ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-252/2017 от 20.02.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-252/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«20» февраля 2017 года г.Кемерово

Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Бегуновича В.Н.

при секретаре Хайминой Ю.С.

с участием прокурора Афонина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Гостиница «Ольга» к Совету народных депутатов Кемеровской области о признании недействующими подпунктов 2 и 5 статьи 11 Закона Кемеровской области от 29 декабря 2015 года N 135-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений",

установил:

Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон Кемеровской области от 29 декабря 2015 N 135-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений" (далее – Закон Кемеровской области N 135-ОЗ).

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях сайт "Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области" http://www.zakon.sndko.ru, 29 декабря 2015, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2015, приложение "Официально" к газете "Кузбасс", N 2, 12 января 2016.

Статьей 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ наряду с основаниями, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, установлены дополнительные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Подпунктом 2 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ основанием для такого отказа в первоначальной редакции предусматривалось «наличие сведений от органов, осуществляющих государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, о незаконном (нецелевом) использовании земельного участка, о самовольном занятии земельных участков, препятствующих использованию образуемого земельного участка, до их устранения».

Подпунктом 5 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ установлено, что основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или предоставлении земельного участка без проведения торгов является «расположение здания, сооружения полностью или частично за пределами границ испрашиваемого земельного участка».

Подпунктом 5 статьи 1 Закона Кемеровской области от 08.11.2016 N 84-ОЗ "О внесении изменений в Закон Кемеровской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений" (далее - Закон Кемеровской области N 84-ОЗ) подпункт 2 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ изложен в следующей редакции:

«наличие сведений от органов, осуществляющих государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, и (или) информации, полученной от органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных ими организаций, о незаконном (нецелевом) использовании земельного участка, о самовольном занятии земельных участков, препятствующих использованию образуемого земельного участка».

Закон Кемеровской области N 84-ОЗ опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.11.2016, сайт "Электронные ведомости Совета народных депутатов Кемеровской области" http://www.zakon.sndko.ru, 10.11.2016, газета "Кузбасс", N 129, 15.11.2016.

ООО «Гостиница «Ольга» (далее также – общество) обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими подпунктов 2 и 5 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ, подпункта 5 статьи 1 Закона Кемеровской области N 84-ОЗ "О внесении изменений в Закон Кемеровской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений".

В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником объекта недвижимого имущества (<адрес>), расположенного по адресу: Кемеровская область, <адрес>

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области № 4-610/671 от 13.10.2016 обществу со ссылкой на положения подпунктов 2 и 5 статьи 11 Закона Кемеровской области от 29 декабря 2015 года N 135-ОЗ отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером в <адрес> под сооружение (<адрес>). Отказ обоснован наличием сведений о незаконном (нецелевом) использовании земельного участка, его самовольном занятии, а также расположением сооружения за пределами границ испрашиваемого земельного участка.

Административный истец полагает, что оспариваемый подпункт 2 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ противоречит положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации, так как фактически определяет признаки самовольной постройки, позволяя административному органу, минуя процедуру судебного рассмотрения, устанавливать критерии самовольной постройки в отношении зданий и сооружений, право собственности на которые законно зарегистрировано, отказывая добросовестным собственникам зданий и сооружений в реализации гражданских прав землепользования.

Общество также указывает, что подпункт 2 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ не отвечает требованиям определенности, поскольку не устанавливает конкретные виды, формы сведений или информации, на основании которых принимается решение об отказе в предварительном согласовании или предоставлении земельного участка.

Административный истец считает, что оспариваемая норма противоречит Федеральному закону № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», так как лишает лицо (собственника сооружения), в отношении которого поступила информация о его противоправном поведении, права на получение государственной услуги по предоставлению земельных участков при отсутствии возможности представить свои возражения относительно поступившей информации.

Истец также полагает, что нормы подпункта 2 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ в редакции Закона Кемеровской области N 84-ОЗ противоречит установленному частью 32 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон N 171-ФЗ) запрету на нормативное правовое регулирование субъекта РФ, поскольку новая редакция данного подпункта принята после 01.01.2016.

Общество отмечает, что норма подпункта 5 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ принята с превышением полномочий субъекта РФ, так как регулирует вопросы гражданского законодательства, а именно, объем правомочий собственника недвижимого имущества на земельный участок под ним (статьи 1,2, 131, 209, 271-273,552 Гражданского кодекса Российской Федерации), изменяя объем прав собственника строения, определенный статьями 1, 25, 35, 37, 39.3, 39.5, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Истец находит данную норму противоречащей закрепленному в федеральных законах принципу единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, допускающей отказ в предоставлении земельного участка, фактически занимаемого объектом недвижимого имущества, тогда как нахождение такого объекта на нескольких земельных участках не может являться препятствием для оформления земельных отношений по каждому земельному участку.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и адвокат Новиков А.В., представивший ордер от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержали.

Представитель Совета народных депутатов Кемеровской области ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения требований административного истца.

Представители заинтересованного лица – Губернатора Кемеровской области ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Афонина А.В., полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5).

На основании пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 6 Устава Кемеровской области, принятого Законодательным Собранием Кемеровской области 09 апреля 1997 года, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Кемеровской области.

Согласно пункту "б" части 1 статьи 39 Устава Кемеровской области Совет народных депутатов Кемеровской области осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Кемеровской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 42 Устава Кемеровской области установлено, что формами работы Совета народных депутатов Кемеровской области являются сессии, состоящие из заседаний, и иные установленные законом Кемеровской области и (или) Регламентом указанного органа формы, в ходе которых все отнесенные к его ведению полномочия реализуются путем принятия соответствующих законов и постановлений.

Порядок рассмотрения законопроектов установлен статьями 49 - 54 "Регламента Совета народных депутатов Кемеровской области", утвержденного Постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 28 октября 2009 N 492 "О Регламенте Совета народных депутатов Кемеровской области".

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 46 Устава Кемеровской области Губернатор Кемеровской области обнародует законы Кемеровской области, удостоверяя их обнародование путем подписания законов, либо отклоняет законы, принятые Советом народных депутатов Кемеровской области.

Из протокола заседания тридцать пятой сессии Совета народных депутатов Кемеровской области от 25.12.2015 следует, что был заслушан доклад "О проекте закона Кемеровской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений", по результатам обсуждения и голосования принято решение о принятии законопроекта в первом чтении. Закон подписан Губернатором Кемеровской области 29.12.2015.

В заседании сорок седьмой сессии Совета народных депутатов Кемеровской области 19.10.2016 по результатам обсуждения и голосования принят во втором окончательном чтении Закон Кемеровской области "О внесении изменений в Закон Кемеровской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений". Закон 08.11.2015 подписан Губернатором Кемеровской области.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, подписаны Губернатором Кемеровской области и надлежащим образом опубликованы.

Из содержания административного искового заявления усматривается, что предметом оспаривания являются подпункты 2 и 5 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ об основаниях для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов. Требования же об оспаривании положений Закона Кемеровской области N 84-ОЗ фактически заявлены как основания требований о признании недействующими подпунктов 2 и 5 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 Земельного кодекса российской Федерации.

Вместе с тем частью 31 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ закреплено право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на принятие до 1 января 2020 года решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий дополнительные основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, может быть принят до 1 января 2016 г. (часть 32 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).

Закон Кемеровской области N 135-ОЗ, положения которого об основаниях для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов оспариваются административным истцом, принят до 1 января 2016 г. Данные положения не противоречит актам большей юридической силы, поскольку являются реализацией правомочий субъекта Российской Федерации, прямо предусмотренных частями 31 и 32 статьи 34 Закона N 171-ФЗ.

Анализируя содержание оспариваемых норм, суд приходит к выводу, что вопреки доводам административного истца положения подпунктов 2 и 5 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ не устанавливают новых признаков самовольной постройки, не противоречат закрепленному Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации принципу единства судьбы земельного участка и расположенного на нем строения.

Оспариваемыми нормами закона субъекта Российской Федерации предусмотрен перечень обстоятельств, касающихся условий фактического использования испрашиваемого земельного участка, при наличии которых в предоставлении земельного участка без проведения торгов может быть отказано.

Доводы административного истца о неопределенности положений подпункта 2 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ суд находит несостоятельными, так как по смыслу данной нормы основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются факты незаконного (нецелевого) использования земельного участка, самовольного занятия земельных участков, препятствующих использованию образуемого земельного участка. Обстоятельства достоверности сведений или информации о наличии указанных фактов могут быть проверены при обращении заинтересованного лица в уполномоченный орган либо в суд в порядке осуществления правоприменительной деятельности.

Указания административного истца на противоречие подпункта 2 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" суд находит необоснованными. Названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, тогда как оспариваемыми правовыми нормами данные отношения не регулируются.

Отклоняется довод общества о нарушении ответчиком закрепленного частью 32 статьи 34 Закона N 171-ФЗ запрета на установление субъектом Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов после 01 января 2016г.

Частью 32 статьи 34 Закона N 171-ФЗ не установлен запрет на внесение любых изменений в ранее принятые законодательные акты. По смыслу данной нормы запрет установлен лишь на внесение таких изменений, которые будут являться новыми ограничениями в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Из содержания подпункта 2 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ в редакции Закона Кемеровской области N 84-ОЗ в сравнении с содержанием подпункта 2 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ в первоначальной редакции следует, что Законом Кемеровской области N 84-ОЗ новые основания для отказа в предоставлении земельного участка не устанавливались.

Подпункт 2 статьи 11 Закона Кемеровской области N 135-ОЗ дополнен указаниями об источниках (органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации) и виде сведений (информация) о незаконном (нецелевом) использовании земельного участка, самовольном занятии земельных участков, препятствующих использованию образуемого земельного участка. Перечень фактических оснований для отказа в предоставлении земельного участка (незаконное (нецелевое) использование земельного участка, самовольное занятие земельных участков, препятствующих использованию образуемого земельного участка) остался неизменным.

В силу вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что установление законом субъекта Российской Федерации, принятым до 01.01.2016, дополнительных оснований для отказа в предоставлении земельных участков предусмотрено положениями федерального законодательства. Оспариваемые нормы не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушена, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью «Гостиница «Ольга» в удовлетворении заявленных требований о признании недействующими подпунктов 2 и 5 статьи 11 Закона Кемеровской области от 29 декабря 2015 года N 135-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений" отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

В окончательной форме решение принято 27.02.2017.

Председательствующий: