ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-256/20 от 05.08.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Дело № 3а – 256/2020

61OS0000-01-2020-000243-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 августа 2020 года город Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе

председательствующего судьи Чайка Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Паненковой Е.С.,

с участием прокурора Шматовой Н.А.,

представителей ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» ФИО1, ФИО2,

представителя Региональной службы по тарифам Ростовской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» о признании недействующими постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области от 16 декабря 2019 года № 64/35 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, производимую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) в городе Ростове-на-Дону в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, поставляемую потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год», № 64/36 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год», № 64/37 «О корректировке долгосрочных тарифов на теплоноситель, поставляемый ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год», № 64/38 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год»,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области от 16 декабря 2019 года № 64/35 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, производимую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) в городе Ростове-на-Дону в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, поставляемую потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год», № 64/36 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год», № 64/37 «О корректировке долгосрочных тарифов на теплоноситель, поставляемый ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год», № 64/38 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год» и возложении на орган регулирования обязанности принять новые нормативные правовые акты.

В обоснование своих требований административный истец указал, что оспариваемые постановления о корректировке долгосрочных тарифов приняты Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ РО, РСТ) без учёта экономически обоснованных расходов на тепловую энергию, на теплоноситель и на горячую воду (в части компонентов тепловая энергия и теплоноситель), понесённых Обществом в течение предшествующих расчётных периодов, что привело к необоснованному занижению тарифа, и, как следствие, к недостатку объёма финансовых средств, необходимых регулируемой организации.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1 и ФИО2 поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске и возражениях на отзыв административного ответчика, и просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО3 возражал против удовлетворения административного иска, представил письменные возражения на него и дополнительные пояснения.

Прокурор, участвующий в деле, полагал, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части.

Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, показания свидетелей ФИО4, ФИО5 и ФИО6, исследовав представленные доказательства, в том числе материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов), а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

В соответствии с пунктами 3, 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности,

тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;

тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Полномочиями на установление вышеуказанных тарифов наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Ростовской области, в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утверждённым постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года № 20, является Региональная служба по тарифам Ростовской области.

Из подпункта 1.3.1 пункта 1.3 указанного Положения следует, что Служба на основании и во исполнение действующего законодательства по вопросам, отнесенным к её компетенции, издаёт постановления, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации её деятельности - приказы и распоряжения ненормативного характера.

Областным законом Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» предусмотрено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ростовской области подлежат официальному опубликованию; официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в газете «Наше время» или «Собрании правовых актов Ростовской области» либо его первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или официальном портале правовой информации Ростовской области (pravo.donland.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (статьи 1, 4).

Оспариваемые постановления изданы уполномоченным органом, в установленном порядке и опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru 19 декабря 2019 года.

Оспариваемыми постановлениями установлены тарифы на тепловую энергию, на теплоноситель, на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемые ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго», без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.

Таким образом, оспариваемые постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области являются нормативными правовыми актами, изданы в пределах полномочий Региональной службы по тарифам Ростовской области, в форме, установленной законодательством Ростовской области, официально опубликованы и являются действующими.

Давая оценку оспариваемым правовым нормам на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (далее – Общество) осуществляет регулируемую деятельность по поставке тепловой энергии и теплоносителя потребителям и другим теплоснабжающим организациям на территории г. Ростова-на-Дону.

Постановлением РСТ РО от 17 декабря 2018 года № 83/59 установлены тарифы на тепловую энергию, производимую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» в городе Ростове-на-Дону в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на 2019 - 2023 годы, постановлением от 17 декабря 2018 года № 83/60 - тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2019 - 2023 годы.

20 декабря 2018 года РСТ РО приняты постановление № 85/11 об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2019 - 2023 годы, и постановление № 85/12 об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2019 - 2023 годы.

29 апреля 2019 года ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» обратилось в РСТ РО с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемые Организацией потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2020 год с приложением обосновывающих документов.

7 мая 2019 года РСТ было открыто дело о корректировке указанных долгосрочных тарифов. На основании анализа представленных ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» обосновывающих материалов на 2020 год, а также бухгалтерской и статистической отчётности за предыдущий период регулирования (2018 год) уполномоченным по делу были подготовлены экспертные заключения. На заседании Правления РСТ от 16 декабря 2019 года № 64 приняты оспариваемые постановления.

Административный истец полагает, что корректировка долгосрочных тарифов произведена РСТ РО без учёта экономически обоснованных расходов на тепловую энергию, на теплоноситель и на горячую воду (в части компонентов тепловая энергия и теплоноситель), понесённых за истекший период регулирования.

При установлении тарифов на тепловую энергию уполномоченным органом принята величина необходимой валовой выручки в размере 3 306 294, 1 тыс. руб. Величина необходимой валовой выручки, которую административный истец считает экономически обоснованной и документально подтверждённой, составляет 3 692 188, 1 тыс. руб. Разница составляет 385 894 тыс. руб.

Методическими указаниями № 760-э закреплены положения о том, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования (пункт 7); необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности (пункт 11); определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта, а также в соответствии с Методическими указаниями (пункт 12).

Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учётом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтённых при расчёте долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» владеет на праве собственности четырьмя источниками генерации - Ростовская ТЭЦ-2 (РТЭЦ-2), районные котельные №№ 3, 4, центральная котельная. РТЭЦ-2 работает в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Для корректировки тарифов на 2020 год РСТ рассчитала необходимую валовую выручку (НВВ) и разделила её на величину полезного отпуска энергии.

По правилам пункта 49 Методических указаний № 760-э в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточнённых значений прогнозных параметров регулирования (далее в настоящей главе - скорректированная плановая НВВ),, по формуле:

(тыс. руб.) (20)

где:

- корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчётных периодов регулирования, учтённая в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний, тыс. руб.

В соответствии с пунктом 51 Методических указаний № 760-э необходимая валовая выручка, принимаемая к расчёту при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, ННВi, определяется в (i-1)-м году с учётом отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов от значений, учтённых при установлении тарифов по формуле:

(тыс. руб.), (21)

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки в i-м году, рассчитываемый в (i-1)-м году на основе данных о фактических значениях параметров расчёта тарифов в (i-2)-м году, определяемый в соответствии с пунктом 52 настоящих Методических указаний, тыс. руб.

Административный истец считает, что РСТ РО неверно произвела расчёт указанного слагаемого формулы, которое, согласно расчёту регулирующего органа, равно «0».

По статье «Экономически обоснованные расходы на топливо за 2017 – 2018 год» величина расходов, заявленная обществом, составила 701 479, 18 тыс. руб., учтённая регулирующим органом - 0,0 тыс. руб., сумма разногласий по иску составила 301 756 тыс. руб.

Впервые тарифы для организации были установлены методом индексации на долгосрочный период 2016 - 2018 годов.

Согласно подпункту «а» пункта 36 Основ ценообразования для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчётного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

Такие нормативы были утверждены приказами Минэнерго РФ от 6 августа 2015 г. № 549 на период 2016 года, от 3 октября 2016 года № 1028 - на период 2017, 2018 годов.

Начиная с 2016 года при утверждении нормативов удельных расходов топлива для Ростовской ТЭЦ-2 Министерством энергетики РФ был предусмотрен переход Ростовской ТЭЦ-2 от метода распределения расхода топлива, установленного правилами определения нормативов удельного расхода условного топлива, к методу распределения расхода топлива, установленному методическими указаниями, т.е. к физическому методу распределения топливных затрат.

Пунктом 37 Основ ценообразования предусмотрено, что для теплоснабжающих организаций, источники которых производят тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в случае изменения метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии, орган регулирования в соответствии с Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее - Правила распределения расхода топлива), применяет понижающий коэффициент на переходный период для формирования расходов на топливо, включаемых в необходимую валовую выручку регулируемой организации, в отношении которой осуществлено изменение метода распределения расхода топлива.

В соответствии с пунктами 2, 8 Правил распределения расхода топлива РСТ РО установила понижающие коэффициенты на 3-летний переходный период (2016, 2017, 2018 годы).

В тарифную заявку к корректировке долгосрочных тарифов на производство тепловой энергии на 2020 год ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» был включён расчёт экономически обоснованных расходов, не учтённых в тарифе на тепловую энергию ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго», возникших в результате применения понижающего коэффициента при переходе на физический метод распределения топливных затрат по Ростовской ТЭЦ-2 за 3 года. Поскольку 2016 год находится за пределами трёхлетнего периода применительно к 2020 году, оспариваемое административным истцом значение сформировано по итогам тарифного регулирования 2017 – 2018 годов и составило 301 756 тыс. руб.

По статье «Экономически обоснованные расходы на ремонт Ростовской ТЭЦ-2 за 2018 год» регулирующим органом учтено 0,0 тыс. руб., сумма разногласий по иску составила 32 953 тыс. руб.

По статье «Экономически обоснованные расходы на ремонт котельных за 2018 год» регулирующим органом учтено 0,0 тыс. руб., сумма разногласий по иску — 39 937 тыс. руб.

По статье «Экономически обоснованные расходы на услуги охраны за 2018 год» величина расходов, учтённая регулирующим органом, составила 0,0 тыс. руб., сумма разногласий по иску составила 11 248 тыс. руб.

Расходы в тарифной заявке определены административным истцом на основании фактически понесённых расходов, в обоснование представлены бухгалтерские ведомости, договоры, акты о приёмке выполненных работ, счета-фактуры. Необходимость проведения дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов ТЭК была установлена в предписаниях Управления Росгвардии по Ростовской области в 2018 году.

Общество считает, что расчёт НВВ произведён регулирующим органом с нарушением пунктов 2, 3 части 1 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении», содержащих такие принципы регулирования в сфере тарифообразования, как обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций и обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надёжному функционированию и развитию систем теплоснабжения, пункта 13 Основ ценообразования, пункта 33 Правил регулирования тарифов, пунктов 12 и 49 Методических указаний № 760-э.

Согласно пункту 52 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учёта отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов от значений, учтённых при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчётный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

(тыс. руб.), (22)

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчёта тарифов взамен прогнозных, в том числе с учётом фактического объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, без учёта уровня собираемости платежей.

Суд находит правомерным невключение в необходимую валовую выручку регулируемой организации вышеназванных оспариваемых административным истцом статей затрат.

В соответствии с вышеприведённой формулой 20 пункта 49 Методических указаний № 760-э при корректировке плановой необходимой валовой выручки на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования предусмотрена корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчётных периодов регулирования, если ранее по каким-либо причинам она не была включена в состав расходов, учитываемых при корректировке тарифов.

В данном случае РСТ ежегодно осуществляет корректировку необходимой валовой выручки по результатам предшествующего расчётного периода в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования и пунктом 12 Методических указаний № 760-э, и оснований для включения в формулу 20 корректировки необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчётных периодов регулирования в заявленном Обществом размере не имеется.

Согласно пункту 33 Методических указаний № 760-э при расчёте долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования:

- базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний;

- индекс эффективности операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования для каждой регулируемой организации с учётом утверждённой для неё инвестиционной программы;

- нормативный уровень прибыли, устанавливаемый органом регулирования на каждый расчётный период регулирования долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 41 Методических указаний;

- показатели энергосбережения и энергетической эффективности;

- динамика изменения расходов на топливо, устанавливаемая в целях перехода от одного метода распределения расхода топлива к другому методу, - если орган регулирования применяет понижающий коэффициент на переходный период в соответствии с Правилами распределения расхода топлива.

Пунктом 2 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 установлено, что понижающий коэффициент – это долгосрочный параметр регулирования, характеризующий динамику изменения расходов на топливо, устанавливаемый в целях перехода от одного метода распределения расхода топлива к другому методу. Указанный долгосрочный параметр регулирования применяется в качестве понижающего коэффициента к планируемым нормативам удельного расхода условного топлива. Понижающие коэффициенты устанавливаются органом регулирования на каждый год переходного периода в целях сглаживания тарифных последствий, возникающих из-за изменения метода распределения расхода топлива без изменения суммарного расхода условного топлива.

При установлении тарифов ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» на 2016-2018 годы РСТ были учтены нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии с учётом перехода на физический метод распределения топливных затрат и применены значения понижающих коэффициентов к указанным нормативам.

При проведении корректировки НВВ за 2017-2018 годы в части определения фактических затрат по статье «Топливо» удельный расход топлива учтён исходя из утверждённого Минэнерго России норматива удельного расхода топлива и понижающего коэффициента, фактического объёма отпуска тепловой энергии и фактической цены топлива.

Расчёт фактических затрат на топливо по итогам оспариваемого периода по РТЭЦ-2 произведён административным ответчиком в соответствии с Методическими указаниями № 760-э и Основами ценообразования. Использование иного подхода, на котором настаивает административный истец, приведёт к нарушению требований по соблюдению условий сглаживания тарифных последствий, возникающих из-за изменения метода распределения расхода топлива, предусмотренного Правилами распределения расхода топлива, создаст предпосылки к нарушению установленного пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, что, в свою очередь, может способствовать возникновению негативных социально-экономических последствий.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э расходы на ремонт основных средств и расходы на оплату охраны учитываются при расчёте базового уровня операционных расходов, который отнесён к числу долгосрочных параметров регулирования, определяемых перед началом долгосрочного периода регулирования и не подлежащих изменению в течение этого периода.

Базовый уровень операционных расходов, утверждённый РСТ на 2019 год, административным истцом не оспаривается. Включение вышеперечисленных затрат в корректировку тарифов на 2020 год противоречит требованиям пункта 75 Основ ценообразования и пункта 33 Методических указаний № 760-э.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что размер расходов на тепловую энергию, включающий, в том числе, расходы на топливо, ремонт основных средств и услуги охраны, пересмотру не подлежит.

При установлении тарифов на теплоноситель уполномоченным органом принята величина необходимой валовой выручки в размере 447 904, 43 тыс. руб. Величина необходимой валовой выручки, которую административный истец считает экономически обоснованной и документально подтверждённой, составляет 641 108, 43 тыс. руб. Разница составляет 193 204 тыс. руб.

Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении теплоноситель – это пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.

Пункт 38 Основ ценообразования содержит положения о том, что расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчётных объёмов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчётные) цены.

По смыслу пункта 149 Методических указаний № 760-э в состав расходов на производство воды, вырабатываемой на водоподготовительных установках источника тепловой энергии, включаются в экономически обоснованном размере, в частности, такие расходы, как стоимость исходной воды; расходы на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), используемую при водоподготовке.

В материалах к тарифной заявке на 2020 год Обществом представлены единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с АО «Ростовводоканал», а также договор водопользования с министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области на забор водных ресурсов из рукава Мёртвый Донец с отчётами о фактических параметрах изъятия за 2018 год.

Тарифная заявка на 2019 год была сформирована ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» на сумму расходов на холодную воду в размере 337 155 тыс. руб. из расчёта полезного отпуска 12 165, 39 тыс. куб. м, исходя из условий приобретения холодной воды по договору с АО «Ростовводоканал». РСТ утвердила расходы на 2019 год в размере 334 645 тыс. руб. из расчёта полезного отпуска 12 392, 57 тыс. куб. м затрат на холодную воду.

Расчёт затрат по воде, представленный Обществом в РСТ на 2020 год, произведён исходя из 100 % покупки воды на подпитку теплосети (для поставки населению) по договору с АО «Ростовводоканал». Забор воды из р. Мёртвый Донец по договору с министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области для поставки населению на 2020 год не планировался и производился только в 1 квартале 2018 года в размере 899, 70 тыс. куб. м на сумму 109, 7634 тыс. руб. по цене 1, 22 руб./куб. м. В дальнейшем, в течение 2 - 4 кварталов 2018 года и в 1 квартале 2019 года, забор воды на подпитку теплосети категории «для населения» из р. Мёртвый Донец не производился с учётом предписания Роспотребнадзора от 2 апреля 2018 года № 146 по факту отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям его безопасного использования для здоровья населения.

Однако при корректировке тарифа на теплоноситель на 2020 год РСТ утвердила расходы на холодную воду в размере 300 061 тыс. руб. под полезный отпуск 12 549 тыс. куб. м, исходя из факта покупки воды в 2018 году по договору с минприроды Ростовской области. Между тем оснований для этого у административного ответчика не имелось, т.к. забор воды из р. Мёртвый Донец предусматривался только на собственное потребление для технических нужд Общества.

Из-за существенной разницы в цене покупки (1, 22 руб./куб. м из р. Мёртвый Донец и 24, 01 руб./куб. м от АО «Ростовводоканал») произошло занижение НВВ по статье «Вода на технологические цели» по сравнению с 2019 годом, что нормами о корректировке плановых значений расходов на приобретение холодной воды не предусмотрено.

При таком положении действия регулирующей организации по корректировке тарифа на приобретение холодной воды суд находит неправомерными, в связи с чем размер расходов по этой статье подлежит пересмотру.

По статье «Экономически обоснованные расходы на электроэнергию, понесённые в течение предшествующих расчётных периодов, и не учтённые органом регулирования при установлении тарифов на теплоноситель и горячую воду» Обществом было заявлено 148 831, 0 тыс. руб., учтено регулирующим органом 0, 0 тыс. руб., сумма разногласий по иску составила 145 234 тыс. руб.

В тарифную заявку для корректировки тарифа на теплоноситель 2020 года Общество просило включить расходы на электроэнергию в размере 70 900 тыс. руб. за 2017 год, 74 334 тыс. руб. – за 2018 год.

При этом расходы на электрическую энергию при утверждении тарифов на теплоноситель на 2017, 2018, 2019 годы ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» не планировались и не заявлялись.

Несмотря на то, что в силу действующего законодательства в состав расходов подлежит включению стоимость электрической энергии, используемой при водоподготовке, в представленных Обществом регулирующему органу обосновывающих документах и пояснениях по фактическим затратам на электрическую энергию за 2017 - 2018 годы не выделены затраты электрической энергии, приходящиеся на оборудование, используемое в процессе водоподготовки, не представлена классификация насосов по марке, видам деятельности, мощности и другим характеристикам.

С учётом изложенного суд находит довод административного ответчика об отсутствии экономического обоснования данной статьи расходов правомерным и считает возможным согласиться с органом регулирования в части невключения в тариф на 2020 год вышеуказанных сумм расходов на электроэнергию, понесённых в течение предшествующих расчётных периодов.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливается двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность). Компонент на теплоноситель устанавливается в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.

Таким образом, неверный расчёт НВВ при корректировке тарифов на теплоноситель на 2020 год влечёт неправильный расчёт тарифа на горячую воду.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что постановления тарифного органа о корректировке долгосрочных тарифов на 2020 год на теплоноситель и на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемые ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, приняты с нарушением действующего законодательства, что является основанием для удовлетворения судом требований административного истца в части признания не действующими постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области от 16 декабря 2019 года № 64/37 и № 64/38.

В остальной части административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 16 декабря 2019 года № 64/35 и № 64/36 соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и интересов административного истца не нарушают.

Определяя момент, с которого указанные нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд исходит из положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о том, что оспариваемый нормативный правовой акт признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного периода времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

В этой связи суд учитывает, что в силу специфики тарифного регулирования оспариваемые постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 16 декабря 2019 года № 64/37 и № 64/38 имеют ограниченный срок действия, и признание их не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьёй 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С учётом изложенного суд приходит к выводу о признании вышеназванных нормативных правовых актов недействующими со дня их принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять новые нормативные правовые акты, заменяющие нормативные правовые акты, признанные не действующими.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию административным ответчиком на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru, на которых были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» удовлетворить в части.

Признать недействующими со дня их принятия:

постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 16 декабря 2019 года № 64/37 «О корректировке долгосрочных тарифов на теплоноситель, поставляемый ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год»,

постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 16 декабря 2019 года № 64/38 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год».

В остальной части заявленных требований отказать.

Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять новые нормативные правовые акты, заменяющие нормативные правовые акты, признанные не действующими.

Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о данном решении на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и на официальном портале правовой информации Ростовской области pravo.donland.ru.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Чайка

Решение в окончательной форме принято 17 августа 2020 года.