ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-253/2022 от 03.03.2022 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2022 года гор. Красногорск

Московская область

Московский областной суд

в составе председательствующего судьи Смышляевотй О.В.,

при помощнике судьи Новик К.В.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело № 3а-253/2021 по административному иску ООО « Санаторий-7» к Совету депутатов Одинцовского городского округа Московской области о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016 № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в части,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Санаторий-7» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия Решения от 01 июля 2016 года № 6/16 в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» принадлежащих обществу на праве долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, пл. 33 000 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты> В обоснование иска указало, что 01 июля 2016 года Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение № 6\16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 № 16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 № 3/2» (далее- Решение от 01 июля 2016 года № 6\16). Указанным решением находящиеся в аренде административного истца лесного участка в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» делает невозможным его использование в соответствии с установленным видом разрешенного использования и условиями договоров аренды, что нарушает права и законные интересы правообладателя. Оспариваемое Решение не соответствует федеральному и региональному законодательству, определяющим правовой статус особо охраняемых природных территорий.

Административным ответчиком Советом депутатов Одинцовского городского округа Московской области представлены письменные возражения на иск, в которых просит в удовлетворении требований отказать, указывая на то, что оспариваемое в части Решение от 1 июля 2016 года № 6/16 принято Советом депутатов в рамках его компетенции, с соблюдением действующего законодательства, оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, не нарушают прав и законных интересов административных истцов.

В судебном заседании представитель административных истцов Наказной-Хоменко А.В. по доверенности поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.

Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей удовлетворить требования административных истцов, суд приходит к следующим выводам.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно п.22, ч.1, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены вопросы создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществления Муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

В силу п.22, ч.3, ст. 10 Устава Одинцовского муниципального района московской области к вопросам местного значения Одинцовского муниципального района относятся создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на Территории Одинцовского муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

Согласно п.13,19, 4.3.1, ст.10 Устава Одинцовского муниципального района Московской области к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления Одинцовского муниципального района на территориях сельских поселений Одинцовского муниципального района, относятся:

- организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

- создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

В соответствии п. 2.1, 2.2 Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского района, утвержденным решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области № 13/7 особо охраняемая природная территория местного значения в районе организуется, как правило, без изъятия земельных участков у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. При организации особо охраняемой природной территории местного значения без изъятия земель у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов категория принадлежащих земель не изменяется, а устанавливается особый правовой режим. Пользование землями, включенными в состав особо охраняемой природной территории, осуществляется с учетом ограничений, установленных режимом охраны особо охраняемой природной территории.

В силу ст. 8 Закона Московской области от 23.07.2003 N 96/2003-03 «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области: разрабатывают и утверждают положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий местного значения.

1 июля 2016 года Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение №6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2».

Решение официально опубликовано в газете «Одинцовская Неделя» от 8 июля 2016 года № 27 (666), в газете «Одинцовская Неделя» от 20 сентября 2016 № 37/2, на сайте Администрации Одинцовского муниципального района Московской области по адресу: https://odin.ru/.

В силу стать 54 Устава муниципальные правовые акты Совета депутатов, в том числе имеющие нормативное содержание, вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования (обнародования), если иное не определено в самом нормативном правовом акте. На территории Одинцовского муниципального района официальным средством массовой информации является газета «Одинцовская неделя».

Законом Московской области от 25.01.2019 №2/2019-ОЗ «Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород» в результате объединения территорий, входящих в состав Одинцовского муниципального района, в том числе городского поселения Одинцово, образовано муниципальное образование Одинцовский городской округ.

В соответствии со статьей 5 Закона Московской области от 25.01.2019 № 2/2019-ОЗ со дня формирования органов местного самоуправления Одинцовского городского округа полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района прекращены.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона № 131- ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

В соответствии с ч.1 Решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 28.06.2019 № 5/5 Совет депутатов Одинцовского городского округа Московской области является правопреемником Совета депутатов Одинцовского муниципального района.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, оспариваемый в части нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области, опубликован и вступил в законную силу в соответствии с федеральным законодательством и статьей 54 Устава и не оспаривается административным истцом по порядку его принятия и вступления в действие.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровыми номером <данные изъяты>, пл. 33 000 кв.м, расположенного по адресу: Московская <данные изъяты> категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – заготовка древесины, заготовка и сбор недвересных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление религиозной деятельности, изыскательные работы, предоставлены обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий-7» в аренду сроком до 2060 года по договорам аренды лесных участков от 12.12.2011.

Административный истец является долгосрочным арендатором спорного земельного участка, осуществляющим хозяйственное использование (освоение) по целевому назначению в соответствии с договором и утвержденным в установленном порядке Планом освоения лесов. В частности, согласно пп. «б» п. 3.3 договоров, арендатор имеет право на создание, эксплуатацию и реконструкцию объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса РФ.

Установленные оспариваемым решением запреты и ограничения в связи с включением спорного земельного участка в границы особо охраняемой природной территории местного значения – природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес» ограничивают возможность хозяйственной деятельности. Так, на территории особо охраняемой природной территории «Подушкинский лес» запрещены: возведение некапитальных построек, установка временных сооружений, а также организация туристических палаточных лагерей, туристических стоянок, бивуаков, проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий, пребывание на территории с духовым оружием и его использование, прослушивание аудиосредств без наушников, свободный выгул собак и многое другое.

Представитель административных истцов представил справочную информацию, согласно которой административными истцами разработаны бизнес-планы и инвестиционные программы, предполагающие меры по привлечению соинвесторов и субарендаторов, подготовку размещения инфраструктуры для хозяйственной (рекреационной) деятельности на участках в соответствии с их целевым назначением. Согласованы и проводятся на участках меры противопожарной и санитарно-эпидемиологической защиты, осуществляется размещение инфраструктуры.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на земельный участок, переданный в аренду административному истцу, зарегистрировано за Российской Федерацией.

Пунктом 4 статьи 94 Земельного кодекса определен порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов регламентированы Федеральным законом от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее- Закон об особо охраняемых природных территориях).

Статья 2 Закона об особо охраняемых природных территориях предусматривает категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития, которые устанавливаются с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территории. К ним относятся, в частности природные парки. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (пункт 8).

Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 26.2 Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-03 «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции закона, действующей по состоянию на 1 июля 2016 г.), согласно которому природные рекреационные комплексы организуются по решениям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в отношении территорий и акваторий в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

С учетом системного толкования приведенных выше норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, муниципальное образование вправе включать в особо охраняемые территории земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования. Изъятие земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории предусмотрено подпунктом 1 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 части 6 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования муниципального образования отображаются зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения.

Как установлено в судебном заседании на период принятия в оспариваемой части Решения от 1 июля 2016 года № 6/16 право собственности на указанный выше лесной участок в силу прямого предписания закона принадлежало и принадлежит до настоящего времени Российской Федерации, соответственно, Совет депутатов Одинцовского муниципального района посредством включения участка в состав особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» разрешил вопрос о правах и обязанностях правообладателя участков - Российской Федерации, а также в нарушение приведенных выше законов, административным ответчиком при принятии оспариваемого в части Решения были затронуты права административного истца как арендаторов лесных участков, на распоряжение которым наложены не предусмотренные законом обременения, исключающие возможность использования участка с учетом вида разрешенного использования.

Согласно п. 7.6 Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского района, утвержденного решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 07.04.2006 № 13/7, организация особо охраняемой природной территории местного значения и проект паспорта (положения) особо охраняемой природной территории должны быть согласованы с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды; лесхозом в соответствии с полномочиями, утвержденными лесным законодательством, если особо охраняемая природная территория или ее часть расположены на территории лесного фонда; управлением сельского хозяйства администрации района, если особо охраняемая природная территория или ее часть расположены на землях сельскохозяйственного назначения; администрациями городских или (и) сельских поселений, если особо охраняемая природная территория или ее часть входят в состав поселений; Комитетом по охране природы; Управлением архитектуры и градостроительства района. Проект особо охраняемой природной территории может быть согласован с собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, намеченных к включению в состав территорий особо охраняемой природной территории.

Доказательств получения таких согласований при принятии оспариваемого решения административным ответчиком не представлено.

Применительно к предписаниям федерального законодательства запрещена необоснованная широта дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объема прав- возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполнота административных процедур- отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическая неопределенность.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы.

С учетом изложенного в настоящем решении, исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к суждению об их достаточности для вывода об удовлетворении административного иска по заявленным требованиям.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета депутатов Одинцовского городского округа.

Исходя из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и затрагивал права и законные интересы ООО «Санаторий-7» оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня принятия.

Руководствуясь ст. ст. 177,178,215 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Санаторий-7» удовлетворить.

Признать не действующим с момента принятия решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016 № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18.12.2014 № 16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24.12.2014 № 3/2» в части включения в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» земельного участка, принадлежащего на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий-7», с кадастровыми номером <данные изъяты>, пл. 33 000 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>

Решение суда или сообщение о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании г.о. Одинцово, в котором было опубликовано или должно было быть опубликовано оспоренное положение нормативного правового акта.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Смышляева О.В.

Дата изготовления мотивированного решения – 11.03.2022