ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-258/2023 от 25.05.2023 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0-50

3а-258/2023

011а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2023 г. г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Славкина М.М.,

при ведении протокола помощником судьи Привалихиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации города Красноярска об оспаривании постановления Правительства Красноярского края от 30.07.2018 №440-п в части,

установил:

30.07.2018 Правительством Красноярского края вынесено постановление № 440-п «Об утверждении Порядка создания и работы муниципальных комиссий, создаваемых органами местного самоуправления, по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов».

Согласно пункту 3.63.6. В случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида, многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида, многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, муниципальная комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида, многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее – проверка экономической целесообразности).

Пунктом 3.8 предусмотрено уполномоченный орган обеспечивает проведение муниципальной комиссией проверки экономической целесообразности в порядке, установленном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Пунктом 3.11 Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида, многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида, многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, для принятия решения о включении мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида, многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определенных на основании Правил, в план мероприятий.

Постановление от 30.07.2018 года № 440-п опубликовано 31.07.2018 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, и в соответствии с пунктом 3 данного Постановления вступило в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

Администрация г. Красноярска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Красноярского края, в котором просил суд о признании недействующими пунктов 3.6, 3.8, 3.11 постановления Правительства Красноярского края от 30.07.2018 №440-п «Об утверждении Порядка создания и работы муниципальных комиссий, создаваемых органами местного самоуправления, по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов» в части возложения на муниципальные комиссии обязанность по проведению проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида

Требования мотивированы тем, что оспариваемым Постановлением возложена обязанность на муниципальную комиссию проводить проверку экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта (пункт 3.8), а на главу муниципального образования - принятия решения о включении мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида, многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определенных на основании Правил, в план мероприятий (пункт 3.11). Однако, администрация г. Красноярска считает данное Постановление в части возложения указанных обязанностей на муниципальную комиссию и на главу муниципального образования противоречащим федеральному законодательству, поскольку федеральный орган, к компетенции которого относится вопрос о порядке проведения экономической целесообразности определил ответственным за проведение экономической целесообразности - орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Муниципальные комиссии не относятся к органам государственной власти субъекта РФ, а у Правительства Красноярского края отсутствуют полномочия на изменения правовых норм, установленных федеральными государственными органами при отсутствии делегирования им соответствующих полномочий. Таким образом, наделение органов местного самоуправления, в том числе и в лице создаваемых ими комиссий, полномочиями государственных органов возможно исключительно в рамках ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», то есть посредством передачи отдельных государственных полномочий. При этом, Правительство Красноярского края не является представительным органом, а, следовательно, не наделено полномочиями по передаче отдельных государственных полномочий.

Определением суда от 25.05.2023 административное дело по административному исковому заявлению в части требований о признании недействующим пункта 3.11 постановления Правительства Красноярского края от 30.07.2018 №440-п «Об утверждении Порядка создания и работы муниципальных комиссий, создаваемых органами местного самоуправления, по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов» в части возложения на муниципальные комиссии обязанность по проведению проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида прекращено, в связи с отказом от заявленных требований.

В судебном заедании представитель административного истца Васильева Е.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Правительства Красноярского края, Сирота И.А., действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства Красноярского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом. В письменных возражениях на административное исковое заявление просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дозорцева М.В. в своем заключении полагала требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы доказательства, заключение прокурора суд полагает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям п. 2 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; з) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Проверяя полномочия правительства Красноярского края на принятие оспариваемого постановления, суд учитывает, что в соответствии с п. "в" и "к" ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Согласно части 5.1 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Пункт 2 статьи 12 ЖК РФ относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений в числе прочего установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов к жилым помещениям, а также общему имуществу в многоквартирном, доме, в том числе придомовой территории.

Часть 3 статьи 15 ЖК РФ указывает на предъявление особых (дополнительных) требований к жилым помещениям, а также общему имуществу многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды. Согласно данной норме порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалида жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Как следует из пункта 2 Правил доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида.

В целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения осуществляется обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (подпункт «а» пункта 4 Правил № 649).

В соответствии с пунктом 6 Правил № 649 обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно пункту 10 Правил № 649 порядок создания и работы указанной муниципальной комиссии устанавливается уполномоченным органом, под которым в силу пункта 3 Правил № 649 понимается орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту «ш» статьи 61 Устава Красноярского края посредством законов Красноярского края, принимаемых Законодательным Собранием Красноярского края, осуществляется нормативное регулирование по вопросам, если такое регулирование согласно федеральным нормативным правовым актам прямо возлагается на орган законодательной власти субъекта Российской Федерации либо поручается субъекту Российской Федерации или его органам государственной власти без отнесения этого регулирования к компетенции конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения и доступа маломобильных граждан к жилым помещениям и общему имуществу в многоквартирном доме, на территории Красноярского края регулируются Законом Красноярского края от 21.04.2011 № 12-5794 «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к жилым помещениям и общему имуществу в многоквартирном доме, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемым в них услугам, беспрепятственного пользования средствами связи и информации в Красноярском крае».

В соответствии с пунктом 3 статьи 7.1 Закона края № 12-5794 порядок создания и работы муниципальных комиссий, создаваемых органами местного самоуправления, по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов устанавливает Правительство Красноярского края.

30.07.2018 Правительством Красноярского края вынесено постановление № 440-п «Об утверждении Порядка создания и работы муниципальных комиссий, создаваемых органами местного самоуправления, по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов».

Согласно пункту 3.6 в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида, многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида, многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, муниципальная комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида, многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее – проверка экономической целесообразности).

Пунктом 3.8 предусмотрено уполномоченный орган обеспечивает проведение муниципальной комиссией проверки экономической целесообразности в порядке, установленном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Постановление от 30.07.2018 года № 440-п опубликовано 31.07.2018 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, и в соответствии с пунктом 3 данного Постановления вступило в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

23.10.2019 Постановлением № 587-п «О внесении изменений в постановления Правительства Красноярского края, регулирующие порядок создания и работы комиссий по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов» и Постановлением от 16.02.20222 № 106-п «О внесении изменений в постановления Правительства Красноярского края, регулирующие порядок создания и работы комиссий по обследования помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов. и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории Красноярского края» были внесены изменения в Порядок создания и работы муниципальных комиссий, создаваемых органами местного самоуправления, по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Данные постановления опубликованы в установленном законом порядке на Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru 24.10.2019 и 18.02.2022 соответственно (адреса страниц http://zakon.krskstate.ru/doc/60509 и http://zakon.krskstate.ru/doc/83998) и вступили в силу в день, следующий за днем их официального опубликования.

Таким образом, Постановление от 30.07.2018 № 440-п принято уполномоченным на то органом, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением процедуры принятия, опубликования и вступления в силу.

Оспариваемые административным истцом положения пунктов 3.6 и 3.8 возлагают на муниципальную комиссию осуществление проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта в целях приспособления.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 649 обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Данное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Согласно пункту 12 Правил № 649 по результатам обследования муниципальной комиссией оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, содержащий, в частности: выводы муниципальной комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;

выводы муниципальной комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;

перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - мероприятия).

В соответствии с пунктом 15 Правил № 649 в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, муниципальная комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.

Приказом Минстроя России от 28 февраля 2017 г. N 583/пр утверждены правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Согласно п. 3 Приказа Минстроя России от 28 февраля 2017 г. N 583/пр, проверка экономической целесообразности осуществляется на основании акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, оформленного в соответствии с положениями пунктов 12 и 13 Правил N 649 комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной в соответствии с требованиями пунктов 6 - 10 Правил N 649.

Приложением № 2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.02.2017 № 583/пр установлена форма решения муниципальной комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, согласно которой приложением к такому решению являются расчет потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта и расчет потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения, выполненные при проведении проверки экономической целесообразности.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, суд приходит к выводам, что проведение оценки экономической целесообразности относится к компетенции муниципальных комиссий, а Министерство строительства Красноярского края осуществляет координацию указанных мероприятий, что прямо предусмотрено постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649.

При этом, по результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и принимается решение об экономической с целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пп. 17 - 20, 22 Правил).

Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

Согласно п. 10 Правил порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.

Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 3 Правил).

Доводы административного истца о неправомерном возложении Правительством Красноярского края на органы местного самоуправления дополнительных полномочий, не могут быть приняты судом, поскольку оспариваемыми пунктами Постановления, каких-либо обязанностей на орган местного самоуправления иных обязанностей, данные обязанности возложены на муниципальные комиссии, что прямо предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Довод административного истца о том, что муниципальные комиссии, созданные в соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 01.07.2019 №194-р «О создании муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов при администрациях районов в городе Красноярске» выполняют функцию муниципального образования, финансируются за счет средств муниципального образования городской округ город Красноярск, в комиссии состоят из муниципальных служащих, суд полагает несостоятельным, поскольку полномочия органов местного самоуправления ограничены только принятием следующих решений (совершения действий):

создание муниципальной комиссии (пункт 6 Правил № 649);

утверждение плана мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий ах доступности для инвалидов (пункт 6 Правил № 649);

участие представителя органа местного самоуправления в составе муниципальной комиссии (подпункт 9 пункта 9 Правил № 649).

Все иные действия и решения, предусмотренные Правилами № 649, совершает (принимает) непосредственно муниципальная комиссия коллегиально - большинством голосов членов комиссии), а не орган местного самоуправления.

Согласно пункту 9 Правил № 649 и пункту 2.2 Порядка создания и работы муниципальных комиссий, создаваемых органами местного самоуправления, по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2018 № 440-п (далее - Порядок № 440-п), в состав муниципальной комиссии включаются представители:

а) органов муниципального жилищного контроля;

б) органов местного самоуправления, в том числе в сфере социальной защиты населения, в сфере архитектуры и градостроительства;

в) общественных объединений инвалидов.

К участию в работе муниципальной комиссии по согласованию привлекаются представители организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, в котором располагается жилое помещение инвалида, в отношении которого проводится обследование.

Исходя из содержания распоряжения Администрации от 01.07.2019 № 194-р (в редакции распоряжения Администрации от 12.07.2022 № 202-р), в состав муниципальных комиссий при администрациях районов в городе Красноярске в настоящее время входят:

5 муниципальных служащих города Красноярска;

2 работника муниципальных учреждений города Красноярска;

1 представитель общественной организации инвалидов;

1 работник государственного учреждения Красноярского края.

Таким образом, Муниципальная комиссия носит межведомственный характер.

При этом согласно пункту 2.4 Порядка № 440-п руководство деятельностью муниципальной комиссии осуществляет председатель муниципальной комиссии, который представляет муниципальную комиссию по вопросам, относящимся к ее компетенции.

Поскольку оспариваемые положения регулируют именно деятельность муниципальной комиссии, а не органа местного самоуправления, что прямо следует из текста оспариваемых положений, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения прав и законных интересов административного исца не затрагивают и не нарушают.

В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Из представленных сторонами доказательств не следует, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд полагает в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований администрации города Красноярска о признании недействующими пунктов 3.6, 3.8 постановления Правительства Красноярского края от 30.07.2018 №440-п «Об утверждении Порядка создания и работы муниципальных комиссий, создаваемых органами местного самоуправления, по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов» в части возложения на муниципальные комиссии обязанность по проведению проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Председательствующий М.М. Славкин

Решение в окончательной форме принято 02.06.2023.