ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-260/19 от 04.09.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-260/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 4 сентября 2019 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Амелиной Я.Г.

с участием прокурора Бекеневой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Первая башенная компания» о признании недействующим в части решения Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013 года N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ростовского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района",

установил:

Решением Думы Ростовского муниципального района от 4 апреля 2013 года № 40 установлены коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ростовского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района.

Пунктом 29 Приложения № 1 к Решению в первоначальной редакции установлен коэффициент функционального использования земельных участков по виду разрешенного использования земельного участка «электро- и радиосвязь, телеграф, телефон, телерадиотрансляционные станции» в размере 295 %.

Решение опубликовано в издании Ростовский вестник № 27 9 апреля 2013 года.

Решением Думы Ростовского муниципального района от 23.09.2014 N 81 "О внесении изменений в решение Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013 N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" приложение № 1 изложено в новой редакции.

Коэффициент функционального использования земельных участков по виду разрешенного использования «электро- и радиосвязь, телеграф, телефон, телерадиотрансляционные станции» не изменился и составил 295 %, но указан в пункте 19 Приложения № 1 в новой редакции.

Решение опубликовано в издании "Ростовский вестник", N 76, 30.09.2014 года.

Решением Думы Ростовского муниципального района от 10.12.2015 N 70 вновь изменена редакция Приложения № 1 к решению Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013 N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района".

Однако, размер коэффициента функционального использования земельных участков по виду разрешенного использования «электро- и радиосвязь, телеграф, телефон, телерадиотрансляционные станции», приведенный в пункте 19 Приложения, остался прежним и составил 295 %.

Решение опубликовано в издании "Ростовский вестник", N 96, 15.12.2015 года.

АО «Первая башенная компания» обратилось с административным иском о признании недействующим пункта 19 Приложения № 1 к указанному Решению устанавливающего значения коэффициента функционального использования земельного участка в размере 295 %.

В обоснование административного иска указано следующее: АО «Первая башенная компания» является арендатором расположенных на территории Ростовского муниципального района Ярославской области земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> (для содержания мачты сотовой связи), <данные изъяты> (для строительства антенно – мачтового сооружения); <данные изъяты> (связь).

Расчет арендной платы за данные земельные участки осуществляется с использованием установленного оспариваемым Решением коэффициента функционального использования земельных участков по виду разрешенного использования «электро- и радиосвязь, телеграф, телефон, телерадиотрансляционные станции», составляющим 295 %.

Административный истец полагает, что размер данного коэффициента установлен органом местного самоуправление в отсутствии его экономического основания, что противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.

В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности Рухленко В.С. административный иск поддержал.

Представитель административного ответчика Думы Ростовского муниципального района Ярославской области на основании доверенности Ганьжина Л.В. административный иск не признала, полагала, что административным истцом пропущен срок оспаривания Решения. Вместе с тем пояснила суду, что какой – либо экономический расчет величины оспариваемого коэффициента органом местного самоуправления при принятии оспариваемого Решения не производился.

Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для удовлетворения административного иска в связи с отсутствием экономического обоснования установленного оспариваемым Решением коэффициента функционального использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов электро- и радиосвязи, телеграфа, телефона, телерадиотрансляционных станций, в размере 295 %.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования АО «Первая башенная компания» подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды.

В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Ярославской области установлен постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 года N 710-п.

Согласно пунктам 2.2 и 2.3 Постановления № 710-п размер годовой арендной платы за использование земельного участка, за исключением случаев, установленных пунктами 2.2<1>, 2.6, 2.6<1> - 2.6<4> раздела 2 настоящего Порядка, рассчитывается по формуле:

Ави = УПКСЗви x S x К,

где:

Ави - величина годовой арендной платы по виду использования (руб.);

УПКСЗви - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв. м), определяемый в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель;

S - площадь земельного участка (кв. м);

К - коэффициент функционального использования, определяемый на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа) (%).

Коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа, за исключением коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа города Ярославля, предоставленных в целях капитального строительства (за исключением жилищного строительства).

При расчете арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, применяются коэффициенты функционального использования, утвержденные органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа области, за исключением земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, расположенных на территории городского округа города Ярославля, и земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, предоставленных для размещения и эксплуатации аэропортов.

Таким образом, определение размера коэффициента функционального использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с Уставом Ростовского муниципального района Ярославской области, принятым Думой Ростовского муниципального округа 19.06.1996 года, (статьи 20, 34, 37) Дума Ростовского муниципального района является представительным органом Ростовского муниципального района.

Дума Ростовского муниципального района по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Ярославской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Ростовского муниципального района.

Решения Думы Ростовского муниципального района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Ростовского муниципального района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы Ростовского муниципального района, если иное не установлено федеральным законом.

Опубликование муниципальных нормативных правовых актов Думы Ростовского муниципального района осуществляется Главой Ростовского муниципального района путем подписания и направления для официального опубликования в печатное средство массовой информации, распространяемое в Ростовском муниципальном районе, учрежденное органами местного самоуправления Ростовского муниципального района, - газету "Ростовский вестник".

На основании указанных положений Устава Ростовского муниципального района и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Решение принято уполномоченным органом местного самоуправления, в пределах предоставленных ему полномочий нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, порядок принятия решения в части наличия кворума для признания его принятым и введения его в действие соблюден.

Вместе с тем, суд полагает, что при принятии Решения в оспариваемой его части представительным органом местного самоуправления нарушены положения Постановления № 582, которым закреплены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно абзацу второму Основных принципов арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

По делу установлено, что при принятии Решения в оспариваемой его части Дума Ростовского муниципального района экономическим обоснованием того обстоятельства, что коэффициент функционального использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов электро- и радиосвязи, телеграфа, телефона, телерадиотрансляционных станций, составляет 295 %, не располагала.

Административным ответчиком не представлено суду доказательств, обосновывающих установление коэффициента в приведенном размере, что указывает на произвольное его установление.

Суд учитывает, что несмотря на отсутствие нормативно установленной методики расчета коэффициента функционального использования земельных участков, исходя из понятия экономического обоснования арендной платы, заложенного в вышеприведенных Основных принципах определения арендной платы, а также понятия «коэффициента функционального использования земельного участка», которое дано в пункте 2.2 Постановления № 710-п, экономическое обоснование определения цифрового значения данного коэффициента должно иметь место на основании расчета или анализа подлежащих учету факторов с использованием специальных познаний в экономике, социальных науках и оценке.

Такого исследования в порядке подготовки к принятию Решения в оспариваемой его части представительным органом местного самоуправления не проводилось.

Из представленных в материалы дела протоколов совместного заседания комиссий по экономической политике и бюджету, по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка, по социальной политике Думы Ростовского муниципального района от 3 декабря 2015 года, а также протокола очередного заседания Думы Ростовского муниципального района Ярославской области четвертого созыва от 10 декабря 2015 года следует, что в распоряжении депутатов до принятия оспариваемого Решения в действующей редакции находился Отчет определения рыночных коэффициентов функционального использования земельных участков, выполненный оценочной организацией ООО «Ярэксперт». При этом, данный Отчет обоснования величины коэффициента для земельных участков, предназначенных для размещения объектов электро- и радиосвязи, телеграфа, телефона, телерадиотрансляционных станций, не содержит.

Доказательств наличия такого обоснования при принятии Решения об установлении коэффициента Думой Ростовского района решениями от 4 апреля 2013 года № 40 и от 23.09.2014 N 81 административным ответчиком суду также не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что установленный в пункте 19 Приложения № 1 к Решению коэффициент функционального использования земельных участков по виду разрешенного использования «электро- и радиосвязь, телеграф, телефон, телерадиотрансляционные станции» в размере 295 % определен органом местного самоуправления произвольно, в отсутствие какой – либо оценки доходности таких земельных участков.

По указанным основаниям Решение в оспариваемой части не соответствует абзацу второму Основных принципов, утвержденных постановлением № 582, а также пункту 2.2 Порядка, утвержденного постановлением № 710 – п, и в связи с этим подлежит признанию недействующим.

Определяя момент, с которого подлежит признанию недействующим пункт 19 Приложения № 1 к Решению, суд принимает во внимание положения статьей 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (пункт 38), и полагает, что нормативный акт в оспариваемой его части подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, так как до вынесения настоящего решения этот нормативный акт неоднократно применялся и на основании этого акта были реализованы права как органа местного самоуправления, так и плательщиков арендной платы.

Доводы административного ответчика о том, что административным истцом пропущен срок оспаривания нормативного акта являются несостоятельными, поскольку законом такой срок не установлен. В соответствии с положениями главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный акт может быть оспорен в течение всего срока его применения.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Акционерного общества «Первая башенная компания» удовлетворить.

Признать недействующими пункт 19 Приложения № 1 к решению Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013 года N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ростовского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" с момента вступления решения суда в законную силу.

Опубликовать в издании "Ростовский вестник" сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда Е.Ю. Щеголькова