ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-259/20 от 21.09.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-259/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 21 сентября 2020 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Кузнецове А.Ю.,

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части распоряжение комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 14 октября 2016 года № 1093 «Об утверждении проекта межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами и по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Аннинское сельское поселение, д.Алакюля»,

установил:

14.10.2016 распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области № 1093 утвержден проект межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами и по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Аннинское сельское поселение, д.Алакюля (далее – Распоряжение № 1093).

В проекте межевания в отношении земельного участка с кадастровым номером указаны следующие характеристики планируемого развития территории: площадь участка с кадастровым номером – 28897 кв.м., площадь территории общего пользования – 5635 кв.м., в том числе, площадь озеленения 467 кв.м., площадь пожарных водоемов 311 кв.м., площадь проездов 4857 кв.м., площадь участков для магазинов шаговой доступности площадью до 100 кв.м. – 263 кв.м., площадь зон планируемого размещения объектов капитального строительства – 22999 кв.м., количество жилых участков 20.

16.10.2016 Распоряжение № 1093 опубликовано на официальном интернет-сайте МО «Аннинское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области http://mo-annino.ru.

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Распоряжение № 1093 в части утверждения проекта межевания территории земельного участка с кадастровым номером .

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 с 28.05.2018 является собственником земельного участка с кадастровым номером , выделенного из земельного участка с кадастровым номером . 18.04.2019 администрация МО «Аниннское городское поселение» от 18.04.2019 уведомила ФИО1, что размещение земельного участка не соответствует проекту межевания территории, утвержденному Распоряжением № 1093. Принимая во внимание, что проект межевания земельного участка с кадастровым номером предусматривал раздел земельного участка, то для раздела земельного участка требовалось согласие собственника – ФИО7, что сделано не было. 21.02.2017 ФИО2 продал земельный участок с кадастровым номером ФИО6 29.06.2017 ФИО7 обратился в Росреестр с заявлением о даче согласия на раздел земельного участка с кадастровым номером на 24 земельных участка, несмотря на то, что проектом межевания предусмотрено размещение 20 земельных участков. В связи с тем, что ФИО8 в одностороннем порядке отказался от реализации предусмотренного проектной документацией развития территории, то документация по планировке в отношении земельного участка признается недействующей.

В письменных возражениях административного ответчика комитета градостроительной политики Ленинградской области указано, что решение о подготовке проекта межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами и принято на основании обращения собственников земельных участков. На публичных слушаниях предложений не поступило. Ссылка административного истца на п.4 ст.11.4 Земельного кодека РФ некорректна, поскольку указанный пункт относится к разделу земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу. В удовлетворении требований административного истца следует отказать.

В судебное заседание административный истец, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, не явился, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 просил удовлетворить требования по доводам, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований. Просила вынести решение с учетом доводов, изложенных в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Аннинское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области ФИО5 возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Статьей 5 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) к субъектам градостроительных отношений отнесены в том числе физические лица. При этом одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 ГрК РФ).

Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 ГрК РФ. Так, разработка проектов планировки и межевания территории осуществляется при подготовке документации по планировке территории (часть 4 статьи 41 ГрК РФ). В силу части 17 статьи 45 ГрК РФ физические лица вправе оспаривать в судебном порядке документацию по планировке территории.

Судом установлено, что 07.06.2018 за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером . Дата присвоения кадастрового номера 06.07.2017. Категория земель – земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

18.04.2019 администрация МО «Аннинское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области направило ФИО1 уведомление о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметром разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям: на основании несоответствия размещения земельного участка с кадастровым номером проекту межевания территории, утвержденному Распоряжением № 1093.

Следовательно, ФИО1 является лицом, в отношении которого применен оспариваемый нормативный правовой акт, и вправе полагать, что этим актом нарушаются ее права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.13 ст.46 ГрК РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Статьей 1 областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 N 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, отнесено принятие решений об утверждении документации по планировке территории, подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных образований.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 № 16 «Об утверждении Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области» к полномочиям комитета по архитектуре и градостроительству отнесено утверждение документации по планировке территории, включая градостроительные планы земельных участков, подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.46 ГрК РФ, в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч.5 ст.46 ГрК РФ).

Судом установлено, что 30.07.2015 местной администрацией МО «Аннинское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области принято постановление № 280 «О подготовке Проекта планировки и Проекта межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами и по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Аннинское сельское поселение, д.Алакюля», которым собственникам земельных участков с кадастровыми номерами и разрешена разработка Проекта планировки и Проекта межевания территории в порядке, установленном законодательством РФ за счет собственных средств.

14.10.2020 ФИО7 обратился в администрацию МО «Аннинское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области с заявлением о внесении изменений в постановление от 30.07.2015 № 280, в связи с тем, что на земельный участок с кадастровым номером планируется разработать проект межевания территории согласно действующему законодательству.

Постановлением местной администрацией МО «Аннинское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 21.10.2015 № 500 наименование постановления № 280 изложено в следующей редакции: «О подготовке Проекта межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами и по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Аннинское сельское поселение, д.Алакюля».

Постановлением главы МО «Аннинское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 09.08.2016 № 5 назначены публичные слушания по Проекту межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами и .

Заключением от 16.09.2016 публичные слушания по рассмотрению и обсуждению Проекта межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами и признаны состоявшимися.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.

Согласно ст.43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

В ч.5 ст.43 ГрК РФ указано, что включает в себя проект межевания территории.

Исходя из положений ч.5.2 ГрК РФ в проекте межевания территории также должны быть указаны: 1) площадь образуемых и изменяемых земельных участков и их частей; 2) образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования или имуществу общего пользования; 3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судом установлено, что утвержденный Распоряжением № 1093 проект межевания территории содержит пояснительную записку, чертеж межевания территории, чертеж межевания территории участка с кадастровым номером , чертеж межевания территории участка с кадастровым номером 47:14:0501002:12, ведомости координат характерных точек земельных участков, постановление от 21.10.2015 № 500.

Из заключения от 21.09.2016 следует, что территория межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами и относится к градостроительной зоне Ж1, согласно Правилам землепользования и застройки МО «Аннинское сельское поселение».

Таким образом, Распоряжение № 1093 принято в соответствии с положениями ГрК РФ, в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Последующие действия собственников земельного участка с кадастровыми номерами , связанные с его разделом, не могут свидетельствовать о несоответствии Распоряжения № 1093 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы административного истца о несоответствии Распоряжения № 1093 положениям п.4 ст.11.2 Земельного кодекса РФ, согласно которым образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, судом отклоняются, поскольку при принятии оспариваемого нормативного правового акта вопросы связанные с образованием земельных участков не разрешались.

Согласно п.2 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено, что оспариваемые положения ч.3 ст.4 Областного закона № 1-оз соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административному истцу в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим распоряжение комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 14 октября 2016 года № 1093 «Об утверждении проекта межевания территории земельных участков с кадастровыми номерами и по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Аннинское сельское поселение, д.Алакюля» в части утверждения проекта межевания территории земельного участка с кадастровым номером отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 02 октября 2020 года.