Дело № 3а-26/2019
Решение
Именем Российской Федерации
31 января 2019 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Машкиной Н. Ф.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н. З.,
с участием прокурора Вострокнутовой В. К.,
представителя административного истца М.Ю.Б., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия один год),
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),
представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Т.К.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д.М.Ю, об оспаривании в части пункта нормативного правового акта,
установил:
Д.М.Ю, обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать:
недействующими пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год»;
недействующими пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год»;
недействующими пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 ноября 2016 года № 546 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год»;
недействующими пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года № 586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год».
Административное исковое заявление мотивировано тем, что он является собственником объектов недвижимости:
- складское помещение, назначение: нежилое, этаж 3, номера на поэтажном плае 253, 256-289, общая площадь 483,10 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение, назначение: нежилое, этаж 3, номера на поэтажном плане 254 б, общая площадь 15,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- помещение, назначение: нежилое, этаж 2, номера на поэтажном плане 134-136; 225-229, общая площадь 171,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- помещение, назначение: нежилое, этаж 2, номера на поэтажном плане 235, общая площадь 65,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- помещение, назначение: нежилое, этаж 2, номера на поэтажном плане 236, 237, общая площадь 72,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- помещение, назначение: нежилое, этаж 2, номера на поэтажном плане 2 этаж: 230, общая площадь 33,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Считает, что постановления в оспариваемой части противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца М.Ю.Б. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что совокупность площадей принадлежащих Д.М.Ю, помещений составляет менее 20% от общей площади здания, где они расположены, что является основанием для исключения их из Перечня. Кроме того, часть помещений пустует.
Представитель Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что нежилые помещения, принадлежащие административному истцу, расположены в здании с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Данный объект недвижимости является административно – бытовым зданием, назначение которого предусматривает размещение в помещениях здания офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Следовательно, помещения являясь частью здания с кадастровым номером <данные изъяты>, подлежат учету как составляющие этого здания и вне зависимости от предназначения и фактического использования они подлежат включению в Перечни 2016, 2017, 2018, 2019 года.
В судебное заседание административный истец Д.М.Ю, не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в его отсутствие, признав явку не обязательной.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
29 ноября 2018 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее по тексту – Постановление № 507), текст которого 29 ноября 2018 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее по тексту – Перечень на 2019 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2019 года (пункт 3 Постановления № 507).
В пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
04 декабря 2018 года Постановление № 507 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республики за № RU18000201801271.
29 ноября 2017 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее по тексту – Постановление № 502), текст которого 30 ноября 2017 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее по тексту – Перечень на 2018 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2018 года (пункт 3 Постановления № 502).
В пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
08 декабря 2017 года Постановление № 502 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республики за № RU18000201701224.
В настоящее время Постановление № 502 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 01 марта 2018 года № 55, от 23 марта 2018 года № 70, от 16 мая 2018 года № 179, от 16 августа 2018 года № 349, от 21 сентября 2018 года № 402, от 22 ноября 2018 года № 496, которыми в Перечень на 2017 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемых административным истцом пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
26 декабря 2016 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 546 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» (далее по тексту – Постановление № 546), текст которого 28 декабря 2016 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее по тексту – Перечень на 2017 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2017 года (пункт 3 Постановления № 546).
В пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
11 января 2017 года Постановление № 546 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за № RU 18000201601571.
В настоящее время Постановление № 546 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 26 июня 2017 года № 282, от 18 ноября 2017 года № 477, от 01 марта 2018 года № 55, от 23 марта 2018 года № 70, от 16 мая 2018 года № 179, от 16 августа 2018 года № 349, от 21 сентября 2018 года № 402, от 22 ноября 2018 года № 496, которыми в Перечень на 2017 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемых административным истцом <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
29 декабря 2015 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» (далее по тексту – Постановление № 586), текст которого 29 декабря 2015 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее по тексту – Перечень на 2016 год). Пункт 1 вступает в силу с 01 января 2016 года (пункт 3 Постановления № 586).
В пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>;
в пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
15 января 2016 года Постановление № 586 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за № RU 18000201501243.
В настоящее время Постановление № 586 действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 4 апреля 2016 года № 138, 25 апреля 2016 года № 174, 15 августа 2016 года № 340, 31 октября 2016 года № 465, 26 декабря 2016 года № 545, 20 марта 2017 г. № 83, 26 июня 2017 г. № 282, 18 ноября 2017 года № 477, 01 марта 2018 года № 55, от 23 марта 2018 года № 70, от 16 мая 2018 года № 179, от 16 августа 2018 года № 349, от 21 сентября 2018 года № 402, от 22 ноября 2018 года, которыми в Перечень на 2016 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемых административным истцом пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здания, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года № 63-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» на территории Удмуртии с 1 января 2015 года применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (статья 13).
Аналогичные законоположения содержались в статьях 1, 13 Закона Удмуртской Республики от 02 марта 2001 года № 6-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» (утратившего силу в связи с принятием Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики»)
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу, и в указанной части административным истцом не оспариваются.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемые нормативные правовые акты вступили в силу, являются действующими, административное исковое заявление подано суд в период их действия.
Как следует из материалов административного дела, Д.М.Ю, является собственником следующих объектов недвижимости:
нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 483,10 кв. м., этаж 3, номера на поэтажном плане 253, 256-289, адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый №, пункт <данные изъяты> Перечня на 2016 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2017 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2019 года;
нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 15,9 кв. м., этаж 3, номера на поэтажном плане 254б, адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый №, пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2019 год;
нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 171,7 кв. м., этаж 2, номера на поэтажном плане 134-136.225-229, адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый №, пункт <данные изъяты> Перечня на 2016 года, пункт <данные изъяты> Перечня на 2017 года, пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2019 год;
нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 65,3 кв. м., этаж 2, номера на поэтажном плане 235, адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый №, пункт <данные изъяты> Перечня на 2016 года, пункт <данные изъяты> Перечня на 2017 года, пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2019 год;
нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 72,5 кв. м., этаж 2, номера на поэтажном плане 236, 236, адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый №, пункт <данные изъяты> Перечня на 2016 года, пункт <данные изъяты> Перечня на 2017 года, пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2019 год;
нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 33,6 кв. м., этаж 2, номера на поэтажном плане 230, адрес объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, кадастровый №, пункт <данные изъяты> Перечня на 2018 год, пункт <данные изъяты> Перечня на 2019 год.
Из изложенного следует, что Д.М.Ю, согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами.
При таких обстоятельствах, Д.М.Ю,, полагающий, что оспариваемые в части нормативные правовые акты не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают его права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Проверяя существо оспариваемых административным истцом положений нормативных правовых актов и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об их соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решением Городской думы города Ижевска от 20 ноября 2014 года № 658 на территории муниципального образования «Город Ижевск» установлен налог на имущество физических лиц.
Согласно пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату принятия Перечня на 2016 год, Перечня на 2017 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3 статьи 378.2).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378,2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3 статьи 378.2).
Пунктом 1 статьи 1.1. Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» (далее по тексту – Закону УР № 55-РЗ) предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений; помещений, фактически используемых для размещения объектов бытового обслуживания; административно-деловых центров и (или) помещений, используемых в целях выполнения государственного оборонного заказа (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений организаций, являющихся инженерно-техническими воинскими формированиями, используемых в целях выполнения возложенных на них функций для обеспечения обороны и безопасности государства (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений, относящихся к мобилизационным мощностям, объектам мобилизационного назначения; административно-деловых центров и (или) помещений, в которых осуществляется производство продукции производственно-технического назначения; помещений, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения).
Положения пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 9 статьи 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня на 2016, Перечня на 2017 год и Перечня на 2018 года), пунктами 3, 5, 22 которого предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводит Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики; мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме: 1) межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики; 2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости; 3) обследований объектов недвижимости; министерство в течение текущего календарного года формирует перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, ежегодно, в срок до 1 ноября текущего календарного года, осуществляет подготовку, согласование в установленном порядке и внесение на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проекта распоряжения Правительства Удмуртской Республики об утверждении перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Пунктом 2 Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 (в (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2018 года № 444, действовавшего на момент принятия Перечня на 2019 года) предусмотрены мероприятия проводимые Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости:
проводит анализ сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), ежегодно представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, и сведений, представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, на предмет выявления объектов недвижимости, соответствующих критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» (далее - критерии);
проводит анализ информации, содержащейся в торговом реестре Удмуртской Республики, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
проводит анализ информации об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
запрашивает у подведомственного Министерству бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» (далее - Учреждение) сведения о виде фактического использования объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка;
направляет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам, являющимся собственниками (владельцами) объектов недвижимости, запросы о предоставлении сведений и документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости (при необходимости);
запрашивает у муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, информацию о наличии на территории соответствующих муниципальных образований объектов недвижимости, соответствующих критериям (при необходимости);
направляет запросы в отношении объектов недвижимости посредством межведомственного информационного взаимодействия (при необходимости):
в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в целях получения сведений из ЕГРН;
в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в целях получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
При этом абзацем вторым пункта 3 Положения предусмотрено, что сведения об объектах недвижимости, содержащиеся в Перечне на текущий налоговый период, подлежат включению в Перечень на очередной налоговый период без проведения в отношении таких объектов недвижимости мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, указанных в пункте 2 настоящего Положения.
В ходе рассмотрения дела установлено, и не оспорено административным истцом, что спорные объекты недвижимости расположены и являются составной частью здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Факт нахождения нежилых помещений, принадлежащих административному истцу, в здании, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, подтверждается техническим паспортом на данный объект.
Согласно акту обследование объектов недвижимости от 27 января 2016 года, дополнения к акту обследование от 28 апреля 2016 года, на основании пункта 2 части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> признан административно-деловым центром.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2018 года установлено, что в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное в здании с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, имеющим признаки делового центра и торгового центра (комплекса), подлежит включению в Перечни на 2016, 2017 и 2018 года объектов недвижимости в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Суд находит, что совокупность исследованных доказательств подтверждает законность включения названных выше нежилых помещений в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, поскольку данные помещения включены в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества на основании подпункта 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как нежилые помещения, расположенные в здании, предназначенном для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, то есть административно-делового центра.
Доводы представителя административного истца о том, что совокупность общей площади нежилых помещений, составляет менее 20% от общей площади здания, основаны на неверном толковании норм законодательства в указанной сфере правового регулирования и не содержат правовых оснований для признания нормативных правовых актов в оспариваемой части недействующими.
Утверждения о том, что часть помещений пустует, не используется по назначению, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Суд считает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части прав административного истца не нарушают, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Д.М.Ю, о признании недействующими:
пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2018 года № 507 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год»;
пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года № 502 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год»;
пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 ноября 2016 года № 546 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год»;
пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года № 586 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год» – оставить без удовлетворения.
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна6 судья Н. Ф. Машкина