ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-254/2021 от 14.10.2021 Рязанского областного суда (Рязанская область)

УИД 62ОS0000-01-2021-000192-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань

Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи Логвина В.Н., с участием

помощников прокурора Рязанской области Воробьевой В.А. и Стромаковой Е.А.,

представителей административного истца ООО «Газпром энерго» ФИО1 и ФИО2,

представителя административного ответчика ГУ «РЭК» Рязанской области ФИО3,

представителя заинтересованного лица ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Рязаньэнерго» ФИО4,

представителя заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Москва» ФИО5,

при секретарях Кирдянове А.С. и Курбановой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-254/2021 по административному исковому заявлению ООО «Газпром энерго» о признании недействующими: постановления Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 22.12.2020 №371 «Об индивидуальных тарифах для расчетов между филиалом «Рязаньэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «Газпром энерго», постановления Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 22.12.2020 №372 «Об индивидуальных тарифах для расчетов между ООО «Газпром энерго» и ООО «Газпром трансгаз Москва», постановления Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 22.12.2020 №373 «О внесении изменений в постановление ГУ РЭК Рязанской области от 18 декабря 2019 года №431 «О необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования ООО «Газпром энерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области (далее - ГУ РЭК Рязанской области) от 22.12.2020 N 373 внесены изменения в Постановление ГУ РЭК Рязанской области от 18.12.2019 N 431 «О необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования ООО «Газпром энерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций».

Постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 22.12.2020 N 371 установлены с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для расчетов филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Рязаньэнерго» за услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Газпром энерго» на территории Рязанской области согласно приложению.

Постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 22.12.2020 N 372 установлены с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для расчетов ООО «Газпром трансгаз Москва» за услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Газпром энерго» на территории Рязанской области согласно приложению.

Вышеуказанные Постановления ГУ РЭК Рязанской области от 22.12.2020 N 371, N 372 и N 373, размещены на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.12.2020, в сетевом издании «Рязанские ведомости» www.rv-ryazan.ru, 28.12.2020 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» (далее - ООО «Газпром энерго») обратилось в Рязанский областной суд с административным иском о признании недействующими с момента введения в действие: постановления ГУ РЭК Рязанской области от 22.12.2020 №371 «Об индивидуальных тарифах для расчетов между филиалом «Рязаньэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «Газпром энерго», постановления ГУ РЭК Рязанской области от 22.12.2020 №372 «Об индивидуальных тарифах для расчетов между ООО «Газпром энерго» и ООО «Газпром трансгаз Москва», постановления ГУ РЭК Рязанской области от 22.12.2020 №373 «О внесении изменений в постановление ГУ РЭК Рязанской области от 18 декабря 2019 года №431 «О необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования ООО «Газпром энерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций». Также просило обязать административного ответчика в течение семи календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда принять новые нормативные правовые акты, заменяющие оспариваемые постановления.

Заявленные требования ООО «Газпром энерго» мотивировало тем, что ГУ РЭК Рязанской области в нарушение абзаца 10 пункта 7 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178), необоснованно исключило из заявленной необходимой валовой выручки, принимаемой к расчету тарифов на 2021 год, экономически обоснованные расходы регулируемой организации в размере 80 359 460 рублей, а именно затраты на капитальный ремонт основных средств: за 2017 год - в размере 29 442 640 рублей, за 2018 год в - размере 33 761 720 рублей, за 2019 год - в размере 17 155 110 рублей. Сослалось на то, что все документы, подтверждающие указанные суммы затрат были направлены в материалах тарифных дел с письмами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от 12.08.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ООО «Газпром трансгаз Москва» и филиал «Рязаньэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (со 02.06.2021 переименовано в ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Рязаньэнерго»).

В судебном заседании представители административного истца ООО «Газпром энерго» ФИО1 и ФИО2, поддержали заявленные требования. Дополнительно указали, что в экспертном заключении по расчету тарифа от 10.12.2020 не приведены причины и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принял решение об исключении из тарифов экономически необоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов.

Представитель административного ответчика ГУ РЭК Рязанской области ФИО3, в судебном заседании возразил против удовлетворения административного иска, привел доводы аналогичные изложенным в представленном ранее и приобщенном к материалам дела письменном отзыве (л.д. 121-124 в томе 1). Пояснил, что указанные административным истцом фактические расходы на капитальный ремонт за 2017-2019 года, относятся к долгосрочному периоду регулирования 2015-2019 годов. Расходы на капитальный ремонт основных средств являются подконтрольными расходами, поскольку связаны с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности. Расчет подконтрольных расходов и корректировка подконтрольных расходов регламентированы «Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» (утв. Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э) (далее также – Методические указания). Корректировка подконтрольных расходов на основании фактических затрат не предусмотрена Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Корректировка подконтрольных расходов за 2017, 2018 и 2019 года для ООО «Газпромэнерго» была произведена в соответствии с формулами (5), (6) пункта 11 Методических указаний, при тарифном регулировании на 2019, 2020 и 2021 года соответственно. При расчете необходимой валовой выручки (далее – НВВ) на 2021 год ГУ РЭК Рязанской области произведена корректировка подконтрольных расходов истца за 2019 год (+374,31 тыс. рублей). Подконтрольные расходы, понесенные истцом в 2017 и 2018 годах корректировались при расчете НВВ на 2019 год (+145,41 тыс. рублей) и 2020 год (-2594,05 тыс. рублей), и соответственно не принимались при расчете НВВ на 2021 год.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Рязаньэнерго» ФИО4, в судебном заседании возразила против удовлетворения административного иска. Поддержала представленные ранее письменные возражения (л.д.70-73 в томе 2) о том, что позиция ООО «Газпром энерго» является ошибочной, поскольку указанные в административном исковом заявлении расходы относятся к подконтрольным расходам, в отношении которых применяются имеющие приоритет специальные нормы тарифного законодательства, определяющие порядок корректировки подконтрольных расходов в рамках долгосрочного регулирования.

Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром траснгаз Москва» ФИО5, в судебном заседании пояснил, что административные исковые требования ООО «Газпром энерго» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы тарифного и административного дела, получив заключение прокурора Стромаковой Е.А., находившей административный иск ООО «Газпром энерго» необоснованным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 названного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Постановлением Правительства Рязанской области от 02.07.2008 N 121 утверждено Положение о главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области. В соответствии с названным Положением Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области (далее - главное управление) является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, индексов на отдельные виды товаров и услуг, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в указанных сферах.

В силу подпункта 5 раздела III вышеуказанного Положения к полномочиям главного управления отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Таким образом, оспариваемые постановления от 22.12.2020 N 371, N 372 и N 373, приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме и процедуре принятия. Тексты постановлений опубликованы в порядке, установленном статьями 71, 73 Устава (Основного Закона) Рязанской области от 18 ноября 2005 года N 115-ОЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

Согласно пункту 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.

При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа (пункт 12 Основ ценообразования).

Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования).

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.

Как усматривается из материалов дела ООО «Газпром энерго» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются ООО «Газпром энерго» на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций.

Постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 18.12.2019 N 431 установлена необходимая валовая выручка ООО «Газпром энерго» на долгосрочный период регулирования (2020-2024 годы) согласно приложению N 1 к постановлению, а также установлены параметры регулирования ООО «Газпром энерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению N 2 к постановлению.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром энерго» представило в ГУ РЭК Рязанской области заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые обществом, на 2021 год. В этом заявлении ООО «Газпром энерго» предлагало установить необходимую валовую выручку сетевой организации без учета оплаты потерь на 2021 год в размере 125 865,65 тысяч рублей (л.д. 150-152 в томе 1).

На основании заявления общества, представленных материалов, приказом ГУ РЭК Рязанской области №85-од от 07.05.2020 в отношении ООО «Газпром энерго» было открыто дело №1652 по государственному регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год долгосрочного периода регулирования (2020-2024 годы) и назначен уполномоченный по делу.

Экспертом <скрыто>. подготовлено экспертное заключение, которым необходимая валовая выручка общества определена на 2021 год - в размере 33 715,64 тыс. руб., на 2022 год – 32 951,87 тыс. рублей, на 2023 год – 31 115,89 тыс. рублей, на 2024 – 30 764,26 тыс. рублей; рассчитаны индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, применяемые для расчетов между филиалом «Рязаньэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «Газпром энерго», а также между ООО «Газпром энерго» и ООО «Газпром трансгаз Москва» (л.д.195-200 в томе 1).

По результатам рассмотрения дела по государственному регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, открытого в отношении ООО «Газпром энерго», вопросы установления названных тарифов были вынесены на заседание правления ГУ РЭК Рязанской области (л.д.174-176 в томе 1). По итогам заседания решено установить индивидуальные тарифы в размере, рассчитанном экспертом ГУ РЭК Рязанской области, приняты оспариваемые постановления от 22.12.2020 N 371, N 372 и N 373.

Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности включают в себя, в том числе и расходы на ремонт основных средств (подпункт 5 пункта 18 Основ ценообразования).

В силу пункта 2 Основ ценообразования «подконтрольные расходы» - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Таким образом, расходы по ремонту основных средств, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, являются подконтрольными расходами.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 данного документа, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом приведенных в данном пункте факторов.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования (в ред. от 11.12.2020) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания).

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три года), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями (пункт 5 Методических указаний).

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются. К таким долгосрочным параметрам регулирования относится, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.

Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей определен пунктами 11 - 12 Методических указаний.

При этом пункт 11 Методических указаний содержит две формулы расчета необходимой валовой выручки: на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования (формула 1) и на год долгосрочного периода регулирования, отличный от базового (первого) (формула 2).

Как следует из пояснений к формуле (1) уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов.

Согласно формуле (2) необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на i-й год долгосрочного периода регулирования определяется с учетом сводного коэффициента индексации, в расчете которого участвуют индекс потребительских цен, коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, количество условных единиц, индекс эффективности подконтрольных расходов.

Подконтрольные расходы определяются в целом и не разбиваются по статьям.

Корректировка подконтрольных расходов вычисляется по формулам (5), (6) и не зависит от величины фактических подконтрольных расходов, а зависит от фактического количества условных единиц, индекса эффективности подконтрольных расходов, фактического значения индекса потребительских цен и индекса изменения количества активов. Этими формулами не предполагается отдельная корректировка подконтрольных расходов по статьям.

Согласно пункту 12 Методических указаний при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются, в том числе, расходы по ремонту основных средств, т.е. величина данных расходов утверждается на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования и ежегодно корректируется в течение долгосрочного периода регулирования на коэффициент индексации, определяемый органом регулирования.

Из материалов дела, экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, показаний эксперта <скрыто>., следует, что при корректировке НВВ в отношении ООО «Газпром энерго» на 2021 год – второй год долгосрочного периода регулирования (2020-2024 гг.), ГУ РЭК Рязанской области определило размер НВВ (без учета оплаты потерь) - 33 715,64 тыс. рублей.

В экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что эксперт, с учетом дополнительных предложений, представленных Предприятием, пришел к выводу о том, что в структуре плановых расходов на 2021 год подконтрольные расходы в составе НВВ составляют 17 881,80 тыс. рублей. При этом расходы долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс»), выявленных по итогам 2019 года, определены в размере 877,68 тыс. рублей, в том числе была произведена корректировка подконтрольных расходов, в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов (+374,31 тыс. рублей).

В судебном заседании ФИО14 пояснила, что в отношении ООО «Газпром энерго» на 2021 год корректировка подконтрольных расходов произведена по формулам (5), (6), корректировка НВВ – по формуле (2) пункта 11 Методических указаний. Корректировка подконтрольных расходов входит в статью «Расходы долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов и полученного избытка». Расчет корректировки подконтрольных расходов произведен с учетом фактического количества условных единиц, индекса эффективности подконтрольных расходов, фактического значения индекса потребительских цен и индекса изменения количества активов. Все параметры и результаты расчета сведены в таблицу 1, прилагаемую к экспертному заключению. Поскольку расходы на ремонт основных средств являются подконтрольными, то есть связанными с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности, величина данных расходов утверждена на базовый (первый) год долгосрочного периода (2020 год), пересмотр расходов на ремонт основных средств на второй год долгосрочного периода регулирования не производится.

По мнению суда, все доводы административного истца основаны на выборочном и произвольном толковании правых норм и подлежат отклонению по следующим мотивам.

Согласно абзацу 10 пункта 7 «Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.1178 (в редакции от 29.08.2020 N 1298) в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом.

В данном случае регулирующим органом обоснованно применены положения пунктов 37, 38 Основ ценообразования, пункта 11 Методических указаний, то есть специальные нормы тарифного законодательства, определяющие порядок корректировки НВВ, подконтрольных расходов в рамках долгосрочного регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Поскольку иной способ расчета отклонения по НВВ на содержание электрических сетей Методическими указаниями не предусмотрен, суд полагает, что ГУ РЭК Рязанской области правомерно не произведен пересмотр расходов по ремонту основных средств на второй год долгосрочного периода регулирования (2021 год) путем полного включения фактических затрат понесенных в 2019 году.

Ссылки административного истца на неполноту экспертного заключения ГУ РЭК Рязанской области от 10.12.2020, необоснованность исключения расходов понесенных организацией в 2019 году, не являются основанием к удовлетворению административного иска, поскольку сделаны без учета вышеуказанных положений пунктов 37, 38 Основ ценообразования, пункта 11 Методических указаний.

Подконтрольные расходы, понесенные административным истцом в 2017-2018 годах, корректировались при расчете НВВ на 2019-2020 года, поэтому не могли приниматься при расчете НВВ на 2021 год. Об этом свидетельствуют экспертные заключения по тарифному делу от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.180-194 в томе 1), на основании которых ГУ РЭК Рязанской области приняты постановления от 25.12.2018 № 431, 432 и 433, а также от 18.12.2019 №429, 430 и 431 (том 2). В связи с чем, рассмотрение претензий административного истца в отношении расходов, понесенных за 2017-2018 года, в рамках данного административного дела не представляется возможным.

Расчет индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, применяемых для расчетов между филиалом «Рязаньэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «Газпром энерго», а также для расчетов между ООО «Газпромтрансгаз Москва» и ООО «Газпром энерго», произведен ГУ РЭК Рязанской области в постановлениях от 22.12.2020 N 371 и N 372, исходя из отношения скорректированного размера НВВ к заявленной мощности.

Таким образом, оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области государственного регулирования тарифов на электроэнергию и не нарушают права ООО «Газпром энерго».

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом всех вышеуказанных обстоятельств, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО «Газпром энерго» об оспаривании Постановлений ГУ РЭК Рязанской области от 22.12.2020 N 371, N 372 и N 373.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ООО «Газпром энерго» о признании недействующими: постановления Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 22.12.2020 №371 «Об индивидуальных тарифах для расчетов между филиалом «Рязаньэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «Газпром энерго», постановления Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 22.12.2020 №372 «Об индивидуальных тарифах для расчетов между ООО «Газпром энерго» и ООО «Газпром трансгаз Москва», постановления Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 22.12.2020 №373 «О внесении изменений в постановление ГУ РЭК Рязанской области от 18 декабря 2019 года №431 «О необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования ООО «Газпром энерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций», отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Рязанский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2021 года.

Судья - подпись В.Н. Логвин

Копия варена

Судья В.Н. Логвин