ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-256/2018 от 31.05.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

3а-256/2018 008а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск

31 мая 2018 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Козиной Е.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", в части

установил:

07.07.2015 Красноярским городским Советом депутатов принято решение N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", которое было опубликовано 15.07.2015 в периодическом печатном издании "Городские новости" N 102.

Данным решением утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск (далее Правила), в соответствии с п. 1 ст. 11 которых границы территориальных зон устанавливаются (отображаются) на карте градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, являющейся приложением N 1 к настоящим Правилам.

ФИО1 обратился с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения административного дела о признании недействующими приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", в части установления в границах нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> двух территориальных зон: зоны железнодорожного транспорта (Т-1) и зоны делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1).

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является собственником нежилого здания 1993 года постройки, общей площадью 1 109 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>

Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" в границах указанного объекта недвижимости установлены две территориальные зоны (Т-1 и О-1), что противоречит положениям ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права как собственника объекта недвижимости.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2, настаивала на удовлетворении иска по основаниям и доводам, изложенным в нем с учетом уточнений.

Представитель Красноярского городского Совета депутатов ФИО3, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к его форме и содержанию и не нарушает прав административного истца на владение объектом недвижимости в соответствии с его разрешенным использованием.

Аналогичную позицию высказала в судебном заседании представитель Управления архитектуры администрации города Красноярска по доверенности ФИО4

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Андреева А.И., полагавшего требования административного истца обоснованными, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ N 131-ФЗ).

Частью 3 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Согласно частям 1 и 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В силу ч. 1 ст. 32 ГрК РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК РФ (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе).

Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении Правил землепользования и застройки в судебном порядке (ч. 4 ст. 32 ГрК РФ).

Обжалуемое Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" принято уполномоченным органом (п. 2 ст. 27 Устава города Красноярска) в установленной форме (ст. 56 Устава), подписано Главой города Красноярска (п. 6 ст. 57 Устава), официально опубликовано для всеобщего сведения (п. 8 ст. 57 Устава) и вступило в законную силу со дня его официального опубликования (п. 5 ст. 56 Устава).

Нарушений процедуры при его принятии судом не установлено, что не оспаривается и административным истцом.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Согласно ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1); правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления соответствующего городского округа (п. 3 ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 32) и не должны противоречить данному кодексу (ч. 4 ст. 3).

В соответствии со ст. 30 ГрК РФ в правила землепользования и застройки включается карта градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон (п. 2 ч. 2); границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (ч. 4).

Часть 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации также предусматривает, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Как видно из материалов дела, ФИО1 на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 13.04.2000 является собственником одноэтажного нежилого здания, площадью 1 109 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 18.04.2000 сделана запись регистрации N 24:01:50:15:200:198 (т. 1 л.д. 97).

Из кадастрового паспорта здания от 01.04.2015, выданного филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю и Плана границ земельного участка, выполненного 24.01.2017 ООО «ЗемКом» следует, что указанное выше нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, является неделимым объектом недвижимости, построено и введено в эксплуатацию в 1993 году, расположено в кадастровом квартале <данные изъяты> и частично расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, о чем в государственный кадастр недвижимости 16.02.2011 внесены соответствующие сведения (т. 1 л.д. 98-103).

Земельный участок, площадью 1 207 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты> и на котором частично расположено указанное выше нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи от 13.07.2015 N 1077, входит в состав земель населённых пунктов, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество от 11.08.2015 (т. 1 л.д. 96).

С целью получения в собственность земельного участка под частью нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, ФИО1 в декабре 2017 обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением об увеличении площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем перераспределения и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Ответом от 26.12.2017 № Б-21559 ФИО1 отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и утверждении схемы земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах - зоне железнодорожного транспорта (Т-1) и зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1) (т. 1 л.д. 109-112).

Получив отказ, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском.

По делу судом установлено, что в границах нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежащего ФИО1 на праве собственности, Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск установлены две территориальные зоны: зона железнодорожного транспорта (Т-1) и зона делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1), что подтверждается сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) от 06.04.2018 № 1607 (т. 1 л.д. 117-120) и не оспаривается сторонами.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы ФИО1 о нарушении его прав оспариваемым нормативным правовым актом в части установления в границах принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> двух территориальных зон, поскольку это препятствует реализации принадлежащего ему в силу закона исключительного права на приобретение земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в собственность или в аренду, предусмотренного п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, а также порождает неопределенность правового режима при пользовании и распоряжении данным объектом недвижимости.

В настоящее время ФИО1 лишен возможности образовать единый земельный участок под нежилым зданием, так как п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ содержит прямой запрет на образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. В свою очередь, действующее законодательство не допускает возможности образования под одним неделимым объектом недвижимости нескольких земельных участков, находящихся в разных территориальных зонах.

В силу положений п. 7 ст. 1 ГрК РФ под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ).

Аналогичные положения также содержатся в п. 2 ст. 85 ЗК РФ, которым предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

По общему правилу, установленному п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Однако при утверждении 07.07.2015 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск и при определении границ территориальных зон железнодорожного транспорта (Т-1) и делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1) Красноярский городской Совет депутатов не учел границы уже существовавшего на тот момент объекта недвижимости – нежилого здания, общей площадью 1 109 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, 1993 года постройки, сведения о котором по состоянию на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта имелись в учреждениях технической инвентаризации.

Согласно ч. 1 ст. 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом, Правила землепользования и застройки в части установления в границах объекта недвижимости – нежилого здания, общей площадью 1 109 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, двух территориальных зон противоречат требованиям действующего федерального законодательства, нарушают права административного истца и подлежат признанию в данной части недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая изложенное, Красноярский краевой суд считает необходимым признать приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", в части установления в границах нежилого здания, общей площадью 1 109 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты> двух территориальных зон: зоны железнодорожного транспорта (Т-1) и зоны делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1).

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании "Городские новости".

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда

Д.И. Пашковский