дело №а-25/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2017 г. г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р.,
при секретаре П.,
с участием
представителя административного истца БУК УР «Зоопарк Удмуртии» Ф.А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, диплом №, регистрационный №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Правительства Удмуртской Республики Н.Д.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, диплом №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Управления Росреестра по Удмуртской Республике Т.Е.В.., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, диплом №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР М.М.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, диплом №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению БУК УР «Зоопарк Удмуртии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости,
установил:
Бюджетное учреждение культуры Удмуртской Республики «Государственный зоологический парк Удмуртии» (далее по тексту – БУК УР «Зоопарк Удмуртии», Учреждение, административный истец) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдых (рекреация) (код 0.5) – обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими и верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за парками, городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройство мест отдыха в них – для размещения зоологического парка культуры и отдыха Удмуртской Республике, общей площадью 177 886 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной в размере 165 720 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2015 г. определена в размере 471 367 659,38 рублей, в то время как согласно отчету об оценке, рыночная стоимость земельного участка составляет 165 720 000 рублей.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, не соответствует его рыночной стоимости, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной необходимо для уплаты справедливых налоговых платежей за землю.
В судебном заседании представитель административного истца БУК УР «Зоопарк Удмуртии» Ф.А.В. административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Удмуртской Республики Н.Д.С., представитель Управления Росреестра по Удмуртской Республике Т.Е.В.., представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР М.М.Н., возражений против заявленных исковых требований не высказали.
Представитель Администрации г.Ижевска не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанного лица о времени и месте судебного заседания.
В связи с признанием судом необязательной явки в судебное заседание представителя заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя Администрации г.Ижевска в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 247 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, представителей Правительства УР, Управления Росреестра по Удмуртской Республике, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Верховный суд республики…рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В судебном заседании установлено, что БУК УР «Зоопарк Удмуртии» является собственником земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдых (рекреация) (код 0.5) – обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими и верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за парками, городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройство мест отдыха в них – для размещения зоологического парка культуры и отдыха Удмуртской Республике, общей площадью 177 886 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 21 января 2016 г. №.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № составляет 471 367 659,38 руб.
Данная кадастровая стоимость установлена в результате государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года».
Сведения о земельном участке с кадастровым №, внесены в государственный кадастр недвижимости 10 августа 2016 г. и с этой даты качественные и количественные показатели земельного участка не изменялись.
Согласно отчету об оценке объекта № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдых (рекреация) (код 0.5) – обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими и верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за парками, городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройство мест отдыха в них – для размещения зоологического парка культуры и отдыха Удмуртской Республике, общей площадью 177 886 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на 1 января 2015 года определена в размере 165 720 000 рублей.
Данные обстоятельства, помимо объяснений, участвующих в деле лиц, объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами, которые судом изучены в судебном заседании, проверены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ и признаны отвечающими критериям допустимости, относимости и достоверности. Основания сомневаться в достоверности представленных отчетов оценки рыночной стоимости земельных участков у суда отсутствуют.
Отчет об определении рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, что подтверждено положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства «<данные изъяты>» № от 8 декабря 2016 г.
Заключение экспертов соответствуют требованиям статьи 82 КАС РФ, квалификация экспертов и оценщиков подтверждены имеющимися в деле дипломами о профессиональном образовании и подготовке, свидетельствами на право осуществления оценочной и экспертной деятельности.
Административным ответчикам и заинтересованным лицам определением суда разъяснено право оспорить результаты оценки, представленной истцом, включая право ходатайствовать перед судом о назначении судебной оценочной экспертизы. Административные ответчики, заявленные требования не оспорили, с представленной оценкой рыночной стоимости земельного участка согласились. Спор о размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2015 г. между участвующими в деле лицами отсутствует.
Оценивая указанные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу статьи 248 КАС РФ, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции от 03.07.2016 г. №361-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно статье 3 Закона о регистрации недвижимости Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Согласно статье 13 Закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом регистрации прав на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который включена глава III. 1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Между тем пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в Единый государственный реестр недвижимости органом регистрации прав кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Для пересмотра в суде юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предварительное обращение в Комиссию является обязательным (ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд констатирует, что данное требование закона административным истцом соблюдено.
БУК УР «Зоопарк Удмуртии» 31 октября 2016 г. обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> указав в качестве оснований для пересмотра установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Решением Комиссии от 16 ноября 2016 года № заявление Учреждения отклонено (л.д.9-10).
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
В связи с этим суд приходит к выводу, что административный истец представил доказательства исполнения требований Закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума №28 от 30 июня 2015 года Верховный Суд РФ разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, определенные Постановлением № 531, были внесены в государственный кадастр недвижимости 10.08.2016 г., а с настоящим заявлением Учреждение обратилось в Комиссию 31.10.2016 г., то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
С учетом изложенного, суд находит заявленные требования БУК УР «Зоопарк Удмуртии» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования административного истца сводятся к установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере её рыночной стоимости (изменению кадастровой стоимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости), не связаны с оспариванием нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. Принимая во внимание, что удовлетворение данных требований влечет изменение соответствующих сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости, исполнение вступившего в законную силу решения суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" возложено на ФГБУ «ФКП Росреестра» как на орган кадастрового учета.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление БУК УР «Зоопарк Удмуртии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдых (рекреация) (код 0.5) – обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими и верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за парками, городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройство мест отдыха в них – для размещения зоологического парка культуры и отдыха Удмуртской Республике, общей площадью 177 886 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной в размере 165 720 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года, на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления БУК УР «Зоопарк Удмуртии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости считать 31 октября 2016 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 25 января 2017 г.
Председательствующий судья Г.Р. Багаутдинова