ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-25/2022 от 11.03.2022 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело № 3а-25/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Сакеновой К.Ю.,

с участием прокурора Шевелевой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2022 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Гейко Н.М. в лице представителя Велиева Р.Р. с учетом уточнений о признании недействующими пункта 1192 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункта 1344 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункта 1419 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

установил:

приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», определен на 2020 год Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ размещен в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 30 декабря 2019 года.

В пункт 1192 названного Перечня включено нежилое здание (станция технического обслуживания на 7 постов) с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>.

Приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», определен на 2021 год перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ размещен в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 28 декабря 2020 года.

В пункт 1344 названного Перечня включено нежилое здание (станция технического обслуживания на 7 постов) с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>.

Приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», определен на 2022 год перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ размещен в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 29 декабря 2021 года.

В пункт 1419 названного Перечня включено нежилое здание (станция технического обслуживания на 7 постов) с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>.

Гейко Н.М. в лице представителя Велиева Р.Р. обратилась в суд посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании недействующими пункта 1192 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункта 1344 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункта 1419 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», которыми в названные Перечни включено нежилое здание (станция технического обслуживания на 7 постов) с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником нежилого здания (станции технического обслуживания на 7 постов) с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, которое было внесено в пункты 1192, 1344 и 1419 оспариваемых в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, 2021 год и 2022 год соответственно. Между тем указанное нежилое здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в Перечень на 2020 год, Перечень на 2021 год и Перечень на 2022 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, незаконно возлагая на нее обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 20 октября 2020 года № 115 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений переименовано в Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений.

Административный истец Гейко Н.М. в судебном заседании не присутствовала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель административного истца Гейко Н.М. – Велиев Р.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений Некрасова Г.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемые в части приказ Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д, приказ Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од и приказ Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од, полностью соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты в пределах установленных полномочий Министерства и Комитета, опубликованы в установленном законом порядке, и не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Заинтересованное лицо – ООО «Автодок», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.

В соответствии со статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца Гейко Н.М. – Велиева Р.Р., представителя административного ответчика Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений Некрасову Г.Н., исследовав и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу положений частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2021 года) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Республики Коми от 27 октября 2014 года № 123-РЗ «О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такой датой определено 1 января 2015 года (статья 1).

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением Правительства Республики Коми от 19 июня 2018 года № 278 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 8 декабря 2015 года № 496 «О Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений» в Положение о Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений (действовало до 1 ноября 2020 года) внесены изменения, а именно оно дополнено пунктами 16-1 – 16-4, в соответствии с которыми Минимущества Республики Коми определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), и утверждает указанный перечень; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по Республике Коми; размещает перечень на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; устанавливает вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения.

Как отмечено выше, согласно Указу Главы Республики Коми от 20 октября 2020 года № 115 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений переименовано в Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений.

Постановлением Правительства Республики Коми от 2 ноября 2020 года № 537 «О Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений» утверждено Положение о Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений, согласно которому Комитет является правопреемником Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений (пункт 8); определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), и утверждает указанный перечень; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по Республике Коми; размещает перечень на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; устанавливает вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (подпункты 20 – 23 пункта 11).

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 года № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Согласно части 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 года № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми считается первая публикация (первое размещение (опубликование) полного текста этих актов в одном из следующих источников официального опубликования: газета «Республика»; газета «Коми му»; журнал «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми»; сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/) является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором в соответствии с Законом Республики Коми «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» размещаются (публикуются) на русском языке законы Республики Коми, нормативные правовые акты Государственного Совета Республики Коми, нормативные правовые акты Главы Республики Коми, нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, решения Конституционного Суда Республики Коми, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми, а также иные правовые акты, материалы - документы, сведения, информация, подлежащие официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми (постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2014 года № 124 «О сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации»).

Таким образом, оспариваемые в части приказ Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», приказ Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость» и приказ Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», размещенные в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются.

Из материалов дела следует, что Гейко Н.М. является собственником объекта недвижимости – нежилого здания (...) с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.

Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 этого же кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

При этом полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, поименованного в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации не наделен.

Согласно части 1 статьи 4(1) Закона Республики Коми от 24 ноября 2003 года № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» (в редакции, действующей с 1 января 2020 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении видов недвижимого имущества, определенных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, названным Законом Республики Коми от 24 ноября 2003 года № 67-РЗ особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества не установлены, следовательно, в отношении всех видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, применяются положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации без особенностей.

По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов соответственно);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов соответственно).

Таким образом, из приведенных правовых норм федерального и регионального законодательства следует, что в Перечень подлежат включению такие нежилые отдельно стоящие здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Как следует из материалов административного дела, спорное здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, расположено на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «для обслуживания станции техобслуживания автомобилей на 7 постов».

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий пункта 2 статьи 7).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (действовавший на момент принятия оспариваемых в части Перечня на 2020 год и Перечня на 2021 год), который устанавливал наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который устанавливает наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.

Названные Классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, наряду с таким видом разрешенного использования земельных участков, как бытовое обслуживание - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) (код 3.3), безусловно предусматривающим размещение объектов бытового обслуживания, также включают в себя такие виды разрешенного использования земельных участков, как объекты дорожного сервиса (код 4.9.1); ремонт автомобилей - размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов дорожного сервиса, а также размещение магазинов сопутствующей торговли (код 4.9.1.4), описание которых не предусматривает безусловного размещения на земельных участках объектов бытового обслуживания.

Кроме того, согласно пункту 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 до вступления его в силу виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Данными Методическими указаниями были определены в том числе такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).

Таким образом, исходя из буквального описания, приведенный вид разрешенного использования земельного участка «для обслуживания станции техобслуживания автомобилей на 7 постов» однозначно не предусматривает размещение на нем объектов бытового обслуживания в значении, придаваемом пунктами 1.2.5 и 1.2.7 названных выше методических указаний, а также данный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещения объектов бытового обслуживания в значении, придаваемом в описании вида разрешенного использования земельного участка «бытовое обслуживание» с кодом 3.3 названных выше классификаторов видов разрешенного использования земельных участков, позволяющим отнести здание к торговому центру, а следовательно, не отвечает условиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения.

Доказательств, объективно свидетельствующих о том, что названный выше земельный участок имел иной вид разрешенного использования на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, материалы дела не содержат.

Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорное здание с кадастровым номером <Номер обезличен> не могло быть включено в оспариваемые Перечень на 2020 год, Перечень на 2021 год и Перечень на 2022 год по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.

Доводы представителя административного ответчика об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и не учитывают правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 12 ноября 2020 года № 46-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика», согласно которой подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

В связи с этим, поскольку данный вид разрешенного использования земельного участка «для обслуживания станции техобслуживания автомобилей на 7 постов» однозначно не предусматривает размещения на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, обоснованность включения здания с кадастровым номером <Номер обезличен> в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества следовало определять исходя из предназначения для использования или фактического использования здания в целях размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания.

Между тем согласно техническому паспорту здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, составленному ... по состоянию на 27 сентября 2007 года, и экспликации к поэтажному плану этого здания, а также выписке из Единого государственного реестра недвижимости, принадлежащее Гейко Н.М. нежилое двухэтажное здание общей площадью ... кв.м имеет назначение – ....

Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит термина бытовые услуги, использует понятие «объект бытового обслуживания», не раскрывая его содержания.

Вместе с тем по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025 (действовавших на момент принятия оспариваемых в части Перечня на 2020 год и Перечня на 2021 год), Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

При таком положении, исследовав и оценив данную техническую документацию на указанное здание, суд приходит к выводу об отсутствии в нем помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, поскольку отсутствуют доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что помещения в спорном здании, указанные в технической документации с назначением: «кузовной участок», «помещение», «покрасочная камера», «пункт подготовки», «склад», «приемная», «агрегатный участок», «техконтроль», «ремонтный участок», «комната охраны», «комната мастеров», «подсобная» предусматривают размещение объектов бытового обслуживания, так как перечисленные объекты законодательством к бытовым не относятся.

По изложенным основаниям является несостоятельной и ссылка представителя административного ответчика на ГОСТ Р 57137-2016 «Бытовое обслуживание населения. Термины и определения», в котором также приведены определения таких предприятий (организаций) бытового обслуживания, как мастерская, дом быта, ателье, салон и так далее, при этом такое предприятие как станция технического обслуживания автомобилей в стандарте не поименовано.

В пунктах 55, 56 названного стандарта среди прочих бытовых услуг действительно указаны техническое обслуживание транспортных средств, машин и оборудования и ремонт транспортных средств.

Рассматривая работы и услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей как исключительно бытовые, административный ответчик не принимает во внимание общее понятие бытовых услуг, предусмотренное как ГОСТ Р 57137-2016 «Бытовое обслуживание населения. Термины и определения», так и иными перечисленными выше нормативными правовыми актами.

Между тем, с учетом вышеизложенного, работы и услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей являются бытовыми только тогда, когда оказываются лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности. Осуществление технического обслуживания и ремонта автомобилей для каких-либо иных целей (для использования автомобилей в предпринимательской деятельности и так далее) не является бытовым обслуживанием.

Таким образом, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации), спорное здание с кадастровым номером <Номер обезличен> также не подлежало включению в Перечень на 2020 год, Перечень на 2021 год и Перечень на 2022 год, поскольку назначение или наименование расположенных в нем помещений не предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в объеме, превышающем 20 процентов от его площади. Указания в техническом паспорте назначения здания, а в Едином государственном реестре недвижимости наименования здания «станция техобслуживания автомобилей на 7 постов» для отнесения его к категории административно-делового центра или торгового центра (комплекса) недостаточно. При этом такое обстоятельство федеральным законодателем не отнесено к условиям, при наличии которого отдельно стоящее нежилое здание в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, в этом случае правовое значение имеет именно предназначение помещений в здании, а не его (здания) наименование и цели использования.

При таком назначении спорного здания и помещений в нем должна быть установлена фактическая направленность на выполнение работ (оказание услуг), предназначенных исключительно для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд населения.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2014 года № 546 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка организационно-техническую работу, связанную со сбором информации в целях установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества и проведением обследований объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 Порядка, проводит государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» (далее - ГБУ РК «РУТИКО»).

Приведенным Порядком также установлено, что должностные лица проводят обследования объектов недвижимого имущества, в том числе посещают и осматривают объекты недвижимого имущества, указанные в приказе о проведении мероприятий, проводят измерения объектов недвижимого имущества (при необходимости), осуществляют иные действия в целях установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества (пункт 9); результаты проведения мероприятий и вид фактического использования объекта недвижимого имущества, установленный по результатам проведения мероприятий, фиксируются должностными лицами в акте обследования фактического использования объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Коми, который составляется и подписывается должностными лицами в срок не позднее 7 рабочих дней со дня окончания сроков, указанных в пункте 10 Порядка, по форме согласно приложению 2 к данному Порядку (пункт 11).

Между тем, как следует из материалов административного дела и пояснений представителя административного ответчика, мероприятий по обследованию принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на 2020 год, Перечень на 2021 год и Перечень на 2022 год не проводилось, вид фактического использования указанного здания на момент его включения в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества не определялся.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, административным ответчиком Комитетом Республики Коми имущественных и земельных отношений относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, 2021 год и 2022 год, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.

При этом представленные в материалы дела в подтверждение факта использования спорного здания с кадастровым номером <Номер обезличен> в качестве объекта бытового обслуживания скрин-шоты страниц сайта «...» в социальной сети «ВКонтакте», на которые ссылалась представитель административного ответчика, являются недопустимым доказательством по настоящему административному делу, рассматриваемому в порядке абстрактного нормоконтроля, поскольку согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическое использование здания (сооружения, строения) определяется уполномоченным органом в установленном порядке, следовательно, допустимым доказательством при разрешении требования об оспаривании нормы о включении объекта недвижимости в Перечень является Акт, содержащий сведения, предусмотренные названной выше статьей.

С учетом изложенного, поскольку обследование спорного здания в целях установления его фактического использования до принятия оспариваемых нормативных правовых актов не проводилось, сведения о наличии в нем помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения), назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение объектов, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют, при этом спорное здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования не предусматривающим безусловного размещения на нем перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектов, суд приходит к выводу о том, что на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов принадлежащее административному истцу здание не отвечало установленным федеральным законодательством условиям, позволяющим отнести его к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше нормы закона, суд считает, что оспариваемые пункт 1192 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д, пункт 1344 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од, пункт 1419 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од, не соответствуют положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в указанной части, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2020 год, 2021 год и 2022 год при этом признание оспариваемых положений недействующими с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества недействующими со дня их принятия.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, где были ранее размещены нормативные правовые акты.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Гейко Н.М. в лице представителя Велиева Р.Р. с учетом уточнений о признании недействующими пункта 1192 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункта 1344 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», пункта 1419 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость», удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 1192 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Признать недействующим со дня принятия пункт 1344 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 26 декабря 2020 года № 43-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Признать недействующим со дня принятия пункт 1419 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений от 28 декабря 2021 года № 324-од «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, где были ранее размещены нормативные правовые акты.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - А.В. Кондратюк

В окончательной форме решение изготовлено 23 марта 2022 года.

Судья - А.В. Кондратюк

...