ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-252/20 от 21.07.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2020 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретаре Семенчевой Е.В.,

с участием прокуроров Денежкиной В.М., ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-252/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки м.о. г.Тула,

у с т а н о в и л:

23.12.2016 года Решением Тульской городской Думы № 33/839 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула. Первоначальный текст документа опубликован в издании «Официальный сайт муниципального образования город Тула» http://www.npacity.tula.ru, 26.12.2016.

Приложением №1 к данным Правилам является Карта градостроительного зонирования.

В настоящее время нормативный правовой акт действует в редакции решений Тульской городской Думы от 28.06.2017 № 39/958, от 18.07.2018 № 55/1330, от 26.02.2019 № 63/1515, от 28.05.2019 № 68/1619, с изменениями, внесенными решениями Тульской городской Думы от 25.10.2017 № 43/1059, от 12.12.2017 № 45/1114, от 31.01.2018 № 47/1154, от 28.02.2018 № 48/1194, от 28.02.2018 № 48/1215, от 28.03.2018 № 49/1224, от 28.03.2018 № 49/1226, от 30.05.2018 № 52/1284, от 30.05.2018 № 52/1286, от 31.08.2018 № 56/1363, от 26.09.2018 № 57/1373, от 26.09.2018 № 57/1375, от 26.09.2018 № 57/1377, от 26.09.2018 № 57/1379, от 26.09.2018 № 57/1381, от 26.09.2018 № 57/1383, от 26.12.2018 № 61/1467, от 26.12.2018 № 61/1469, от 26.02.2019 №63/1515, от 28.05.2019 № 68/1619, от 24.07.2019 № 71/1681, от 30.10.2019 №3/23, от 27.11.2019 №4/63, от 25.03.2020 №9/178.

ФИО2, являясь собственником земельного участка КН<...>, обратился в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими вышеуказанных Правил в части отображения на Карте градостроительного зонирования м.о. г.Тула установления территориальной зоны Ж-4 в отношении земельного участка с КН<...>. В обоснования заявленных требований указал, что зона Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) не предусматривает размещения индивидуального жилого дом, тогда как данный участок имеет вид разрешенного использования: «для эксплуатации индивидуального жилого дома». Кадастровый квартал, в котором расположен участок, содержит на 2/3 участков, на которых расположены многоквартирные дома, на 1/3 – частные жилые дома, 1970-1980 годов постройки. Сослался на нарушение п.1 и п.4 ст. 34, п.3 ч.1 ст. 30, ч.3, 5 ст. 31 ГрК РФ.

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Его представители, действующие на основании доверенности, ФИО3, ФИО4, в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика Тульской городской Думы по доверенности ФИО5 в суде возражала против удовлетворения административного иска, полагая, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят Тульской городской Думой в пределах полномочий с соблюдением процедуры принятия.

Представители заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании поддержал позицию представителя Тульской городской Думы, пояснив, что при установлении зоны Ж-4 учитывался проект детальной планировки селитебно-промышленного района «Заречье» г.Тулы, утвержденный решением исполнительного комитета Тульского городского совета народных депутатов от 08.01.1978 №2-44, согласно которому на интересующей территории планировалось возведение высотных домов, спортивного корпуса. Данный проект в течение всего периода действия успешно реализовывался.

Заинтересованное лицо - Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы в судебное заседание не явилось, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено, заявлений не представлено.

Заинтересованное лицо – Управление Росреестра по Тульской области представителя в суд не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено, имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 213 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка КН<...>, площадью 589 кв.м, местоположение установлено <...>. Право собственности зарегистрировано 11.11.2008. Участок относится к категории земель: земли населенных пунктов. Он был приобретен ФИО2 на основании договора купли-продажи, заключенного с Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы <...>, постановления Главы администрации г.Тулы от 21.02.2008 №587, и с момента приобретения по настоящее время имел вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома.

В пределах данного земельного участка расположен жилой дом КН<...>, площадью 56.9 кв.м, с 24.02.2001 находящийся в собственности ФИО2

ФИО2, желая осуществить реконструкцию жилого дома, обратился в администрацию г.Тулы с уведомлением о планируемой реконструкции, по результатам рассмотрения которого ему было выдано уведомление от 03.04.2019 о несоответствии указанных в уведомлении планируемой реконструкции установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а именно, о том, что в соответствии с вышеуказанными Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула земельный участок КН<...> расположен в территориальной зоне Ж-4-Зона застройки многоэтажными жилыми домами, в которой размещение индивидуального жилого дома не предусмотрено.

Установленные обстоятельства сторонами не оспариваются. Из них следует, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы административного истца, как собственника земельного участка.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 (в редакции, действовавшей на момент разработки и принятия оспариваемого нормативно-правового акта), частью 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8 и частью 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение Правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Город Тула является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (статья 1 Устава м.о. г. Тула, Закон Тульской области от 11.03.2005 № 553-ЗТО «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа», Закон Тульской области от 11.06.2014 № 2133-ЗТО «Об объединении муниципальных образований, расположенных на территории Ленинского района Тульской области, с муниципальным образованием город Тула, о внесении изменений в Закон Тульской области «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Тульской области»).

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки является протокол публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.

Все приведенные положения ГрК РФ используются в редакции, действовавшей на момент разработки и утверждения оспариваемых Правил.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Устава муниципального образования город Тула к вопросам местного значения муниципального образования, в числе прочих относится утверждение Правил землепользования и застройки.

В силу п. 3 ст. 80 Устава (в редакции, действовавшей на момент подготовки и принятия оспариваемого нормативно-правового акта) проекты правил землепользования и застройки должны выноситься на публичные слушания.

На момент разработки проекта оспариваемого нормативно-правового акта действовало также решение Тульской городской Думы от 25.03.2009 №65/1422 об утверждении Положения «Об организации и проведении публичных слушаний в м.о. г.Тула».

По данному делу суд установил, что постановлением главы м.о. г.Тулы от 10.05.2016 года №52-п на 18.07.2016 были назначены публичные слушания по обсуждению проекта Правил землепользования и застройки г.Тула». Данное постановление было опубликовано в издании «Официальный сайт муниципального образования город Тула» http://www.npacity.tula.ru, 10.05.2016.

Итоги публичных слушаний оформлены протоколом и также опубликованы 29.07.2016.

Решение о принятии оспариваемого нормативного правового акта, как это следует из представленных в материалы дела листа регистрации депутатов 33-его внеочередного заседания Тульской городской Думы и протокола заседания от 23.12.2016, принято единогласно присутствующими на нем депутатами (18 человек).

Первоначальный текст документа опубликован в издании «Официальный сайт муниципального образования город Тула» http://www.npacity.tula.ru, 26.12.2016.

Прежде всего, проанализировав изложенное выше, с учетом также статей 36, 45, 46, 47 Устава, действовавшей на декабрь 2016 года ч.2 ст. 28 ГрК РФ, Положения «Об организации и проведении публичных слушаний в м.о. город Тула» (утв. решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 года №65/1422), суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом, к компетенции которого относилось утверждение Правил землепользования и застройки, в установленной форме, с соблюдением порядка принятия и опубликования, что административным истцом не оспаривается.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 31 ГрК РФ (редакция, действовавшая на период разработки и принятия оспариваемого нормативно-правового акта) подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

В соответствии с Генеральным планом муниципального образования г.Тула, утвержденным решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 №33/838, земельный участок КН<...> отнесен к функциональной зоне: жилая зона. То есть, оспариваемые Правила на оспариваемой территории территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) утверждены административным ответчиком в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, с учетом функциональной зоны, установленной генеральным планом, а также исходя из возможного состава жилых зон, определенного частью 2 статьи 35 ГрК РФ, и состава земель населенных пунктов, определенного пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

По смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Как установлено из объяснений представителей административного ответчика и заинтересованного лица, а также материалов дела, при разработке проекта оспариваемых Правил учитывался проект детальной планировки селитебно-промышленного района «Заречье» г.Тулы, утвержденный решением исполнительного комитета Тульского городского совета народных депутатов от 08.01.1978 №2-44.

Как установлено ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 №373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», проект планировки территории, проект межевания территории, утвержденные до 1 января 2017 года, применяются без приведения их состава и содержания в соответствие с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Сведений о том, что указанный выше проект был признан недействующим или изменялся, суду не представлено.

Напротив, согласно изученным судом документам, вплоть до 2016 года на территории района осуществлялась реализация проекта, с том числе, и в районе спорной территории осуществлялось строительство и ввод в эксплуатацию многоэтажных домов в соответствии с проектом.

То обстоятельство, что в настоящее время применительно к территории участка административного истца не заключено конкретных договоров застройки, не свидетельствует о необоснованности установления соответствующей территориальной зоны.

До принятия оспариваемых Правил, в соответствии с Правилами землепользования и застройки населенного пункта г.Тула», утвержденными решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 №65/1406, земельный участок административного истца находился также в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (ранее - Ж-2).

Суд отклоняет довод, приведенный представителями административного истца об ограничении его прав, как собственника земельного участка, поскольку в силу части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, установление Тульской городской Думой территориальной зоны Ж-4 (в отношении земельного участка КН<...>) не нарушает норм ГрК РФ и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

В ходе публичных слушаний в 2016 году от административного истца предложений и замечаний относительно зонирования его земельного участка не поступало. По информации, представленной суду Управлением градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы в ходе рассмотрения настоящего дела, <...> на основании муниципального контракта подготовлен проект внесения изменений в Правила, согласно которым в отношении земельного участка административного истца будет установлена зона застройки индивидуальными жилыми домами (ориентировочный срок утверждения проекта – конец сентября 2020 года).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В пункте 2 части 4 статьи 215 КАС РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска ФИО2 о признании недействующими Правил землепользования и застройки м.о.г.Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 года №33/839, в части отображения на Карте градостроительного зонирования м.о. гТула установления территориальной зоны Ж-4 в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, - отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию на «Официальном сайте муниципального образования город Тула» http://www.npacity.tula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: