ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-259/2023 от 21.08.2023 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

73OS0000-01-2023-000181-02

Дело № 3а-259/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                     № 3а-259/2023 по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования              «город Ульяновск», исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии  Засвияжского одномандатного избирательного округа № *** при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, и Избирательной комиссии Ульяновской области об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № ***                 Каплина Александра Евгеньевича,

установил:

Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от                *** № *** «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва  на 10 сентября 2023 года.

Постановлением избирательной комиссии Ульяновской области                              от *** года № *** полномочия окружной избирательной комиссии  Засвияжского одномандатного избирательного округа № *** по выборам Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск».

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск», исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии  Засвияжского одномандатного избирательного округа № *** при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва,  от *** года № ***, Каплин Александр Евгеньевич зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области, выдвинутым избирательным объединением Региональное  отделение в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ».

*** года постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области № *** зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное  отделение в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ». Каплин А.Е. включен в областной список кандидатов под №*** в территориальной группе №*** списка.

Территориальная избирательная комиссия Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск», исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии  Засвияжского одномандатного избирательного округа № *** при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, обратилась в Ульяновский областной суд 17.08.2023 с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № *** Каплина Александра Евгеньевича.

Административный иск принят к производству судом 17.08.2023, возбуждено административное дело № 3а-259/2023.

В обоснование административных исковых требований указано, что         Каплин А.Е. обратился в окружную избирательную комиссию Засвияжского одномандатного избирательного округа № *** с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты с приложением документов, необходимых для регистрации кандидата.  В числе документов им были представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащих кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах кандидата, а также письменные уведомления о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Документы датированы 6 июля 2023 года и 13 июля 2023 года и собственноручно подписаны Каплиным А.Е.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии от 19 июля 2023 года № ***, Каплин А.Е. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области, выдвинутым избирательным объединением Региональное  отделение в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ».

В ходе проверки сведений, предоставленных кандидатом в депутаты Каплиным А.Е., было выявлено наличие у кандидата в депутаты Каплина А.Е. по состоянию на 13.07.2023 иностранных финансовых инструментов, о чем поступила информация *** на запрос Избирательной комиссии Ульяновской области из ЦИК России с использованием информационных ресурсов Банка России, а именно:

***; депозитарная расписка; ***; CFI: EDSXFR!%;

***.; ***; CFI: EDSXFR!%; депозитарная расписка; ***; акция; ***руб.;

***; акция; ***.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт***руб.

Этим ценным бумагам присвоены международные идентификационные коды ценных бумагISIN Согласно информации с официального сайта Национального расчётного депозитария (%!https://www.nsd.ru!%), размещённой в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квaлификaции  (%!https://www.isin.ru/ru/foreign_isin/db/index.php!%), ценные бумаги, которыми владеет кандидат, имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), организационно-правовая форма приведённых компаний, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.

Административным истцом указано, что Каплин А.Е. при подаче документов на регистрацию скрыл факт наличия у него иностранных финансовых инструментов, не представил информацию о наличии счетов (вкладов), хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, владении и (или) пользовании иностранными финансовыми инструментами, закрытие (отчуждение) которых по независящим от воли кандидата обстоятельствам не осуществлено, с изложением обстоятельств, препятствующих соблюдению данных требований.

На 13.07.2023 (на день предоставления документов для регистрации)  Каплин А.Е. не прекратил владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами. Этим он, по мнению административного истца,  нарушил права иных зарегистрированных кандидатов на равенство кандидатов, незаконно создал себе преимущественные условия в части выполнения обязательного требования о представлении сведений финансово-имущественного характера в качестве единых и равных условий выдвижения кандидатов, участия в выборах; на право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также право участвовать в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном законодательством; создал препятствия к осуществлению пассивного избирательного права других зарегистрированных по тому же округу кандидатов быть избранными, поскольку административный ответчик, участвуя в выборах, может рассчитывать на получение большего количества голосов избирателей при меньшем количестве у кандидатов, зарегистрированных на законных основаниях; им созданы препятствия для других зарегистрированных по тому же округу кандидатов к осуществлению предвыборной агитации в периодических печатных изданиях (право получить пропорционально числу кандидатов определенную печатную площадь в СМИ).

Каплин А.Е. представил объяснительную в Территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Ульяновска, в которой не отрицал наличие у него на дату подачи документов ценных бумаг иностранных компаний. Указал, что в связи со введенными ограничениями на обращение на организованных торгах иностранных ценных бумаг он не смог произвести отчуждение ценных бумаг.

Ссылаясь, в том числе на наличие оснований, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», Закона Ульяновской области от 20.07.2012 № 102-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области», административный истец просил суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу №*** Каплина А.Е., зарегистрированного Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования   «город Ульяновск» от *** №***          «О регистрации Каплина Александра Евгеньевича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № ***».

Избирательная комиссия Ульяновской области обратилась в Ульяновский областной суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва Каплина Александра Евгеньевича.

Административный иск принят к производству судом 18.08.2023, возбуждено административное дело № 3а-261/2023.

В обоснование требований указано, что  8 июля 2023 года в Избирательную комиссию Ульяновской области поступили документы, необходимые для заверения областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное  отделение в Ульяновской области Политической партии               «НОВЫЕ ЛЮДИ». В составе документов были представлены сведения о размерах и об источниках доходов кандидата Каплина А.Е., об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах кандидата. Сведения были датированы 6 июля 2023 года и собственноручно подписаны Каплиным А.Е. 

13 июля 2023 года в Избирательную комиссию Ульяновской области поступили документы, необходимые для регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное  отделение в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ». В составе документов было представлено письменное уведомление за подписью                    Каплина А.Е., датированное 13 июля 2023 года, о том, что  он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

*** года принято постановление Избирательной комиссии Ульяновской области № *** «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение в Ульяновской области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ». В территориальной группе № *** (Засвияжский одномандатный избирательный округ № ***) под № *** состоит Каплин А.Е.

В ходе проверки сведений, предоставленных кандидатом в депутаты Каплиным А.Е., было выявлено наличие у кандидата в депутаты Каплина А.Е. по состоянию на 13.07.2023 иностранных финансовых инструментов, о чем поступила информация *** на запрос Избирательной комиссии Ульяновской области из ЦИК России с использованием информационных ресурсов Банка России, а именно:

***; депозитарная расписка; ***шт.; *** руб.; ISIN: US92763W1036; CFI: EDSXFR!%;

***.; ***; депозитарная расписка; ***шт.; ***руб.;

***; ***; акция; ***.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.

По представленным сведениям этим ценным бумагам присвоены международные идентификационные коды ценных бумагISIN. Согласно информации с официального сайта Национального расчётного депозитария (%!https://www.nsd.ru!%), размещённой в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квaлификaции  (%!https://www.isin.ru/ru/foreign_isin/db/index.php!%), ценные бумаги, которыми владеет кандидат, имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), организационно-правовая форма приведённых компаний, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.

Административным истцом указано на нарушение Каплиным А.Е. требований пункта 3.3. статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ                «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как на дату предоставления документов установлен факт владения Каплиным А.Е. иностранными финансовыми инструментами.

Ссылаясь, в том числе на наличие оснований, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7, пунктом 9 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на положения КАС РФ, Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», Закона Ульяновской области от 20.07.2012 № 102-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области», административный истец просил суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва Каплина А.Е., включенного в зарегистрированный областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва,  выдвинутый избирательным объединением Региональное  отделение в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ».

Определением суда от 18 августа 2023 года административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения с присвоением административному делу № 3а-259/2023.

В судебном заседании представитель административного истца Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск», исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии  Засвияжского одномандатного избирательного округа          № *** при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва Крашенинников А.А., представитель административного истца Избирательной комиссии Ульяновской области Гусев И.В. административные исковые требований полностью поддержали, привели вышеизложенные доводы, просили удовлетворить также иски друг друга, учесть также доводы отзывов на иски друг друга. Пояснили, что у них позиция согласованная, аналогичная позиция у них и как и у представителей заинтересованных лиц. Указано, что со стороны Каплина А.Е. не выполнены требования законодательства, а именно он не произвел отчуждение иностранных финансовых инструментов, допустил осознанное неуказание в представленных на регистрацию документах по состоянию на 01.06.2023 сведений о наличии иностранных финансовых инструментов, в том числе тех, которые Каплин А.Е. продолжил продавать по 05.07.2023 (то есть однозначно знал об их существовании, заполняя документы 06.07.2023 и 13.07.2023). Информацию о наличии у               Каплина А.Е. иностранных финансовых инструментов, от которых он не может избавиться помимо своей воли, он в порядке пункта 5 статьи 81 Федерального закона от 12.06.2002  № 67-ФЗ не представил, и не изложил обстоятельства, препятствующие ему выполнить требования закона. Риски возможных технических сбоев в работе его личного кабинета, отображающего сведения о наличии финансовых инструментов кандидата, должен нести сам кандидат. Кандидат не может ссылаться на недобросовестные действия третьих лиц в этом случае. Нарушенные им требования закона носят императивный характер. Иного механизма преодоления сложившейся ситуации, кроме данного обращения в суд с данными административными исковыми требованиями не имеется.

В судебном заседании  административный ответчик Каплин А.Е. со всеми  административными исковыми требованиями не согласился, просил учесть также его письменные возражения на заявленные требования. Пояснил, что примерно с 2019 - 2020 годов он приобретал и продавал акции иностранных банков, получая прибыль от их продажи. Отдельный учет этому не вел, проверял через личный кабинет по каждой сделке зачисления денежных средств. По 5 июля 2023 года включительно он производил отчуждение тех финансовых инструментов (ценных бумаг), которые смог продать. При этом результаты сделок, сведения о реальном состоянии его финансовых инструментов (количество акций, депозитарных расписок с указанием конкретных кредитных организаций) отражались в его личном кабинете спустя некоторое время, и не всегда корректно. Пояснил, что ему было известно об обязанности как кандидата в депутаты избавиться от иностранных финансовых инструментов, с мая 2023 года он начал этим активно заниматься, в том числе готовясь к предвыборной кампании. Подтвердил, что собственноручно пописывал и подавал указанные в административных исках сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащих кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах кандидата, а также письменные уведомления о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, датированные 6 июля 2023 года и 13 июля 2023 года. Он не указал по состоянию на 01.06.2023 о наличии у него иностранных финансовых инструментов, которые он продавал включительно по 05.07.2023 (акции ***), так как собирался их продать в ближайшее время, потому не придал указанию о них в документах серьезного значения. Указанные в административных исковых заявлениях иностранные ценные бумаги он не указал в представленных на регистрацию сведениях, так как они не отразились в его личном кабинете, что предположительно относит на технический сбой в работе этого сервиса (это следует из обсуждений на форумах в сети Интернет, и такое предположение высказано менеджером кредитного учреждения в телефонном разговоре с Каплиным А.Е). Документального подтверждения того, что в личном кабинете при заполнении им сведений 6 и 13 июля 2023 года не отразились указанные в иске иностранные финансовые инструменты, а также   документального подтверждения технического сбоя в работе сервиса не имеется.  Из указанных в иске иностранных ценных бумаг подтверждает наличие в его владении по состоянию на  6 и 13 июля 2023 года и на настоящее время следующих:

***; акция; ***.; ***руб.;

***; акция; ***шт***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.

Относительно владения ценными бумагами ***; депозитарная расписка; ***шт.; ***руб – подтвердил владение восемью депозитарными расписками, 4 из которых он в настоящее время продал. Относительно владения ценными бумагами ***; депозитарная расписка; ***шт.; *** руб.; ISIN: US92763W1036; CFI: EDSXFR!% – не может подтвердить однозначно, так как не помнит обстоятельства их приобретения, в целом не исключает, что возможно их приобретал давно. В настоящее время в его личном кабинете все указанные в административных исковых заявлениях иностранные ценные бумаги отображаются. Поскольку он не заходил в свой личный кабинет длительное время (до сообщения в его адрес избирательной комиссии о необходимости предоставления письменных объяснений по факту владения иностранными активами), то он не может сказать, в какой момент сведения об этих активах стали отражаться в его личном кабинете.  Продать, иным образом произвести отчуждение этих ценных бумаг в настоящее время он не может из-за наложенных ограничений по их обороту. Просит считать допущенное им нарушение законодательства формальным, допущенным неумышленно, просит применить  по аналогии нормы об освобождении от ответственности для аналогичных ситуаций в рамках декларативных компаний для государственных и муниципальных служащих, просит отказать в удовлетворении исковых требований по обоим искам.

Представитель заинтересованного лица Регионального отделения в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ»  Белоусов Ю.А. в судебном заседании полагал  исковые требования не подлежащими удовлетворению, просил учесть доводы письменного отзыва. В отзыве указано о согласии с доводами Каплина А.Е. о том, что он не смог избавиться от иностранных финансовых активов по независящим от него причинам.  В судебном заседании пояснено, что о наличии у него иностранных ценных бумаг и о сложностях в их реализации Каплин А.Е. в отделение партии не сообщал. Об этом стало известно заинтересованному лицу от Избирательной комиссии Ульяновской области. 

Прокурор Холодилина Ю.О. в заключении полагала иски подлежащими удовлетворению.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные документы по делу, заслушав заключение прокурора об удовлетворении исков, суд приходит  к следующему.

В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти.

С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться, в том числе, избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (часть 11 статьи 239 КАС РФ).

В силу пункта 10 части 1 статьи 20 КАС РФ административные дела по требованиям об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются областным судом в качестве суда первой инстанции.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года             № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 67-ФЗ).

Указанный Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (ч. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона № 67-ФЗ).

Отношения по выборам депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области урегулированы также Законом Ульяновской области от 20.07.2012               № 102-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области».

Принцип равенства кандидатов установлен пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом. Данный принцип равенства кандидатов направлен на конкретизацию принципа равенства, провозглашенного в статье 32 Конституции Российской Федерации, при проведении выборов, предполагая в частности, что выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты по тем или иным округам осуществляется на одних и тех же условиях.

Положениями пункта 3.3 статьи 33, пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в данном Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее Федеральный закон № 79-ФЗ).

Аналогичные нормы предусмотрены частью 1.1. статьи 38 Закона Ульяновской области от 20.07.2012 № 102-ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области».

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 сентября 2016 года № 1742-О, конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечить в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Одновременно с этим федеральный законодатель в целях максимально полного информирования избирателей о кандидатах, участвующих в выборах, и формирования на этой основе осознанного электорального волеизъявления правомочен использовать необходимые правовые средства, направленные на выявление в отношении кандидатов на выборные публичные должности характеристик имущественного положения, как их самих, так и членов их семей, включая выяснение существующих у этих лиц зарубежных финансово-экономических связей, а также определять правовые последствия наличия достоверно подтвержденных соответствующих обстоятельств в зависимости от их характера. Предназначение подобных мер, востребованных в избирательном процессе, в том числе с учетом сложившегося понимания подлинных выборов как сопряженных с обеспечением свободного доступа избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, коррелирует также с конституционно значимыми целями по обеспечению эффективного функционирования национального механизма народовластия и предотвращению рисков, обусловленных возможностью сращивания политической власти и бизнеса, проявлениями зависимости лиц, замещающих выборные публичные должности, от неправомерного влияния, в том числе извне. Повышенные требования, предъявляемые к качеству избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего правового регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимоотношений с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права.

Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае: при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (подпункт «и» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в частности, в случае, предусмотренном подпунктом «в», «д», «з» или «и» пункта 7 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона                  № 79-ФЗ  под иностранными финансовыми инструментами понимаются  ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.

Как разъяснено в пункте 93 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено законом, установление судом факта открытия или наличия у кандидата на дату представления документов, необходимых для его регистрации, счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами свидетельствует о неисполнении им предусмотренных законом обязанностей и является основанием для отказа в его регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации.

В случае, если ценные бумаги, которыми владеет кандидат (независимо от их количества), имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании (эмитенты таких бумаг) не являются российскими юридическими лицами, регистрация названного кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена судом, за исключением случаев, установленных законом (пункты 3, 3.1, 3.3 статьи 33, подпункт «а.2» пункта 24 статьи 38, пункт 5 статьи 81 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Пунктом 5 статьи 81  Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что если соблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона, при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 3 настоящей статьи, невозможно в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады) и (или) осуществляются хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли кандидата, кандидат вместо письменного уведомления, предусмотренного пунктом 1.6 статьи 38 настоящего Федерального закона, представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, информацию о наличии счетов (вкладов), хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, владении и (или) пользовании иностранными финансовыми инструментами, закрытие (отчуждение) которых по независящим от воли кандидата обстоятельствам не осуществлено, с изложением обстоятельств, препятствующих соблюдению данных требований. При этом несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона, в случае, если соблюдение указанных требований невозможно по независящим от воли кандидата обстоятельствам, не может являться основанием отказа в регистрации кандидата и (или) исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено следующее.

Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от                *** года № *** «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва  на 10 сентября 2023 года.

Постановлением избирательной комиссии Ульяновской области                              от *** года № *** полномочия окружной избирательной комиссии  Засвияжского одномандатного избирательного округа № *** по выборам Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск».

Решением общего собрания Регионального отделения в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ» от *** выдвинут кандидат в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва Каплин А.Е. от данного избирательного объединения по одномандатному избирательному округу Засвияжский  № ***.

Каплин А.Е. обратился в окружную избирательную комиссию Засвияжского одномандатного избирательного округа № *** с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты с приложением документов, необходимых для регистрации кандидата.  В числе документов им были представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащих кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах кандидата, а также письменные уведомления о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Документы датированы 6 июля 2023 года и 13 июля 2023 года и собственноручно подписаны Каплиным А.Е.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск», исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии  Засвияжского одномандатного избирательного округа № *** при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва,  от *** года № ***, Каплин Александр Евгеньевич зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области, выдвинутым избирательным объединением Региональное  отделение в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ».

8 июля 2023 года в Избирательную комиссию Ульяновской области поступили документы, необходимые для заверения областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное  отделение в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ». В составе документов были представлены сведения о размерах и об источниках доходов кандидата Каплина А.Е., об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной), о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах кандидата. Сведения были датированы 6 июля 2023 года и собственноручно подписаны Каплиным А.Е. 

13 июля 2023 года в Избирательную комиссию Ульяновской области поступили документы, необходимые для регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное  отделение в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ». В составе документов было представлено письменное уведомление за подписью                    Каплина А.Е., датированное 13 июля 2023 года, о том, что  он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

*** года постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области № *** зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное  отделение в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ». Каплин А.Е. включен в областной список кандидатов под №*** в территориальной группе №*** списка.

Статьей 33 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов (пункт 6.3). ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации (пункт 6.4).

Утвержденным во исполнение приведенной нормы закона Указанием Центрального банка Российской Федерации от 5 мая 2016 г. № 4012-У «О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы» предусмотрено, что формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при ЦИК России, осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (пункт 1).

На основании приведенных норм законодательства с целью проверки достоверности сведений о кандидатах были направлены запросы, в том числе относительно кандидата Каплина А.Е.

4 августа 2023 года Избирательная комиссия Ульяновской области сделала запрос в ЦИК России с просьбой сообщить о наличии иностранных финансовых инструментов у кандидата Каплина А.Е. в том числе на дату представления в комиссию документов для регистрации (13 июля 2023 г.).

*** *** *** года в ответ на данный запрос из ЦИК России с использованием информационных ресурсов Банка России поступили сведения, содержащие информацию от участников финансового рынка, из которых следует, что у кандидата Каплина А.Е. имеются иностранные финансовые инструменты. Согласно полученному ответу №*** г. кандидат Каплин А.Е.  на 13 июля 2023 г. владеет следующими иностранными ценными бумагами:

***; депозитарная расписка; ***шт.; *** руб.; ISIN: US92763W1036; CFI: EDSXFR!%;

***; депозитарная расписка; ***шт***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.;

***; акция; ***шт.; ***руб.

Этим ценным бумагам присвоены международные идентификационные коды ценных бумагISIN.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ                   «О валютном регулировании и валютном контроле» к нерезидентам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации (подпункты «б», «в» пункта 7 части 1 статьи 1).

Установлено, что согласно информации с официального сайта Национального расчётного депозитария (%!https://www.nsd.ru!%), размещённой в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квaлификaции  (%!https://www.isin.ru/ru/foreign_isin/db/index.php!%), ценные бумаги, которыми владеет кандидат, имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), организационно-правовая форма приведённых компаний, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.

07.08.2023 Каплин А.Е. представил объяснительную в Территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Ульяновска, в которой не отрицал наличие у него на дату подачи документов ценных бумаг иностранных компаний. Указал, что в связи со введенными ограничениями на обращение на организованных торгах иностранных ценных бумаг он не смог произвести отчуждение ценных бумаг.

В силу части 1 статьи 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Исследованные доказательства и установленные обстоятельства  свидетельствуют о том, что в нарушение вышеприведенных положений законодательства у зарегистрированного кандидата Каплина А.Е. к моменту представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области, на момент регистрации его в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № *** постановлением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» от *** года № ***, на момент регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное  отделение в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ», в который Каплин А.Е. включен под №*** в территориальной группе №*** списка, у Каплина АЕ.  имелись иностранные ценные бумаги, отчуждение которых он не произвел, о наличии которых не сообщил, предоставив недостоверные сведения об их отсутствии.

Доводы Каплина А.Е. о том, что он не располагал сведениями об этих финансовых инструментах, полежат отклонению, так как, будучи собственником соответствующего имущества,  он должен располагать достоверными сведениями о нем. Риски последствий обратной ситуации несет он как правообладатель.

Утверждение Каплина А.Е. о наличии технического сбоя в работе сервиса его личного кабинета, не отобразившего актуальную информацию об имевшихся у него в собственности ценных бумагах, ничем не подтверждено, и правового значения в данном случае не имеет по указанному выше основанию.

Из пояснений Каплина А.Е. в судебном заседании следует, что информацию по части иностранных ценных бумаг, находящихся в его собственности на 01.06.2023,  он не отразил в документах осознанно, так как намеревался произвести их отчуждение, что и было им сделано.  

Ответственность за достоверность предоставляемых сведений несет именно кандидат.

Каплин А.Е. не предоставлял в избирательную комиссию информацию о наличии счетов (вкладов), хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, владении и (или) пользовании иностранными финансовыми инструментами, закрытие (отчуждение) которых по независящим от воли кандидата обстоятельствам не осуществлено, с изложением обстоятельств, препятствующих соблюдению данных требований, что регламентировано пунктом 5 статьи 81 ФЗ № 67-ФЗ, и чем он не воспользовался. 

Вопреки позиции административного ответчика, к рассматриваемым правоотношениям не подлежат применению по аналогии указанные им нормы права, касающиеся иных правоотношений (касающихся ответственности государственных и муниципальных служащих).

Анализ приведенных выше норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, а также предусматривающих основания для отмены его регистрации, свидетельствует о том, что к лицам, претендующим на вхождение в состав представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества.

Право быть избранным в органы государственной власти неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые акты, обязательные для других лиц. К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.

Учитывая допущенные нарушения, являющиеся в силу требований подпункта «и» пункта 7 статьи 76, пункта 9  Федерального закона № 67-ФЗ, основаниями для отмены регистрации Каплина А.Е. кандидатом, суд приходит к выводу, что подлежат удовлетворению административные исковые требования Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск», исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии  Засвияжского одномандатного избирательного округа № *** при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, и Избирательной комиссии Ульяновской области об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № *** Каплина Александра Евгеньевича, включенного в зарегистрированный областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва,  выдвинутый избирательным объединением Региональное  отделение в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ».

Требование Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск», исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии  Засвияжского одномандатного избирательного округа № *** при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, об обращении решения суда к немедленному исполнению в процессе судебного разбирательства не было поддержано. Кроме того, в силу положений части 6 статьи 244 КАС РФ к немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, административные исковые требования обоих административных истцов подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск», исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии  Засвияжского одномандатного избирательного округа № *** при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва, и Избирательной комиссии Ульяновской области об отмене регистрации кандидата в депутаты удовлетворить.

Отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области седьмого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № *** Каплина Александра Евгеньевича, зарегистрированного постановлением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» от *** года № ***, выдвинутого избирательным объединением Региональное  отделение в Ульяновской области Политической партии  «НОВЫЕ ЛЮДИ».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение 5 календарных дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                             О.А. Сычёва

Мотивированное решение принято 22 августа 2023 года в 10 часов 00 минут.