ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-256/2017 от 31.10.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№3а-256/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2017 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Волошиной А.А. с участием прокурора Прокуратуры Челябинской области Германа А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Казанцева Дениса Юрьевича об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

установил:

Казанцев Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании подпункта 43 Приложения № 1 к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 24 сентября 2014 года № 93, которым внесены изменения в решение Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 14 ноября 2012 года №103 «Об утверждении значения коэффициента К1, применяемого для расчета арендной платы за использование земельных участков на территории Аргаяшского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена» (приложение № 1), а именно значение коэффициента К1, учитывающего вид деятельности арендатора, установлено равным 3 в отношении земельных участков «объекты рекреационного назначения (базы отдыха)».

В обоснование указано, что административный истец является арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и плательщиком арендной платы, размер которой определяется величиной кадастровой стоимости этого земельного участка и коэффициентами, в том числе коэффициентом К1, содержащимся в оспариваемой норме и противоречащим федеральному законодательству -пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ и Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, поскольку при утверждении этого коэффициента отсутствовало его экономическое обоснование.

В судебном заседании представитель административного истца Казанцева Д.Н. Белогубова М.В. требования поддержала.

Сам административный истец Казанцев Д.Н., представители административного ответчика Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области, ходатайствовавший о рассмотрении дела в свое отсутствие, заинтересованного лица Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, направивший в суд мнение, в котором возражал против удовлетворения

заявленных требований, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора Германа А.С., полагавшего иск обоснованным, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Решением Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 24 сентября 2014 г. № 93, опубликованным в информационном вестнике Администрации и Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района «Аргаяшский вестник» выпуск №5 от 09.10.2014 года, внесены изменения в решение Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района № 103 от 14.11.2012 "Об утверждении значения коэффициента К1, применяемого для расчета арендной платы за использование земельных участков на территории Аргаяшского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена" (приложение № 1).

Оспариваемым подпунктом 43 Приложения № 1 к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 24 сентября 2014 г. № 93 значение коэффициента К1, применяемого для расчета арендной платы за использование земельных участков на территории Аргаяшского муниципального района, для объектов рекреационного назначения (базы отдыха) установлено в размере равном 3

В соответствии со статьей 47 Закона о местном самоуправлении, статьей 20, пунктом 5 части 1 статьи 21 Устава Аргаяшского муниципального района, Собрание депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области является представительным органом муниципального образования, в исключительной компетенции которого находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением об оспаривании подпункта 43 Приложения № 1 к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 24 сентября 2014 г. № 93, административный истец Казанцев Д.Ю. указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером **** и плательщиком арендной платы, размер которой рассчитан с использованием коэффициента, установленного оспариваемой нормой.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что нормативным правовым актом в оспариваемой части затрагиваются права и законные интересы административного истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона Челябинской области от 13.04.2015 года № 154-30 «О земельных отношениях» порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов, определяется в соответствии с Законом Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок определения размера арендной платы за такой земельный участок.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, за исключением тех земельных участков, размер арендной платы за использование которых определяется в порядке, установленном федеральным законодательством, на территории Челябинской области установлен Законом Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», который в настоящее время действует в редакции от 28 декабря 2016 года.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 размер годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов (далее - арендная плата),

определяется по формуле:

Ап = Скад х Сап / 100% х К, х К х К, где: Ап - размер арендной платы;

Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

Сап - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка;

К| - коэффициент, учитывающий разрешенное использование земельного участка согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;

К2 - коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе;

Кз - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Челябинской области от 24.04.2008 года № 257-30 значения коэффициента Ki могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,1 до 20 в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно:

- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Проверив соблюдение Собранием депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области указанных выше принципов

при принятии оспариваемой нормы, суд приходит к выводу о том, что «Экономическое обоснование применения коэффициентов для определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по Аргаяшскому муниципальному району Челябинской области 2013 год», представленное председателем Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Антоняк Т.М. по запросу суда, не может являться доказательством соблюдения принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемой нормы.

Так, указанный документ представляет собой не заверенный надлежащим образом машинописный текст. Текст вышеназванного Экономического обоснования (стр. 16-17), содержит указание на то, что коэффициент К1 устанавливается органами местной власти, а также на то, что с учетом ФЗ №278 от 03.11.2010 г., показателей социально-экономического развития Аргаяшского района, генерального плана развития Аргаяшского района и практики по применению корректирующих коэффициентов при расчете арендной платы муниципальных образований РФ, методов математического и статистического анализа рекомендуется установить коэффициенты, соответствующие Приложению №1.

Непосредственного фактологического экономического обоснования установления коэффициента К1, учитывающего вид деятельности арендатора, в размере 3 в отношении земельных участков «объекты рекреационного назначения (базы отдыха)», соответствующего подпункту 43 Приложения № 1, указанный документ не содержит.

Вывод о том, что коэффициент К1, учитывающий виды деятельности арендаторов, включая оспариваемый, утвержденный решением собрания депутатов Аргаяшского муниципального района от 24.09.2014 г. № 93, является произвольным, осуществленным без соответствующего экономического обоснования, содержится и в представленном административным истцом заключении эксперта Д.В.В. (ООО Судебная экспертная организация «Леново») № 023-2017-10-Ф от 25.10.2017г.

Указанное свидетельствует о нарушениях положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г, №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», имеющего большую юридическую силу, допущенных при принятии оспариваемого подпункта 43 Приложения 1 к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 24 сентября 2014 года № 93 «О внесении изменений к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района № 103 от 14.11.2012 г.», устанавливающего значение коэффициента К1, учитывающего вид деятельности арендатора, равным 3 в отношении

б

земельных участков «объекты рекреационного назначения (базы отдыха)».

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Сообщение о принятии решении по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в информационном вестнике администрации и Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района «Аргаяшский вестник», где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

При подаче настоящего иска Казанцевым Д.Ю. была оплачена госпошлина в размере 300 рублей, расходы по уплате которой в соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Требования Казанцева Дениса Юрьевича удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 43 Приложения 1 к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 24 сентября 2014 года № 93 «О внесении изменений к решению Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района N 103 от 14.11.2012 г.», устанавливающий значение коэффициента К1, учитывающего вид деятельности арендатора, равным 3 в отношении земельных участков «объекты рекреационного назначения (базы отдыха)».

Председательствующий

Возложить на Собрание депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области обязанность опубликовать сообщение о решении суда в информационном вестнике Администрации и Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района «Аргаяшский вестник» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области в пользу Казанцева Дениса Юрьевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий: