ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2619/2023 от 20.12.2023 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2023 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При секретаре судебного заседания Карвась В.Д.,

С участием представителя административного истца Григоровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2619/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «НЕГОЦИАНТ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в котором просил суд установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером , наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 243,1 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подземный этаж № 1, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 259 125 рублей 13 копеек,

установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером , наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 28,3 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подземный этаж № 1, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 349 328 рублей 97 копеек,

установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером 63:09:0104013:833, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 18 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, местоположение: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, ул.Маршала Жукова, 47, корп 1, пом 31, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 237 039 рублей 66 копеек,

установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером , наименование: нежилые помещения, назначение: нежилое, площадью 41,1 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подземный этаж № 2, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 654 656 рублей 32 копейки,

установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером , наименование: нежилые помещение, назначение: нежилое, площадью 23,2 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подземный этаж № 2, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 400 998 рублей 29 копеек,

установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером , наименование: нежилые помещения, назначение: нежилое, площадью 61,6 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подземный этаж № 2, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 540 976 рублей 13 копеек.

Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которых исчисляется из кадастровой стоимости нежилых помещений.

На основании изложенного административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просил требования удовлетворить.

Определением Самарского областного суда от 20.12.2023 прекращено производство по административному делу в части оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 63:09:0104013:833, .

Представитель административного истца по доверенности Григорова Н.А. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по изложенным выше основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» представил письменный отзыв на административный иск, в котором удовлетворение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Установлено, что ООО «НЕГОЦИАНТ» на праве собственности принадлежат:

помещение с кадастровым номером , наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 243,1 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подземный этаж № 1, местоположение: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, ул.Маршала Жукова, 47,

помещение с кадастровым номером , наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 28,3 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подземный этаж № 1, местоположение: <адрес>,

помещение с кадастровым номером , наименование: нежилые помещения, назначение: нежилое, площадью 41,1 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подземный этаж № 2, местоположение: <адрес>,

помещение с кадастровым номером , наименование: нежилые помещения, назначение: нежилое, площадью 61,6 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подземный этаж № 2, местоположение: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, договорами купли-продажи нежилых помещений от 01.08.2022.

В соответствии с Перечнем объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденным приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077, помещения включены под пунктами 8741, 8742, 8744, 8745.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 по состоянию на 01.01.2021 определена кадастровая стоимость помещений в следующем размере: помещения с кадастровым номером в размере 1 825 067 рублей 55 копеек, помещения с кадастровым номером в размере 1 230 769 рублей 50 копеек, помещения с кадастровым номером в размере 853 132 рубля 37 копеек, помещения с кадастровым номером в размере 6 552 872 рубля 33 копейки, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество юридических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество юридических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Установление кадастровой стоимости помещений в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество юридических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец в обоснование своих требований представил отчет об оценке ООО «Консалтинговый центр «ЭКСПЕРТ» от 20.03.2023 № 14-23, согласно которому по состоянию на 01.01.2021 рыночная стоимость помещений составляет: в отношении помещения с кадастровым номером – 540 976 рублей 13 копеек, помещения с кадастровым номером – 654 656 рублей 32 копейки, помещения с кадастровым номером – 349 328 рублей 97 копеек, помещения с кадастровым номером – 1 259 125 рублей 13 копеек.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на 01.01.2021, то есть на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость помещений, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Суд считает возможным принять отчет об оценке в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Установление кадастровой стоимости в размере равном рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что административный истец обратился в суд 21.11.2023, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «НЕГОЦИАНТ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 243,1 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подземный этаж № 1, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 259 125 рублей 13 копеек.

Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером , наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 28,3 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подземный этаж № 1, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 349 328 рублей 97 копеек.

Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером , наименование: нежилые помещения, назначение: нежилое, площадью 41,1 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подземный этаж № 2, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 654 656 рублей 32 копейки.

Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером , наименование: нежилые помещения, назначение: нежилое, площадью 61,6 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: подземный этаж № 2, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 540 976 рублей 13 копеек.

Датой подачи административного иска в суд считать 21.11.2023.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Панкова М.А.