ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-256/20 от 10.11.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

от 10 ноября 2020 г. по делу № 3а-256/2020

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Ивановой О.В.

при секретаре Лемех М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Квартал новый» к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, заинтересованные лица: администрация городского округа «Город Калининград», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ООО «Квартал новый» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 3936 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 9 370 000 рублей.

В обоснование заявленного иска административный истец ссылается на те обстоятельства, что кадастровая стоимость указанного выше земельного участка, собственников которого является ООО «Квартал новый», определена по состоянию на 1 января 2019 года на основании постановления Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 в размере 22 857 847, 68 руб.

Согласно полученному им отчету № Н-1311-2020 от 24 сентября 2020 года НЦ «БАЛТЭКСПЕРТИЗА» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым на ту же дату составляет 9 370 000 рублей.

Ссылается на то, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Указывает, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав административного истца в связи увеличением налоговых платежей.

С учетом вышеизложенного просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 3936 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по <адрес> в размере его рыночной стоимости 9 370 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

В судебном заседании представитель ООО «Квартал новый» ФИО1 административный иск поддержала по изложенным в заявлении доводам.

Представитель администрации городского округа «Город Калининград» ФИО2 против административного иска возражал, полагая, что рыночная стоимость, установленная в отчете, необоснованно занижена.

Представители административных ответчиков Правительства Калининградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области, а также представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили. От представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области ФИО3 поступило письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, оставляет разрешение требований на усмотрение суда.

С учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 часть 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Квартал новый» является собственником земельного участка с кадастровым , площадью 3936 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по ( л.д. 9-11).

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции закона от 22.07.2010) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.

Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером на 1 января 2019 года в размере 22 857 847, 68 руб. установлена постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области", принятым в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в указанном размере по состоянию на 1 января 2019 года внесены в государственный кадастр недвижимости 30 января 2020 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 12).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Административный истец, являясь собственником вышеуказанного земельного участка, согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признается плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав налогоплательщика вследствие увеличения налоговой базы по земельному налогу.

Кроме того, кадастровая стоимость является экономической характеристикой, учитываемой при возможной продаже собственником принадлежащего ему объекта недвижимости.

Права налогоплательщика, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка.

С учетом изложенного административный истец признается судом лицом, которое вправе обратиться в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Следовательно, при разрешении данного административного дела на административном истце лежит обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым по состоянию на 1 января 2019 года, а на административных ответчиках и заинтересованных лицах при несогласии с заявленными требованиями – обязанность доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости данного земельного участка, представленных ООО «Квартал новый».

При обращении в суд с административным иском в его обоснование ООО «Квартал новый» представило суду результаты отчета от 24 сентября 2020 года № Н-1311-2020 НЦ «БАЛТЭКСПЕРТИЗА», в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым по состоянию на 1 января 2019 года составляет 9 370 000 рублей.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

Как усматривается из представленного административным истцом отчета об оценке, оценщик ФИО4 имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», является действительным членом саморегулируемой организации оценщиков, ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована в установленном порядке.

Из содержания отчета об оценке следует, что при его подготовке оценщик использовал метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, что не противоречит федеральным стандартам оценки и положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ; отказ от использования доходного и затратного подходов к оценке земельного участка обоснован и сомнений не вызывает.

Для оценки методом сравнения оценщиком отобраны четыре объекта сравнения (аналоги) – земельных участков, применены необходимые корректировки, отказ от применения иных корректировок оценщиком обоснован; расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными; приведенные в отчете сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости в Калининградской области на дату оценки и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость, о местоположении земельного участка, его количественных и качественных характеристиках; оценщиком произведен качественный анализ подобранных объектов-аналогов в целях их сопоставления; в отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.

Кроме того, административным истцом дополнительно представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков – экспертное заключение № 91/250920/27 от 25 сентября 2020 года, выполненное экспертом ФИО5 саморегулируемой организации «Региональная ассоциация оценщиков», содержащее выводы о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в указанном выше отчете об оценке, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что представленный административным истцом отчет об оценке содержит необходимые сведения доказательственного значения.

Административные ответчики и заинтересованные лица в установленном процессуальным законом порядке также не указали обстоятельств, которые могут свидетельствовать о неясности, противоречивости или необоснованности отчета. Фактических данных, объективно свидетельствующих о том, что отчет об оценке содержит недостоверные выводы, а также доказательств того, что выбранные оценщиком способы и методы оценки привели к неправильным выводам, суду не представлено.

Каких-либо доказательств, опровергающих правильность выводов, изложенных в отчете, суду не представлено, равно как и доказательств в подтверждение того, что принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 39:15:132510:29 по состоянию на 01 января 2019 года имел другую рыночную стоимость, соответствующих ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы также не заявлено, при этом такое право судом было разъяснено.

Возражения представителя администрации городского округа «Город Калининград» относительно административного иска, носящие бездоказательный характер, об иной рыночной стоимости земельного участка также не свидетельствуют.

Таким образом, поскольку доказательств недостоверности рыночной стоимости земельного участка с кадастровым , определенной оценщиком в размере 9 370 000 рублей, ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, исследованный в судебном заседании отчет соответствует требованиям законодательства и сомнений в правильности не вызывает, требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости является законным.

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, являющегося собственником земельного участка, в связи с чем заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

С учетом вышеизложенного датой подачи заявления ООО «Квартал новый» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым в размере его рыночной стоимости является дата обращения в Калининградский областной суд 1 октября 2020 года.

Решение суда об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости после его вступления в законную силу является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ООО «Квартал новый» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 3936 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов жилой застройки, расположенного по <адрес> в размере его рыночной стоимости 9 370 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Датой подачи заявления ООО «Новый квартал» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым в размере его рыночной стоимости считать дату обращения в Калининградский областной суд – 1 октября 2020 года.

Решение суда об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости после его вступления в законную силу является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 20 ноября 2020 года.

Судья Калининградского

областного суда О.В. Иванова