ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-251/2022 от 14.03.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2022-000061-17

№ 3а-251/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 марта 2022 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Бобиной Д.А.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Исцелемовой А.И.,

представителя административного истца Костаревой И.С.,

представителя административного ответчика Коньшиной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Эл Групп» о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 29 ноября 2021 г. № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

установил:

Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 756-п), от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 874-п), от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 896-п), от 29 ноября 2021 г. № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 940-п), утвердило Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».

Постановление №756-п опубликовано 3 декабря 2018 г. в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 47 часть 2, а также размещено 30 ноября 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Постановление №874-п опубликовано 9 декабря 2019 г. в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 48, том 2, а также размещено 2 декабря 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

Постановление №896-п опубликовано 7 декабря 2020 г. в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 49, том 1, а также размещено 30 ноября 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

Постановление №940-п опубликовано 6 декабря 2021 г. в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 49, том 1, а также размещено 30 ноября 2021 г. на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названных постановлений Правительства Пермского края определены на 2019, 2020, 2021, 2022 годы перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к каждому Постановлению.

Пунктом 5316 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 756-п, пунктом 4746 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером **90, расположенный поадресу: ****.

Пунктом 5309 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 756-п, пунктом 5464 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером **88, расположенный поадресу: ****.

Пунктом 5321 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 756-п, пунктом 5329 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером **136, расположенный поадресу: ****.

Пунктом 5307 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 756-п, пунктом 6429 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером **144, расположенный поадресу: ****.

Пунктом 5317 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 756-п, пунктом 5522 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером **134, расположенный поадресу: ****.

Пунктом 5332 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 756-п, пунктом 5505 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером **135, расположенный поадресу: ****.

Пунктом 5333 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 756-п, пунктом 1819 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 874-п, пунктом 2163 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 896-п, пунктом 2160 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 940-п в соответствующие Перечни включен объект недвижимости с кадастровым номером **145, расположенный поадресу: ****.

ООО «Эл Групп», являясь собственником названных объектов недвижимости, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 5307, 5309, 5316, 5317, 5321, 5332, 5333 Перечня на 2019 год, пунктов 1819, 4746, 5329, 5464, 5505, 5522, 6429 Перечня на 2020 год, пункта 2163 Перечня на 2021 год, пункта 2160 Перечня на 2022 год, полагая, что перечисленные здания не отвечают требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат приведенным законоположениям и нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Представитель административного истца Костарева И.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Коньшина М.С. возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что 26 июля 2017 г. были проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости, по результатам которых составлены акты обследования. В ходе обследования было выявлено, что здания используются под склады, осуществляется оптовая и розничная торговля.

Выслушав объяснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, считавшего требования административных истцов обоснованными, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций отнесён к региональным налогам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объектом обложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организаций в качестве объектов основных средств (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлениями Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. №756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 28 ноября 2019 г. №874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 29 ноября 2021 г. № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» были утверждены сформированные Министерством перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021, 2022 годы.

В пункт 5316 Перечня на 2019 год, пункт 4746 Перечня на 2020 год включено здание с кадастровым номером **724, в пункт 5309 Перечня на 2019 год, пункт 5464 Перечня на 2020 год включено здание с кадастровым номером **88, в пункт 5321 Перечня на 2019 год, пункт 5329 Перечня на 2020 год включено здание с кадастровым номером **136, в пункт 5307 Перечня на 2019 год, пункт 6429 Перечня на 2020 год включено здание с кадастровым номером **144, в пункт 5317 Перечня на 2019 год, пункт 5522 Перечня на 2020 год включено здание с кадастровым номером **134, в пункт 5332 Перечня на 2019 год, пункт 5505 Перечня на 2020 год включено здание с кадастровым номером **135, в пункт 5333 Перечня на 2019 год, пункт 1819 Перечня на 2020 год, в пункт 2163 Перечня на 2021 год, в пункт 2160 Перечня на 2022 год включено здание с кадастровым номером **145, принадлежащие на праве собственности ООО «Эл Групп».

Таким образом, на административного истца, являющегося собственником указанных зданий, вследствие принятия оспариваемых нормативных правовых актов возложена обязанность по уплате налога на имущество исходя из размера кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. №756-п, от 28 ноября 2019 г. № 874-п, от 25 ноября 2020 г. № 896-п, от 29 ноября 2021 г. № 940-п изданы в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции (опубликованы на официальном сайте), что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. №107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. №223-П, указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Проверяя порядок принятия, опубликования (обнародования) оспариваемых нормативных правовых актов, суд нарушений не установил. При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие, что не оспаривается административным истцом.

Налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, на территории Пермского края введён Законом Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» с 1 января 2018 г.

Статьей 2 Закона Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК (в первоначальной редакции) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края;

2) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах);

3) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные жилые помещения.

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 настоящей статьи, определяется Правительством Пермского края.

В редакции от 5 ноября 2019 г. статья 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК предусматривает определение налоговой базы как кадастровой стоимости имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края;

2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв. метров;

3) жилых домов, квартир, комнат по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные квартиры, комнаты.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи:

- административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

- торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Как следует из позиции административного ответчика, спорные объекты недвижимости включены в Перечни в соответствии с актами обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, которыми установлено, что в спорных объектах недвижимости осуществляется оптовая и розничная торговля.

Оценив наличие оснований для отнесения зданий к административно-деловым или торговым центрам, суд приходит к следующим выводам.

Здание с кадастровым номером **144 по адресу: ****, имеет площадь 1634,9 кв.м (выписка из ЕГРН л.д. 24), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.

Согласно выписке из ЕГРН здание находится на земельном участке с кадастровым номером **59, имеющем вид разрешенного использования «под существующую производственную базу», что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Здание с кадастровым номером **144 имеет назначение «нежилое», наименование «здание», назначение помещений: кабинет, калорифер, тамбур, склад, раздевалка, операторная, компрессорная (копия технического паспорта л.д. 29-34).

Здание с кадастровым номером **88 по адресу: ****, имеет площадь 1675,6 кв.м (выписка из ЕГРН л.д. 35), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.

Согласно выписке из ЕГРН здание находится на земельном участке с кадастровым номером **32, имеющем вид разрешенного использования «под существующую производственную базу», что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Здание с кадастровым номером **88 имеет назначение «нежилое», наименование «здание склада», назначение помещений: калорифер, склад, кабинет, коридор, кладовая, туалет, умывальник (копия технического паспорта л.д. 39-46).

Здание с кадастровым номером **90, расположенное по адресу: ****, имеет площадь 1447,1 кв.м (выписка из ЕГРН л.д. 47), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.

Согласно выписке из ЕГРН здание расположено на земельном участке с кадастровым номером **31, имеющем вид разрешенного использования «под существующую производственную базу», что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Здание с кадастровым номером **:90 имеет назначение «нежилое», наименование «здание», назначение помещений: склад, калорифер, тепловой узел, бухгалтерия, кабинет, кладовка (копия технического паспорта л.д. 50-56).

Здание с кадастровым номером **134 по адресу: ****, имеет площадь 1700,5 кв.м (выписка из ЕГРН л.д. 57), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.

Согласно выписке из ЕГРН здание находится на земельном участке с кадастровым номером **36, имеющем вид разрешенного использования «под существующую производственную базу», что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Здание с кадастровым номером **134 имеет назначение «нежилое», наименование «здание», назначение помещений: калорифер, склад, кабинет, умывальник, уборная, кладовая, тамбур, кабинет (копия технического паспорта л.д. 60-65). Назначение помещений не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в связи с чем не позволяет отнести здание к административно-деловым и торговым центрам.

Здание с кадастровым номером **136 по адресу: ****, имеет площадь 1727,3 кв.м (выписка из ЕГРН л.д. 66), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.

Согласно выписке из ЕГРН здание находится на земельном участке с кадастровым номером **33, имеющем вид разрешенного использования «под существующую производственную базу», что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Здание с кадастровым номером **136 имеет назначение «нежилое», наименование «здание», назначение помещений: калорифер, кабинет, склад, лестничная клетка (копия технического паспорта л.д. 69-74).

Здание с кадастровым номером **135 по адресу: ****, имеет площадь 1743,5 кв.м (выписка из ЕГРН л.д. 75), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.

Согласно выписке из ЕГРН здание находится на земельном участке с кадастровым номером **37, имеющем вид разрешенного использования «под существующую производственную базу», что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Здание с кадастровым номером **135 имеет назначение «нежилое», наименование «здание», назначение помещений: калорифер, кабинет, склад, лестничная клетка, раздевалка (копия технического паспорта л.д. 82-85).

Здание с кадастровым номером **145 по адресу: ****, имеет площадь 1701,6 кв.м (выписка из ЕГРН л.д. 92), что соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК к площади административно-делового и торгового центра, расположенного в городском округе.

Согласно выписке из ЕГРН здание находится на земельном участке с кадастровым номером **34, имеющем вид разрешенного использования «под существующую производственную базу», что не предусматривает размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Здание с кадастровым номером **145 имеет назначение «нежилое», наименование «здание склада», назначение помещений: тепловой пункт, кабинет, склад (копия технического паспорта л.д. 116-119).

Помещения с назначением «склад» не могут быть отнесены к объектам торговли.

Согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст, под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 поименованного Национального стандарта Российской Федерации торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Следовательно, если такой объект недвижимости как склад и используется в деятельности по продаже товаров (услуг), он может быть признан предназначенным или используемым для размещения торговых объектов только в случае, если он включает в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

При отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом.

Наименование помещений «кабинет» не является тождественным понятию «офис» и не свидетельствует о назначении и фактическом использовании таких помещений в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, назначение помещений в зданиях не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в связи с чем не позволяет отнести здания к административно-деловым и торговым центрам.

В силу прямого указания, содержащегося в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, допустимым доказательством правомерности включения объектов недвижимости в Перечни по их фактическому использованию являются акты обследования.

26 июля 2017 г. Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края проведены мероприятия по обследованию фактического использования помещений в зданиях с кадастровыми номерами **90, **88, **136, **144, **134, **135, **145 по адресу: ****. Оформленные по результатам обследования акты составлены до включения объектов в Перечни и существовали на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов.

Согласно актам обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 26 июля 2017 г.:

- здание с кадастровым номером **144 площадью 1634,9 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля;

- здание с кадастровым номером **136 площадью 1727,3 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля;

- здание с кадастровым номером **135 площадью 1743,5 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля;

- здание с кадастровым номером **134 площадью 1700,5 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля;

- здание с кадастровым номером **90 площадью 1447,1 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля;

- здание с кадастровым номером **88 площадью 1675,6 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля;

- здание с кадастровым номером **145 площадью 1701,6 кв.м, используется под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля.

Проверяя обоснованность включения спорных зданий в Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 годы исходя из их фактического использования на основании актов обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 26 июля 2017 г., суд приходит к выводу, что данные акты не могут быть приняты в качестве доказательств наличия правовых оснований для включения зданий в Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, поскольку не содержат сведений, достоверно подтверждающих использование помещений спорных зданий для осуществления торговли.

В представленных актах указано, что здания используются под склад, осуществляется оптовая и розничная торговля.

Однако в актах не приведены выявленные в ходе обследования признаки (наличие торгового оборудования, предназначенного и используемого для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчётов с покупателями при продаже товаров), свидетельствующие о размещении торговых помещений в зданиях, что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 НК РФ.

Таким образом, из представленных актов невозможно сделать вывод о наличии в зданиях с кадастровыми номерами **90, **88, **136, **144, **134, **135, **145 торговых объектов.

В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Правительством Пермского края достоверных доказательств соответствия зданий с кадастровыми номерами **90, **88, **136, **144, **134, **135, **145 признакам, закрепленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлено.

Учитывая, что на момент включения зданий с кадастровыми номерами **90, **88, **136, **144, **134, **135, **145 в Перечни Правительство Пермского края не располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении зданий в качестве административно-делового центра или торгового центра (комплекса), а также о размещении в них офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании более 20 процентов их общей площади для этих целей, суд приходит к выводу о необоснованности включения в оспариваемые Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 годы указанных объектов недвижимости, принадлежащих ООО «Эл Групп».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать соответствующие пункты Перечней недействующими с даты принятия оспариваемых постановлений.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Пермского края - на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Судебные расходы административного истца на оплату государственной пошлины в сумме 18000 рублей, понесенные ООО «Эл Групп» при подаче административного искового заявления, подлежат возмещению ответчиком - Правительством Пермского края в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Эл Групп» к Правительству Пермского края удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия пункты 5307, 5309, 5316, 5317, 5321, 5332, 5333 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункты 1819, 4746, 5329, 5464, 5505, 5522, 6429 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующими со дня принятия пункт 2163 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункт 2160 таблицы 1 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 г. № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Взыскать с Правительства Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эл Групп» возмещение судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 18 000 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья (подпись)

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-251/2022 Пермского краевого суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 марта 2022 г.