ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-25/18 от 11.07.2018 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3А-25/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 11 июля 2018 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Железняковой С.А.,

при секретаре Чимит Е.Ш.,

с участием прокурора Чадамба Д.О., представителя административного ответчика К. представителей заинтересованных лиц С. У.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Тыва к Правительству Республики Тыва о признании нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Тыва о признании недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 4 октября 2017 года № 439 «Об утверждении Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Тыва субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, определённых по результатам экспертной оценки ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации природного характера» в связи с тем, что в оспариваемом постановлении, по его мнению, отсутствуют обязательные положения, предусмотренные подпунктами «г» и «е» пункта 4, пунктом 5, пунктом 7 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 года № 887.

Представитель административного истца Чадамба Д.О. в судебном заседании административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика – Правительства Республики Тыва К. представители заинтересованных лиц – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Министерства финансов Республики Тыва С. У. в судебном заседании просили в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

4 октября 2017 года Правительством Республики Тыва принято постановление № 439, которым утверждён Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Тыва субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, определённых по результатам экспертной оценки ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации природного характера (далее – Порядок предоставления субсидии)

Порядок вступления в силу оспариваемого постановления не указан.

В статье 15 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года № 95 ВХ-1 «О Правительстве Республики Тыва» указано, что постановления Правительства Республики Тыва, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы.

Официальное опубликование осуществляется в одном из следующих изданий: газете "Тувинская правда", приложении к газете "Тувинская правда" "Нормативные акты Республики Тыва", газете "Шын", приложении к газете "Шын" "Тыва Республиканын хоойлу-дурумнери", периодическом издании "Собрание законодательства Республики Тыва" либо путём первого размещения (опубликования) на официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (GOV.TUVA.RU) не позднее десяти дней со дня принятия постановления Правительства Республики Тыва. Опубликование правовых актов Правительства Республики Тыва должно учитывать равный статус тувинского и русского языков - государственных языков Республики Тыва.

Постановления Правительства Республики Тыва, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные постановления Правительства Республики Тыва вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Республики Тыва не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Постановление Правительства Республики Тыва от 04.10.2017 года № 439 размещено (опубликовано) на официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (GOV.TUVA.RU) 5 октября 2017 года.

Следовательно, оно вступило в законную силу 16 октября 2017 года.

Оспариваемое административным истцом постановление в установленном законом порядке зарегистрировано 20 октября 2017 года в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

В подпункте 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьёй 7 Закона Республики Тыва от 30 декабря 2016 года № 245-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» определено, что в 2017 году и на плановый период 2018 и 2019 годов из республиканского бюджета субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными, муниципальными учреждениями, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.

Категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в республиканский бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчётном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателем утверждаются Правительством Республики Тыва.

Таким образом, оспариваемый прокурором нормативный правовой акт принят Правительством Республики Тыва в пределах предоставленных ему полномочий.

На основании статьи 19 Конституционного закона Республики Тыва от 31.12.2003 года № 95 ВХ-1 «О Правительстве Республики Тыва» заседание Правительства Республики Тыва считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов Правительства Республики Тыва. Решения на заседании принимаются большинством голосов от установленного числа членов Правительства Республики Тыва.

Статьёй 15 Конституционного закона Республики Тыва от 31.12.2003 года № 95 ВХ-1 «О Правительстве Республики Тыва» предусмотрено, что постановления и распоряжения Правительства Республики Тыва подписываются Главой - Председателем Правительства Республики Тыва либо по его поручению первым заместителем Председателя Правительства Республики Тыва, одним из заместителей Председателя Правительства Республики Тыва согласно распределению должностных обязанностей между ними.

Как установлено судом, порядок принятия постановления не нарушен, кворум при принятии решения имелся, оспариваемое постановление Правительства Республики Тыва подписано первым заместителем Председателя Правительства Республики Тыва Я. по поручению Главы- Председателя Правительства Республики Тыва К.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования).

В подпунктах «г» и «е» пункта 4 Общих требований указано, что при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация:

г) размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника её получения.

е) требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом:

у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).

Как установлено судом, вопреки утверждению заместителя прокурора Республики Тыва, положение о размере субсидии имеется в оспариваемом нормативном правовом акте. Так, в пункте 2 Порядка предоставления субсидии указано, что субсидии предоставляются в размере, не превышающем суммы ущерба по прямым затратам, определённым по результатам экспертной оценки ущерба в акте анализа материалов по гибели объектов растениеводства (животноводства), представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр».

Требования, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, перечислены в пункте 4 Порядка предоставления субсидии.

Неуказание в пункте 4 Порядка предоставления субсидии, утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 4 октября 2017 года № 439, требования об отсутствии у получателей субсидий неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не свидетельствует о нарушении административным ответчиком положений Общих требований, так как в подпункте «е» пункта 4 Общих требований указано, что такое требование к получателям субсидий в нормативных правовых актах указывается не во всех случаях, а только если такое требование предусмотрено правовым актом.

В пункте 5 Общих требований указано, что требования к отчётности предусматривают определение порядка, сроков и формы представления получателем субсидии отчётности о достижении показателей, указанных в подпункте «з» пункта 4 настоящего документа, или право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении сроки и формы представления получателем субсидии указанной отчётности.

Согласно подпункту «з» пункта 4 Общих требований, на который идёт ссылка в пункте 5 Общих требований, при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация: установление показателей результативности и (или) порядка расчёта показателей результативности и право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении конкретные показатели результативности на основании указанного порядка (при необходимости).

Из буквального толкования указанного подпункта «з» пункта 4 следует, что показатели результативности и (или) порядок расчёта этих показателей и право главного распорядителя устанавливать в соглашении конкретные показатели результативности могут устанавливаться в нормативном правовом акте при необходимости, а не в обязательном порядке.

Оспариваемым постановлением Правительства Республики Тыва от 4 октября 2017 года № 439 не установлены показатели результативности и (или) порядок расчёта этих показателей, соответственно, оно не должно содержать требования к отчётности, предусмотренные пунктом 5 Общих требований.

На основании пункта 7 Общих требований правовой акт, регулирующий предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2-6 настоящего документа, должен содержать положения, касающиеся условий и порядка предоставления субсидий, касающиеся требований к отчётности, касающиеся требований об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение, перечисленные в этом пункте.

Пунктом 9 Общих требований предусмотрено, что правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, без требования последующего подтверждения использования полученных средств получателями субсидий в соответствии с условиями и (или) целями предоставления субсидий, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2 -6 настоящего документа, должен содержать положения, касающиеся условий и порядка предоставления субсидий, указанные в этом пункте.

В пунктах 1 - 3 Порядка предоставления субсидии указано, что настоящий Порядок определяет категории лиц, имеющих право на получение субсидий на возмещение затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции. Субсидии предоставляются в целях возмещения затрат, возникших вследствие природных явлений, суммы ущерба определяются в акте анализа материалов по гибели объектов растениеводства (животноводства), представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр». Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, поступивших из федерального бюджета в республиканский бюджет Республики Тыва для компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации природного характера.

Следовательно, исходя из целей предоставления субсидий, оспариваемый нормативный правовой акт относится к правовым актам, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат в связи с производством товаров без требования последующего подтверждения использования полученных средств получателями субсидий (пункт 9 Общих требований), а не к правовым актам, регулирующим предоставление субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством товаров (пункт 7 Общих требований).

Таким образом, положения, предусмотренные пунктом 7 Общих требований, не распространяются на оспариваемый нормативный правовой акт.

При таких обстоятельствах административный иск заместителя прокурора Республики Тыва о признании недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 4 октября 2017 года № 439 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск заместителя прокурора Республики Тыва о признании недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 4 октября 2017 года № 439 «Об утверждении Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Тыва субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, определённых по результатам экспертной оценки ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации природного характера» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 13 июля 2018 года.

Судья С.А. Железнякова