оспариваемого Регламента в части отнесение лесных кварталов, включенных в состав государственных природных заказников краевого значения «Приозерный», «Улский», к эксплуатационным лесам противоречат положениям как статей 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента, так и статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.
Кроме того, в таблице 7 пункта 1.2 Регламента «Виды разрешенного использования лесов» на территории указанных ООПТ установлены следующие виды разрешенного использования лесов:
- государственный природный заказник краевого значения «Приозерный»:
заготовка древесины в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
заготовка живицы в кварталах 7, 10, 11, в частях кварталов 8, 12 Магинского участкового лесничества;
заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в кварталах 7, 10, 11, 13-20, 22-24, 26-31, 33-50, в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
ведение сельского хозяйства в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
создание лесных плантаций и их эксплуатация в кварталах 7, 10, 11, 13-20, 22-24, 26-31, 33-50, в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
переработка древесины и иных лесных ресурсов в кварталах 7, 10, 11, 13-20, 22-24, 26-31, 33-50, в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
- государственный природный заказник краевого значения «Улский»:
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка полезных ископаемых в <...>, 30-37, 53-57, 72-77, 95-99, 119-122, 144-150, 171-173, 193-196, 224-226, 241, 274, 275, 293, 321, 322 Колчановского участкового лесничества; в кварталах 36, 40-41, 47, 57- 62, 84-89, 103-113, 133-134, 161-164, 166, 168-172, 210-211, 225-231, 256-261, 289-293, 310-313, 345-346, 348-353, 368-377, 412-414, 416-419, 421-431, 433-434, 457, 458, 459-462, 482-485 Многовершинного участкового лесничества.
Учитывая изложенное, на указанных ООПТ разрешены виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания данных ООПТ, фактически допускает их сплошную рубку для целей заготовки древесины, не исключает возможность в будущем использовать вышеуказанные лесные участки без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий. В указанной части положения Регламента противоречат изложенным ранее нормам, имеющим большую юридическую силу.
Данные нарушения законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают в Хабаровском крае, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Поскольку оспариваемая часть нормативного правового акта противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым признать Регламент недействующим в оспариваемой части.
Определяя момент, с которого Регламент в оспариваемой части должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признает его недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Ссылка административного ответчика на приказ Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517, не может быть принята судом во внимание ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», пункта 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России.
Как следует из материалов дела, вышеуказанный приказ затрагивает права граждан, однако сведений о его предоставлении в Минюст России в порядке, установленном Правилами, официальном опубликовании в материалы дела не представлено. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений (пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»).
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Николаевского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 13 декабря 2018 года № 1045П, в части:
отнесения лесов, расположенных в границах следующих особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным в таблице 3 пункта 1.1.6 Регламента:
- государственный природный заказник краевого значения «Приозерный» в кварталах 7, 10, 11, 13-20, 22-24, 26-31, 33, 34, 38, 40-41, 43-50, в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32, 35-37, 39, 42 Магинского участкового лесничества;
- государственный природный заказник краевого значения «Улский» в кварталах 5, 6, 8, 9, 10, 30, 31, 34-37, 53-57, 72, 75-77, 95-99, 119-122, 144, 147-150, 171-173, 193, 196, 226, 241, 293, 322 Колчанского участкового лесничества, в <...>, 84-89, 106-108, 134, 161-164, 166, 168-171, 210-211, 225-229, 231, 256-259, 261, 289-291, 310, 311, 345,346, 348, 349, 352, 353, 368-371, 373-377, 412-414, 416, 419, 421-431, 433-434, 457-459, 462, 483, 485 Многовершиного участкового лесничества;
установления видов разрешенного использования лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, согласно таблице 7 «Виды разрешенного использования лесов» пункта 1.2 Регламента:
- государственный природный заказник краевого значения «Приозерный»:
заготовка древесины в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
заготовка живицы в кварталах 7, 10, 11, в частях кварталов 8, 12 Магинского участкового лесничества;
заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в кварталах 7, 10, 11, 13-20, 22-24, 26-31, 33-50, в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
ведение сельского хозяйства в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
создание лесных плантаций и их эксплуатация в кварталах 7, 10, 11, 13-20, 22-24, 26-31, 33-50, в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
переработка древесины и иных лесных ресурсов в кварталах 7, 10, 11, 13-20, 22-24, 26-31, 33-50, в частях кварталов 8, 12, 21, 25, 32 Магинского участкового лесничества;
- государственный природный заказник краевого значения «Улский»:
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка полезных ископаемых в <...>, 30-37, 53-57, 72-77, 95-99, 119-122, 144-150, 171-173, 193-196, 224-226, 241, 274, 275, 293, 321, 322 Колчановского участкового лесничества; в кварталах 36, 40-41, 47, 57- 62, 84-89, 103-113, 133-134, 161-164, 166, 168-172, 210-211, 225-231, 256-261, 289-293, 310-313, 345-346, 348-353, 368-377, 412-414, 416-419, 421-431, 433-434, 457, 458, 459-462, 482-485 Многовершинного участкового лесничества.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края https://les.khabkrai.ru, на официальном интернет-портале правовой информации http://laws.khv.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Хабаровского краевого суда