ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-25/17 от 19.10.2017 Псковского областного суда (Псковская область)

Дело № 3а-25/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2017 года город Псков

Псковский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панова И.М.,

при секретаре Гусаровой Е.А.,

с участием прокурора Петровой Н.М., представителя административного истца ФИО1, представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3, представителя заинтересованного лица Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ЗАО гостиница «Октябрьская» к Государственному комитету Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике о признании нормативного правового акта недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26 декабря 2016 года №1317 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в статье 1.1 Закона Псковской области «О налоге на имущество организаций» от 25 ноября 2003 года № 316-ОЗ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению.

Согласно пункту 59 Перечня в него включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <****>.

ЗАО гостиница «Октябрьская», являясь собственником вышеуказанного объекта недвижимого имущества, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим с момента принятия приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике (далее – Комитет) от 26 декабря 2016 года №1317 в части включения в пункт 59 данного Перечня спорного здания. Не оспаривая факт сдачи части помещений в аренду для размещения торговых объектов и офисов, указывают, что на момент проведения проверки процент фактического использования помещений для размещения торговых объектов и офисов составляет менее 20% от общей площади здания. Перерасчет произведен заинтересованным лицом без обследования здания на предмет размещения офисных объектов. В площадь фактического использования помещения для размещения объектов торговли и офисов необоснованно включены помещения ресторана «Аврора», прекратившего свою деятельность с 01 апреля 2016 года, а также помещения, предоставленные в аренду ПАО «Росбанк», в которых на момент проверки осуществлялся ремонт. Указывает на нарушение прав ЗАО гостиница «Октябрьская» неправомерным включением здания в Перечень, повлекшим увеличение налоговой нагрузки.

В судебном заседании представитель ЗАО гостиница «Октябрьская» ФИО1 поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска ЗАО гостиница «Октябрьская», считая, что оспариваемый приказ принят Комитетом в установленном порядке в пределах его компетенции.

Включение спорного объекта в Перечень было осуществлено в соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ на основании акта обследования объекта недвижимости от 25 октября 2016 года и перерасчета, произведенного 16 декабря 2016 года.

Перерасчет площадей по виду фактического использования спорного нежилого здания, который является неотъемлемой частью акта обследования, произведен верно, в соответствии с Законом Псковской области от 29 ноября 2016 года №1707-ОЗ, которым установлены особенности налогообложения в отношении административно-деловых центров, а также во исполнение Закона Псковской области от 25 ноября 2003 года №316-ОЗ «О налоге на имущество организаций». Перечень сформирован правомерно.

Представитель заинтересованного лица Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям ФИО4 в судебном заседании возражал относительно удовлетворения требований. В обоснование указал, что при фактическом обследовании объекта налогообложения специалистами комитета были установлены признаки использования помещений кафе «Аврора» - столы накрыты скатертями, имелся запах кухни. Относительно помещений ПАО «Росбанк» указал, что на момент обследования специалистами комитета в спорных помещениях проводились ремонтные работы для передачи в их аренду ПАО «Росбанк». Эти помещения были учтены как офисные и включены в расчет только при проведении перерасчета.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Петровой Н.М., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно Положению о Государственном комитете Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике, утвержденному постановлением Администрации Псковской области от 27 декабря 2013 года №632, Комитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области прогнозирования социально-экономического развития и налоговой политики Псковской области.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения Государственный комитет по вопросам своей компетенции принимает правовые акты в форме приказов, являющиеся обязательными для исполнения на территории области в порядке, аналогичном с исполнением актов Администрации области.

Законом Псковской области от 25 ноября 2003 года №316-ОЗ «О налоге на имущество организаций» установлен и введен налог на имущество организаций на территории Псковской области в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением Администрации Псковской области от 21 мая 2014 года №213 Государственный комитет определен уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике №1317 от 26 декабря 2016 года определен на 2017 год перечень объектов недвижимого имущества, указанных в статье 1.1 Закона области «О налоге на имущество организаций» от 25 ноября 2003 года № 316-ОЗ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Учитывая, что приказ Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике содержит только перечень объектов налогообложения, список налогоплательщиков – собственников включенных в перечень объектов недвижимого имущества в течение налогового периода 2017 года может изменяться в результате совершения сделок с таким имуществом, приказ будет распространять свое действие на каждого из собственников, владевших данными объектами в течение налогового периода.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что данный акт устанавливает правовые нормы для неопределенного круга лиц, то есть является нормативным правовым актом, вследствие чего подлежит проверке в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.

Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу размещает перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Данная обязанность административным ответчиком в информационно-коммуникационной сети «Интернет» исполнена, 28 декабря 2016 года данный приказ был размещен на официальном сайте Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://economics.pskov.ru/.

Учитывая изложенное, оспариваемый Приказ Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26 декабря 2016 года №1317 принят Комитетом в пределах своих полномочий, в установленной форме и с надлежащим введением его в действие.

Согласно статьям 14, 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

По смыслу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимости определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.

На территории Псковской области налог на имущество организаций введен законом Псковской области № 316-03 «О налоге на имущество организаций».

Законом Псковской области от 29 ноября 2016 года №1707-ОЗ «О внесении изменений в Закон Псковской области «О налоге на имущество организаций» в пункт 1 статьи 1.1 Закона области №316-ОЗ, внесены изменения, согласно которым с 01 января 2017 года на территории Псковской области к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них.

Таким образом, в целях применения с 01 января 2017 года Закона области № 316-ОЗ (в редакции Закона области от 29 ноября 2016 года № 1707-ОЗ) в соответствии с критериями, установленными статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1. Закона области № 316-ОЗ, Комитетом на 2017 год сформирован соответствующий Перечень, который сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом.

В рассматриваемом случае применен механизм одновременного введения в действие закона и подзаконного акта, что не противоречит действующему законодательству.

В связи с указанным, довод административного истца о невозможности включения указанного объекта недвижимости в Перечень в связи с невступлением в силу Закона области от 29 ноября 2016 № 1707-ОЗ на момент принятия оспариваемого Постановления, является несостоятельным.

Оценивая доводы административного истца о необоснованном включении отдельных помещений в расчет, как фактически используемых в целях торговой и офисной деятельности, суд приходит к следующим выводам.

Понятия административно-делового центра, торгового центра (комплекса) и основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) содержатся соответственно в пунктах 3, 4 статьи 378.2 НКРФ.

Данными нормами определено, что кадастровая стоимость имущества как налоговая база применяется в отношении тех объектов недвижимости, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: расположение нежилого здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение соответственно офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; предназначение для использования или фактическое использование не менее 20 процентов общей площади здания для размещения указанных объектов.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) может быть одновременно признано административно-деловым и торговым центром, если в таком здании не менее 20% помещений одновременно предназначено для использования или фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Судом установлено, что ЗАО гостиница «Октябрьская» на праве собственности принадлежит нежилое пятиэтажное здание, с кадастровым номером , общей площадью 8086,3 кв.м., расположенное по адресу: <****>.

Спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером из категории земель «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «под гостиницу», общей площадью 5809 кв.м, предоставленном Администрацией г. Пскова ЗАО «Гостиница «Октябрьская» в аренду на основании договора от **.**.** года.

Основанием для включения указанного нежилого здания в оспариваемый Перечень послужил акт обследования от 25 октября 2016 года по определению вида фактического использования объекта недвижимости – здания гостиницы «Октябрьская» и перерасчет, составленные Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям в соответствии с Постановлением Администрации Псковской области от 28 мая 2015 года №250 «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения».

Указанным актом от 25 октября 2016 года установлено, что в здании с кадастровым номером , общей площадью 8086,3 кв.м., фактически используется 18,1% площадей для размещения торговых объектов.

16 декабря 2016 года в связи с принятием Закона Псковской области от 29 ноября 2016 года №1707-ОЗ Государственным комитетом по имущественным отношениям был произведен перерасчет площадей по виду фактического использования нежилого здания гостиницы «Октябрьская», являющийся неотъемлемой частью Акта обследования, согласно которому процент фактического использования помещений от общей площади здания в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания составил 22,2%, что позволило отнести данное здание к административно-деловому и торговому центру согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, соответствующему целям налогообложения, определенным статьей 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 года №316-оз «О налоге на имущество организаций».

Оспаривая законность включения здания гостиницы «Октябрьская» в Перечень, административный истец указывает на необоснованность учета площадей производственных помещений кафе «Аврора», расположенного на 2 этаже здания, а также помещений, переданных в аренду ПАО «Росбанк» площадью 238,4 кв.м., расположенных на 1 этаже здания.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 4.1 Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Положение), утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 28 мая 2015 года № 250, площадь фактического использования - это площадь объекта недвижимости, фактически используемая (предназначенная к использованию) его собственниками (владельцами, пользователями) для размещения объектов налогообложения и определяемая расчетным путем с учетом площади общего пользования.

Основанием для включения помещений, расположенных на первом этаже, площадью 238,4 кв.м. в площадь, учитываемую для отнесения здания к объектам налогообложения, явился факт их передачи в аренду для размещения в них операционного офиса Банка.

При рассмотрении дела представитель административного истца подтвердила факт сдачи в аренду помещений, расположенных на 1 этаже здания общей площадью 238,4 кв.м. ПАО «Росбанк» по договору аренды от 16 августа 2016 года для использования в качестве офисных помещений для банковской деятельности, и передачу их 18 октября 2016 года по акту приема-передачи для проведения ремонтно-строительных работ.

Несмотря на отсутствие самого договора аренды и акта приема-передачи, суд, оценив в совокупности представленные доказательства: приказ Северо-Западного филиала ПАО «Росбанк» от 01 декабря 2016 года , согласно которому местонахождение операционного офиса «Псковский» Северо-Западного филиала ПАО «Росбанк» изменено на город Псков, <****>, с определением даты начала обслуживания клиентов по данному адресу 06 марта 2017 года; внесение арендной платы на основании указанного договора аренды, а также, учитывая признание административным истцом факта передачи спорных помещения по договору аренды, проведение в них ремонтно-строительных работ для использования в конкретных целях, находит факт использования спорных помещений как офисных установленным.

В таком случае момент начала непосредственного использования их арендатором в данных целях правового значения не имеет.

При таких обстоятельствах, основания для исключения из расчета площади спорных помещений, расположенных на первом этаже здания, как используемых под офисы, отсутствуют.

В тоже время суд считает необоснованным включение в площадь фактического использования для размещения объектов торговли производственных помещений кафе «Аврора», расположенных на втором этаже здания.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ЗАО «Гостиница «Октябрьская» является деятельность гостиницы и прочих мест для временного проживания.

05 апреля 2016 года ЗАО «Гостиница «Октябрьская» снята с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД для отдельных видов деятельности по оказанию услуг общественного питания (код 11).

В подтверждение прекращения деятельности гостиницы по оказанию услуг общественного питания административным истцом представлены приказы об увольнении работников, датированные до 01 апреля 2016 года, осуществлявших работу в ресторане «Аврора».

Организация питания гостей гостиницы «Октябрьская» осуществляется ООО «Омега» в соответствии с условиями договора об оказании услуг от 01 апреля 2016 года, в помещении кафетерия, арендуемого исполнителем.

В соответствии с пунктом 41 «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее ГОСТ 31985-2013) услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц). Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.

В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года №1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

При отсутствии бесспорных доказательств, позволяющих с достоверностью утверждать об осуществлении ЗАО «Гостиница «Октябрьская» деятельности по оказанию услуг общественного питания самостоятельно или иными лицами в спорном помещении на дату проведения обследования, у сотрудников заинтересованного лица не имелось законных оснований для учета и включения помещения 1001, в котором размещалось кафе «Аврора», в площадь фактического использования помещения здания для размещения объектов офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Указанные представителем заинтересованного лица обстоятельства, такие как наличие на момент проверки в обеденном зале кафе «Аврора» скатертей на столах, ссылка на наличие запаха кухни, при отсутствии объективных доказательств функционирования кафе (наличие обслуживающего персонала, посетителей, графика работы и др.) не подтверждают осуществление административным истцом деятельности по оказанию услуг общественного питания.

При таких основаниях, административные исковые требования в части исключения площади производственных помещений кафе «Аврора» из площади, учитываемой для отнесения здания к объектам налогообложения, признаются обоснованными.

Согласно расчету, представленному представителем Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям, при исключении из расчета площади производственных помещений кафе «Аврора» (согласно данным технического учета – 162,5 кв.м), площадь фактического использования помещений для размещения торговых объектов и офисов составляет 19,82 %, то есть менее 20% от общей площади здания, необходимых для признания здания административно-деловым и торговым центром.

В связи с изложенным, включение здания с кадастровым номером , общей площадью 8086,3 кв.м., расположенного по адресу: <****>, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, противоречит требованиям статьи 378.2 НК РФ, что является основанием для удовлетворения административного иска.

Поскольку ЗАО «Гостиница «Октябрьская» является плательщиком налога на имущество организаций в 2017 году, оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ Приказ Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26 декабря 2016 года №1317 подлежит признанию недействующим в оспариваемой части с момента его принятия.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления административным истцом ЗАО «Гостиница «Октябрьская» уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей согласно платежному поручению от 29 августа 2017 года.

Данные судебные расходы подлежат взысканию с Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике в пользу ЗАО «Гостиница «Октябрьская».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск ЗАО гостиница «Октябрьская» к Государственному комитету Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункт 59 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике №1317 от 26 декабря 2016 года.

Взыскать с Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике в пользу ЗАО гостиница «Октябрьская» 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Псковской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 24 октября 2017 года.

Судья Псковского областного суда . И.М. Панов

.

.