ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-251/2021 от 29.10.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело №3а-251/2021

УИД 21 OS 0000-01-2021-000162-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2021 года г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Кудряшовой Р.Г.,

при секретаре Владимирове А.В.,

с участием: представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «НН ПРЕСС» Радченко Н.Д., Цветковой Т.А.,

прокурора Овчинниковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению о признании недействующим со дня принятия пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года № 246-о,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «НН ПРЕСС» (ООО «НП ПРЕСС», Общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года № 246-о.

В обоснование заявленного административного иска указано, что Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости – «Административное здание РСЦ базы стройиндустрии», с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии года.

Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года № 246-о утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту – Перечень).

Пунктом в Перечень включен указанный объект недвижимости, который, по мнению административного истца, не обладает предусмотренными подпунктами 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Актом обследования по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещений для целей налогообложения от 3 августа 2016 года, составленным комиссией, образованной Государственным комитетом Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям, определено, что «Административное здание РСЦ базы стройиндустрии», расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер , находящееся в собственности ООО «НН ПРЕСС», не соответствует требованиям пунктов 1.4, 1.4.1 и 1.5 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343 и не подлежит включению в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется исходя из кадастровой стоимости. Каких-либо иных осмотров вышеуказанного объекта не проводилось, с указанного времени целевое использование здания не изменялось, при включении в оспариваемый перечень фактическое использование объекта не проверялось, при этом с 2016 года по настоящее время спорное здание, находящееся в собственности Общества, используется для размещения административного персонала и производственных цехов (производство полиграфической продукции).

По изложенным обстоятельствам, по мнению Общества, спорное здание не могло быть включено в Перечень на 2020 год, поскольку не имелось обстоятельств, обуславливающих отнесение указанного объекта к объектам недвижимости, в отношении которых налог на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости.

Данные ЕГРН относительно площади объекта недвижимости уточнены до 1188,3 кв.м. на основании технического плана от 29 мая 2018 года, составленного кадастровым инженером ФИО12.

В судебном заседании представители административного истца ООО «НН ПРЕСС» Радченко Н.Д., Цветкова Т.А. требования административного иска поддержали по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Маркова Е.В. в судебное заседание не явилась. В предыдущем судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления. В отзыве указывает, что включение в оспариваемый Перечень на 2019 год нежилого здания с кадастровым номером обусловлено тем, что наименование спорного объекта недвижимости и вид разрешенного использования земельного участка не позволяли однозначно прийти к выводу о несоответствии объекта требованиям, установленным ст.378.2 НК РФ. Фактическое использование нежилого здания не обследовалось Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики при принятии оспариваемого нормативного акта.

В своем заключении прокурор отдела Прокуратуры Чувашской Республики Овчинникова Н.А. полагала административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с пунктом «и» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установление налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Органом, уполномоченным определять указанный перечень на территории Чувашской Республики, согласно пункту 64 раздела 3 Положения о Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2016 года № 422, а также Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343, являлось Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (до принятия Указа Главы Чувашской Республики от 6 февраля 2020 года № 20 «О структуре органов исполнительной власти»).

Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года № 246-о утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень 2020 года). Приказ опубликован 25 декабря 2019 года на портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме. При этом порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушены, что административным истцом не оспаривается.

Пунктом в Перечень 2020 года включен объект недвижимости кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с п. 9 этой же статьи НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 18.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» установлено, что в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них; нежилых помещений общей площадью свыше 1000 кв. метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

На территории Чувашской Республики Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2014 № 343. Согласно подпунктам 1, 4 п. 1.4 указанного Порядка под офисом понимается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в которых оборудованы стационарные рабочие места, используемые для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованные оргтехникой и средствами связи, не используемые непосредственно для производства и продажи товаров.

Под административно-деловым центром понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 1.5 Порядка предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из вышеизложенных нормативных положений федерального и регионального законодательства следует, что на дату принятия оспариваемого нормативного акта органом государственной власти Чувашской Республики, при определении предназначения нежилых зданий для отнесения их к категории административных деловых центров и размещения офисов, должны были приниматься во внимание данные кадастровых паспортов соответствующих объектов недвижимости или документов технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости.

Как следует из материалов дела, ООО «НН ПРЕСС» является собственником недвижимого имущества - административного здания РСЦ базы стройиндустрии, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 4 октября 2013 года серии <данные изъяты>, решением арбитражного суда Чувашской Республики от 28 декабря 2017 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15 сентября 2021 года.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, поставленное на государственный кадастровый учет 23 июня 2012 года как «ранее учтенный» объект недвижимости, учтено в ЕГРН со следующими характеристиками: площадью 1188,3 кв.м., назначением здания – «нежилое», наименованием здания – «административное здание РСЦ базы стройиндустрии», количеством этажей (в том числе подземных) – 3, количеством подземных этажей -1, годом завершения строительства – 1997.

По сведениям технического паспорта, изготовленного МУП «Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда» г. Чебоксары по состоянию на 29 октября 2008 года, объект недвижимости - административное здание РСЦ базы стройиндустрии, с кадастровым номером , представляет собой двухэтажное кирпичное здание (литра 1) с подвалом из железобетонных блоков (литра 1А), с самовольно возведенными: одноэтажными кирпичными пристройками (литра 1а, 1б, 1в), одноэтажной пристройкой из пеноблоков (литра 1г), наименование - административное здание РСЦ базы стройиндустрии (литры 1, 1А), назначение объекта недвижимости - нежилое, имеет общую площадь 1065,60 кв.м.

Согласно экспликации к поэтажному плану здания в нем в помещениях литра 1А (по подвалу) расположены: лестница площадью 9,20 кв.м, коридор площадью 65,70 кв.м, тепловой узел площадью 20,00 кв.м, техпомещение площадью 115,40 кв.м, лестница площадью 9,80 кв.м, техпомещение площадью 111,70 кв.м. Общая площадь 331, 80 кв.м.

На первом этаже здания расположены: тамбуры, лестницы, коридоры, умывальные, туалеты, раздевалки, цеха, котельная. Общая площадь 376,20 кв.м.

В помещениях литра 1 размещены: тамбур площадью 2,60 кв.м, лестница площадью 6,30 кв.м, коридор площадью 69,70 кв.м, умывальная площадью 7,20 кв.м, умывальная площадью 6,40 кв.м, туалет площадью 1,60 кв.м, туалет площадью 1,60 кв.м, раздевалка площадью 9,40 кв.м, цех площадью 117,10 кв.м, тамбур площадью 6,70 кв.м, тамбур 2,90 кв.м, цех площадью 105,00 кв.м, туалет площадью 2,40 кв.м, умывальная площадью 4,00 кв.м, коридор площадью 3,60 кв.м.

Литра 1а состоит из тамбура площадью 4,80 кв.м.

Литра 1б состоит из тамбура площадью 5,00 кв.м.

Литра 1в состоит из тамбура площадью 6,30 кв.м.

Литра 1г состоит из котельной 13,60 кв.м.

На втором этаже здания расположены: лестница площадью 13,70 кв.м., коридор площадью 69,50 кв.м., кабинет площадью 50,60 кв.м, кабинет площадью 15,30 кв.м, кабинет площадью 32,00 кв.м, кабинет площадью 30,60 кв.м, кабинет площадью 17,40 кв.м, лестница площадью 14,00 кв.м, кабинет площадью 16,00 кв.м, кабинет площадью 16,90 кв.м, кабинет площадью 46,10 кв.м, комната приема пищи площадью 35,50 кв.м. Общая площадь 357,60 кв.м.

Согласно поэтажному плану здания в нем действительно имеются помещения, обозначенные как «кабинет». Однако с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что само по себе наименование «кабинет» не означает, что указанные в поэтажном плане помещения в спорном здании как кабинеты являются офисом (офисами) по смыслу, придаваемому налоговым законодательством для целей налогообложения. Термин «кабинет» не является тождественным термину «офис», поэтому помещения с назначением «кабинет» не могут учитываться в качестве офисных помещений.

Так, в соответствии с экспликацией к поэтажному плану, исходя из фактического использования помещений, общая площадь объекта нежилого фонда составляет - 1065,60 кв.м. Из них площадь кабинетов для размещения собственного персонала (руководителя типографии, отдел продаж, отдел дизайна, бухгалтерия), обслуживающих производственный процесс, составляет 179 кв.м. или 16,8 % общей площади помещений. Остальную площадь занимают производственные цеха и вспомогательные помещения, которая составляет 886,6 кв.м. или 83,2% от общей площади помещений здания ООО «НН ПРЕСС».

Технические характеристики здания, указанные в экспликации, подтверждают доводы административного истца. При этом в документах технического учета не предусматривается размещение в указанном здании офисов и (или) торговых объектов.

Наличие у спорного здания в наименовании слова «административное здание» в силу положений статьи 378.2 НК РФ также само по себе не свидетельствует о том, что объект недвижимости является административно-деловым или торговым центром, предназначенным для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения переговоров, офисное оборудование, либо торговых объектов.

Из содержания акта обследования по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения от 4 октября 2021 года, составленного Комиссией, образованной распоряжением Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 26 апреля 2021 года № 294-р и согласованном заместителем министра экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики И.Н. Крыловой следует, что объект недвижимости - административное здание РСЦ базы стройиндустрии с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям пунктов 1.4, 1.4.1 и 1.5 Порядка определения вида фактического использования объекта нежилого фонда для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343, и не подлежит включению в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется исходя из кадастровой стоимости.

Содержащиеся фотографии помещений здания и самого здания не содержат признаков, характеризующих использование здания в качестве офисов, при этом отсутствуют рекламные вывески, баннеры, другие признаки размещения в здании офисов либо помещений торговли в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Из административного искового заявления и пояснений представителя административного истца следует, что помещения в здании в целях размещения в них офисов либо помещений торговли в целях делового, административного или коммерческого назначения, за исключением размещения собственного персонала, не используются. В здании типографии ООО «НН ПРЕСС» ведется полиграфическая деятельность по производству печатной продукции. В обоснование своей позиции административным истцом представлены: уведомления ФССС РФ о подтверждении вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 18.12 - прочие виды полиграфической деятельности, договора (со спецификациями на изготовление полиграфической продукции) с покупателями (<данные изъяты>), список оборудования на 01 счете, договора финансового лизинга, товарные накладные на полиграфическое оборудование ООО «НН ПРЕСС», отзывы покупателей, оборотно-сальдовые ведомости по 43 счету «Готовая продукция» с номенклатурой и количеством отгруженной полиграфической продукции, штатные расписания ООО «Типография «ННН ПРЕСС», письменные объяснения сотрудников производственного цеха, копии трудовых книжок сотрудников, свидетельствующие о непрерывности производственного процесса на предприятии и отсутствии изменений характера его использования с 2016 года по настоящее время.

Кроме того, как установлено судом, и подтверждается административным ответчиком, на момент включения спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества за 2020 год установление вида фактического использования здания с соблюдением соответствующей процедуры не проводилось и его фактическое использование не устанавливалось, соответствующих замеров площади помещений используемых под указанные цели не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, кадастрового паспорта, документов технического учета бесспорно не позволяли отнести данное здание к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах, наименование здания «Административное здание РСЦ базы стройиндустрии», так и наименование помещений в здании согласно экспликации к поэтажному плану здания согласно технического паспорта не позволяет определить их предназначение как достаточное, для признания здания административно-деловым центром, а также для коммерческого использования - для размещения офисов.

Из сведений ЕГРЮЛ ООО «НН ПРЕСС» следует, что основным видом деятельности организации является полиграфическая деятельность по производству печатной продукции. Если объекты недвижимого имущества используются для размещения собственного персонала производственным предприятием, то такие объекты не могут квалифицироваться в качестве административно-деловых центров, офисных помещений применительно к пункту 1 статьи 378.2 НК РФ.

В дело не представлено никаких доказательств, опровергающих использование истцом здания по иному назначению, кроме как указанному в иске. Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанного здания к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, объектам коммерческого назначения, объектам бытового обслуживания населения в материалах административного дела также не содержится.

Таким образом, исходя из критерия фактического использования спорное здание в Перечень на 2020 год включено быть не могло.

Доводы ответчика о том, что спорное здание подлежало включению в Перечень на 2020 год также исходя из того, что расположен на земельном участке с видом разрешенного использования «для эксплуатации административного здания», подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Согласно сведениям, содержимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорное здание расположено на земельном участке площадью 784+/-10 кв. м., с кадастровым номером , имеющим вид разрешенного использования: для эксплуатации административного здания.

Вместе с тем, понятие «административного здания» не тождественно понятию «офисного здания делового, административного и коммерческого назначения», содержащемуся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, указанный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, однозначно не предусматривает размещение перечисленных объектов.

С учетом изложенного оспариваемый нормативный правовой акт в части должен быть признан недействующим со дня его принятия, поскольку административный истец является плательщиком налога на имущество за 2020 год, и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

На административного ответчика Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики суд возлагает обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу направить сообщение о нем в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, разместить сообщение о нем на официальном интернет – портале правовой информации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», согласно пунктов 2 и 4 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с подпунктами 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 177 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Признать недействующим со дня принятия пункт Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года № 246-о.

Сообщение о настоящем решении в течение одного месяца со дня вступления в законную силу подлежит размещению на официальном интернет – портале правовой информации http://www.pavo.gov.ru либо в республиканской газете «Вести-Чувашии».

Решение суда может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Нижний Нвгород) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2021 года.

Председательствующий: судья Р.Г. Кудряшова

Решение26.03.2022