ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-25/2016 от 11.07.2016 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-25/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Киров 11 июля 2016 года

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кощеева А.В.,

с участием прокурора Наймушина А.Л.,

при секретаре Калабиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Нововятск» к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области о признании недействующим распоряжения департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области № 101-р от 15 июля 2015 года «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению»,

выслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Кировской областной прокуратуры Наймушина А.Л., пояснения представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя заинтересованного лица региональной службы по тарифам ФИО4, представителя заинтересованного лица ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» ФИО5,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Нововятск» (далее - ООО «УК «Нововятск») обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области о признании недействующим распоряжения департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области № 101-р от 15 июля 2015 года «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (далее распоряжение от 15 июля 2015 года № 101-р). В обоснование указало, что в силу пункта 23 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года (Правила № 306), применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг методы должны быть указаны в нормативном правовом акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг. В нарушение данного пункта уполномоченным органом в обжалуемом распоряжении не указан метод расчета нормативов потребления. Полагает, что уполномоченным органом безосновательно при определении нормативов потребления коммунальных услуг применен расчетный метод и не применен метод аналогов. Применение расчетного метода привело к занижению нормативов потребления, и, как следствие, возложению на ООО «УК «Нововятск» излишнего финансового бремени по оплате сверхнормативного расходования тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Оспариваемый нормативно-правовой акт незаконно возлагает на административного истца обязанность по оплате разницы, возникающей между начисленной платой за горячую воду населению и платой, необходимой к оплате управляющей организацией в ресурсоснабжающую организацию. Разница возникает в домах, где установлены общедомовые приборы учета. В связи с введением в действие с 01 января 2016 года на территории области двухкомпонентного тарифа, начисление платы населению и расчет долга, в том числе в домах с общедомовыми приборами учета, производится по двум компонентам: холодная вода для горячего водоснабжения и теплоэнергия на подогрев холодной воды. Теплоэнергия на подогрев холодной воды для населения рассчитывается исходя из установленного административным ответчиком норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на объем, определяемый по показаниям индивидуальных приборов учета, либо в их отсутствие - по нормативам потребления. Расчет объема потребленной тепловой энергии на подогрев холодной воды для оплаты ресурсоснабжающей организации определяется с учетом Правил № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года, то есть исходя из объема потребленной теплоэнергии на подогрев холодной воды, определенной по показаниям общедомовых приборов учета в Гкал, и в таком случае не требуется перевода потребленного объема из Куб.м. в Гкал. с помощью норматива расхода теплоэнергии. Общедомовой прибор учета в Гкал фиксирует фактический объем теплоэнергии на подогрев, который больше, чем определяемый расчетным путем, с учетом нормативов, утвержденных оспариваемым нормативным правовым актом для предъявления населению.

С учетом последующих уточнений просило признать распоряжение департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области № 101-р от 15 июля 2015 года «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» противоречащим закону, а именно Правилам №306, утвержденных постановлением Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года, и недействующим полностью с 01 января 2016 года.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 требования поддержали, изложенную в исковом заявлении и последующих дополнениях позицию подтвердили.

Представитель административного ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области ФИО3 заявленные требования не признала, указала, что необходимость установления нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению была продиктована вступлением в силу постановления Правительства РФ от 14 февраля 2015 года № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду», и планируемым переходом на использование двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Обжалуемое распоряжение департаментом принято в пределах полномочий, на основании ст. 157 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», постановления Правительства Кировской области от 28 сентября 2014 года № 277/583 «Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства Кировской области» по инициативе уполномоченного органа. Проект оспариваемого распоряжения получил положительные заключения в прокуратуре Кировской области и Управлении Министерства юстиции по Кировской области. В соответствии с пунктом 13 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода. Формирование выборки многоквартирных домов, в которых осуществлялось бесперебойное предоставление коммунальных услуг, как того требуют пункты 31, 33 Правил № 306 при применении метода аналогов, сделать не представлялось возможным в связи с условиями ежегодного ограничения предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения, вызванной необходимостью проведения гидравлических испытаний тепловых сетей всех муниципальных образований области, и устранением выявленных дефектов, срок устранения которых превышал нормативные значения. В условиях отсутствия представительной выборки многоквартирных домов выполнение требований пункта 36 Правил № 306 не могло быть исполнено. В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 в случае невозможности применения метода аналогов применяется расчетный метод. Подпунктом «в» пункта 16 Правил № 306 предусмотрена возможность изменения нормативов потребления коммунальных услуг. С даты официального опубликования оспариваемого распоряжения, то есть с 15 июля 2015 года, и по настоящее время обращений от лиц, указанных в пункте 9 Правил № 306, о пересмотре нормативов в уполномоченный орган не поступало. На территории Кировской области начисление платы гражданам за горячее водоснабжение в настоящее время производится по двухкомпонентному тарифу, при этом объем компонента на тепловую энергию определяется по нормативам, утвержденным оспариваемым распоряжением. В целях реализации требований пункта 23 Правил № 306 административным ответчиком издано распоряжение №105-р от 17 июня 2016 года «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению», которым распоряжение от 15 июля 2015 года № 101-р признано утратившим силу, утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленные так же с применением расчетного метода. Указала, что, согласно предоставленному административным истцом расчету, у управляющей организации возникают как убытки, так и прибыль. При расчете платы за горячее водоснабжение в январе, из 92 многоквартирных домов, указанных в расчете, в 33 домах у управляющей компании образовалась прибыль, а в 9 начисленная потребителям сумма совпала с размером, предъявленным теплоснабжающей организацией. Полагают, что сумма убытков могла возникнуть из-за неотлаженности внутридомовой системы горячего водоснабжения. На территории Кировской области находятся 45 муниципальных районов и городских округов, в 17 из них имеются многоквартирные дома с горячим водоснабжением. Согласно информации Кировстата по состоянию на 01 января 2015 года на территории Кировской области было 3573 многоквартирных дома с горячим водоснабжением, из них 2246 домов оснащены общедомовыми приборами учета, из которых 1503 дома находилось в городе Кирове, что составляло 67,5%. Часть домов оснащены приборами учета - расходомерами, то есть учитывают только количество горячей воды, поступившей в дом, но не учитывают количество тепловой энергии в горячей воде. Такие общедомовые приборы учета невозможно использовать при определении нормативов на подогрев холодной воды. По запросу министерства 17 муниципальными районами и городскими округами области предоставлена следующая информация по состоянию на 01 июня 2015 года: на территории области имелось 3338 многоквартирных домов с горячим водоснабжением, из них 2419 многоквартирных домов оснащено общедомовыми приборами учета, 1002 многоквартирных дома оснащены общедомовыми приборами учета, которые учитывают количество тепловой энергии в горячей воде, то есть считают Гкал. Остальные 1417 являются расходомерами и не могут использоваться при определении нормативов на подогрев. Согласно расчету необходимого объема выборки для определения нормативов расхода тепловой энергии на подогрев методом аналогов необходимо 1327 многоквартирных дома, оборудованных приборами учета, определяющих количество тепловой энергии в горячей воде. Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения метод аналогов применен быть не мог.

Представитель третьего лица региональной службы по тарифам Кировской области ФИО4 указал на необоснованность заявленных требований. В обоснование сослался на доводы, аналогичные изложенным административным ответчиком. При этом отметил, что в 2016 году для четырех управляющих компаний тариф на горячее водоснабжение установлен впервые, в связи с чем при отмене обжалуемого акта они не смогут рассчитать размер оплаты за горячее водоснабжение для населения, что нарушит их права.

Представитель третьего лица ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» ФИО5 также полагает заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению. В обоснование доводов указал, что убытков у административного истца из-за применения оспариваемого тарифа не возникло, напротив, имелась прибыль, что было установлено решением Арбитражного суда Кировской области по иску ОАО «КТК», следовательно, права и законные интересы административного истца не нарушены. В настоящее время оспариваемое распоряжение отменено и также не нарушает прав и интересов заявителя. Пояснил, что представленные административным истцом расчеты о возможности применения метода аналогов на территории, обслуживаемой ООО «УК «Нововятск», произведены с нарушением требований законодательства, поскольку в процентном отношении количество домов, оборудованных приборами учета, не позволяет использовать их для определения норматива. Кроме того, при поставке со стороны ОАО «КТК» горячей воды в результате теплопотерь при транспортировке на входе в дома вода не всегда соответствует требованиям к ее температуре, что подтверждается ежемесячными сверками с управляющими компаниями и исключает возможность применения метода аналогов.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Наймушина А.Л., полагавшего, что заявление ООО «УК «Нововятск» не подлежит удовлетворению, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании установлено, что распоряжением департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 15 июля 2015 года № 101-р «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению согласно приложению (том 1 л.д. 12-14).

Постановлением Правительства Кировской области от 17 марта 2015 года № 29/150 «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 10 марта 2015 года № 44» реорганизованы путем слияния: департамент строительства и архитектуры Кировской области и департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, создано министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.

Подпунктом 67, 67.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится реализация полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом «О теплоснабжении»; реализация полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 3.1.1.8 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 28 августа 2014 года № 277/583 «Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства Кировской области», действовавшему на момент принятия распоряжения, департамент в соответствии с разделом 2 настоящего Положения осуществляет следующие полномочия (административно-управленческие действия): в рамках функции «обеспечение реализации прав граждан на жилище» устанавливает и утверждает нормативы потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и отопление) в жилых помещениях, на общедомовые нужды многоквартирных домов.

Оспариваемое распоряжение опубликовано в издании «Кировская правда» № 65(25501) 21 июля 2015 года, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов, принятых правлением службы (пункт 7.2 постановления Правительства Кировской области от 04 августа 2010 года № 61/370 (ред. от 27 марта 2015 года) «Об утверждении Регламента Правительства Кировской области»).

Из приведенного выше следует, что распоряжение департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области № 101-р от 15 июля 2015 года «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» принято в пределах полномочий департамента жилищно-коммунального хозяйства, с соблюдением формы, порядка принятия и введения оспариваемого распоряжения в действие.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативно-правового акта нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд исходит из следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определен правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (Правила № 306).

В соответствии с пунктом 13 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

В силу пунктов 21, 22 Правил № 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.

Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Таким образом, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32-42 Правил.

Формула расчета объема выборки для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов приведена в Приложении № 1 Правил.

Согласно предоставленному расчету необходимого объема выборки для определения нормативов расхода тепловой энергии на подогрев методом аналогов, который судом проверен и признан обоснованным, правотворческому органу было необходимо на момент принятия оспариваемого распоряжения 1327 многоквартирных домов, оборудованных приборами учета, определяющих количество тепловой энергии в горячей воде (том 2 л.д.30-32).

Установлено, что при выборе метода определения нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению административный ответчик использовал сведения о наличии приборов учета, имеющихся у Министерства и предоставленных Кировским областным комитетом госстатистики, а так же информацией, предоставленной муниципальными образованиями.

Согласно информации муниципальных образований по состоянию на 01 июня 2015 года на территории Кировской области имелось 3338 многоквартирных дома с горячим водоснабжением, из них 2419 многоквартирных домов оснащено общедомовыми приборами учета, 1002 дома оснащены общедомовыми приборами учета, которые учитывают количество тепловой энергии в горячей воде, то есть считают Гкал, остальные 1417 общедомовых приборов учета являются расходомерами и не могут использоваться при определении нормативов на обогрев (том 2, л.д. 29-95).

Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения метод аналогов не мог быть применен ввиду отсутствия требуемого минимума, установленного Правилами № 306, и недостаточности выборки (необходимо 1327 многоквартирных дома, при наличии 1002 многоквартирных домов, оборудованных приборами учета, определяющих количество тепловой энергии в горячей воде).

Произведенный ООО «УК «Нововятск» расчет выборки, приводимый как довод о возможности применения метода аналогов для заявителя, при этом не подтвержденный документально, также свидетельствует о невозможности применения метода аналогов. В расчете с неизолированными стояками при наличии полотенцесушителей согласно п. 40 Правил № 306: при обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов. По данным расчета ООО «УК «Нововятск» под отклонения более 20% подпадает 15 домов из 32, а по условиям расчет метода аналогов - при определении объема выборки количество домов должно быть не меньше 30. Таким образом, не соблюдается условие достаточности минимума количества домов, по которым можно произвести расчет данным методом. В расчете с неизолированными стояками при отсутствии полотенцесушителей также нарушается условие достаточности минимума количества домов, по которым можно произвести расчет норматива на подогрев холодной воды данным методом, так как по условиям п. 40 часть домов так же подлежит исключению (том 1 л.д. 168-179).

Кроме того, установлено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Кировской области (том 1 л.д. 221 - 246) и сторонами не оспаривалось, что качество теплоносителя на входе в многоквартирные дома, обслуживаемые заявителем, регулярно не соответствует нормативным, установленным СанПиН 2.1.4.2496-09, которым определена в п. 2.4 минимальная температура горячей воды - не ниже 60 С, а при использовании метода аналогов в представительную выборку в соответствии с п. 33 Правил № 306 не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг. В силу данного обстоятельства, метод аналогов в отношении административного истца так же применен быть не может.

При доказанной в судебном заседании невозможности применения метода аналогов, суд приходит к убеждению, что административный ответчик при принятии спорного распоряжения верно применил расчетный метод установления нормативов потребления коммунальных услуг.

Правильность произведения расчетов, при определении использованного метода административным истцом не оспаривается.

Пунктом 23 Правил предусмотрено, что применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг.

В оспариваемом нормативном правовом акте отсутствует указание на метод установления нормативов потребления коммунальных услуг, в то же время следует отметить, что к нарушению прав и законных интересов лиц данное нарушение не привело, оно носит формальный характер, при этом из содержания оспариваемого распоряжения однозначно следовало, что применен именно расчетный метод. Указанное обстоятельство фактически подтверждается и позицией административного истца, изложенной в заявлении. Помимо этого, в целях реализации пункта 23 Правил министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области принято распоряжение от 17 июня 2016 года № 105-р «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению». Данным распоряжением признано утратившим силу распоряжение департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 15 июля 2015 года № 101-р и утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленные с применением расчетного метода (с указанием данного метода в распоряжении), без изменений по отношению к нормативам, действующим в настоящее время.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что принятое департаментом жилищно-коммунального хозяйства распоряжение № 101-р от 15 июля 2015 года «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» не противоречит и соответствует требованиям нормативно правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно: Жилищному кодексу РФ, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», принято с соблюдением процедуры принятия и опубликования уполномоченным органом.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд также не установил наличие нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым распоряжением. Указанный вывод основан на следующих обстоятельствах:

Установлено в судебном заседании и не оспорено сторонами, что ООО «УК «Нововятск» осуществляет управление многоквартирными жилыми домами. При этом административным истцом договоры управления многоквартирными домами не представлены. Количество домов, их характеристики, объемы расходования горячей воды, размер поступлений оплаты за горячее водоснабжение от населения и размер оплаты теплоснабжающей организации какими-либо доказательствами, несмотря на неоднократные предложения суда, не подтверждены.

Из материалов дела следует, что плата за горячее водоснабжение при применении расчетного метода или метода аналогов является различной, что не оспаривалось сторонами. Непосредственно обязанность по оплате за горячее водоснабжение перед теплоснабжающей организацией - ОАО «КТК» лежит на административном истце, как управляющей организации. Указанное обстоятельство подтверждается представленным суду договором. Собственники помещений рассчитываются с управляющей компанией уже впоследствии после выставления им соответствующих счетов. Административным истцом предоставлены расчеты, в соответствии с которыми у управляющей компании возникают убытки при применении нормативов, установленных оспариваемым распоряжением (том 1 л.д. 155-167). Однако, данные расчеты допустимыми доказательствами не подтверждены. Равно как административным истцом не представлены сведения: какие характеристики имеют находящиеся в управлении дома. Кроме того, из представленного расчета следует, что сумма оплаты за горячее водоснабжение совпадает с предъявленной к оплате ОАО «КТК» сумме (9 домов), по части домов управляющая компания получает прибыль в результате применения расчетного метода (33 дома). Расчеты представлены не по всем домам, находящимся в управлении, что не оспаривается административным истцом.

Суд соглашается с доводами представителя административного ответчика относительно того, что при расчете размера убытков использовались только два норматива: норматив на подогрев воды в многоквартирных домах с неизолированными стояками с полотенцесушителями, в которым температура в точке разбора 60°; норматив на подогрев воды в многоквартирных домах с неизолированными стояками без полотенцесушителей, в которых температура в точке разбора 60°. При этом спорным распоряжением установлено 48 нормативов, которые различны в зависимости от температуры в точке водоразбора, продолжительности отопительного периода, наличия или отсутствия полотенцесушителей, изолированных или неизолированных стояков. Указанные нормативы не нарушают прав истца, в том числе исходя из его позиции.

Заинтересованным лицом - ОАО «КТК» к ООО «УК «Нововятск» в Арбитражный суд Кировской области ежемесячно предъявляются иски о взыскании задолженности. В частности:

- о взыскании задолженности за декабрь 2015 - январь 2016 года, определением от 29 марта 2016 года иск принят к производству, о взыскании задолженности за февраль 2016 года, определением от 04 мая 2016 года иск принят к производству, о взыскании задолженности за март 2016 года, определением от 30 мая 2016 года иск принят к производству, о взыскании задолженности за апрель 2016 года (том 1 л.д. 204-217). Решения по данным искам не приняты. Возражения ООО «УК «Нововятск» по заявленным материальным требованиям основываются на некачественности поставленного ресурса, а именно более низкой температурой поставляемой горячей воды, чем это заявляется поставщиком и установлено стандартами. Подача настоящих исков обусловлена имеющейся задолженностью, основания полагать, что задолженность образовалась в результате применения расчетного метода отсутствуют.

Суд находит необоснованными доводы представителя истца относительно наличия экономического интереса управляющей компании в применении метода аналогов и отмены спорного распоряжения департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства, так как каких-либо относимых и допустимых доказательств административным истцом не представлено. При этом статьей 213 КАС РФ обязанность доказывать нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возложена на подателя иска.

В силу изложенного суд приходит к выводу о недоказанности того факта, что оспариваемым решением затронуты интересы административного истца, как организации, осуществляющей управление многоквартирными домами и производящей расчеты с производителем ресурса.

При этом следует учесть, что с 01 января 2016 года региональной службой по тарифам Кировской области ресурсоснабжающим организациям по горячему водоснабжению утверждается двухкомпонентный тариф. Тарифы на горячую воду ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» для потребителей Нововятского района города Кирова утверждены решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 30 ноября 2015 года №46/19-кс-2016. Объем компонента на тепловую энергию определялся по нормативам, утвержденным распоряжением департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 15 июля 2015 года № 101-р. Таким образом, до 01 января 2016 года права и законные интересы административного истца не затрагивались.

Оспариваемое распоряжение действовало с момента вступления в силу и отменено распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 17 июня 2016 года № 105-р.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если: оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с частью 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, административное исковое заявление поступило в суд 04 мая 2016 года (том 1 л.д. 9), то есть в период применения его в отношении административного истца, поэтому вопрос о законности нормативно-правового являлся предметом судебного разбирательства.

Поскольку возможность прекращения производства по делу является правом, а не обязанностью суда, суд полагает необходимым рассмотреть заявление по существу.

Таким образом, анализируя представленные доказательства в их совокупности, учитывая отсутствие нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соответствие оспариваемого распоряжения нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соблюдение процедуры принятия, опубликования, вступления в силу оспариваемого распоряжения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ООО «УК «Нововятск» к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области о признании недействующим распоряжения департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области № 101-р от 15 июля 2015 года «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению».

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ООО «УК «Нововятск» к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области о признании недействующим распоряжения департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области № 101-р от 15 июля 2015 года «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» оставить без удовлетворения.

Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Кировского областного суда А. В. Кощеев