ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-25/19 от 29.03.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а- 25/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2019 года г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

судьи Смоленского областного суда Ивановой О.А.,

при секретаре Семакове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Гражданстрой» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Администрации Смоленской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

ООО «Гражданстрой» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилищное строительство, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере 9783800 рублей, по состоянию на 01 января 2012 года, указав, что является собственником данного земельного участка с кадастровой стоимостью по состоянию на 01 января 2012 года в размере 42121942 рубля 85 копеек, однако его рыночная стоимость на эту же дату согласно отчету оценщика ООО «Деловой центр недвижимости» № 07/18-2 от 14 мая 2018 составляет 9783800 рублей. Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной, нарушает права административного истца, как плательщика земельного налога.

Представитель административного истца ООО «Гражданстрой» Оченкова М.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым: номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости равной 10077300 рублей, согласно отчету об оценке рыночной стоимости № 32/03-19 от 13 марта 2019 года, выполненному ООО «Смоленское агентство регионального развития» и представленному в суд Администрацией Смоленской области.

Представитель административного ответчика Администрации Смоленской области Зюмочкин С.М. в судебном заседании полагал возможным установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> равной 10077300 рублей на основании представленного отчета ООО «Смоленское агентство регионального развития».

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области Федосеева А.В. в судебном заседании не оспаривала размер рыночной стоимости спорного земельного участка, указанный в отчете ООО «Смоленское агентство регионального развития».

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Смоленский район» Тикарь Е.В. в судебном заседании не возражала против установления рыночной стоимости земельного участка в размере 10077300 рублей на основании отчета об оценке рыночной стоимости, представленному в суд Администрацией Смоленской области.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" определено, что законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Из материалов дела следует, что ООО «Гражданстрой» на основании договора купли-продажи от 03 декабря 2010 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенного по адресу: ... (л.д. 11).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 10 января 2014 года на основании Постановления Администрации Смоленской области от 16 января 2013 года № 2 «Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области» и Постановления от 31 декабря 2013 года № 1186 «О внесении изменений в постановление Администрации Смоленской области от 16 января 2013гогда № 2».

В комиссию с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка ООО «Гражданстрой» обратилось 07 ноября 2018 года.

Таким образом, установленный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации пятилетний срок обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости административным истцом не пропущен.

Кадастровая стоимость земельного участка административного истца определена на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки - 01 января 2012 года и составляет 42121942 рубля 85 копеек.

В подтверждении доводов о том, что кадастровая стоимость земельногоучастка значительно превышает его рыночную стоимость, ООО «Гражданстрой» представлен отчет об определении рыночной стоимостиземельногоучастка, подготовленный ООО «Деловой центр недвижимости» № 07/18-2 от 14 мая 2018 года, который составлен на дату определения кадастровойстоимости на 01 января 2012 года. В отношении даты, по состоянию на которую оценщиком установлена рыночная стоимость земельного участка, у участников процесса возражений не имеется.

Согласно названному отчету рыночная стоимостьземельногоучастка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 января 2012 года составляет 9783800 рублей.

Администрация Смоленской области, не согласившись с данным отчетом, в подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости предста-

вила отчет ООО «Смоленское агентство регионального развития» № 32/03-19 от 13 марта 2019 года об оценке рыночной стоимостиземельногоучастка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 января 2012 года, размер которой составляет 10077300 рублей.

Административный истец согласился с данным отчетом и просил установить кадастровую стоимостьземельногоучастка равной 10077 300 рублей.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», спор о пересмотре кадастровой стоимости может быть урегулирован соглашением сторон, основанном на имеющихся в деле доказательствах (одном из представленных сторонами отчетов об оценке объекта недвижимости).

Оснований не доверять представленному административным ответчиком отчету у суда не имеется, поскольку он является допустимым по делу доказательством, подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Отчет содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования дан ответ о размере рыночной стоимости земельного участка.

Оценка проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

При определении рыночной стоимостиземельногоучастка оценщик применил сравнительный подход, обосновал отказ от использования доходного подхода и применения затратного подхода. В ходе применения сравнительного подхода был проведен анализ рынка предложений по продаже земельных участков с видом разрешенного использования – жилищное строительство путем сопоставления характеристик объекта исследования и выбранных объектов. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в таблице. Определение итоговой величины рыночной стоимости земельногоучастка произведено путем обобщения скорректированных цен аналогов.

Учитывая согласие административного истца и административного ответчика руководствоваться для определения рыночной стоимостивышеуказанного земельногоучастка отчетом ООО «Смоленское агентство регионального развития» № 32/03-19 от 13 марта 2019 года, результат которого относительно кадастровойстоимости, незначительно отличается от отчета, представленного административным истцом, оценивая данный отчет по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимостьземельногоучастка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01 января 2012 года составляет 10077300 рублей.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 в резолютивной части решения указывается дата подачи заявления о пересмотре кадастровойстоимости.

Датой подачи заявления для юридических лиц является дата обращения в Комиссию.

Из материалов дела следует, что ООО «Гражданстрой» 07 ноября 2018 года обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Смоленской области.

Решением комиссии по рассмотрению споров от 22 ноября 2018 года № 09-21858 заявление отклонено.

Таким образом, датой подачи заявления ООО «Гражданстрой» является дата обращения в Комиссию - 07 ноября 2018 года.

Установление кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости с 01 января 2018 года противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровойстоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровойстоимости спорного объекта недвижимости.

При решении вопроса о распределении судебных расходов, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, в котором указано, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Исходя из изложенного и с учетом того, что административным истцом реализуется право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной вышеназванного объекта недвижимости, которая административными ответчиками не оспаривалась, судебные расходы, понесенные административным истцом в рамках данного дела, необходимо отнести на его счет.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, Смоленский областной суд,

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Гражданстрой» удовлетворить.

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером<данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: ..., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство,в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2012 года, в размере 10077 300 (десять миллионов семьдесят семь тысяч триста) рублей.

Датой подачи заявления Общества с ограниченной ответственностью «Гражданстрой» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, считать 07 ноября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Смоленского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 02 апреля 2019 года.

Судья О.А. Иванова