ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-251/2021 от 27.09.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД Р. Д.

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-251/2021

27 сентября 2021 г. г. Махачкала

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,

с участием прокурора Ибрагимовой А.М.,

представителя административного ответчика Народного Собрания Республики Дагестан по доверенности Мусаева Б.З.,

представителя заинтересованного лица врио Главы Республики Дагестан по доверенности Гасанова О.М.,

представителей заинтересованного лица администрации городского округа «город Дербент» Республики Дагестан по доверенностям Альдерова А.А., Ахмедова А.В. и Магомедовой М.А.,

при секретаре судебного заседания Омарове Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Дагестан к Народному Собранию Республики Дагестан о признании недействующим со дня принятия Закона Республики Дагестан от 9 апреля 2021 года № 14 «Об особом статусе города Дербента как исторического и культурного центра Республики Дагестан»,

установил:

Народным Собранием Республики Дагестан 25 марта 2021 года принят Закон Республики Дагестан № 14 «Об особом статусе города Дербента как исторического и культурного центра Республики Дагестан» (далее – Закон РД или Закон), который 9 апреля 2021 года подписан врио Главы Республики Дагестан и официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, 09.04.2021 г., номер опубликования 05004006985, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.04.2021 г., номер опубликования 0500202104130004, и в издании «Дагестанская правда», № 79-80, 15.04.2021 г.

В соответствии с преамбулой вышеуказанного Закона, он направлен на объединение усилий органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления городского округа «город Дербент» при создании благоприятных условий для сохранения и совершенствования исторически сложившегося облика города Дербента как важнейшего компонента культурного достояния народов Дагестана.

В силу статьи 1 Закона, под особым статусом города Дербента как исторического и культурного центра Республики Дагестан (далее - особый статус города Дербента) понимается его правовое положение, обусловленное правами и обязанностями органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления городского округа «город Дербент» по сохранению исторического и культурного наследия города Дербента, разработке мер, направленных на комплексное, устойчивое социально-экономическое и инновационное развитие его территории, повышение его инвестиционной привлекательности и создание условий для развития туризма.

Согласно части 1 статьи 2 Закона РД, органы государственной власти Республики Дагестан в пределах установленных законодательством полномочий содействуют органам местного самоуправления городского округа «город Дербент» в реализации особого статуса города Дербента путем:

1) создания благоприятных условий для комплексного, устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории города Дербента, повышения его инвестиционной привлекательности, создания условий для развития туризма и благоустройства территорий, на которых расположены культурные исторические объекты и памятники;

2) принятия мер по сохранению культурных исторических объектов и памятников на территории города Дербента и осуществления мероприятий по содержанию и благоустройству культурных исторических объектов и памятников;

3) разработки и реализации совместно с органами местного самоуправления городского округа «город Дербент» государственных программ Республики Дагестан, касающихся развития города Дербента как исторического и культурного центра Республики Дагестан;

4) включения мероприятий, направленных на развитие и реализацию особого статуса города Дербента, в Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан. При разработке планов мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан в них могут предусматриваться отдельные разделы о социально-экономическом развитии города Дербента как исторического и культурного центра Республики Дагестан;

5) проведения международных, российских и республиканских культурных, спортивных и иных мероприятий в городе Дербенте;

6) принятия мер, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона РД, в целях реализации особого статуса города Дербента органы местного самоуправления городского округа «город Дербент» могут быть наделены отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан в соответствии со статьей 19Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу статьи 3 Закона РД органы местного самоуправления городского округа «город Дербент» в пределах установленных законодательством полномочий:

1) создают благоприятные условия для комплексного, устойчивого социально-экономического и инновационного развития территории города Дербента, повышения его инвестиционной привлекательности, создают условия для развития туризма и благоустройства территорий, на которых расположены культурные исторические объекты и памятники;

2) реализуют муниципальные программы, направленные на развитие территории города Дербента;

3) обеспечивают необходимые условия для проведения международных, российских и республиканских культурных, спортивных и иных мероприятий в городе Дербенте;

4) принимают меры по организации благоустройства, озеленения территории города Дербента;

5) участвуют в разработке и реализации государственных программ Республики Дагестан, касающихся развития города Дербента как исторического и культурного центра Республики Дагестан.

Согласно статье 4 Закона РД органы государственной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления городского округа «город Дербент» могут на добровольной основе привлекать для содействия в осуществлении их полномочий, указанных в статьях 2 и 3 настоящего Закона, некоммерческие организации и общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона РД финансирование расходов, связанных с реализацией особого статуса города Дербента, за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, местного бюджета городского округа «город Дербент» и других источников может осуществляться:

1) в рамках государственной программы Республики Дагестан «Комплексное территориальное развитие муниципального образования «городской округ «город Дербент» и других государственных программ Республики Дагестан;

2) путем предоставления субвенций бюджету городского округа «город Дербент» на осуществление органами местного самоуправления городского округа «город Дербент» отдельных государственных полномочий Республики Дагестан;

3) путем предоставления субсидий, дотаций и иных межбюджетных трансфертов бюджету городского округа «город Дербент»;

4) в рамках муниципальных программ городского округа «город Дербент»;

5) в соответствии с муниципальными правовыми актами городского округа «город Дербент»;

6) за счет иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

Статьей 6 Закона РД определено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.

Заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском о признании Закона РД недействующим со дня его принятия в связи с противоречием требованиям федерального законодательства.

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что положения статьи 2 Закона РД, предусматривающие оказание органами государственной власти Республики Дагестан содействия органам местного самоуправления городского округа «город Дербент» в реализации особого статуса города Дербента противоречат положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), не предусматривающего такой формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Применяемые в Законе РД понятия «сохранение исторического и культурного наследия», «комплексное социально-экономическое и инновационное развитие территории городского округа», «инвестиционная привлекательность» в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ отсутствуют, положения преамбулы Закона об архитектурном облике городского округа «город Дербент» не раскрыто, что свидетельствует о несоблюдении в оспариваемом Законе установленных федеральным законодательством правовых понятий. Частично воспроизведя в статье 3 Закона РД положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в части полномочий органов местного самоуправления городского округа «город Дербент», оспариваемым Законом, по сути, установлено иное правовое регулирование, отличающееся от правового регулирования, установленного федеральным законодательством. Положения статьи 3 Закона РД, определяющие полномочия органов местного самоуправления городского округа «город Дербент», противоречат положениям статьи 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и пункта 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, предусматривающих полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны объектов культурного наследия. Названный Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ не возлагает на органы местного самоуправления обязанности в сферах «культурных исторических объектов и памятников» и «сохранения культурного и исторического наследия». Использованная в статье 3 Закона РД формулировка «в пределах установленных законодательством полномочий» носит неопределенный характер. Положения статьи 5 Закона РД, возлагающие на органы местного самоуправления городского округа «город Дербент» обязанность по финансированию обеспечения особого статуса города Дербента за счет средств местного самоуправления, противоречат федеральному законодательству, а именно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации, с закрепленными в них принципом самостоятельности бюджетов, предусматривающим наличие у органов местного самоуправления права самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета, и положениями о недопустимости установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Решение вопросов по «особому статусу муниципалитета», «сохранению и совершенствованию исторически сложившегося облика города как важнейшего компонента культурного наследия народов Дагестана» не предусмотрено в перечне вопросов, закрепленных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), и которыми, в силу пункта 6 данной статьи, в установленном порядке могут быть наделены органы местного самоуправления. Предъявление настоящего иска обусловлено защитой интересов органов местного самоуправления, поскольку оспариваемым Законом ущемляются принципы самостоятельности их деятельности.

В письменных возражениях Народного Собрания Республики Дагестан на административное исковое заявление и аналогичных по содержанию письменных возражениях администрации городского округа «город Дербент», привлеченной к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица, содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Согласно доводам, содержащимся в письменных возражениях, оспариваемый Закон РД принят в целях реализации имеющихся полномочий органов государственной власти Республики Дагестан по административно-территориальному устройству Республики Дагестан. Данным Законом определяется особый статус города Дербента не как муниципального образования, а как административно-территориальной единицы Республики Дагестан, при этом каких-либо новых полномочий органов местного самоуправления, не предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан, оспариваемым Законом не установлено. Доводы административного иска о несоответствии Закона РД положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, не содержащего используемые в Законе РД понятия, является необоснованным в связи с отсутствием в административном иске ссылок на нормативные правовые акты, которым противоречат оспариваемые положения Закона РД. Использованная в статье 3 Закона РД формулировка «в пределах установленных законодательством полномочий» не противоречит федеральному законодательству, поскольку не ограничивает права и свободы человека и гражданина, не допускает расширительного толкования и не носит неопределенный характер, а уточняет, что все прописанные полномочия органов местного самоуправления осуществляются в пределах полномочий, установленных действующим законодательством. Довод административного иска о том, что действующим законодательством на органы местного самоуправления не возлагаются обязанности в сферах «культурных исторических объектов и памятников» и «сохранения культурного и исторического наследия» не соответствует положениям статьи 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящегося в собственности муниципальных образований. В статье 5 Закона РД прописаны направления и расходы, которые в соответствии с закрепленными полномочиями финансируются за счет источников, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в связи с чем доводы административного иска о возложении оспариваемым Законом на органы местного самоуправления городского округа «город Дербент» обязанности финансирования за счет местного бюджета мероприятий по полномочиям, которые за ними федеральным законодательством не закреплены, являются необоснованными.

В письменных возражениях на административный иск, поданных представителем заинтересованного лица – врио Главы Республики Дагестан по доверенности Гасановым О.М. и дополнениям к ним, указывается на необоснованность доводов административного иска и содержится просьба об отказе в его удовлетворении.

В обоснование указывается, что оспариваемый Закон РД принят в рамках реализации положений части 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предусматривающих осуществление взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Административным истцом не принято во внимание, что предметом регулирования Закона РД являются отношения по реализации особого статуса города Дербента как административно-территориальной единицы Республики Дагестан, а не как муниципального образования. Доводы административного иска о возложении оспариваемым Законом РД на органы местного самоуправления городского округа «город Дербент» не предусмотренных действующим федеральным законодательством обязанностей в сферах «культурных исторических объектов и памятников» и «сохранения культурного и исторического наследия», а также о возложении на них обязанности по финансированию за счет местного бюджета мероприятий, которые за ними действующим законодательством не закреплены, являются необоснованными и не соответствующими действующему правовому регулированию.

В судебном заседании прокурор Ибрагимова А.М. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Народного Собрания Республики Дагестан по доверенности Мусаев Б.З. в судебном заседании заявленные прокурором требования не признал и просил в их удовлетворении отказать, поддержав доводы представленных письменных возражений.

Представители заинтересованных лиц – врио Главы Республики Дагестан по доверенности Гасанов О.М. и администрации муниципального образования городской округ «город Дербент» по доверенностям Альдеров А.А., Ахмедов А.В. и Магомедова М.А. в судебном заседании просили в удовлетворении административного иска отказать, по доводам, изложенным в представленных в суд письменных возражениях, пояснив, что оспариваемым Законом РД интересы органов местного самоуправления муниципального образования городской округ «город Дербент» не нарушены.

Заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьей 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ), законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту «л» части 2 статьи 5 названного Федерального закона, законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования вопросы административно-территориального устройства Республики Дагестан относятся к полномочиям органов государственной власти Республики Дагестан.

В целях реализации этих полномочий в Республике Дагестан принят Закон Республики Дагестан от 10 апреля 2002 года № 16 «Об административно-территориальном устройстве Республики Дагестан», согласно статье 5 которого город Дербент является административно-территориальной единицей республиканского значении.

Согласно статье 1 данного Закона Республики Дагестан под административно-территориальной единицей Республики Дагестан понимается населенный пункт (или его часть) либо объединение населенных пунктов, имеющие установленные границы, статус, название, в пределах которых осуществляются полномочия органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

Населенным пунктом (поселением), в соответствии с данным законом, признается территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным местом проживания людей, а городом – административно-территориальная единица, отнесенная в установленном настоящим Законом порядке к категории городов, имеющая свою территорию, ограниченную городской чертой, в пределах которой осуществляются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, город Дербент с точки зрения административно-территориального устройства Республики Дагестан представляет собой обособленную территорию, в пределах которой осуществляются полномочия органов государственной власти Республики Дагестан, а также организовано и действует местное самоуправление.

В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Отнеся вопросы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации к полномочиям органов их государственной власти, действующим федеральным законодательством положений, ограничивающих права субъектов Российской Федерации по установлению особого статуса отдельных, входящих в их состав административно-территориальных единиц, не установлено, к ведению Российской Федерации решение данного вопроса также не отнесено.

В этой связи суд считает обоснованными доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что оспариваемый Закон РД определяет особый статус города Дербента как административно-территориальной единицы Республики Дагестан, а не как муниципального образования, т.е. территориальной и организационной формы осуществления местного самоуправления.

Данный вывод суда соответствует положениям статьи 1 Закона РД, согласно которым под особым статусом города Дербента понимается его правовое положение, обусловленное правами и обязанностями органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления городского округа «город Дербент», направленными на комплексное, устойчивое социально-экономическое и инновационное развитие его территории, сохранение исторического и культурного наследия города Дербента, повышение его инвестиционной привлекательности и создание условий для развития туризма.

Использование в статье 1 Закона РД понятий «сохранение исторического и культурного наследия», «комплексное социально-экономическое и инновационное развитие территории городского округа», «инвестиционная привлекательность», отсутствующих в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, с учетом предмета регулирования оспариваемого Закона РД, не свидетельствует о его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую силу, ссылок на такие нормативные правовые акта административный иск не содержит.

Согласно преамбуле к оспариваемому Закону РД, его принятие направлено на объединение усилий органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления городского округа «город Дербент» при создании благоприятных условий для сохранения и совершенствования исторически сложившегося облика города Дербента как важнейшего компонента культурного достояния народов Дагестана.

Доводы административного иска о том, что в преамбуле не раскрыто положение об архитектурном облике городского округа «город Дербент», в этой связи подлежат признанию необоснованными, поскольку такого положения преамбула обжалуемого Закона РД не содержит.

Также необоснованным подлежит признанию довод административного иска о том, что закрепленное в статье 2 Закона РД положение о содействии органов государственной власти Республики Дагестан органам местного самоуправления городского округа «город Дербент» в реализации особого статуса города Дербента противоречит Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, не предусматривающему такой формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Непосредственно полномочия органов местного самоуправления городского округа «город Дербент» в реализации особого статуса города Дербента закреплены в статье 3 Закона РД.

При этом, как установлено судом и не оспаривается прокурором в административном исковом заявлении, перечисленные в статье 3 Закона РД полномочия органов местного самоуправления по реализации особого статуса города Дербента, фактически являются воспроизведением положений других федеральных законов, регламентирующих полномочия органов местного самоуправления, что, вопреки доводам административного иска, с учетом положения статьи 3 Закона РД об осуществлении органами местного самоуправления этих полномочий в пределах, установленных законодательством, не может рассматриваться как установление иного правового регулирования.

В этой связи суд считает обоснованными доводы административного ответчика о том, что использованная в статье 3 Закона РД формулировка «в пределах установленных законодательством полномочий» не противоречит федеральному законодательству, поскольку не допускает расширительного толкования, не носит неопределенный характер, а уточняет, что все прописанные в Законе РД полномочия органов местного самоуправления осуществляются в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Следовательно, закрепление в статье 2 Закона РД такой формы взаимодействия между органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления городского округа «город Дербент» как содействие в реализации особого статуса города Дербента, а по сути – в реализации предусмотренных федеральным законодательством полномочий по решению вопросов местного значения, не может рассматриваться как противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, влекущее признание оспариваемого Закона РД недействующим.

Вопреки доводам административного иска статьей 3 Закона РД на органы местного самоуправления городского округа «город Дербент» не предусмотренных законодательством полномочий в области «культурных исторических объектов и памятников» и «сохранения культурного и исторического наследия» не возложено.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона РД органы местного самоуправления городского округа «город Дербент» в пределах установленных законодательством полномочий, помимо прочего, создают условия для благоустройства территорий, на которых расположены культурные исторические объекты и памятники, что полностью соответствует положениям пункта 25 части первой статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, т.е. к полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий для благоустройства и непосредственно благоустройство всей территории городского округа, включая те территории, на которых расположены памятники истории и культуры.

Подлежит признанию необоснованным довод административного иска о том, что положения статьи 5 Закона РД, как возлагающие на органы местного самоуправления городского округа «город Дербент» обязанность по финансированию обеспечения особого статуса города Дербента за счет средств местного самоуправления, противоречат положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности, принципу самостоятельности бюджетов.

Вопреки вышеуказанному доводу административного иска, статьей 5 Закона РД на органы местного самоуправления городского округа «город Дербент» не возлагается обязанность по финансированию обеспечения особого статуса города Дербента за счет средств местного самоуправления, а законодательно закрепляется возможность осуществления такого финансирования способами и за счет источников финансирования, не запрещенных законодательством.

Оспаривая в рамках настоящего административного дела Закон РД и заявляя требования о признании его недействующим в полном объеме, доводов о несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, статей 4 и 6 Закона РД, прокурором в административном иске не приведено.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый прокурором Закон РД требованиям федерального и республиканского законодательства не противоречит, принят Народным Собранием Республики Дагестан в пределах имеющихся полномочий, интересов органов местного самоуправления городского округа «город Дербент» не нарушает, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан

решил:

в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Республики Дагестан к Народному Собранию Республики Дагестан о признании недействующим со дня принятия Закона Республики Дагестан от 9 апреля 2021 г. № 14 «Об особом статусе города Дербента как исторического и культурного центра Республики Дагестан», отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 8 октября 2021 г.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов