ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-260/19 от 14.06.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-260/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2019 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Силенок О.В.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Богомоловой А.П., Поносова А.В.,

представителя административного истца ООО «Глобалгазинвест» Боярских М.В., действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Букреевой Ю.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Глобалгазинвест» о признании недействующими полностью со дня вступления решения суда в законную силу постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 года № 272-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Глобалгазинвест» (Очерский район)»; постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 года № 322-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения ООО «Глобалгазинвест» (Очерский район)»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края (далее - РСТ Пермского края, регулирующий орган) от 19.12.2018 № 272-т определены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью «Глобалгазинвест» (далее – ООО «Глобалгазинвест», Общество) для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению 1; установлены тарифы согласно приложению 2, которые действуют с 01.01.2019 по 31.12.2023.

Постановлением РСТ Пермского края от 19.12.2018 № 322-вг утверждена производственная программа ООО «Глобалгазинвест» в сфере горячего водоснабжения на 2019 год согласно приложению 1; установлены и введены в действие соответствующие производственной программе тарифы с 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно согласно приложению 2.

Указанные постановления опубликованы на официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края 29.12.2018 и в официальном источнике «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 2 от 21.01.2019, являются действующими.

ООО «Глобалгазинвест», с учетом дополнительного искового заявления от 22.04.2019, обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими полностью со дня вступления решения суда в законную силу постановления РСТ Пермского края от 19.12.2018 № 272-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Глобалгазинвест» (Очерский район)»; постановления РСТ Пермского края от 19.12.2018 № 322-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения ООО «Глобалгазинвест» (Очерский район)».

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что при определении необходимой валовой выручки для установления тарифов на тепловую энергию регулирующим органом необоснованно не учтены расходы на оплату труда в размере 2016 тыс. рублей, отчисления в страховые фонды в размере 631 тыс. рублей, расходы на обучение сотрудников, в то время как органу регулирования были представлены документы, подтверждающие фактические расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды за 2017 год, а в пояснительной записке к расчету тарифа детально и подробно раскрыт порядок расчетов затрат на оплату труда. Затраты административного истца на обучение сотрудников определены с использованием экспертных оценок, на основе данных за прошлые периоды регулирования, в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пункта 14 Правил регулирования. В тарифе органом регулирования не учтена расчетная предпринимательская прибыль, которая подлежала включению в порядке пункта 74 (1) Основ ценообразования, а также неверно определены затраты на оплату услуг производственного характера (по обслуживанию котельных).

Кроме того, административный истец полагает, что тарифное регулирование Общества было исключено, так как договор аренды муниципального имущества является незаключенным (не прошел государственную регистрацию). Если же регулирующий орган пришел к иному выводу, то метод регулирования выбран неверно, следовало применить метод экономически обоснованных расходов, так как оставшийся срок действия договора аренды менее 3 лет.

Административный истец указал и на нарушение процедуры принятия тарифа в сфере теплоснабжения, поскольку регулирующий орган, запросив, дополнительные документы, установил срок представления данных документов менее 7 рабочих дней. Изложенное указывает на то, что постановление РСТ Пермского края от 19.12.2018 № 272-т принято с существенным нарушением статей 3, 7, 28.1 Закона о теплоснабжении, пунктов 74 (1), 73, 62, 44, 31, 17 Основ ценообразования и пункта 20 Правил регулирования в сфере теплоснабжения, пункта 37 Методических указаний. Ввиду того, что при расчете тарифов на горячую воду в закрытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) учитывается компонент на тепловую энергию, который в свою очередь определяется с применением тарифа на тепловую энергию, то и постановление регулирующего органа от 19.12.2018 № 322-вг принято с нарушением действующего законодательства и является недействующим в силу пункта 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Региональная служба по тарифам Пермского края переименована в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Министерство по тарифам Пермского края) на основании Указа губернатора Пермского края от 17.10.2018 № 99.

Представитель административного ответчика с исковыми требованиями не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, материалы тарифного дела в 3-х томах, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявления, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктами 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункты 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Пермском крае в соответствии со статьей 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», постановления Правительства Пермского края от 26.10.2018 № 631-п «Об утверждении Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края» (пункты 3.2.1.2 и 3.2.1.4 Положения) является Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края (до переименования Региональная служба по тарифам Пермского края).

Оспариваемые административным истцом постановления регулирующего органа приняты на заседании коллегиального органа, при наличии необходимого кворума, по результатам заседания правления РСТ Пермского края. Принятые постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.12.2018, а также в официальном источнике «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 2 от 21.01.2019, что соответствует порядку, установленному пунктом 4 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, правительства Пермского края.., актов исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Таким образом, оспариваемые постановления являются нормативными правовыми актами, принятыми уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, опубликованы в установленном порядке и по этим основаниям не оспариваются.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний).

Согласно положениям пунктов 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования цен установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Проверив доводы сторон с учетом материалов тарифного дела и представленных в ходе рассмотрения дела доказательств, суд приходит к выводу, что оспариваемые в рамках данного административного дела постановления тарифного органа соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющих большую юридическую силу.

ООО «Глобалгазинвест» осуществляет несколько видов экономической деятельности, в том числе деятельность по производству, передаче, распределению, продаже потребителям тепловой энергии на территории Павловского городского поселения Очерского района Пермского края с использованием муниципального имущественного комплекса, переданного Обществу муниципальным образованием по договору аренды: Котельная № 1 и Котельная № 2 с технологическим оборудованием, тепловыми сетями и сетями горячего водоснабжения.

ООО «Глобалгазинвест» представило в РСТ Пермского края предложение от 26.04.2018 об установлении тарифов в сфере теплоснабжения с приложением обосновывающих материалов, в связи с чем, приказом и.о. руководителя РСТ Пермского края от 04.05.2018 № 70-од открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2019-2023 годы и выбран метод регулирования тарифов – метод индексации. Приказом и.о. руководителя РСТ Пермского края от 28.04.2018 № 53-од открыто дело об установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения на 2019 год.

Органом регулирования в установленном порядке проведена экспертиза поступившего от Общества предложения об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию на предмет определения экономической обоснованности, по результатам которой, согласно протоколу заседания правления от 19.12.2018, приняты постановление № 272-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Глобалгазинвест» (Очерский район)» (далее – Постановление № 272-т) и постановление № 322-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения ООО «Глобалгазинвест» (Очерский район)» (далее – Постановление № 322-вг).

Указание административного истца о том, что деятельность ООО «Глобалгазинвест» не подлежала тарифному регулированию, поскольку Общество не являлось законным владельцем систем тепло- и водоснабжения на основании договора аренды муниципального имущества от 20.07.2015, ввиду того, что данный договор заключен без проведения конкурентных процедур, не прошел государственную регистрацию в нарушение пункта 2 статьи 651 ГК РФ и статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, статьи 17.1 Закона о конкуренции судом отклоняется.

Договор аренды муниципального имущества от 20.07.2015 между администрацией Павловского городского поселения (собственника муниципального имущества – Котельной № 1 и Котельной № 2 с технологическим оборудованием) и ООО «Глобалгазинвест», предусматривает срок действия договора 5 лет (со 02.09.2015), однако договор не прошел государственную регистрацию.

Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил регулирования цен к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются, в том числе, копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).

Обращаясь в РСТ Пермского края с заявлением от 26.04.2018 об установлении тарифов на производство и передачу тепловой энергии на 2019-2023 годы, Общество представило пакет документов в соответствии с пунктом 16 Правил регулирования цен, в том числе представило договор аренды от 20.07.2015. Дополнительно 14.12.2018 Обществом представлен договор аренды того же объема муниципального имущества и между теми же лицами № ** от 03.09.2010.

Пункты 22, 23 Правил регулирования цен и пункт 14 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденного приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18, предусматривающие экспертизу регулирующим органом заявлений об установлении тарифов и приложенных к ним документов, не допускают отклонение регулирующим органом договоров, подтверждающих законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, которые не были в установленном порядке признаны недействительными.

При утверждении тарифа РСТ Пермского края должны оцениваться документы, представленные регулируемой организацией, подтверждающие право Общества на владение имуществом, необходимым для осуществления деятельности по теплоснабжению на территории муниципального образования, и содержащие достоверную информацию, в судебном порядке которые не оспорены, недействительными не признаны.

Ввиду того, что регулирующий орган не наделен полномочиями по проверке законности регистрации прав на недвижимое имущество, используемое в регулируемой деятельности, доводы административного истца о том, что ООО «Глобалгазинвест» не являлось теплоснабжающей организацией отклоняются судом.

Принимая во внимание, что на момент принятия Постановления № 272-т и Постановления № 322-вг ООО «Глобалгазинвест» использовало для теплоснабжения и горячего водоснабжения переданное по договору аренды муниципальное имущество – Котельную № 1 и Котельную № 2 с технологическим оборудованием для производства и реализации тепловой энергии населению и организациям пос. Павловский, основания для признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов в связи с принятием их без учета статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, статьи 651 ГК РФ, отсутствуют.

При этом суд исходит из того, что в материалах тарифного дела имеются документы, подтверждающие фактическое использование ООО «Глобалгазинвест» котельных и тепловых сетей, принадлежащих муниципальному образованию, для осуществления регулируемой деятельности по теплоснабжению и горячему водоснабжению с коллекторов источника тепловой энергии (котельной), тепловых сетей, расходы на содержание и эксплуатацию которых учтены регулирующим органом при расчете оспариваемых тарифов.

Метод экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с подпунктом «в» пункта 17 Основ ценообразования применяется в случае, если у регулируемой организации отсутствуют договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенные с 01.01.2014, и оставшийся срок действия всех договоров аренды, заключенных регулируемой организацией до 01.01.2014, иных договоров, подтверждающих право временного владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, за исключением концессионных соглашений, на день подачи заявления об утверждении тарифов составляет менее 3 лет.

Суд не может согласиться с утверждением административного истца о том, что метод регулирования РСТ Пермского края определен с нарушением пункта 17 Основ ценообразования.

Учитывая, что в отношении ООО «Глобалгазинвест» ранее осуществлялось государственное регулирование (Постановление РСТ Пермского края от 18.12.2015 № 294-т об установлении тарифного регулирования на период с 01.01.2016 по 31.12.2018), а в материалы тарифного дела регулируемой организацией представлен договор аренды муниципального имущества, заключенный после 01.01.2014, принимая во внимание специфику выбора метода регулирования тарифов, а именно то, что решение принимается органом регулирования, применение органом регулирования метода индексации соответствует действующему правовому регулированию в сфере теплоснабжения.

Оспаривая нормативные правовые акты, Общество в обоснование заявленных требований ссылается на то, что постановление регулирующего органа устанавливает экономически необоснованный тариф на тепловую энергию, который влияет на размер тарифа в сфере горячего водоснабжения, для потребителей ООО «Глобалгазинвест». По мнению административного истца, при установлении тарифа на тепловую энергию методом индексации органом регулирования неправомерно не включены расходы по статьям «оплата труда», «отчисления на социальные нужды», «расходы на обучение персонала» в заявленном обществом размере.

Суд, исследовав представленные материалы административного и тарифного дела, основываясь на правовом анализе приведенного федерального и регионального законодательства, приходит к выводу о том, что регулирующий орган не нарушил требования действующего законодательства в области тарифообразования и установил экономически обоснованные тарифы.

ООО «Глобалгазинвест» в качестве одного из видов деятельности осуществляет производство и передачу тепловой энергии на Котельной № 1 и Котельной № 2, работающих на природном газе (расположенных в пос. Павловский Очерского района Пермского края).

Из пунктов 33, 36, 37 Методических указаний № 760-э следует, что в случае применения метода индексации при установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка в части базового уровня операционных расходов определяется методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV Методических указаний, что исполнено регулирующим органом.

В силу пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении размер средств, направляемых на оплату труда, определяется в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями. Данное положение конкретизировано в пункте 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, согласно которому при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно экспертному заключению, включаемые в необходимую валовую выручку расходы на оплату труда приняты РСТ Пермского края на 2019 год в размере «0» рублей из расчета численности основного производственного персонала «0» человек против заявленных Обществом 2857, 7 тыс. рублей исходя из численности производственного персонала 5 человек, цехового персонала – 2 человека, административно-управленческого персонала – 7 человек.Соответственно органом регулирования не учтены расходы по строке «обучение персонала» в размере 63, 6 тыс. рублей и расходы по строке «отчисления на социальные нужды» 886, 9 тыс. рублей.

Орган регулирования исходил из того, что за 2017 год не были представлены подтверждающие документы по фактической численности персонала и фактических расходах Общества на оплату труда той численности персонала, которая приходится на регулируемую деятельность. Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала являются косвенными и распределяются по видам деятельности согласно учетной политике организации, которой не предусмотрено ведение раздельного учета по видам деятельности. При этом расходы организации на обслуживание котельных учтены РСТ Пермского края в статье затрат «расходы на оплату услуг производственного характера» (подряд) на сумму 2010, 9 тыс. рублей.

Как следует из материалов тарифного дела, в рамках договоров подряда на выполнение технического обслуживания оборудования котельной, ООО «Глобалгазинвест» оказаны услуги: по сервисно-профилактическим работам на котельных; ремонтные работы; выезд технического специалиста для устранения неполадок; профилактические работы.

Расходы на оплату услуг производственного характера были подтверждены Обществом за 2017 год на сумму 1871, 9 тыс. рублей, согласно заявке и представленным в подтверждение заявки в тарифное дело документам (стр. 6-7, 313-344 тарифного дела). С учетом прогнозного индекса, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации на 2018 год, принятый тарифным органом размер расходов на оплату услуг производственного характера правомерно принят в сумме 2010, 9 тыс. рублей с соблюдением требований пунктов 73, 58 Основ ценообразования, пункта 37 Методических указаний № 760-э.

Для обоснования расходов по статье затрат «оплата труда» Общество представило штатное расписание на период 2017 года (стр. 298-299 тарифного дела), в котором не выделено структурное подразделение по видам деятельности, не отражено какой персонал работает и обслуживает котельную № 1 по ул. Жданова, 27, и котельную № 2 по ул. Свердлова, 33 пос. Павловский; представлен расчет нормативной численности (стр. 300-303 тарифного дела).

Письмом регулирующего органа от 05.12.2018, полученным ООО «Глобалгазинвест» 13.12.2018, РСТ Пермского края просило предоставить подтверждающие документы, в том числе по фактически понесенным затратам на оплату труда в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения за 2017 год, а именно: о фактической численности производственного персонала, оборотно-сальдовые ведомости по счету 20 «Основное производство», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». 14.12.2018 Обществом был представлен ряд документов, однако подтверждающие документы в обоснование фактических расходов по статье затрат «Оплата труда» не представлены.

Ранее при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на период 2016-2018 годы Обществом расходы на фонд оплаты труда и социальные отчисления не заявлялись, обслуживание котельных выполнялось подрядным способом. Базовый период 2018 года предусматривал только 0,1 единицу административно-управленческого персонала.

Тарифное законодательство предусматривает утверждение плановых расходов на оплату труда в размере, обеспечивающем возможность регулируемой организации осуществлять выплату заработной платы в соответствии с требованиями трудового законодательства (пункт 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пункт 42 Основ ценообразования).

Поскольку административный истец не представил полное и надлежащее обоснование фонда заработной платы исходя из фактического размера фонда оплаты труда, сложившегося в последнем расчетном периоде регулирования Общества, произведенный тарифным органом расчет расходов по названной статье пункту 42 Основ ценообразования не противоречит.

Довод административного истца о том, что расходы на оплату труда должны определяться исходя из нормативной численности, без учета фактического размера фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, судом признается несостоятельным, поскольку данный расчет затрат не соответствует требованиям пункта 42 Основ ценообразования и свидетельствует о нарушении принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, поскольку в составе необходимой валовой выручки подлежат учету экономически обоснованные расходы на ведение стабильной предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 7 части 1 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Утверждение ООО «Глобалгазинвест» о том, что орган регулирования запросил дополнительные материалы, однако предоставил срок для их предоставления менее 7 рабочих дней (пункт 20 Правил регулирования цен), судом отклоняется, поскольку основано на несерном толковании пункта 20 Правил регулирования цен, согласно которому возможность запроса тарифным органом дополнительных материалов является его правом, а не обязанностью, и, следовательно, не является нарушением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В пункте 20 Правил регулирования цен указано, что орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), а не обосновывающие документы, обязанность представления которых возложена на регулируемую организацию. Запрос дополнительных сведений не влечет принятие органом регулирования решения о приостановлении, продлении рассмотрения указанного дела. При этом цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования (пункт 6 Правил регулирования цен).

С учетом изложенных обстоятельств расчет оспариваемых тарифов в области теплоснабжения произведен регулирующим органом с соблюдением положений тарифного законодательства.

Представленные в тарифное дело 20.12.2018 (после утверждения тарифов) и в суд при рассмотрении данного дела дополнительные материалы (штатное расписание № 3, утвержденное 31.08.2017, сведения о численности и заработной плате работников за 2017 год по счету № 70, трудовые договоры с работниками, принятых в ООО «Глобалгазинвест» в 2017 году, должностные инструкции, приказы о приеме в 2017 году работников на работу), которые не представлялись в орган регулирования и не были предметом исследования экспертов, не свидетельствуют о незаконности решения об установлении тарифов.

Экспертное заключение Аудиторской фирмы «Инвест-Аудит» от 19.02.2019, приложенное в материалы настоящего административного дела также не подтверждает экономическую обоснованность заявленных Обществом затрат в порядке, установленном Правилами регулирования.

Административным истцом ставился также вопрос о необоснованном отказе во включении в НВВ Общества расчетной предпринимательской прибыли, который в ходе судебного разбирательства был снят.

Вместе с тем, суд считает необходимым пояснить, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5% объема включаемых в НВВ на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2 - 8 пункта 33 Основ ценообразования, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя) (пункт 48(1) Основ ценообразования).

Согласно пунктам 13, 15 и 16 Правил регулирования цен представление документов и материалов, обосновывающих размер НВВ, осуществляется регулируемой организацией. При этом, исходя из понятия расчетной предпринимательской прибыли как величины, учитываемой при определении НВВ, и требований пункта 16 Правил о подтверждении размера НВВ расчетами, суд приходит к выводу, что расчет и размер расчетной предпринимательской прибыли должны быть определены и направлены регулируемой организацией в регулирующий орган. В данном случае такой расчет представлен не был ( л.д. 87-91, стр. 15, 77 тарифного дела).

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Деятельность регулируемых организаций в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования в сфере водоснабжения), утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, «Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э).

В соответствии с пунктами 88, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, одним из составляющих которого является тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Таким образом, «компонент на тепловую энергию» является составной частью тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на тепловую энергию, установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Принимая во внимание, что компонент на тепловую энергию определен с применением тарифа на тепловую энергию, установленного Постановлением № 272-т, суд не усматривает оснований полагать, что тарифы в сфере горячего водоснабжения ООО «Глобалгазинвест» установлены с нарушением 88, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения, в связи с чем оснований для признания Постановления № 322-вг недействующим также не имеется.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ООО «Глобалгазинвест» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Глобалгазинвест» о признании недействующими полностью со дня вступления решения суда в законную силу постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 года № 272-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Глобалгазинвест» (Очерский район)»; постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 19 декабря 2018 года № 322-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения ООО «Глобалгазинвест» (Очерский район)» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 18 июня 2019 года.

Судья (подпись)