ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-25/16 от 29.04.2016 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 3а-25/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск 29 апреля 2016 г.

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дмитриевой Л.А.

при секретаре Романовой Е.П.

с участием прокурора Минеевой Э.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске

административное исковое заявление Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений нормативного правового акта Якутской городской Думы от 09.09.2015 N 257-НПА "О внесении изменений в нормативный правовой акт от 20.11.2013 N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", принятого решением Якутской городской Думы от 09.09.2015 N РЯГД-19-4

установил:

Административный истец ПАО «Якутскэнерго» обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 13.5 Приложения № 1 к нормативному правовому акту Якутской городской Думы от 09.09.2015 N 257-НПА "О внесении изменений в нормативный правовой акт от 20.11.2013 N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" (далее -НПА ЯГД от 09.09.2015 N 257-НПА), принятому решением Якутской городской Думы от 09.09.2015 N РЯГД-19-4.

В обоснование доводов административным истцом указано на то, что названная правовая норма оспаривается в части установления базовой ставки арендной платы в размере 25% в отношении земельных участков, предназначенных для полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений.

По мнению административного истца, вышеприведенная редакция нормативного правового акта нарушает пункт 4 статьи 39.7, пункт 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ, часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые во взаимосвязи предписывают органам местного самоуправления при решении вопросов местного значения устанавливать ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для:

размещения объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения;

линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объектов систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; -

в размере, не превышающем размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Таким образом, административный истец полагает, что ставка арендной платы за земельные участки, предоставленные под магистральные тепловые сети, должна применяться в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, а за земельные участки под объектами электроэнергетики - в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, что установлено соответственно Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 г. № 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", а также Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 № 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)".

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности от 12.04.2016 г. № ..., требования поддержала в полном объеме, указывая на то, что оспариваемые правовые положения нарушают право ПАО «Якутскэнерго», являющегося арендатором земельных участков, предназначенных под размещение трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также под размещение объектов электроэнергетики, на установление действительной обязанности по гражданско-правовым сделкам и ведут к уплате арендных платежей в необоснованно завышенном размере.

Просит административное исковое заявление удовлетворить, признать пункт 13.5 Приложения № 1 к НПА ЯГД от 09.09.2015 N 257-НПА недействующим в оспариваемой части с 09.09.2015 г. и обязать административного ответчика установить соответствующие ставки арендной платы за земельные участки с 09.09.2015 г. в размере, не превышающем ставки установленные Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 г. № 217 и Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 г. № 507.

Представитель административного ответчика Якутской городской Думы ФИО2, действующий на основании доверенности от 13.04.2016 г., представитель административного ответчика Окружной администрации г. Якутска ФИО3, действующая на основании доверенности от 11.01.2016 г. № ..., с требованиями ПАО «Якутскэнерго» не согласились. Суду пояснили, что оспариваемое постановление НПА ЯГД от 09.09.2015 N 257-НПА принято Якутской городской Думой в пределах полномочий представительного органа муниципального образования и соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) N 541 от 10 декабря 2008 года "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов", постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 № 26 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».

Полагают необоснованным утверждение со стороны административного истца о необходимости установления ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные под магистральные тепловые сети, в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, а за земельные участки под объектами электроэнергетики - в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, как определено Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 г. № 217, а также Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 № 507.

Считают, что вышеназванные нормативные правовые акты Минэкономразвития РФ во исполнение постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 № 582 определяют размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, тогда как оспариваемое постановление НПА ЯГД от 09.09.2015 N 257-НПА устанавливает базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «город Якутск».

Кроме того, представитель административного ответчика Окружной администрации города Якутска пояснила, что надлежащим административным ответчиком по данному делу является Якутская городская Дума, так как именно решением названного представительного органа муниципального образования принят оспариваемый нормативный правовой акт.

Просят в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, приходит к следующему выводу.

Нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 20.11.2013 N 157-НПА утверждены базовые ставки, льготы и сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск".

Решением Якутской городской Думы от 09.09.2015 N РЯГД-19-4 принят нормативный правовой акт от 09.09.2015 N 257-НПА "О внесении изменений в нормативный правовой акт от 20.11.2013 N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск". Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в печатном издании "Эхо столицы", N 105, 15.09.2015.

Пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В судебном разбирательстве установлено, что публичное акционерное общество «Якутскэнерго» является арендатором земельных участков, расположенных на территории городского округа «город Якутск», и арендная плата за указанные земельные участки начисляется обществу в соответствии с нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 20.11.2013 N 157-НПА (с изменениями, внесенными НПА от 09.09.2015 N 257-НПА в размер ставок арендной платы), то есть оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права административного истца. Данное обстоятельство подтверждается реестром договоров аренды земельных участков, заключенных между ПАО «Якутскэнерго» и Окружной администрацией г. Якутска, с указанием кадастровых номеров объектов недвижимости, даты заключения и срока действия договоров, вида разрешенного использования земельных участков (в том числе, под магистральные тепловые сети, опоры ВЛ-110кВ), утвержденной базовой ставки арендной платы в размере 25%, нормативно-правового обоснования установления ставок арендной платы, а также платежными документами по внесению арендных платежей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в силу действующих до 1 марта 2015 года положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.

Пункт 4 статьи 12 Земельного кодекса РС (Я) относит к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно пунктам 1,2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса РС (Я) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся:

1) управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;

2) установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, установленных Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия), базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

По правилам части 1 статьи 44 Земельного кодекса РС (Я) арендная плата за земельный участок устанавливается и взимается в соответствии с договором аренды земельного участка, нормативными правовыми актами Правительства Республики Саха (Якутия) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательна к уплате в соответствующие бюджеты.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Саха (Якутия) и предоставленные в аренду без торгов, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия), если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или федеральными законами (часть 2 статьи 44 Земельного кодекса РС (Я)).

Принятым в развитие вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства Постановлением Правительства РС(Я) от 26.01.2008 N 26 (в редакции от 09.04.2016) утверждены Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее -Положение), Порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, субъектам малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 1.1 названного Положения установлено, что размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления.

Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок. При определении базовой ставки арендной платы руководствоваться принципом экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Ежегодно к размеру арендной платы за использование земельных участков применяется поправочный коэффициент, учитывающий показатель инфляции на текущий финансовый год.

Из содержания пункта 1.2 Положения усматривается, что размер арендной платы изменяется не чаще одного раз в год по следующим основаниям:

изменение базовой ставки арендной платы в связи с актуализацией кадастровой оценки;

применение поправочного коэффициента, учитывающего показатель инфляции на текущий финансовый год;

перевод земельного участка из одной категории в другую;

изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

изменение кадастровой стоимости земельного участка в результате проведения государственной кадастровой оценки;

по установленным федеральными законами, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и договором аренды земельного участка основаниям.

По договорам аренды земельных участков, заключенным до вступления в силу постановления Правительства Республики Саха (Якутия) об утверждении настоящего Положения, размер арендной платы изменяется не чаще одного раз в год по вышеуказанным основаниям.

При этом пунктом 2 Постановления Правительства РС(Я) от 26.01.2008 N 26 (в ред. постановления Правительства РС(Я) от 03.09.2015 N 320) органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) рекомендовано утверждать в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно настоящему постановлению.

В свою очередь, оспариваемым нормативным правовым актом ЯГД от 09.09.2015 N 257-НПА, в частности, изменены базовые ставки арендной платы в отношении земельных участков, предназначенных для полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений. Так, пунктом 13.5 Приложения № 1 к НПА ЯГД от 09.09.2015 № 257-НПА установлено, что базовая ставка арендной платы в отношении названных земельных участков из земель населенных пунктов составляет 25 процентов.

Оценивая вышеприведенные положения федерального и регионального законодательства, принятым по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, суд приходит к выводу о том, что Постановление Правительства РС(Я) от 26.01.2008 N 26, а также принятый решением Якутской городской Думы от 09.09.2015 N РЯГД-19-4 нормативный правовой акт от 09.09.2015 N 257-НПА "О внесении изменений в нормативный правовой акт от 20.11.2013 N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", приняты органом государственной власти субъекта Российской Федерации и представительным органом муниципального образования в предусмотренной форме, в пределах их компетенции, предоставленной федеральным и республиканским законодательством.

Суд не находит оснований согласиться с утверждением административного истца о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом от 09.09.2015 N 257-НПА положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, предписывающего органам местного самоуправления при решении вопросов местного значения устанавливать ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения определенных объектов, перечисленных в пункте 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ, в размере, не превышающем размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Из содержания вышеприведенного положения федерального законодательства следует, что оно не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку данные положения пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ регулируют вышеуказанный порядок установления ставок арендной платы за земельные участки лишь в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

В связи с изложенным ставки арендной платы за земельные участки, установленные Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 г. № 217 и Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 г. № 507, на которые ссылается административный истец в обоснование своих доводов, применяются к исчислению арендной платы за земельные участки, находящиеся только в федеральной собственности, и не распространяются на отношения по установлению размера арендной платы за земельные участки, право собственности на которые не разграничено.

В то же время федеральный законодатель в пункте 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрел перечень конкретных случаев, когда размер арендной платы на земельный участок не может превышать размер земельного налога на такой земельный участок. Земельные участки, занимаемые административным истцом, к ним не относятся.

В остальных случаях право установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и земельные участки, право собственности на которые не разграничено, предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом федеральное законодательство ограничивает права субъектов Российской Федерации в данном вопросе только соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации, не устанавливая каких-либо иных ограничений, и не содержит единой формулы и методики расчета арендной платы и ставок арендной платы для данной категории земель.

Так, пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К этим основным принципам определения арендной платы при аренде государственных земельных участков в указанном Постановлении Правительства Российской Федерации отнесены:

- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;

- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Таким образом, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 основные принципы определения арендной платы при установлении соответствующими компетентными органами размера арендной платы за использование всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются общеобязательными. При этом указанные принципы не содержат запрета установления ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, а также за земельные участки право, собственности на которые не разграничено, выше ставок, установленных для земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Системный анализ вышеприведенных правовых норм указывает на то, что оспоренные административным истцом положения нормативного правового акта от 09.09.2015 N 257-НПА не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений нормативного правового акта Якутской городской Думы от 09.09.2015 N 257-НПА "О внесении изменений в нормативный правовой акт от 20.11.2013 N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", принятого решением Якутской городской Думы от 09.09.2015 N РЯГД-19-4, - отказать.

Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Якутской городской Думой в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А.Дмитриева

Решение суда принято в окончательной форме 04.05.2016 г.