ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-259/2015 от 24.09.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 сентября 2015 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петуховой В.Г.,

при секретаре судебного заседания М.,

с участием представителя истца Федерального автономного учреждения «Иркутский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» Дюкова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3-259/2015 по исковому заявлению Федерального автономного учреждения «Иркутский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное автономное учреждение «Иркутский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» обратилось в суд с исковым заявлением

об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты), категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: под эксплуатацию существующего учебного автодрома, равной его рыночной стоимости.

В обоснование иска указано, что земельный участок находится во владении учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данное право зарегистрировано в установленном законом порядке.

По состоянию на 01 января 2012 г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по Иркутской области Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (вступившем в силу с 03 декабря 2013 г.), уточнены Постановлением Правительства Иркутской области № 239-пп от 05 мая 2014 года «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп».

Согласно указанным актам кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка составила (данные изъяты),что значительно увеличивает сумму земельного налога, в результате чего истец несет дополнительные расходы.

Истец полагает, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости. Следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, нарушаются его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога. Рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года составляет (данные изъяты), что подтверждается отчетом "номер изъят", выполненным ООО «АЛАНС».

В подтверждение обоснованности установленной отчетом "номер изъят" величины рыночной стоимости указанного выше земельного участка истец представил суду экспертное заключение "номер изъят", выполненное членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемой организации ассоциации российских магистров оценки».

В судебном заседании представитель Федерального автономного учреждения «Иркутский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» – Дюков В.В., действующий на основании доверенности, требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы в размере (данные изъяты), обязать ответчика внести данную рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве представитель органа кадастрового учета просил рассмотреть дело без участия представителя ФГБУ «ФКП Росреестра», кроме того, в удовлетворении требований Федерального автономного учреждения «Иркутский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» просил отказать, ссылаясь на то, что учреждение не является ни надлежащим ответчиком по иску, ни заинтересованным лицом, поскольку выполняет лишь технические функции по внесению утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведений о кадастровой оценке земель в государственный кадастр недвижимости.

Представитель Правительства Иркутской области, надлежащим образом извещенного о судебном заседании, в письменном отзыве на заявление Федерального автономного учреждения «Иркутский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» просило в удовлетворении иска отказать, а также рассмотреть дело по существу в отсутствии представителя Правительства. При этом представитель Нечаева Т.В. указала, что оформление и содержание отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка не соответствует требованиям статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в связи с тем, что в представленном положительном экспертном заключении выявленные нарушения не отражены, следовательно, оно не может рассматриваться в качестве положительного экспертного заключения. Таким образом, отчет об оценке и положительное экспертное заключение не могут быть приняты судом в качестве доказательства в подтверждение рыночной стоимости земельного участка.

Представитель Управления Росреестра по Иркутской области, надлежащим образом извещенного о судебном заседании, Полодухина О.Е. в письменном отзыве на иск просила рассмотреть дело без участия Управления. Указала, что при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости территориальные органы Росреестра реализуют полномочия только в части формирования перечня объектов недвижимости и не уполномочены на осуществление каких-либо действий, влекущих изменение установленной кадастровой стоимости объектов.

Представитель Администрации города Иркутска, надлежащим образом извещенной о судебном заседании, Цыренова М.В. в возражениях на иск просила в удовлетворении требований отказать.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и в надлежащей форме извещенных о судебном заседании.

Заслушав объяснения представителя Федерального автономного учреждения «Иркутский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» Дюкова В.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истцу Федеральному автономному учреждению «Иркутский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым "номер изъят", общей площадью (данные изъяты), категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: под эксплуатацию существующего учебного автодрома, расположенный по "адрес изъят". (л.д. (данные изъяты)).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка "дата изъята" (л.д. (данные изъяты)), датой внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости является 05 сентября 2003 года, поэтому его кадастровая стоимость была определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» на 01 января 2012 года по Приложению № 2 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп), что также подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от "дата изъята" (л.д. (данные изъяты)), и составила (данные изъяты).

Считая данную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, истец представил отчет "номер изъят", выполненный оценщиком ООО «АЛАНС», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым "номер изъят" на 01 января 2012 года составляет (данные изъяты).

Исходя из положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, истец, как собственник земельного участка и плательщик налога на имущество, для определения размера которого используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» содержит главу III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Статья 24.18 названного закона регламентирует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Решением комиссии по разрешению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от "дата изъята" (л.д. (данные изъяты)) заявление представителей Федерального автономного учреждения «Иркутский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» – Ефремова В.Н.и Дюкова В.В. было отклонено по мотиву, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленными федеральными стандартами оценки.

Суд, исследовав представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым согласиться с решением комиссии, поскольку оцениваемый объект имеет вид разрешенного использования «Под эксплуатацию существующего учебного автодрома». По объектам – аналогам указан вид разрешенного использования «Под нежилое строительство». Из текста объявлений по объектам-аналогам №№1 и 2 невозможно определить их назначение. Таким образом, оценщиком нарушены требования статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в части того, что отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.

В связи с тем, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный ООО «АЛАНС», который представлен истцом в качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", составлен с нарушением приведенных выше требований закона, является недостоверным, следовательно, названный отчет не может служить доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

Поскольку в представленном экспертном заключении Некоммерческого партнерства «Саморегулируемой организации ассоциации российских магистров оценки» не отражены выявленные в ходе судебного разбирательства по данному делу нарушения требований статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поэтому оно не может рассматриваться в качестве положительного экспертного заключения.

В связи с возникшими вопросами к представленному истцом отчету оценщика, судом по ходатайству стороны истца назначена по делу судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ЗАО «Эксперт-оценка» Латышеву А.Б. Перед экспертом был поставлен вопрос об определении рыночной стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым "номер изъят", площадью (данные изъяты), расположенного по "адрес изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию существующего учебного автодрома, по состоянию на 01 января 2012 года.

Согласно представленному заключению эксперта от "дата изъята" , рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят" по состоянию на 01 января 2012 года составила (данные изъяты).

Для определения рыночной стоимости земельного участка оценщиком мотивированно использовался метод сравнительных продаж, в связи с чем, проведен подробный анализ объектов-аналогов к объектам оценки и обоснование их выбора.

Объекты-аналоги для расчета рыночной стоимости выбраны в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки - сходные с объектом оценки по основным экономическим, материальным и другим характеристикам, определяющих их стоимость: месторасположение, площадь, категория земель, вид разрешенного использования, назначение, инженерное обеспечение земельного участка.

Подробно экспертом в заключениях мотивировано обоснование применение корректировок значений единицы сравнения для объектов- аналогов.

Доказательств недостоверности установленной в заключении эксперта рыночной стоимости земельного участка, либо данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, что, действительно, могло бы поставить под сомнение достоверность заключений эксперта, лица, участвующие в деле, не представили.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года определенной в экспертном заключении "номер изъят".

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Истец, будучи законным владельцем вышеуказанного земельного участка, является, по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости непосредственно затрагивает законные интересы истца.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Суд не находит оснований для возложения обязанности на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в принудительном порядке внести изменения в государственный кадастр недвижимости в связи с установлением судом кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поскольку указанный орган обязан внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Принимая во внимание изложенное, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального автономного учреждения «Иркутский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", расположенного по "адрес изъят", общей площадью (данные изъяты), категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: под эксплуатацию существующего учебного автодрома, в размере его рыночной стоимости, равном (данные изъяты) по состоянию на 01 января 2012 года.

Датой обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области 13 февраля 2015 года.

В удовлетворении требований о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", общей площадью (данные изъяты), земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: под эксплуатацию существующего учебного автодрома, расположенного по "адрес изъят", отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Г. Петухова