ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-25/2017 от 26.04.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Дело № 3а-25/2017 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Костенко Е.Л.,

при секретаре судебного заседания Мельниковой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 26 апреля 2017 г. в г.Сыктывкаре Республики Коми дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, расположенных по адресу: <Адрес обезличен> в размере их рыночной стоимости, возложении обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, указав в обоснование, что он является собственником 14-ти объектов капитального строительства, расположенных в <Адрес обезличен>. Согласно приказу от 30 ноября 2015 г. <Номер обезличен>Д кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2015 г. составила: нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ...; нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилого помещения, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере .... Как следует из отчета об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <Номер обезличен> составила ....; с кадастровым номером <Номер обезличен> составила ....; с кадастровым номером <Номер обезличен> составила ....; с кадастровым номером <Номер обезличен> составила ....; с кадастровым номером <Номер обезличен> составила ....; с кадастровым номером <Номер обезличен> составила ....; с кадастровым номером <Номер обезличен> составила ....; с кадастровым номером <Номер обезличен> составила ....; с кадастровым номером <Номер обезличен> составила ...; с кадастровым номером <Номер обезличен> составила ....; с кадастровым номером <Номер обезличен> составила ...; с кадастровым номером <Номер обезличен> составила ....; с кадастровым номером <Номер обезличен> составила ....; с кадастровым номером <Номер обезличен> составила .... Ссылается на то, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права, так как повышает уровень налоговых платежей.

Административный истец и его представитель в судебном заседании требования поддержали, пояснив, что кадастровую стоимость нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости необходимо установить по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2016 г. Датой подачи заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости просили установить 29 декабря 2016 г., поддержав письменное ходатайство о восстановлении срока подачи заявления (...).

Представитель Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в судебном заседании не возражал против установления кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика об оценке, и подтвержденной заключением эксперта.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном заседании не приняли.

В письменных отзывах представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Коми, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми право административного истца на установление кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равной их рыночной стоимости не оспаривали.

На основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения административного истца и его представителя, представителя Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Кадастровая стоимость отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения (ст.ст. 375, 378.2, 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, к числу которых отнесены иные здание, строение, сооружение, помещение, расположенное в пределах муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 30 ноября 2015 г. №329Д утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми, согласно приложениям к настоящему приказу (Приложение 1 - Приложение 4).

В таблице результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Республики Коми по состоянию на 1 января 2015 г. указаны нежилые помещения: с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...); с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...); с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...); с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...); с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...); с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...); с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...); с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...); с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...); с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...); с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...); с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...); с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...); с кадастровым номером <Номер обезличен> кадастровой стоимостью .... (приложение № 4, позиция ...).

Постановлением Правительства Республики Коми от 8 декабря 2015 г. № 496 «О Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений» утверждено Положение о Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений.

Как следует из Положения, Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (Минимущество Республики Коми) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в сфере имущественных отношений, земельных отношений, управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Коми, в том числе государственным жилищным фондом Республики Коми, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в указанной сфере. Министерство является правопреемником Агентства Республики Коми по управлению имуществом (пункты 1, 8).

Правила проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости установлены Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. № 113.

Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Пунктами 3 и 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 298 установлено, что целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку с учетом предполагаемого использования результата оценки. Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

В этой связи в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, действующее законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником помещений, назначение: нежилое: с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 2; с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 10; с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 11; с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 9; с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью ... кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 3,4,5,6,7,8; с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 6; с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 8; с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 7; с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью ... кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 1 этаж пристройки (№№5-12); с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью ... кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 1 этаж пристройки (№1); с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 2 этаж пристройки (№№1,2); с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане антресоль-№№14,15,16; с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью ... кв.м., этаж 1,2, номера на поэтажном плане 1 этаж -№№1,9; 2 этаж - №№ 12,13; с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью ... кв.м., этаж 1,2, расположенных по адресу: <Адрес обезличен>.

Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 12 декабря 2015 г.

Статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки.

Как следует из содержания части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков.

Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете (часть 4 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Судом при рассмотрении дела было распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, при этом на административного истца возложена обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой; на административных ответчиков факты по возражениям по иску, если возражения против иска имеются.

Исходя из представленных возражений надлежащего административного ответчика - Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений, последнее возражало против установления кадастровой стоимости спорных нежилых помещений в размере их рыночной стоимости в заявленном административным истцом размере.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости допустимыми письменными доказательствами являются отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В качестве доказательства рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлен отчет <Номер обезличен> от 12 декабря 2016 г. об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства, составленный ИП З.Д.А., согласно которому по состоянию на 1 января 2015 г. рыночная стоимость нежилых помещений по адресу: <Адрес обезличен>, составляет: нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....; нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере ....

Положительным экспертным заключением <Номер обезличен> от 20 декабря 2016 г. Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков» приведенный отчет был признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По ходатайству представителя Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений на основании определения суда от 17 февраля 2017 г. экспертом ИП К.В.А. была проведена экспертиза по определению рыночной стоимости объектов капитального строительства, расположенных по адресу: <Адрес обезличен> по состоянию на 1 января 2015 г.

Согласно заключению эксперта ИП К.В.А. от 4 апреля 2017 г. <Номер обезличен> отчет ИП З.Д.А.<Номер обезличен> от 12 декабря 2016 г. об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства, расположенных по адресу: <Адрес обезличен> соответствует требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, а выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки, признаны экспертом обоснованными.

Суд соглашается с представленным заключением эксперта и приходит к выводу, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений соответствует действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, что он отвечает требованиям относимости, допустимости и достоверности, каких-либо сомнений в его достоверности не вызывает.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения. В отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие достоверность выводов и результатов, полученных оценщиком.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика ИП З.Д.А., поскольку отчет мотивирован, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными оценщиком обстоятельствами, не содержат противоречий и подтверждены заключением эксперта.

Учитывая, что доказательств, которые опровергали бы указанную оценщиком и экспертом величину рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, участниками дела вопреки части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено, суд приходит к выводу о признании административного иска ФИО1 подлежащим частичному удовлетворению.

В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Закона № 361-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (абзац 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).

Согласно абзацу 1 пункта 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Как следует из материалов дела, административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости ФИО1 подано в Верховный суд Республики Коми 12 января 2017 г.

Поскольку на момент обращения с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости действовала кадастровая стоимость, являвшаяся предметом оспаривания и налоговой базой, то на основании статьей 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установленная в размере рыночной кадастровая стоимость нежилых помещений подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации на период с 1 января 2017 г. и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Административные исковые требования ФИО1 об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости на период с 1 января 2016 г., принимая во внимание дату обращения административного истца с аналогичным иском 29 декабря 2016 г. в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, удовлетворению не подлежат.

Как следует из определения судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 января 2017 г. административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Коми, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Ком об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости возвращено в адрес административного истца на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства РФ в связи с неподсудностью спора данному суду.

В Верховный Суд Республики Коми административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости согласно штампу входящей корреспонденции поступило 12 января 2017 г.

В соответствии с требованиями статьи 20 Кодекса административного производства РФ административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отнесены к подсудности Верховного суда республики и подлежат рассмотрению им в качестве суда первой инстанции.

В данном случае, дата подачи ФИО1 административного иска в Сыктывкарский городской суд Республики Коми не может быть принята и учтена судом при определения периода применения установленной судом кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку при нарушении правил подсудности заявленные требования не подлежали принятию и не могли быть предметом рассмотрения Сыктывкарского городского суда Республики Коми. Административное производство по административному иску ФИО1 районным судом не возбуждалось.

Поскольку дата обращения в комиссию по рассмотрению споров или в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не является процессуальным сроком, оснований для его восстановления в соответствии с заявленным стороной административного истца ходатайством, суд не усматривает.

Поскольку установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости в силу требований Закона (ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности и п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), и принятия для этого дополнительного решения не требуется, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в части обязания ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать, в том числе, указание на распределение судебных расходов.

При предъявлении настоящего административного искового заявления ФИО1 понес расходы по уплате государственной пошлины в размере ....

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из следующего. В соответствии со ст.103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.

При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

По настоящему делу представитель Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений возражал против удовлетворения иска ФИО1 по установлению указанной в заявлении рыночной стоимости нежилых помещений, заявлял о необходимости назначения соответствующей судебной экспертизы, следовательно, имел противоположный с административным истцом юридический интерес.

В связи с изложенным, с Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в пользу ФИО1 подлежат взысканию понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ....

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен> в размере их рыночной стоимости, возложении обязанности внести сведения в государственный кадастр недвижимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 2, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 10, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 11, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ...., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 9, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 3,4,5,6,7,8, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 6, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 8, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 7, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 1 этаж пристройки (№№5-12), расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 1 этаж пристройки (№1), расположенного по адресу: <Адрес обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 2 этаж пристройки (№№1,2), расположенного по адресу: <Адрес обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане антресоль - №№14,15,16, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 1,2, номера на поэтажном плане 1 этаж - №№1,9; 2 этаж - №№12,13, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью ... кв.м., этаж 1,2, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, равной ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2015 г., на период с 1 января 2017 г. и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 января 2017 г.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше нежилых помещений, расположенных по адресу: <Адрес обезличен>.

Взыскать с Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в пользу ФИО1 .... – расходы по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <Номер обезличен> в размере их рыночной стоимости на период с 1 января 2016 г.; установлении даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости 29 декабря 2016 г.; обязать ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Коми.

Мотивированное решение изготовлено 2 мая 2017 г.

Председательствующий Е.Л. Костенко

Копия верна судья Е.Л. Костенко