ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-252/20 от 10.11.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-252/2020

УИД 21OS0000-01-2020-000169-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 ноября 2020 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи ЛенковскогоС.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Т.Л.,

с участием представителей:

административного истца Елисеевой И.Н. – Елисеева М.Н.,

административных ответчиков Министерства экономического развития и имущественных отношений Васильева С.В. и Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Артемьевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Елисеевой Ирины Николаевны к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества – хозяйственного помещения,

установил:

Елисеева И.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - хозяйственного помещения, назначение: нежилое, с кадастровым номером , площадью 77,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 691 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что административный истец Елисеева И.Н. является собственником объекта недвижимости - хозяйственного помещения, назначение: нежилое, с кадастровым номером , площадью 77,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере 1951241,25 рублей, определенная по состоянию на 1 января 2018 года и утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457, значительно превышает действительную его рыночную стоимость, составившую согласно отчету оценки №40/20 от 21 сентября 2020 года 691 000 рублей. Ссылаясь на то, что действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, и, указывая на нарушение его прав как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Елисеевой И.Н. – Елисеев М.Н. административный иск поддержал.

Кабинет Министров Чувашской Республики явку своего представителя в судебном заседании не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного ответчика Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Артемьева А.В. не возражала против установления кадастровой стоимости в размере, указанном в отчете.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Васильев С.В. не возражал против удовлетворения административного иска.

Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрация г. Чебоксары Чувашской Республики, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике» явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения и выступления участников судебного разбирательства, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры: 1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; 2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки; 3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Из материалов дела, Елисеева И.Н. является собственником объекта недвижимости – хозяйственного помещения, назначение: нежилое, с кадастровым номером , площадью 77,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

Принимая во внимание, что Елисеева И.Н. является собственником указанного выше объекта недвижимости, размер налога на имущество физических лиц зависит от кадастровой стоимости данного нежилого помещения, то результаты кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца, в связи с чем Елисеева И.Н. имеет право на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 512 установлено, что проведение государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики осуществляется с 1 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Чувашской Республики, выполненной по состоянию на 1 января 2018 года, и результаты оценки внесены в кадастр недвижимости 1 января 2019 года.

Согласно сведениям из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 4 августа 2020 года кадастровая стоимость хозяйственного помещения с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года составляет 1951241,25 рублей.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказывания величины рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, возложена на административного истца.

В обоснование своих требований административным истцом представлен составленный Обществом с ограниченной ответственностью «Консалтинговый центр «Содействие» отчет № 40/20 от 21 сентября 2020 года, согласно которому рыночная стоимость хозяйственного помещения, назначение: нежилое, с кадастровым номером , площадью 77,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 691000 рублей.

Представленный административным истцом отчет об оценке № 40/20 подготовлен независимым оценщиком, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Оценка производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки.

В отчете проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, также приведено обоснование методов оценки.

В названном отчете об оценке оценщиком проведен анализ рынка, анализ внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, дано описание объекта оценки. В целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости оценщик использовал сравнительный подход.

Оценив отчет об оценке № 40/20, суд приходит к выводу о том, что отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. При этом методики исследования, объем и этапы проведения оценки, выполнение расчетов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Отчет об оценке № 40/20 отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности, являются надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.

Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что вывод о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости – хозяйственного помещения, назначение: нежилое, с кадастровым номером , площадью 77,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, сделан оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В ходе судебного разбирательства представители административных ответчиков Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. и Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. какие-либо замечания на отчет об оценке № 40/20, не представили; установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости исходя из вышеуказанного отчета об оценке № 40/20 оставили на усмотрение суда.

Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость хозяйственного помещения с кадастровым номером , и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, а также замечаний к отчету об оценке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено.

Приняв за основу доказанности размера рыночной стоимости спорного объекта недвижимости отчет об оценке № 40/20, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного административным истцом требования и установления кадастровой стоимости хозяйственного помещения, назначение: нежилое, с кадастровым номером , площадью 77,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 691 000 рублей.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Из материалов дела следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости подано в суд Елисеевой И.Н. 25 сентября 2020 года, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2019 года, начало применения кадастровой стоимости 01.01.2019.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы.

Представитель административного истца не заявлял о взыскании с ответчика размера уплаченной госпошлины и денежные средства, потраченные на оплату проведения отчета. Поэтому суд не рассматривает вопрос о судебных расходах.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости нежилого хозяйственного помещения с кадастровым номером , площадью 77,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 691 000 рублей удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого хозяйственного помещения с кадастровым номером , площадью 77,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 691 000 рублей.

Датой подачи заявления считать 25 сентября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2020 года.