ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-253/2022 от 05.09.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-253/2022

УИД 76OS0000-01-2022-000148-10

Мотивированное решение изготовлено 5 сентября 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль22 августа 2022 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ярославской области Лазаревой Е.А.,

от административного истца ООО «Альянс Строй Групп» – представители Каранова О.С. (доверенность от 23 мая 2022 года), Зарубина Н.С. (доверенность от 1 марта 2022 года),

от административного ответчика Правительства Ярославской области – представители Лысова К.И. (доверенность от 25 мая 2022 года), Трыкова Ю.А. (доверенность от 23 июня 2022 года),

от заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - представители Задворнова Ю.А. (доверенность от 29 декабря 2021 года), Серебрякова А.Н. (доверенность от 23 июня 2022 года),

от заинтересованного лица МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля – представитель Смирнов В.В. (доверенность от 3 июня 2022 года),

от заинтересованного лица ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» - представитель Николаева Т.Б. (доверенность от 10 января 2021 года),

иные лица, участвующие в деле, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Альянс Строй Групп» о признании недействующим в части постановления Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 года №710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов»,

установил:

Постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 №710-п установлен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов. Данное постановление опубликовано в печатном издании «Губернские вести» от 06.02.2009 №13 (1773).

03.04.2020 Правительством Ярославской области принято постановление №303-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 24.12.2008 № 710-п», размещенное на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 07.04.2020, опубликованное в издании «Документ - Регион» от 17.04.2020 №32. В приложении к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов (пункт 2.4) утверждена ставка арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования «Блокированная жилая застройка (2.3)» для города Ярославля, согласно которому ставка арендной платы за земельный участок для городских округов города Ярославля и города Рыбинска составляет 8,1%, максимальная ставка арендной платы за земельный участок - 15,6%.

ООО «Альянс Строй Групп» обратилось с административным иском о признании недействующим с даты принятия постановления Правительства Ярославской области от 24.12.2008 №710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов» в части установления ставки арендной платы за земельные участки для городских округов города Ярославля и города Рыбинска в размере 8,1%, максимальной ставки арендной платы за земельный участок в размере 15,6% по виду разрешенного использования «Блокированная жилая застройка» (код 2.3) в Приложении к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов (пункт 2.4).

В обоснование требований в административном исковом заявлении указано на то, что в фактическом пользовании ООО «Альянс Строй Групп» находится земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: . В соответствии с предписанием от 27.10.2021 №8507, выданным МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля ООО «Альянс Строй Групп», расчет платы за фактическое пользование земельным участком осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка умноженного на значение ставки арендной платы за земельный участок.

По мнению административного истца, определение ставок арендной платы за земельные участки по виду разрешенного использования «Блокированная жилая застройка (код 2.3) в размере 8,1% (минимальное значение), 15,6% (максимальное значение) противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в частности Земельному кодексу РФ и Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», поскольку установленная постановлением величина ставки не является экономически обоснованной. В тексте оспариваемого постановления указание на какое-либо экономическое обоснование утвержденных ставок отсутствует, ставка арендной платы 8,1% в 6 раз превышает действовавшую до ее введения ставку в размере 1,33%. Ставки арендной платы установлены произвольно, без учета объективных условий хозяйственной деятельности. При установлении оспариваемых ставок также нарушены принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, принцип запрета необоснованных предпочтений.

Судом департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области исключен из числа административных ответчиков и привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица; Правительство Ярославской области исключено из числа заинтересованных лиц и привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика; в качестве заинтересованного лица привлечено ГКУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы».

Представители административного истца Каранова О.С. (доверенность от 23.05.2022 – т.1 л.д.41), Зарубина Н.С. (доверенность от 01.03.2022 – т.1 л.д.205), в судебном заседании административный иск поддержали по изложенным основаниям, просили его удовлетворить. Дали объяснения по тексту административного искового заявления.

Представители административного ответчика Правительства Ярославской области Лысова К.И. (доверенность от 25.05.2022 – т.1 л.д.46), Трыкова Ю.А. (доверенность от 23.06.2022– т.1 л.д.210-211), административный иск не признали. В возражениях на иск указали, что оспариваемое постановление принято в соответствии с компетенцией высшего исполнительного органа государственной власти Ярославской области, порядок принятия нормативного акта соблюден. Установленные обжалуемым постановлением ставки арендной платы, величина которых оспаривается административным истцом в данном деле, являются экономически обоснованными, иные требования и принципы законодательства, имеющего большую юридическую силу и регулирующего вопросы определения величины арендной платы за находящиеся в государственной собственности земельные участки, при принятии оспариваемого нормативного акта соблюдены. В судебном заседании представлен письменный отзыв на иск (т.1 л.д.57-62).

Представители заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Задворнова Ю.А. (доверенность от 29.12.2021 – т.1 л.д.44), Серебрякова А.Н. (доверенность от 23.06.2022 - т.1 л.д.208) административные исковые требования не признали, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Поддержали правовую позицию по административному иску Правительства Ярославской области.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля Смирнов В.В. (доверенность от 03.06.2022 – т.1 л.д.50), против удовлетворения заявленного иска возражал, поддержал правовую позицию Правительства Ярославской области и департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области. В судебном заседании представлен письменный отзыв на иск (т.1 л.д.121-122).

Представитель заинтересованного лица ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы» по доверенности Николаева Т.Б. (доверенность от 10.01.2021) пояснила, что государственная кадастровая оценка земельных участков была проведена в строгом соответствии с действующим законодательством.

Заинтересованное лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще.

Специалист ФИО12 – оценщик ООО «Прооценщик» в судебном заседании 02.08.2022 поддержал данную им рецензию на расчет и финасово-экономическое обоснование ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Ярославской области, предоставленных в аренду без торгов (т.2 л.д.1-17). Дополнительно пояснил, что расчет и финансово-экономическое обоснование имеют существенные недостатки. В расчетном значении при расчете финансово-экономического обоснования проверка выборки не осуществлялась. Отсутствует проверка выборки на значимость. По справочнику Лейфера Л.А. применялась ставка на торг. По формуле, представленной департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области, корректировка на торг подменяла собой мотивацию человека продолжать арендовать земельный участок. Выборка выполнена неверно, не хватает корректировок для доведения под сегмент. Неверные исходные данные повлекли неправильный расчет.

Специалист ФИО14 - начальник отдела государственной кадастровой оценки земельного фонда ГБУ ЯО «Центр кадастровой оценки и рекламы» в судебном заседании 02.08.2022 пояснила, что для расчетов кадастровой стоимости земельных участков, включая спорный, использовали сделки за период с 2016 по 2018 годы. Кадастровая стоимость определялась по состоянию на 01.01.2019, исходя из вида разрешенного использования, который был выгружен из Едином государственном реестре недвижимости. При расчете кадастровой стоимости выделялись ценообразующие факторы. Расчет кадастровой стоимости производился по земельным участкам, находящимся в группе индивидуальной жилищной застройки и личного подсобного хозяйства, корректировки по назначению земельных участков не вводились.

Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, специалистов ФИО12, ФИО14, заключение прокурора Лазаревой Е.А., полагавшей исковые требования о признании недействующими оспариваемых положений нормативного акта подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

Положениями статей 208, 213, 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 11.10.2006 №17751/1-о (в редакции дополнительного соглашения от 16.10.2012 №6) ООО «Альянс Строй Групп» на праве аренды предоставлен земельный участок площадью 20 505 кв.м из земель населенных пунктов, с кадастровым номером расположенный в квартале, ограниченном , для строительства 2-этажных сблокированных и индивидуальных жилых домов с инженерными коммуникациями. Срок действия договора продлен до 19.05.2019 (т.1 л.д.123-126, 160).

По условиям данного договора аренды размер арендной платы рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, умноженного на значение ставки арендной платы за земельный участок.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.04.2019 (вступило в законную силу 15.05.2019) по делу №А82-21322/2018 договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 11.10.2016 №17751/1-о расторгнут (т.1 л.д.179-180).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.12.2021 по делу №А82-9301/2020 (вступило в законную силу 07.04.2022) признано отсутствующим право собственности ООО «Альянс Строй Групп» на объект незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенный на вышеуказанном земельном участке (т.1 л.д.173-175, 176-178).

В связи с ненадлежащим исполнением ООО «Альянс Строй Групп» своих обязанностей по внесению платы за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером , МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля вынесено предписание от 27.10.2021 №8507, в котором предложено в срок до 27.11.2021 произвести оплату образовавшейся задолженности за фактическое использование земельного участка с 16.05.2019 по 26.10.2021 в размере 2 488 133,21 рублей. При расчете задолженности используется ставка арендной платы за земельный участок – 8,1%, установленная с учетом вида разрешенного использования «2.3 Блокированная жилая застройка» постановлением Правительства Ярославской области от 03.04.2020 №303-П, за период с 18.04.2020 по 31.12.2020 и с 01.01.2021 по 26.10.2021 (т.1 л.д.6,7).

МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к ООО «Альянс Строй Групп» о взыскании неосновательного обогащения за фактическое использование земельного участка (дело А82-21605/2021) (т.1 л.д.9-10).

В Едином государственном реестра недвижимости содержатся сведения о праве собственности ООО «Альянс Строй Групп» на объект незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенный на земельном участке с кадастровым номером (выписка от 23.06.2022 - т.1 л.д. 215-230).

Таким образом, ООО «Альянс Строй Групп» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, имеет право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Правительства Ярославской области от 24.12.2008 №710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов» в части установления ставки арендной платы за земельные участки для городских округов города Ярославля и города Рыбинска в размере 8,1%, максимальной ставки арендной платы за земельный участок в размере 15,6% по виду разрешенного использования «Блокированная застройка» (код 2.3) в Приложении к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов (пункт 2.4).

Предусмотренных статьей 194 КАС РФ оснований для прекращения производства по настоящему делу, не установлено.

То обстоятельство, что в ходе производства по делу №А82-21605/2021 ООО «Альянс Строй Групп» предъявило к МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля встречные требования о признании незаконным пункта 2 предписания №8507 от 27.10.2021 в части расчета по ставке 8,1%, само по себе не свидетельствует о наличии предусмотренных статьей 194, частью 1 статьи 128 КАС РФ оснований для прекращения производства по настоящему делу.

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта, помимо нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, подлежат выяснению обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно части 2 статьи 22 Земельного кодекса РФ, земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно статьям 45, 47, 48, 52 Устава Ярославской области Правительство Ярославской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ярославской области; обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов Ярославской области и иных нормативных правовых актов Ярославской области на территории Ярославской области. Правительство Ярославской области управляет и распоряжается собственностью Ярославской области в соответствии с законами Ярославской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Ярославской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Ярославской области принимает постановления.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 12 Закона Ярославской области от 03.11.2010 №40-з «О правовых актах» Указы Губернатора Ярославской области, постановления Ярославской областной Думы, постановления Правительства Ярославской области, приказы органов исполнительной власти Ярославской области и постановления Избирательной комиссии Ярославской области, носящие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию не позднее четырнадцати дней со дня их принятия, если иные сроки официального опубликования не предусмотрены федеральным законодательством.

На основании частей 1, 2 статьи 13 Закона Ярославской области от 03.11.2010 №40-з «О правовых актах» определено, что на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) официально публикуются правовые акты, подлежащие официальному опубликованию в соответствии со статьей 12 настоящего Закона. В газете «Документ-Регион» официально публикуются, помимо прочих актов, постановления Правительства Ярославской области.

Постановление Правительства Ярославской области от 24.12.2008 №710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов» опубликовано в печатном издании «Губернские вести» № 13 06.02.2009.

Постановление Правительства Ярославской области от 03.04.2020 №303-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 24.12.2008 № 710-п» опубликовано в газете «Документ-Регион» №32 17.04.2020.

На основании приведенных положений законодательства Российской Федерации и Ярославской области и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое в настоящем деле постановление принято исполнительным органом государственной власти Ярославской области, которым является Правительство Ярославской области, в соответствии с его компетенцией, установленной земельным законодательством Российской Федерации. Требования к форме нормативного акта и порядку введения его в действие соблюдены.

Требования статьи 26.3-3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закон Ярославской области от 26.12.2014 №93-з «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» при принятии оспариваемого постановления не нарушены.

Кроме того, суд учитывает, что полномочия Правительства Ярославской области, принявшего оспариваемый в настоящем деле нормативный правовой акт, соблюдение формы и порядка его принятия, опубликования, проверены судебными инстанциями (решение Ярославского областного суда от 31.08.2020, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда от 10.12.2020, кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2021).

Проверяя содержание нормативного акта в оспариваемой его части по существу осуществляемого им правового регулирования, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 №710-п, в редакции постановления Правительства Ярославской области от 03.04.2020 №303-п, установлен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов (далее – Порядок определения размера арендной платы).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка определения размера арендной платы за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки принимается кадастровая стоимость соответствующего земельного участка, за исключением случая, установленного пунктом 2.2 данного раздела Порядка.

Исходя из положений пункта 2.15 Порядка определения размера арендной платы, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 2.2 - 2.14 данного раздела Порядка, размер годовой арендной платы (А) рассчитывается по формуле А = КС x Ст x КИ с применением значений: КС - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); Ст - ставка арендной платы за земельный участок, установленная с учетом вида разрешенного использования земельного участка (процентов); КИ - коэффициент инфляции.

В соответствии с пунктом 2.20 Порядка определения размера арендной платы ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов, приведены в приложении к Порядку.

Органы местного самоуправления городских округов города Рыбинска и города Ярославля для расчета размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, вправе установить по отдельным видам разрешенного использования земельных участков ставку арендной платы за земельный участок, равную максимальной ставке арендной платы за земельный участок. Максимальные ставки арендной платы за земельные участки приведены в графе 5 таблицы ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов (приложение к Порядку).

Пунктом 2.4 Приложения установлены ставки арендной платы для земельных участков с видом разрешенного использования «Блокированная жилая застройка (2.3)»: 8,1% - для земельных участков, расположенных на территории городских округов городов Рыбинск и Ярославль; 0,5% - для земельных участков, расположенных на территории городского округа города Переславля-Залесского и городских и сельских поселений Ярославской области; 15,6% - максимальная ставка арендной платы за земельный участок.

Постановлением Администрации Ярославской области от 02.04.2007 №116 утверждено Положение о департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Согласно пункту 3.2.22 Положения для обеспечения реализации основных направлений деятельности и установленных полномочий департамент выполняет следующие функции: подготавливает и направляет на утверждение Правительства области нормативные правовые акты об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.

В целях подготовки внесения изменений в постановление Правительства Ярославской области от 24.12.2008 №710-п, в том числе в части определения размера ставок арендной платы, приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 02.09.2019 №122/1 образована рабочая группа по разработке изменений Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов (далее - Рабочая группа), утверждено положение о ней. Целью создания Рабочей группы являлось определение обоснованных эффективных единых ставок арендной платы за земельные участки (т.1 л.д.200-203).

В рамках деятельности Рабочей группы был подготовлен расчет и финансово - экономическое обоснование ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленных в аренду без торгов, который утвержден на основании решения Рабочей группы 12.12.2019 (протокол №1/2019 – т.1 л.д.204).

Административный истец обратился в суд с требованием о признании недействующим оспариваемого постановления Правительства Ярославской области от 24.12.2008 №710-п (в редакции постановление Правительства Ярославской области от 03.04.2020 №303-п) в части установления ставки арендной платы за земельные участки для городских округов города Ярославля и города Рыбинска в размере 8,1%, максимальной ставки арендной платы за земельный участок в размере 15,6% по виду разрешенного использования «Блокированная жилая застройка» (код 2.3) в Приложении к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов (пункт 2.4), поскольку, он не соответствует принципу экономической обоснованности, принципу предсказуемости и принципу запрета необоснованных предпочтений.

Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ установлено, что принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 №582), которое в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, принципа запрета необоснованных предпочтений, принципа предсказуемости расчета размера арендной платы.

Принцип экономической обоснованности выражается в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.02.2017 № 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и признаны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета оспариваемых значений ставки арендной платы.

Минэкономразвития России издан приказ от 29.12.2017 №710 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №582» (далее – Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы).

Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы, в целях применения принципа экономической обоснованности рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

При установлении ставки арендной платы рекомендуется, в том числе учитывать: положения документов, определяющих целевое назначение земельного участка; наличие или отсутствие ограничений прав, установленных в отношении земельного участка (например, запреты и ограничения, связанные с установлением охранных и защитных зон); возможность создания арендатором неотделимых улучшений земельного участка; необходимость и объем затрат на подготовку или восстановление хозяйственной деятельности на земельном участке; наличие права арендатора на передачу своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьим лицам (например, право на предоставление земельного участка в субаренду, передачу его в залог влияет на увеличение размера арендной платы); субсидии, предоставляемые арендатору за счет бюджета в целях поддержки деятельности, осуществляемой им на данном земельном участке; обстоятельства, имеющие значение для развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 4 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы).

Расчет и финансово-экономическое обоснование ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленных в аренду без торгов, утвержденный директором департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области 12.12.2019, не может быть принят судом в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку доходность земельного участка не устанавливалась и не учитывалась, многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализ природных условий, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, иных показателей, объективно отражающих возможности арендаторов, расчетов на основе такого анализа значений, влияющих на размер арендной платы, представленный документ не содержит; отсутствует анализ обоснованности существенного изменения размера арендной платы - в 6 раз (с 1,33% до 8,1%) и в 12 раз (с 1,33% до 15,6%).

Использование при расчете ставки арендной платы значения «кадастровая стоимость земельного участка» в качестве показателя оценки экономических, природных и иных факторов, а также характеризующего доходность и экономическую ценность земельного участка, не может рассматриваться как основание для определения ставки арендной платы.

Кроме того, следует учесть, что в разделе 3.3 «Определение ставок арендной платы на основе рыночных данных» расчета и финансово-экономического обоснования содержится указание на временной интервал государственной регистрации договоров аренды земельных участков 01.01.2016 – 31.03.2019 гг. В качестве обоснования указано на временные интервалы границ мониторинга соответствующих сегментов рынка земельных участков при расчете их кадастровой стоимости согласно отчету о государственной кадастровой оценке. При этом Рабочей группой оставлено без внимания, что государственная кадастровая оценка земельных участков определена по состоянию на 01.01.2019. Кроме того, в расчете и финансово-экономическом обосновании использовано 3 договора в отношении земельных участков с разрешенным видом использования «Блокированная жилая застройка в целом». В то время, как по данным МКУ «Агентство по аренде земельных участков, организации торгов и приватизации муниципального жилищного фонда» города Ярославля таких договоров 12.

Специалистом ФИО12 обращено внимание на то, что ставки арендной платы для сегмента рынка «Блокированная жилая застройка (2.3)» определены на основании рыночных данных, полученных их раздела «Жилая застройка 2.0», «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок 2.2», однако корректировка на разное функциональное назначение земельного участка не применялась. При расчете арендной ставки расчетным путем использована скидка, побуждающая платежеспособного собственника улучшений отказаться от выкупа земельного участка в пользу долгосрочной аренды, которая определена как скидка на торг, мотивы в расчете и финансово-экономическом обосновании не приведены. Кроме того, ряд объектов, в отношении которых были заключены договоры аренды в 2016-2017 годах, приобретены в собственность в 2018 году, поэтому соотносить арендную и рыночную стоимость с использованием кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2019, и последующее сравнение с арендным платежом на 2016 год, является неверным (строки 420, 438, 466 Приложения №1 к расчету и финансово-экономическому обоснованию). По земельному участку (строка 218) договор аренды зарегистрирован 05.03.2018, дальнейшая судьба объекта неизвестна, объект с данным кадастровым номером не существует. Расчетные значения ставки арендной платы по строкам 334 и 422 показывают уровень ошибки - более чем в два раза при использовании альтернативного расчета на приближенной выборке к сегменту «Блокированная жилая застройка (2.3)».

Доводы специалиста административным ответчиком и заинтересованными лицами не опровергнуты.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 №582 предусмотрено определение размера арендной платы, в том числе исходя из принципа предсказуемости, в соответствии с которым расчет размера арендной платы заключается в определении в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Также одним из принципов определения арендной платы является принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Согласно пункту 7 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы в целях применения принципа предсказуемости при установлении порядка определения размера арендной платы целесообразно исходить из положений гражданского законодательства Российской Федерации, предполагающих в том числе недопустимость частого изменения платы по договору (пункт 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ).

В целях реализации принципа предсказуемости рекомендуется при определении размера арендной платы учитывать положения: документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (например, положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития макрорегиона), значимых для развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития; стратегий социально-экономического развития, иных документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 8 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы).

В соответствии с пунктом 12 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы в целях реализации принципа предсказуемости в порядке определения размера арендной платы целесообразно предусмотреть случаи и минимальные сроки пересмотра арендной платы, в том числе с учетом положений статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также исчерпывающий перечень случаев, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Исходя из положений пункта 2.20 Порядка определения размера арендной платы, изменение арендодателем размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия решения органа местного самоуправления. При этом конкретные условия, при которых возможно установление максимального значения ставки арендной платы (15,6%), а также основания для ее применения в оспариваемом постановлении не приведены.

Приведенные выше обстоятельства дают суду основания полагать, что установление административным ответчиком рассматриваемых ставок арендной платы 8,1% и 15,6% за земельный участок по виду разрешенного использования «Блокированная жилая застройка (2.3), противоречит предусмотренному Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 №582 принципу экономической обоснованности и принципу предсказуемости.

Вместе с тем, судом не установлено, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушен принцип запрет необоснованных предпочтений, оспариваемые положения нормативного правого акта не предусматривают одновременное действие различных методик при расчете размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям. Кроме того, административный истец не представил доказательств нарушения указанного принципа при принятии оспариваемого нормативного правового акта.

С учетом установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения постановления Правительства Ярославской области от 24.12.2008 №710-п (в редакции постановление Правительства Ярославской области от 03.04.2020 №303-п) подлежат признанию недействующими.

Нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку приводит к необоснованному увеличению размера платы за земельный участок, находящийся в фактическом пользовании ООО «Альянс Строй Групп».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (пункт 38), если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает, что оспариваемое решение длительное время применялось и на его основании были реализованы права граждан и организаций, а потому полагает, что названный выше нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном периодическом печатном издании «Документ-Регион».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ООО «Альянс Строй Групп» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.4 Приложения к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 года №710-п, в части установления ставки арендной платы за земельные участки для городских округов города Ярославля и города Рыбинска в размере 8,1%, максимальной ставки арендной платы за земельный участок в размере 15,6% по виду разрешенного использования «Блокированная жилая застройка (2.3)».

Опубликовать в официальном печатном издании «Документ-Регион» сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда И.Г. Сингатулина