Дело № 3а-261/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московской области
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Подкопаевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пожогина Бориса Витальевича, Гальцева Алексея Александровича, Репша Андрея Геннадьевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью,
у с т а н о в и л :
Пожогин Б.В., Гальцев А.А. и Репша А.Г., 29 декабря 2016 года, обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, с кадастровыми номерами 50:19:0050201:98, 50:19:0050201:99, 50:19:0050201:100, 50:19:0050201:101, 50:19:0050201:102, 50:19:0050201:103, 50:19:0050201:104, 50:19:0050201:105, 50:19:0050201:106, 50:19:0050201:107, 50:19:0050201:108, 50:19:0050201:109, 50:19:0050201:110, 50:19:0050201:111, 50:19:0050201:112, 50:19:0050201:113, расположенных по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино.
В обоснование требований истцы указали, что кадастровая стоимость участков значительно превышает рыночную стоимость, что нарушает права истцов на уплату справедливо установленных налогов. В качестве доказательства размера рыночной стоимости представляют отчет №16д-3 от 27 декабря 2016 года об оценке подготовленный оценщиком ИП Решетовой О.А. по состоянию на 14 марта 2013 года.
Административные истцы требования уточнили в части размера установления кадастровой стоимости объектов на основании результатов проведенной по делу экспертизы ООО «ИОЛА. Объективная оценка», просили установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, а именно участка с кадастровым номером 50:19:0050201:98 в размере 2 343 825.34 рублей, 50:19:0050201:99 в размере 915 989.97 рублей,50:19:0050201:100 в размере 2 243 055.78 рублей, 50:19:0050201:101 в размере 534 838.44 рублей, 50:19:0050201:102 в размере 761 922.05 рублей, 50:19:0050201:103 в размере 830 304,75 рублей, 50:19:0050201:104 в размере 801 357.93 рублей, 50:19:0050201:105 в размере 831 970.91 рублей, 50:19:0050201:106 в размере 837 080.48 рублей, 50:19:0050201:107 в размере 957 577.41 рублей, 50:19:0050201:108 в размере 826 417.03 рублей, 50:19:0050201:109 в размере 1 131 924.75 рублей, 50:19:0050201:110 в размере 886 345.60 рублей, 50:19:0050201:111 в размере 1 407 574.82рублей, 50:19:0050201:112 в размере 890 930.88 рублей, 50:19:0050201:113 в размере 2 356 088.30 рублей.
Представитель Министерства имущественных отношений МО Парамзин А.В. не возражал против заявленных требований и указал, что установление кадастровой стоимости объектов истцов в размере рыночной стоимости является правом административных истцов, поэтому установление кадастровой стоимости объектов в размере рыночной стоимости определенной в экспертном заключении, будет направлено на установление экономически обоснованной базы по налогам.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Министерство экологии природопользования Московской области в суд представителей не направило. Извещены.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, находит требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, административным истцам на праве собственности принадлежат земельные участки категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, с кадастровыми номерами 50:19:0050201:98, 50:19:0050201:99, 50:19:0050201:100, 50:19:0050201:101, 50:19:0050201:102, 50:19:0050201:103, 50:19:0050201:104, 50:19:0050201:105, 50:19:0050201:106, 50:19:0050201:107, 50:19:0050201:108, 50:19:0050201:109, 50:19:0050201:110, 50:19:0050201:111, 50:19:0050201:112, 50:19:0050201:113, расположенные по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино.
Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по МО.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №564-РМ от 26.11.2013 года утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области, проведенной по состоянию на 01 января 2013 года. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель формировался по состоянию на 01 января 2013 года.
Из справок о кадастровой стоимости земельных участков, следует что, определена кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 50:19:0050201:98 в размере 3 190 748.68 рублей, 50:19:0050201:99 в размере 1 246 975.94 рублей, 50:19:0050201:100 в размере 3 053 566.81 рублей, 50:19:0050201:101 в размере 698 974.29 рублей, 50:19:0050201:102 в размере 995 838.76 рублей, 50:19:0050201:103 в размере 1 085 115.85 рублей, 50:19:0050201:104 в размере 1 090 922.49 рублей, 50:19:0050201:105 в размере 1 087 293.34 рублей, 50:19:0050201:106 в размере 1 139 553.10 рублей, 50:19:0050201:107 в размере 1 303 590.68 рублей, 50:19:0050201:108 в размере 1 125 036.50 рублей, 50:19:0050201:109 в размере 1 540 937.09 рублей, 50:19:0050201:110 в размере 1 508 274.74 рублей, 50:19:0050201:111 в размере 1 916 191.20 рублей, 50:19:0050201:112 в размере 1 212 861.93 рублей, 50:19:0050201:113 в размере 3 207 442.77 рублей. Кадастровая стоимость участков определена по состоянию на 14 марта 2013 года
С целью установления рыночной стоимости участков административными истцами представлен отчет №16д-3 от 27 декабря 2016 года подготовленный оценщиком ИП Решетовой О.А., согласно которого рыночная стоимость участков по состоянию на 14 марта 2013 года определена: участка с кадастровым номером 50:19:0050201:98 в размере 1 082 000 рублей, 50:19:0050201:99 в размере 423 000 рублей, 50:19:0050201:100 в размере 1 036 000 рублей, 50:19:0050201:101 в размере 237 000 рублей, 50:19:0050201:102 в размере 338 000 рублей, 50:19:0050201:103 в размере 368 000 рублей, 50:19:0050201:104 в размере 370 000 рублей, 50:19:0050201:105 в размере 369 000 рублей, 50:19:0050201:106 в размере 387 000 рублей, 50:19:0050201:107 в размере 442 000 рублей, 50:19:0050201:108 в размере 382 000 рублей, 50:19:0050201:109 в размере 523 000 рублей, 50:19:0050201:110 в размере 512 000 рублей, 50:19:0050201:111 в размере 650 000 рублей, 0:19:0050201:112 в размере 411 000 рублей, 50:19:0050201:113 в размере 1 088 000 рублей.
Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)». Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования суд, учитывает, что правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По мысли федерального законодателя, как это следует из положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений Московской области предоставлены письменные объяснения согласно которых министерством проанализирован представленный административными истцами отчет об определении рыночной стоимости участков на предмет соответствия его нормам законодательства, регулирующим оценочную деятельность, и выявлены нарушения, повлиявшие на итоговую величину установленной в отчетах рыночной стоимости объектов, поэтому полагал, что данная стоимость не может быть установлена в качестве новой кадастровой стоимости.
Судом в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя Министерства имущественных отношений МО по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная, в том числе на проверку отчета. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО «ИОЛА. Объективная оценка» Белову И.В.
Судом получено заключение эксперта №СЭ-151/2017 от 10 июня 2017 года, в котором эксперт пришел к выводу, что отчет об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленный оценщиком ИП Решетовой О.А. не соответствуют законодательству об оценочной деятельности, определенная в нем рыночная стоимость объектов не отражает действительную рыночную стоимость участков.
Экспертом определена рыночная стоимость участка с кадастровым номером 50:19:0050201:98 в размере 2 343 825.34 рублей, 50:19:0050201:99 в размере 915 989.97 рублей,50:19:0050201:100 в размере 2 243 055.78 рублей, 50:19:0050201:101 в размере 534 838.44 рублей, 50:19:0050201:102 в размере 761 922.05 рублей, 50:19:0050201:103 в размере 830 304,75 рублей, 50:19:0050201:104 в размере 801 357.93 рублей, 50:19:0050201:105 в размере 831 970.91 рублей, 50:19:0050201:106 в размере 837 080.48 рублей, 50:19:0050201:107 в размере 957 577.41 рублей, 50:19:0050201:108 в размере 826 417.03 рублей, 50:19:0050201:109 в размере 1 131 924.75 рублей, 50:19:0050201:110 в размере 886 345.60 рублей, 50:19:0050201:111 в размере 1 407 574.82рублей, 50:19:0050201:112 в размере 890 930.88 рублей, 50:19:0050201:113 в размере 2 356 088.30 рублей, по состоянию на 14 марта 2013 года.
Данное заключение сторонами не оспаривалось, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта. При проведении исследования эксперт руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
С учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что указанная в заключение эксперта ООО «ИОЛА. Объективная оценка» №СЭ-151/2017 итоговая величина рыночной стоимости участков является достоверной и подлежит установлению в качестве новой кадастровой стоимости.
В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельных участков не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости участков.
Ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, а поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Московский областной суд является 29 декабря 2016 года, следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость участков для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2016 г., но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного участков, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
административные исковые заявление Пожогина Бориса Витальевича, Гальцева Алексея Александровича, Репша Андрея Геннадьевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью поданное в Московский областной суд 29 декабря 2016 года– удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 4396 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:98, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 2 343 825.34 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 1718 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:99, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 915 989.97 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 4207 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:100, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 2 243 055.78 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 963 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:101, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракиттино по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 534 838.44 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 1372 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:102, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 761 922.05 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 1495 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:103, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино; по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 830 304,75 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 1503 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:104, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино; по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 801 357.93 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 1498 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:105, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракиттино; по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 831 970.91 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 1570 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:106, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино; по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 837 080.48 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 1796 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:107, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино; по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 957 577.41 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 1550 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:108, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракиттино; по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 826 417.03 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 2123 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:109, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино; по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 1 131 924.75 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 2078 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:110 расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино; по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 886 345.60 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 2640 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:111, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино; по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 1 407 574.82 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 1671 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:112, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино; по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной стоимости 890 930.88 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, площадью 4 419 кв. метров, с кадастровым номером 50:19:0050201:113, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, вблизи д. Ракитино. по состоянию на 14 марта 2013 года в размере равном рыночной 2 356 088.30 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости установленной решением суда применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2016 года.
Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Елизарова