Дело № 3а-253/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2016 года город Тамбов
Тамбовский областной суд
В составе председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,
при секретаре Орловой А.Д.,
с участием прокурора Лесняк Е.Н.,
представителя административного истца по доверенности ФИО1,
представителя административного ответчика по доверенности ФИО3,
представителя заинтересованного лица ФИО4 по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО6 ФИО11 к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 177 «Тамбовская область – Тамбовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва об оспаривании постановления от 29 июля 2016 года № 12/27 «О регистрации ФИО4 ФИО12 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 177 «Тамбовская область – Тамбовский одномандатный избирательный округ»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 08 августа 2016 года обратился в Тамбовский областной суд с административным иском к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 177 «Тамбовская область – Тамбовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее по тексту – Государственная Дума ФС РФ) седьмого созыва об оспаривании постановления от 29 июля 2016 года № 12/27 «О регистрации ФИО4 ФИО13 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 177 «Тамбовская область – Тамбовский одномандатный избирательный округ, указав в обоснование своих требований следующее.
29 июля 2016 года окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 177 Тамбовская область – Тамбовский одномандатный избирательный округ» (далее по тексту – Окружная избирательная комиссия № 177) Постановлением № 12/27 зарегистрировала кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 177 «Тамбовская область - Тамбовский одномандатный избирательный округ» ФИО4, выдвинутого Всероссийской политической партией«ЕДИНАЯ РОССИЯ». По мнению административного истца, у окружной избирательной комиссии № 177 не было оснований для регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Государственной Думы ФС РФ, поскольку последним в нарушение п.11 ч.7 ст.51 62 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20- ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы») до начала агитационного периода были размещены на территории Тамбовской области агитационные материалы, оплаченные не из средств избирательного фонда. Административный истец просит признать оспариваемое постановление незаконным и отменить.
Окружная избирательная комиссия № 177 в своих письменных возражениях полагает административный иск ФИО6 не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для отказа ФИО4 в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва у комиссии не имелось.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель окружной избирательной комиссии № 177 по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, полагает, что у окружной избирательной комиссии № 177 отсутствовали основания для отказа ФИО4 в регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы ФС РФ. ФИО4 не размещал агитационных материалов и не оплачивал их. Размещение политической рекламы в виде баннеров в период с 23 мая 2016 г. по 17 июля 2016 г. было организовано и частично оплачено Тамбовским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Данная политическая реклама содержит информацию о ФИО4 и ФИО8 - победителях «праймериз» (предварительного партийного голосования) 22 мая 2016 года, которые с учетом мнения жителей Тамбовской области Тамбовским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» были выбраны кандидатами для представления на Всероссийский съезд партии для включение в список кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва по одномандатным округам. Предвыборной агитацией данная политическая реклама не является, так как распространялась до начала избирательной кампании.
Административный истец, заинтересованные лица ФИО4, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания должным образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года
№ 291 на 18 сентября 2016 года были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 июля 2016 года № 22/190-7 был заверен список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по одномандатным избирательным округам (л.д.122-154).
В данный список кандидатов в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по одномандатному избирательному округу № 177 «Тамбовская область - Тамбовский одномандатный избирательный округ», был включен Поляков ФИО14.
После заверения вышеуказанного списка кандидатов копия заявления ФИО4 о согласии баллотироваться была направлена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в окружную избирательную комиссию № 177 (л.д.155-156).
20 июля 2016 года ФИО4 в окружную избирательную комиссию № 177 были представлены документы о его выдвижении кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 177 «Тамбовская область - Тамбовский одномандатный избирательный округ». 26 июля 2016 года ФИО4 в окружную избирательную комиссию № 177 были представлены документы, необходимые для его регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 177 «Тамбовская область - Тамбовский одномандатный избирательный округ» (л.д.157 – 212).
29 июля 2016 года окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 177 Тамбовская область – Тамбовский одномандатный избирательный округ» (далее по тексту – Окружная избирательная комиссия № 177) Постановлением № 12/27 зарегистрировала кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 177 «Тамбовская область - Тамбовский одномандатный избирательный округ» ФИО4 ФИО15, выдвинутого Всероссийской политической партией«Единая Россия» (л.д.213).
ФИО2 был выдвинут политической партией «Российская экологическая партия «Зелёные», постановлением окружной избирательной комиссии № 177 № 12/28 от 29 июля 2016 года был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы ФС РФ по одномандатному избирательному округу № 177 «Тамбовская область - Тамбовский одномандатный избирательный округ» (л.д.10-11), следовательно, в силу п.10 ст.239 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) обладает правом обратиться в суд с настоящим административным иском.
Оспаривая вышеуказанное постановление окружной избирательной комиссии, ФИО6 в своем административном исковом заявлении утверждает, что окружная избирательная комиссия была обязана отказать ФИО4 в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 177 «Тамбовская область - Тамбовский одномандатный избирательный округ» по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ»), а именно - в связи с использованием кандидатом ФИО4 при финансировании своей избирательной кампании помимо средств своего избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы» предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда.
Указанное использование кандидатом ФИО4 при финансировании своей избирательной кампании помимо средств своего избирательного фонда иных денежных средств административный истец усматривает в факте размещения с 23 мая по 17 июля 2016 года на территории Тамбовской области (в частности, в городе Мичуринске) на рекламных конструкциях материалов, содержащих символику Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и фотоизображение ФИО4, которые по мнению ФИО6 являлись агитационными материалами.
Материалами дела подтверждается, что 23 мая 2016 года Тамбовским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с обществом с ограниченной ответственностью «Монтажреклама», обществом с ограниченной ответственностью «Инфо-Ю», а также с обществом с ограниченной ответственностью «Техно-Лайн» были заключены договоры на изготовление и размещение материалов, содержащих политическую рекламу Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а также фотографии победителей предварительного партийного голосования, прошедшего 22 мая 2016 года, - ФИО4 и ФИО7.
Срок размещения рекламных материалов согласно условиям данных договоров был определен с 23 мая 2016 года по 17 июля 2016 года. По истечении срока размещения рекламных материалов согласно условиям вышеуказанных договоров, то есть после 17 июля 2016 года, соответствующие материалы, содержащие политическую рекламу Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», были сняты с мест их размещения.
Из платежных поручений следует, что частичную оплату (за период размещения материалов с 23 мая 2016 г. по 17 июня 2016 года) работ и услуг по вышеуказанным договорам произвело Тамбовское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 22 июля 2016 г. Как пояснил представитель ФИО4 по доверенности в судебном заседании, оплата периода размещения с 17 июня 2016 года по 17 июля 2016 года будет произведена Тамбовским региональным отделением Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» позже.
Согласно ч.1 ст. 51 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы», окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ по одномандатному избирательному округу, принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ приведен в ч.7 ст.51 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы». Аналогичный перечень оснований для отказа в регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу приведен в п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав»).
Согласно вышеназванным нормам права основаниями для отказа в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ являются:
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
2) для кандидата, выдвинутого политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» и настоящим Федеральным законом;
3) отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона;
4) наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных частями 4-6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона;
5) отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных в соответствии со статьями 41 и 43 настоящего Федерального закона, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 41 или пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона;
6) для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), - наличие среди подписей избирателей более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с настоящим Федеральным законом сбор подписей запрещен;
7) для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке;
8) для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), - отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию, документов, указанных в части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона;
9) сокрытие кандидатом сведений об имевшейся или имеющейся судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 41 и пунктом 1 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона;
10) несоздание кандидатом избирательного фонда. Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
11) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств своего избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
12) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
13) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
14) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
15) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая, если кандидат выдвинут политической партией в одномандатном избирательном округе и в составе федерального списка кандидатов;
16) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией;
17) несоблюдение кандидатом требований, установленных частью 13 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что при отсутствии вышеперечисленных обстоятельств окружная избирательная комиссия обязана зарегистрировать кандидата.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что у окружной избирательной комиссии № 177 отсутствовали основания для отказа в регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва.
Суд полагает выводы административного истца об обратном основанными на неверном толковании норм права и материалов дела, исходя при этом из следующего.
Из материалов дела следует, что спорные материалы были размещены по заказу политической партии «Единая Россия» до начала избирательной кампании, в период, когда ФИО4 не обладал статусом кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва, поскольку статус кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва и соответствующие ему права и обязанности в силу положений п.2 ст.33, п.14.3 ст.35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» приобрел с момента поступления в окружную избирательную комиссию № 177 документов, свидетельствующих о его выдвижении, что имело место 20 июля 2016 года в 16 часов 18 мин (л.д.157). На момент представления ФИО4 в окружную избирательную комиссию спорные материалы уже были сняты с места размещения.
ФИО4 не являлся стороной договоров на изготовление и размещение данных материалов, соответственно, не оплачивал их изготовление и размещение.
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что ФИО4 было допущено использование при финансировании своей избирательной кампании превышение средств избирательного фонда более 5 процентов.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами административного истца относительно признания представленных плакатов с изображением ФИО4 агитационными материалами.
Согласно ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» под агитационными материалами понимаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума, а под предвыборной агитацией - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него.
Из толкования вышеизложенных норм права следует, что основным признаком агитационных материалов является цель их распространения – побуждение избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, списки кандидатов или против него, которую можно выявить из содержания указанных материалов в совокупности с иными обстоятельствами.
Исследовав представленные административным истцом фототаблицы с рекламных щитов с изображением портрета ФИО4, эмблемы Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», галочки и фразы «ФИО9 может больше!», суд не находит оснований для отнесения таких изображений к агитационным материалам, поскольку призывов голосовать за кандидата, список кандидатов или против них изображения не содержит. Целью размещения данных плакатов, как следует из пояснений представителя заинтересованного лица ФИО4, является информирование жителей Тамбовской области о результатах предварительного партийного голосования 22 мая 2016 года, на которых с учетом мнения жителей Тамбовской области Тамбовским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ФИО4 и ФИО8 были выбраны кандидатами для представления на Всероссийский съезд партии для включения в список кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва по одномандатным округам, что подтверждается также широким освещением результатов предварительного голосования в средствах массовой информации в указанный период. Такое информирование является реализацией предусмотренного п.2 ст.26 Федерального закона РФ от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» права политической партии свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи.
Доводы административного искового заявления были предметом проверки избирательной комиссии Тамбовской области по жалобе политической партии Российская экологическая партия «ЗЕЛЁНЫЕ», по результатам рассмотрения которой нарушений избирательного законодательства не было установлено (л.д.40-66).
Кроме того, полученная путем суммирования стоимости работ по изготовлению рекламных материалов с изображением ФИО4 и услуг по их размещению, согласованных Тамбовским региональным отделением Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с контрагентами ***», ООО «***», ООО «*** в договорах № 61/МР-2016 от 23 мая 2016 г., № 18-Т/2016 от 23 мая 2016 года, № 58-И/2016-р от 23 мая 2016 г. величина расходов (1036410 руб.) не дает оснований полагать ее превышающей 5 процентов средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ, размер которого согласно ч.9 ст.71 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы» составляет 40000000 руб.
Иных оснований для отказа в регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва, предусмотренный ч.7 ст.51 ФЗ «О выборах депутатов ГД», не установлено. Документы, представленные ФИО4
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 27 апреля 2016 года № 5/36-7 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 177 «Тамбовская область – Тамбовский одномандатный избирательный округ» были возложены на избирательную комиссию Тамбовской области (л.д.111-121).
Избирательная комиссия Тамбовской области была сформирована в составе 12 членов с правом решающего голоса постановлениями Главы администрации Тамбовской области от 08 апреля 2016 г. № 71, от 14 июля 2016 г. № 130, от 22 июля 2016 г. № 136 и постановлением Тамбовской областной Думы от 25 марта 2016 г. № 1800 (л.д.105-108) в соответствии с положениями Закона Тамбовской области от 3 апреля 2008 г. № 361-З «Об избирательной комиссии Тамбовской области» (л.д.71-104).
В соответствии с п.13, 14 ст.28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Оспариваемое постановление было принято окружной избирательной комиссией № 177 на заседании 29 июля 2016 года, в котором принимали участие 11 членов комиссии с правом решающего голоса из 12, на заседании присутствовали ФИО4 и представитель ФИО6 ФИО1 За регистрацию ФИО4 кандидатом в депутаты Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва проголосовали 11 членов окружной избирательной комиссии № 177 с правом решающего голоса. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выпиской из протокола заседания окружной избирательной комиссии № 177 (л.д.70), никем не оспариваются.
Таким образом, решение было принято уполномоченной избирательной комиссией, сформированной в соответствии со ст.21 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы», в пределах полномочий, возложенных на окружную избирательную комиссию ст.29 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы» с соблюдением порядка принятия решения, установленного п.13, 14 ст.28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного,
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО6 ФИО16 к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 177 «Тамбовская область – Тамбовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва об оспаривании постановления от 29 июля 2016 года № 12/27 «О регистрации ФИО4 ФИО17 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 177 «Тамбовская область – Тамбовский одномандатный избирательный округ» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом настоящего решения через Тамбовский областной суд.
Судья Т.Е.Гурулева
Решение суда в окончательной форме составлено 13 августа 2016 года.
Судья Т.Е.Гурулева