ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2526/2021 от 18.04.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 18 апреля 2022 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Борисовой М.А., представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-437/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества «Почта России» в лице УФПС Самарской области к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

акционерное общество «Почта России» в лице УФПС Самарской области (далее также АО «Почта России», административный истец) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просит признать недействующими со дня принятия пункты №№ 207, 5553, 7557, 10904, 11404, 11411, 11414, 11435, 11607, 11888, 13560, 14043, 14235, 14310, 14625, 16362, 16366, 16440, 18464, 18534, 18767, 21819 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014.

Требования обоснованы тем, что под названными пунктами в Перечень включены нежилые здания, в которых расположены принадлежащие административному истцу нежилые помещения отделений почтовой связи (ОПС), а также принадлежащее административному истцу на праве собственности здание столовой на базе отдыха «<данные изъяты>», которое законсервировано с 2017 года. Полагают, что указанные нежилые здания не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они не предусматривают размещение более 20% офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Включение указанных объектов недвижимости в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель АО «Почта России» ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и уточнениях к нему.

Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, из которых следует, что включение нежилых зданий в Перечень на 2021 год, осуществлялось на основании данных, полученных в порядке информационного взаимодействия из регистрирующего органа, в соответствии с их наименованием и назначением, а также исходя из видов разрешенного использования земельных участков, на которых здания расположены, на основании подпункта 1 и 2 пункта 1, пунктов 3, 4 ст. 378.2 НК РФ. Кроме того, полагают, что административный истец не вправе обращается в суд по вопросу исключения из Перечня нежилых зданий собственником которых он не является.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц собственники нежилых зданий с кадастровым номером – ФИО2, с кадастровым номером – ФИО3 в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представили.

В силу ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.

В силу статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год.

Перечень опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, и в печатном издании «Волжская коммуна», N 171(30955), 21.10.2020.

С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме приказа, подписан уполномоченным лицом, опубликован до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме и процедуре его принятия, что административным истцом не оспаривается.

В указанный Перечень включены нежилые здания, в которых расположены нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности АО «Почта России»:

- под пунктом 207 нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 5553 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 7557 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 10904 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 11404 - с кадастровым номером ,расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 11411 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 11414 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 11435 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 11607 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 11888 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 13560 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 14043 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 14235 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 14310 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: Самарская <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 14625 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 16362 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 16366 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 16440 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 18464 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 18534 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 18767 - с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включающее нежилое помещение с кадастровым номером ;

- под пунктом 21819 нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Новинки, б/о «<данные изъяты>».

Собственником нежилого здания с кадастровым номером является АО «Почта России», нежилое здание с кадастровым номером принадлежит на праве собственности ФИО2, с кадастровым номером – ФИО3

Сведения о собственниках иных спорных нежилых зданий в ЕГРН отсутствуют.

Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 16 и 17.12.2021 об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.

При этом, принадлежащие АО «Почта России» вышеуказанные нежилые помещения в Перечень на 2021 год не включены. Однако, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налог на данное имущество юридического лица исчисляется из кадастровой стоимости нежилых помещений, поскольку в Перечень включены здания, в которых они расположены. В связи с этим, права и обязанности административного истца затрагиваются оспариваемым нормативным правовым актом.

Проверяя нормативный правовой акт на его соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На основании пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; (до 1 января 2017 года правовое значение имело только назначение помещений в здании в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, по смыслу приведенных выше положений налогового законодательства, возможность включения недвижимого имущества в Перечень как объекта делового, административного (офисного) или коммерческого назначения (объекта торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания), определяется в зависимости от назначения и наименования не менее 20 процентов общей площади помещений в здании по данным ЕГРН или технического учета, вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), а также фактического использования не менее 20 процентов от общей площади помещений в здании в указанных выше целях.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорные нежилые здания имеют следующие площади, назначение и наименование:

- КН – 8629,4 кв.м, «нежилое», «административно-бытовой корпус»;

- КН – 402 кв.м, «нежилое», «почта, сбербанк»;

- КН – 469, 2 кв.м, «нежилое», «быткомбинат»;

- КН – 123, 4 кв.м, «нежилое», «контора»;

- КН – 34, 8 кв.м, «нежилое», «административное здание»;

- КН – 219 кв.м, «нежилое», «правление»;

- КН – 17,1 кв.м, «нежилое», «административное здание»;

- КН – 38,7 кв.м, «нежилое», «административное здание»;

- КН – 715,3 кв.м, «нежилое», «контора»;

- КН – 692,3 кв.м, «нежилое», «административное здание»;

- КН – 218,9 кв.м, «нежилое», «здание администрации»;

- КН – 744,6 кв.м, «нежилое», «торговый центр»;

- КН – 2008,2 кв.м, «нежилое», «административное здание»;

- КН – 2295,6 кв.м, «нежилое», «административное здание»;

- КН – 419 кв.м, «нежилое», «здание конторы правления»;

- КН – 31,3 кв.м, «нежилое», «магазин»;

- КН – 130, 6 кв.м, «нежилое», «здание конторы-почты»;

- КН – 123,8 кв.м, «нежилое», «административное»;

- КН – 111,1 кв.м, «нежилое», «аптека»;

- КН – 436,8 кв.м, «нежилое», «амбулатория»;

- КН – 136,6 кв.м, «нежилое», «контора».

- КН – 314 кв.м, «нежилое», «здание столовой б/о «<данные изъяты>».

Данные о видах разрешенного использования объектов в ЕГРН отсутствуют.

При этом, наименование зданий «административное», «административно-бытовой корпус», «быткомбинат», «амбулатория», «контора», «контора-почта», «контора правления», «правление», «почта, сбербанк» не тождественно значению административно-деловой центр.

Наименование зданий «аптека», «торговый центр», «магазин», «столовая», само по себе, без проверки назначения помещений по данным технического учета (инвентаризации) либо проверки фактического использования помещений в зданиях в соотношении к общей площади объекта, в силу прямого указания закона не подтверждает предназначение и использование таких зданий в качестве объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания.

По материалам технической инвентаризации, данным технической документации – экспликации к техническим паспортам, предоставленным по запросу суда, спорные объекты (нежилые здания) включают части (помещения) наименованием и назначением:

- с кадастровым номером , площадью 469, 2 кв.м (20% - 93, 8 кв.м) - коридоры, тамбур, касса, уборная, эл.узел, фотография 37, 8 кв.м, сберкасса 47, 9 кв.м, почта, муз.школа;

- с кадастровым номером , площадью 123, 4 кв.м - коридор, помещение;

- с кадастровым номером , площадью 692,3 кв.м (20% - 138, 4 кв.м) – торговый зал 43,1 кв.м, кабинеты, подсобные помещения, коридоры, радиорубка; торговый зал 31,1 кв.м, торговый зал 30,8 кв.м, лестничная клетка; Сельская волость: кабинеты, коридор, зал; Почта: приемный зал, кабинеты, коридор;

- с кадастровым номером , площадью 218,9 кв.м – помещения, кладовые, коридоры, лестницы, холл, котельная, санузел, склад;

- с кадастровым номером , площадью 2295,6 кв.м (20% - 459,12 кв.м) – вент.камера, помещение для укрыван., помещения для грязной одежды, кабинет нач.ГО, компрессорная, склад тех.материалов, помещения ввода кабеля, коридоры, теплоузел, подсобное помещение ПРУ, вент.камера ПРУ, эл.щитовая, ПТЛ, переговорный пункт, зал, кабины, тамбуры, оператор ЭВМ, абонентский зал, операционный зал, кабинет контролера, кладовые, кабинет зам.начальника, склады, архив, подсобные помещения, аккумуляторная, кислотная, касса, страховой отдел, кабельная шахта, союзпечать 16,1 кв.м, сортировочная, сан.узлы, обменный пункт, комната почтальонов, лестничные клетки и площадки, кабинет директора, шкафы, кабинет главного бухгалтера, архив, бухгалтерия, спец.связь, отдел кадров, кабинет гл.инженера, кабинет ПТО, кабинет нач.участка, акт.залы, кабинет-радиостанц., бытовка, сна.узлы, выпрямител., аппаратные, ТВ-студия, интернет, дистиляторная, коммутатор.зал, телеграф, АТС, комната тех.контроля, подсобная, охр.труда, вент.камера, коридоры, кабинет эконом., кабинет нач-ка, дизельная, контейнерная, монтёрная, гаражи;

- с кадастровым номером , площадью 130, 6 кв.м – помещения;

- с кадастровым номером , площадью 111,1 кв.м (20% - 22,22 кв.м) - торговый зал 19,4 кв.м, ассистентская, складское, моечная, основное, энергонадзор, подсобное, почта;

- с кадастровым номером , площадью 436,8 кв.м (20% - 87,36 кв.м) –

кабинет педиатра, прививочная, туалеты, акуш.каб., кабинеты, лаборат., зуб.кабинет, почта, сберкасса, коридоры, тамбуры, каб.терап., физ.каб., кладовка, сестр.каб.,УСЗН;

- с кадастровым номером , площадью 136,6 кв.м – тамбур, коридор, бухгалтерия, управляющий, отделение связи, специалисты.

Согласно ответам ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области на запрос суда, техническая документация на нежилые здания с кадастровыми номерами , , , , , ,, , , , в реестровом деле отсутствует.

Иной технической документации на нежилые здания административным ответчиком суду не представлено.

Представленная в материалы дела техническая документация на нежилые помещения, принадлежащие АО «Почта России» и входящие в состав спорных нежилых зданий, содержит следующие сведения о назначении частей помещений:

- КН нежилое помещение (в здании ) – 6097, 1 кв.м «вентиляционные камеры, коридоры, лестницы, электрощитовые, насосные, гаражи, мастерские, кабинеты, теплоцентр, производственные, склады, санузлы, раздевальная, подсобные помещения, трансформаторные, вестибюли, бюро пропусков, магазин 42,8 кв.м, умывальные, столовая 213, 2 кв.м, цеха, кухни 58, 8 кв.м и 15,7 кв.м, медпункты, лифты, архивное хранилище, помещения, встроенный шкаф, машинное отделение, лифтерные»;

- КН нежилое помещение почты (в здании КН ) – 80,6 кв.м «подсобное, обмен печати, коридор, туалет, приемная, кладовая»;

- КН нежилое помещение (в здании КН ) – 65, 8 кв.м «основное»;

- КН нежилое помещение (в здании КН ) - 25 кв.м «помещение» ;

- КН нежилое помещение отделение почтовой связи (в здании КН ) – 34,8 кв.м «кабинет, склад»;

- КН нежилое помещение отделение почтовой связи (в здании КН ) – 29, 1 кв.м «кабинет, склад»;

- КН нежилое помещение отделение почтовой связи (в здании КН ) – 17,1 кв.м «кабинет, склад»;

- КН нежилое помещение отделение почтовой связи ( в здании КН ) – 38, 7 кв.м «кабинет, склад, тамбур»;

- КН нежилое помещение (в здании КН ) –39, 2 кв.м «кабинет, склад»;

- КН нежилое помещение ( в здании КН ) – 45, 5 кв.м « операционный зал, подсобная, кабинет»;

- КН (в здании КН ) – 29, 2 кв.м «помещение, кладовая, тамбур»;

- КН нежилое помещение, часть здания отделение почтовой связи Красносамарское (в здании КН ) – 32,1 кв.м «почтовое отделение, подсобное»;

- КН нежилое помещение № 2 (в здании КН ) – 14,7 кв.м «помещение»;

- КН нежилое помещение (в здании КН ) – 841,9 кв.м «венткамера, основные помещения, подсобные помещения, лестничные клетки и площадки, тепловой узел, операционный зал, кабинеты, кладовые, склады, архивы, коридоры, касса, тамбур, страховой отдел, сортировочная, санузлы, комната почтальонов, приемная, бухгалтерия, актовый зал»;

-КН (в здании КН ) – 30, 1 кв.м «помещение, тамбур»;

- КН нежилое помещение (в здании ) – 45,9 кв.м «помещение, коридор»;

- КН нежилое помещение № 2 (в здании ) – 63,7 кв.м «помещение»;

- КН нежилое помещение (в здании КН ) – 15,3 кв.м «помещение»;

- КН нежилое помещение ОПС Печерское (в здании КН ) – 37,3 кв.м «основное», «подсобное»;

- КН нежилое помещение (в здании КН ) – 51,1 кв.м «кабинет, коридор, складское»;

- КН (в здании КН ) – 45, 9 кв.м «отделение почтовой, тамбур».

При этом, суд учитывает, что назначение помещений «кабинеты» не тождественно назначению «офисы», а площадь помещений в зданиях, которые по своему назначению могут быть отнесены к торговым объектам и объектам бытового обслуживания, не превышает 20% от общей площади зданий.

Таким образом, по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорных нежилых зданий не может быть признано безусловно определенными в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривает размещение административно-деловых и торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, применительно к требованиям о соотношении площади таких помещений к общей площади зданий, в связи с чем требовалось установление их фактического использования.

По сведениям ЕГРН, спорные нежилые здания расположены в границах следующих земельных участков:

- КН – КН с видом разрешенного использования «предприятия связи»;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют; в выписке на земельный участок КН 63:03:0212008:509, расположенный по адресу здания: <адрес>, вид разрешенного использования указан «для многоквартирного жилого дома»;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют; в выписке на земельный участок КН 63:08:0105043:51, расположенном по адресу здания: г. <адрес> вид разрешенного использования указан «для жилого здания с нежилыми помещениями»;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют;

- КН – КН с видом разрешенного использования «для производственных целей»;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют;

- КН – КН с видом разрешенного использования «под общественную застройку»;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют; в выписке на земельный участок КН по адресу здания: <адрес>, вид разрешенного использования указан «под размещение нежилого административного здания»;

- КН - в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют; в выписке на земельный участок КН , расположенный по адресу здания: <адрес>, вид разрешенного использования указан «детский сад»;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют; в выписке на земельный участок КН , расположенный по адресу здания: <адрес>, вид разрешенного использования указан «для размещения базы»;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют; в выписке на земельный участок КН , расположенный по адресу здания: <адрес>, вид разрешенного использования указан «для размещения технологического контейнера ОАО «Ростелеком»»;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют;

- КН – КН с видом разрешенного использования «под административное здание»;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют; в выписке на земельный участок КН по адресу здания: <адрес>, вид разрешенного использования указан «под аптеку»;

- КН – КН с видом разрешенного использования «размещение объектов административного и делового назначения»; КН с видом разрешенного использования «общественное управление»;

- КН – в выписке на здание сведения о земельном участке, в пределах которого оно расположено, отсутствуют.

Суд полагает, что представленная в материалы дела выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования «под аптеку» с достоверностью не подтверждает действительный вид разрешенного использования участка, на котором расположено здание КН . Сведения об указанном земельном участке содержат лишь ориентировочный адрес, однако, в выписке из ЕГРН отсутствуют сведения о расположении в пределах данного участка вышеуказанного нежилого здания.

Вид разрешенного использования земельных участков «предприятия связи», «под административное здание», «размещение объектов административного и делового назначения»; «общественное управление», сам по себе, о предназначении и размещении административно-делового или торгового центра не свидетельствует.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, действовавшим в период до 04.04.2021, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

В данном классификаторе под кодом 3.0 (включающее коды 3.1-3.10.2) предусмотрен вид использования «общественное использование объектов капитального строительства», предполагающий размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека, включая коммунальное обслуживание, коммунальные услуги, социальное обслуживание, дома социального обслуживания и оказания социальной помощи, оказание услуг связи (почтовой, телеграфной, междугородней и международной телефонной связи), общежития, бытовое обслуживание, здравоохранение, амбулаторное и стационарное мед.обслуживание, образование и просвещение, культурное развитие, парки культуры и отдыха, цирки и зверинцы, религиозное использование, общественное и государственное управление, представительскую и научную деятельность.

Под кодом 4.1 значится вид разрешенного использования земельного участка «деловое управление», который предполагает размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).

Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков под спорными нежилыми зданиями с бесспорностью не подтверждают их предназначение для размещения объектов, поименованных в подпункте 1 пункта 1 и пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П, содержание вида использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.

Фактическое использование при этом устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).

Данное регулирование связывает определение фактического использования здания (строения, сооружения) с особенностями эксплуатации находящихся в его составе помещений, независимо от наименования и назначения такого объекта, содержащихся в ЕГРН.

Однако, актов обследования спорных нежилых зданий с целью определения их фактического использования на момент формирования Перечня на 2021 год административным ответчиком не представлено.

Оспариваемым приказом министерства имущественных отношений Самарской области в Перечень на 2021 год также включено нежилое здание с кадастровым номером , площадью 314 кв.м, назначением «нежилое», наименованием «здание столовой б/о «<данные изъяты>», расположенное на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «база отдыха».

Между тем, само по себе наименование здания «столовая», как и вид разрешенного использования земельного участка «база отдыха», не свидетельствуют о безусловном их предназначении для размещения объектов общественного питания.

По данным технического учета - технического паспорта на здание столовой КН от 13.07.2007, подготовленного Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация», по состоянию на 23.05.2007 здание включает в себя части назначением «помещения, коридор».

Как видно из материалов дела, основным видом деятельности АО «Почта России» является деятельность почтовой связи общего пользования (код 53.10), о чем представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.03.2022.

До 26.10.2019 нежилое здание с кадастровым номером в составе имущественного комплекса базы отдыха «<данные изъяты>» являлось объектом федерального имущества, затем находилось в хозяйственном ведении ФГУП «Почта России» и передано АО «Почта России» по акту приема-передачи от 22.08.2019 в качестве вклада в уставный капитал.

Из объяснений представителя административного истца следует, что база отдыха «<данные изъяты>», включая здание столовой, была предназначена для организации отдыха сотрудников почтового предприятия, однако, с 2017 года законсервирована. Услуги общественного питания для неопределенного круга потребителей в здании столовой никогда не оказывались.

В силу пункта 16 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036, исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами.

Согласно п. 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1515 «услуги» - услуги общественного питания, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.

При этом, в силу п. 13 Правил № 1515, исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с перечнем услуг, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу в течение всего режима работы исполнителя.

В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 2 «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» под общественным питанием (индустрией питания) понимается самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Под предприятием общественного питания (предприятием питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

Исполнитель обязан: оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами; довести до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске.

Вместе с тем, возможность обслуживания в столовой базы отдыха «<данные изъяты>» неограниченного круга лиц (любого потребителя) исследованными доказательствами не подтверждена.

Из материалов дела следует, что спорное здание столовой входит в состав базы отдыха «<данные изъяты>» АО «Почта России», расположено на обособленной территории, с 2017 года база отдыха прекратила эксплуатацию и законсервирована, что подтверждается приказом № 626 от 31.08.2017, согласно которому постановлено обеспечить сохранность и пожарную безопасность объекта.

В связи с этим суд приходит к выводу, что здание столовой не предназначено для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности и извлечения прибыли АО «Почта России», в числе видов деятельности которого не поименовано оказание услуг общественного питания, поэтому здание не относится к объектам общественного питания в смысле, придаваемом статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд полагает, что спорные объекты недвижимости ни по одному из приведенных в подпункте 1 пункта 1, пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаков не подпадают под понятие объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, представленные в материалы дела сведения ЕГРН и технической документации о назначении и наименовании спорных нежилых зданий, как и виды разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены, не подтверждают их предназначение и использование в качестве административно-деловых и торговых центров (комплексов), включающих (более 20% от общей площади зданий) офисы, объекты торговли, объекты бытового обслуживания или общественного питания, следовательно, нежилые здания не подлежали включению в Перечень на 2021 год по названным признакам.

Мероприятий по определению фактического использования нежилых зданий на момент формирования и утверждения Перечня на 2021 год административным ответчиком не проводилось.

В соответствии с положениями части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.

Однако, административным ответчиком не доказан факт соответствия спорных нежилых зданий критериям объектов, поименованным в подпункте 1 пункта 1, пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.

Необоснованное включение объектов в Перечень нарушает права и законные интересы АО «Почта России», поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество организации в повышенном размере.

При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании недействующими пунктов 207, 5553, 7557, 10904, 11404, 11411, 11414, 11435, 11607, 11888, 13560, 14043, 14235, 14310, 14625, 16362, 16366, 16440, 18464, 18534, 18767, 21819 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом изложенного выше, суд полагает, что нормативный правовой акт, имеющий ограниченный срок применения (2021 год), в целях восстановления прав административного истца следует признать недействующим со дня его принятия.

Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск акционерного общества «Почта России» удовлетворить.

Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него:

- под пунктом 207 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 5553 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 7557 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 10904 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 11404 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 11411 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 11414 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 11435 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 11607 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 11888 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 13560 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 14043 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 14235 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 14310 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 14625 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 16362 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 16366 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 16440 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 18464 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 18534 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 18767 нежилого здания с кадастровым номером ;

- под пунктом 21819 нежилого здания с кадастровым номером .

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.04.2022.