№ 3а-261/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский областной суд
В составе: председательствующего судьи Пушкаревой Н.В., при секретаре Циглер М.В.,
с участием прокурора Тимощук Л.А.,
представителя административного истца ФИО1, действующей на основании Устава,
представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица ООО ХК «СДС-Энерго» ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица ПАО «МРСК Сибири» ФИО4, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
20 марта 2017 года
административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Кемэнерго» о признании недействующим в части Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года №753 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год» (в редакции Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 января 2017 года №10),
У С Т А Н О В И Л:
Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято Постановление от 31 декабря 2016 года № 753 «Об установлении цен тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год» (далее Постановление).
31 января 2017 года в указанный нормативный акт Постановлением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области № 10 внесены изменения.
Пунктом 3 Постановления установлены с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям.
Пунктом 4 приложения № 2 установлена необходимая валовая выручка для территориальной сетевой организации ООО «Кемэнерго», учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области в размере 4 048,97 тыс.руб. на 2017 год.
Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, 31 декабря 2016 года.
ООО «Кемэнерго» обратилось в суд с административным исковым заявлением в котором, с учетом уточнений, просит признать недействующим Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года № 753 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017» (в редакции Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 января 2017 года № 10) в части:
- пункта 4 Приложения №1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций»,
- пункта 4 Приложения №2 «Необходимая валовая выручка для территориальных сетевых организаций Кемеровской области на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь),
- пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.2, 2.1.1, 2.1.2, 2.2 Приложения №3 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области, поставляемой прочим потребителям,
- пунктов 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.2, 1.2.1.1, 1.2.1.2, 1.2.2, п. 5 Таблицы 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области,
- пункты 48, 49, 50 Приложения №5 «Индивидуальные тарифы на услуги по переда электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области»
недействующим и не соответствующим ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ, пунктам 15, 16, 17, 18, 26, 28, 29, 31 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», с момента принятия.
Обязать Региональную энергетическую комиссию принять новый нормативный акт по указанным вопросам.
Поскольку при установлении тарифов регулирующим органом необоснованно уменьшена необходимая валовая выручка, что нарушает права Общества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании Устава и решения единственного участника ООО «Кемэнерго» (ООО «Терра») № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержала.
Представитель Региональной энергетической комиссии Кемеровской области ФИО2, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против требования административного истца, предоставила письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Представители заинтересованных лиц ООО ХК «СДС-Энерго ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, серия <данные изъяты> регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, ПАО «МРСК Сибири» ФИО4, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставивший диплом о высшем юридическом образовании, серия ВСГ регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ возражали против требований административного истца, предоставили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Тимощук Л.А., полагавшей заявленные требования, не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Согласно п.3 ст.24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года № 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (Правила регулирования № 1178).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17, 35 Правил № 1178).
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Согласно пункту 4 этой же нормы Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил регулирования № 1178 установлено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
В соответствии с п.38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; величина технологического расхода (потерь) электрической энергии; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: индекс потребительских цен; размер активов; величина неподконтрольных расходов; величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
Расчет величины расходов, не отнесенных к подконтрольным расходам, производится регулирующими органами в соответствии с перечнем, предусмотренным методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 5-9 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний № 98-э долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются.
Перечень статей затрат, учитываемых при расчете базового уровня подконтрольных расходов, приведен в пункте 12 Методических указаний № 98-э.
Перечень расходов, учитываемых при расчете неподконтрольных расходов, приведен в пункте 11 Методических указаний № 98-э.
Эти показатели определяются методом экономически обоснованных расходов.
27 декабря 2016 года Федеральной антимонопольной службой принят приказ №1893/16 «Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2017 год» (т. 1 л.д. 246-249).
Из материалов дела следует, что для целей тарифного регулирования на 2017 год ООО «Кемэнерго», являясь территориальной сетевой организацией, представило в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области заявление об установлении тарифов от 29 апреля 2016 г. и расчетно-обосновывающие документы, в связи с чем было открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии № ОЦО/2017-26 от 11 мая 2016 г. (т. 1 л.д. 71, 116-127).
По результатам изучения и экспертной оценки представленных материалов РЭК Кемеровской области составлено заключение о составе и объеме необходимой валовой выручки Общества на 2017 год (т. 1 л.д. 71-103), на основании выводов которого, правлением РЭК Кемеровской области 31 декабря 2016 года в рамках постановления от 31 декабря 2016 года № 753 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год» (опубликовано 31 декабря 2016 года на официальном сайте «Электронный бюллетень Региональной энергетической комиссии Кемеровской области») для ООО «Кемэнерго» была установлена необходимая валовая выручка в размере 4 048,97 тыс.руб. на 2017 год.
Оспаривая установленные регулирующим органом размеры необходимой валовой выручки, ООО «Кемэнерго» указывает, что необоснованно не были приняты к учеты 175,53 у.е. электросетевого оборудования, кроме того исключены из экономически обоснованных расходов затраты на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо в сумме 179 700 руб., диспетчерское управление в сумме 3 431 770 руб., оперативно-техническое обслуживание электроустановок в сумме 34 014 415 руб., обслуживание приборов учета в сумме 9 029 687 руб.,, а всего 51 112 700 тыс.руб., на оплату труда в размере 4 672 800 руб., оплату работ производственного характера в размере 1 335 700 руб., неподконтрольные расходы (аренда имущества и отчисление на социальные нужды) в размере 1 612 070 руб.
Суд полагает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно, пункту 17 Правил к заявлениям, об установлении тарифов, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают, в том числе, документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).
Таким образом, в целях установления соответствующих тарифов регулируемая организация представляет в уполномоченный регулирующий орган документы, подтверждающие законное владение имуществом, с помощью которого осуществляет регулируемую деятельность.
Согласно п. 47, 48 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утверждены приказом ФСТ России от 06 августа 2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2) сумма условных единиц по оборудованию всех уровней напряжения является одной из величин формулы для расчета необходимой валовой выручки сетевой организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии.
Обществом в Региональную энергетическую комиссию в обоснование владения электросетевым оборудованием представлены:
- четыре договора безвозмездного пользования от 27 апреля 2015 №2-БП, №4-БП, №3-БП, №1-БП с ФИО5, с периодом действия с 24 апреля 2015 года по 31 декабря 2023 года,
- договор безвозмездного пользования с ОАО «Санаторий Горячий ключ» от 17 апреля 2015 года №17/15-Т/БП, с периодом действия с 17 апреля 2015 года по 31 декабря 2023 года,
- договор безвозмездного пользования с ООО «Механизированное строительно-монтажное управление» от 23 апреля 2015 года №06/15-Т/БП, с периодом действия с 23 апреля 2015 года по 31 декабря 2023 года,
- договор безвозмездного пользования ФИО6 от 20 апреля 2015 года №15/15-Т/БП, с периодом действия с 20 апреля 2015 года по 31 декабря 2023 года,
- договор безвозмездного пользования с ООО «Благоустройство» от 17 апреля 2015 года №16/15-Т/БП, с периодом действия с 17 апреля 2015 года по 31 декабря 2023 года,
- договор безвозмездного пользования с ООО «Малая механизация» от 16 апреля 2015 года №24/15-Т/БП, с периодом действия с 17 апреля 2015 года по 31 декабря 2023 года,
- договор безвозмездного пользования с ООО «Прокопьевский РМЗ» от 20 апреля 2015 года №23/15-Т/БП, с периодом действия с 20 апреля 2015 года по 31 декабря 2023 года,
- договор безвозмездного пользования с ФИО7 от 16 апреля 2015 года №13/15-Т/БП, с периодом действия с 16 апреля 2015 года по 31 декабря 2023 года,
- договор безвозмездного пользования с ФИО8 от 15 апреля 2015 года №17/15-Т/БП, с периодом действия с 15 апреля 2015 года по 31 декабря 2023 года,
- договор безвозмездного пользования с ООО «Мода» от 15 апреля 2015 года №26/15-Т/БП, с периодом действия с 15 апреля 2015 года по 31 декабря 2023 года,
- договор безвозмездного пользования с ФКУ с особыми условиями хозяйственной деятельности «Колония-поселение №11 ГУФСИН по КО» от 01 сентября 2014 года № 1А, с периодом действия с 01 сентября 2014 года по 31 декабря 2017 года,
- договор купли-продажи с ИП ФИО9 от 01 апреля 2016 года № 04/16-К/КП,
- договор безвозмездного пользования с ПК «КМК-1» от 11 октября 2016 года № 031/16-К-БП, с периодом действия с 11 октября 2015 года по 31 декабря 2031 года,
- договор аренды с КУМИ г. Кемерово от 15 марта 2016 года № 16/607, с периодом действия с 15 марта 2016 года по 14 марта 2026 года (т. 1 л.д. 84-197).
В каждом из приведенных договоров имеется перечень электросетевого имущества, передаваемого ООО «Кемэнерго» второй стороной договора.
Согласно таблицам П 2.1 и П 2.2 суммарное количество условных единиц электросетевого оборудования ООО «Кемэнерго» для распределения общей суммы тарифной выручки по классам напряжения составило 315,434 (т. 1 л.д. 82-83). Для целей тарифного регулирования Обществом заявлено 313, 13 у.е. Экспертом Региональной энергетической комиссии при анализе технико-экономических показателей Общества установлена обоснованная величина условных единиц электрооборудования в размере 137, 6 у.е.
Как следует из пояснений представителя административного истца экспертом учтено электросетевое оборудование, поименованное в приведенных выше договорах, без учета оборудования, дополнительно указанного в схемах электрических сетей, эксплуатируемых Обществом, содержащих сведения о границах раздела балансовой принадлежности. Согласно показаниям свидетеля ФИО10 схемы были составлены сотрудниками Общества при обследовании действительного состояния сетей эксплуатируемых организацией, при этом оборудование, указанное в договорах и имеющееся в наличие не совпадало, имелось неучтенное оборудование, которое отражено в схемах.
Представителем административного ответчика в письменных пояснениях приведены причины снижения количества условных единиц электросетевого оборудования, используемого Обществом для осуществления регулированной деятельности: завышение протяженности линий, ошибочный учет оборудования, отсутствие в договоре от 15 марта 2016 года данных об аренде элетросетевого оборудования (т. 2 л.д. 157-160).
Кроме того, представлены доказательства несоответствия схем приложенных к договорам, которые были приобщены к материалам тарифного дела и к административному исковому заявлению (т. 1 л.д. 99,105, 122, 110, 140, 134, 146, 153, 128, 174, 187, 197, т. 3 л.д. 11, 17, 23, 34, 40, 46, 52, 59, 65, 74, 81, 91).
Суд полагает обоснованными выводы административного ответчика о приеме к учету для определения количества условных единиц электросетевого оборудования для целей тарифного регулирования только того имущества законность владения которым подтверждена и указана в договорах безвозмездного пользования, договорах аренды и купли-продажи.
Обоснован и вывод Региональной энергетической комиссии о непринятии к учету оборудования находящегося на территории республики Хакасия.
Согласно п. 1.2 Положения о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области комиссия является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.(т. 2 л.д. 104-114).
В обоснование своей позиции в данной части административным истцом суду представлены ответ на запрос ОАО «Кузбассэнергосбыт», содержащий перечень потребителей, в интересах которых осуществляется передача электрической энергии по точке поставки ПС №94 35/к кВ «Николаевка» оп. №59 от 17 марта 2017 г., интегральный акт учета перетоков электрической энергии на январь 2017 г. в сечении ОАО «Кузбассэнергосбыт» - ОАО «Хакасэнергосбыт» от 09 марта 2017 г., акт разграничения границ балансосой принадлежности сторон от 01 января 2015 г., составленный ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» и ООО «Терра».
Ответ на запрос и интегральный акт не могут подтверждать доводы Общества, поскольку составлены после утверждения оспариваемых тарифов, в материалы тарифного дела не предоставлялись, как и акт разграничения, что подтверждается перечнем документов, представленных в тарифное дело (т. 2 л.д. 117-127). Кроме того, данный акт не позволяет сделать однозначный вывод, что оборудование, расположенное в республике Хакасии, используется Обществом исключительно для обеспечения электрической энергией потребителей на территории Кемеровской области.
Исходя из изложенного, Региональной энергетической комиссией обоснованно учтено количество условных единиц электросетевого оборудования, перечисленного в договорах, представленных в материалы тарифного дела, которые подтверждают законность его владения Обществом. Поскольку согласно договорам, приложенные к ним схемы не являются их неотъемлемой частью, а в приложениях все оборудование поименовано, оснований запрашивать дополнительные материалы у сетевой организации у эксперта не имелось.
Требование о необоснованном исключении из экономически обоснованных подконтрольных расходов затрат на горюче-смазочные материалы, запасные части для автотранспорта на 2017 год административным истцом не поддержано. Согласно заключению эксперта по данной статье расходов были учтены в полном объеме - строка 2 таблицы №5 (т. 2 л.д. 80).
Для учета в качестве затрат Обществом были предложены расходы в размере 87 215 руб. на специальную одежду, обувь, средства индивидуальной защиты, в обоснование затрат приведен расчет потребности на 2016 год (т.1 л.д. 198-202).
Эксперт указал, что данные расходы не подлежат учету, так как не были представлены расчеты потребности на 2017 год.
Вывод о том, что данные расходы не подлежат учету обоснован, так все работы по обслуживанию оборудования Общества осуществляют подрядные организации, свой производственный персонал отсутствует.
Согласно таблицы 6 раздела 6 Заключения региональной энергетической комиссии Кемеровской области «О составе и объеме необходимой валовой выручки по материалам предоставленным ООО «Кемэнерго», для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год» от 20 декабря 2016 года в ходе анализа экономической обоснованности расходов Общества по передаче электрической энергии на 2017 год была произведена корректировка в сторону снижения по статье «Работы и услуги производственного характера (в том числе услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств».
Обществом в обоснование в 2017 года затрат на диспетчерское управление электрическими сетями, обслуживание приборов учета электроэнергии и измерительного комплекса, оперативно-технического обслуживания электрооборудования были представлены три договора от 14 октября 2016 года №05/16-К, 06/16-К и №07/16-К, заключенных по итогам конкурса с ООО «РегионЭнергосервис» (т. 1 л.д. 214-258, т. 2 л.д. 1-12), стоимость оказываемых услуг по договорам составила 3 431 770 руб., 9 029 687 руб. и 34 014 415 руб. соответственно.
Экспертом указано, что в результате рассмотрения документов Общества, выявлено наличие у организации арендованного электросетевого имущества, находящегося за пределами Кемеровской области – в республике Хакасии. Затраты по такому оборудованию по мнению эксперта не могли быть приняты РЭК КО при установлении тарифов. Поскольку данное оборудование учтено при заключении указанных выше договоров, в приложенных к договорам отсутствуют сметные расчеты по конкретным выполняемым работам, невозможно выделить из цены договоров объем, приходящийся на электрические сети соседнего региона.
Экспертом обоснованно данные договоры не были приняты как обоснование стоимости заявленных Обществом услуг производственного характера на 2017 год.
Кроме того, заслуживает внимание довод заинтересованного лица о допущенных при проведении конкурсов при заключении указанных договоров нарушениях (т. 2 л.д. 204-207).
Согласно показаниям свидетеля ФИО11 расчет расходов сетевой организации на диспетчерское управление, обслуживание приборов учета электроэнергии и измерительного комплекса и оперативно-техническое обслуживание электрообрудование был произведен регулятором самостоятельно исходя из количества установленных условных единиц электросетевого оборудования используемого Обществом для осуществления регулируемой деятельности 137,6 у.е. При этом расчет был основан на показателях аналогичной по характеристикам сетевой организации.
Выводы административного ответчика об исключении из экономически обоснованных расходов Общества расходов по договорам от 14 октября 2016 года №05/16-К, 06/16-К и №07/16-К суд полагает обоснованными.
Согласно п. 28 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручке, включаются расходы по оплате работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ.
Согласно п. 29 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» - при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Согласно п. 19 «Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178 в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
Свидетель ФИО11 пояснил, что для определения затрат Общества по указанной статье показатели были рассчитаны исходя из расходов другой сходной по показателям сетевой организации на обслуживание 1 условной единицы электросетевого оборудования, с учетом аналогичности работ по диспетчерскому управлению электрическими сетями, по оперативному и техническому обслуживанию электроустановок, а также по оказанию услуг по обслуживанию приборов учета электроэнергии и измерительного комплекса.
Поскольку, по мнению эксперта, с учетом приведенных выше обстоятельств необходимая и достоверная информация о действительной стоимости услуг в представленных договорах об оказании услуг относительно принятого к учету электросетевого оборудования отсутствовала, он обоснованно включил в состав необходимой валовой выручки расходы, связанные с исполнением услуг по обслуживанию объектов электросетевого оборудования Общества, в ином обоснованном размере.
Использованный подход указанным выше нормативно-правовым актам не противоречит.
Административным истцом указано, что Региональной энергетической комиссией не обоснованно занижен расчет нормативной численности работников Общества.
Нормативная численность определяется в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников электроэнергетического комплекса, утв. приказом Госстроя России от 03 апреля 2000 г. N 68 (далее - Рекомендации), с учетом положений Методических указаний по расчету регулируемых тарифов цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом Федеральной службы по тарифом от 06 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания 20-э/2).
Доводы Общества о том, что численность персонала подлежащая учету для регулирования рассчитана в соответствии с Методическими рекомендациями 20-э/2, исследованными доказательствами не подтверждается.
Согласно сводному расчету плановой численности персонала на 2017 год предлагались к учету с учетом коэффициентов температурных зон 9,9 единиц персонала, а именно генеральный директор – 1, главный бухгалтер – 1, ведущий специалист по делопроизводству и кадрам – 0,5, специалист по делопроизводству – 0,5, юрисконсульт – 1, главный экономист – 1, специалист по реализации сетевых услуг – 1, инженер-энергетик – 1, водитель – 1 (т. 2 л.д. 16). Расчет расходов на оплату труда одного работника согласно таблице П 1.16 составит 39 333 руб. (т. 2 л.д. 14).
Свидетель ФИО12, занимающая должность главного экономиста ООО «Кемэнерго» пояснила, что численность персонала при подачи документов для тарифного регулирования была рассчитана исходя из фактических потребностей, вместе с тем Региональной энергетической комиссией при установлении тарифа приведенные выше методические рекомендации не были нарушены.
Свидетель ФИО13, начальник отдела ценообразования в электроэнергетике РЭК, указал, что для расчета количества персонала для Общества им были учтены максимально возможные значения согласно Методическим рекомендациям, с учетом принципов совмещения и совместительства.
Согласно Заключению от 20 декабря 2016 года Обществом были заявлены расходы в сумме 4 672 760 руб., при численности 9,9 человек и среднемесячной заработной плате 39 333 руб.
Экспертом отдела ценообразования было предложено принять фонд оплаты труда для Общества на 2017 год в сумме 386 860 руб. из расчета 1 человек на административно-управленческий персонал. При этом эксперт указал, что производственный персонал Обществом не был заявлен, поскольку все работы выполняются подрядной организацией по договору подряда. Размер заработной платы установлен исходя из расчетной плановой РЭК (в соответствии с утвержденным РЭК ФОТ на 2016 год для ТСО в Кемеровской области 30 790,84 руб. с учетом индекса инфляции на 2017 год 4,7 %.) в сумме 32 238 руб.
В соответствии с пунктом 1.6 Рекомендаций понятие «нормативы численности» означает оптимальную численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно-технических условиях. Экспертом обоснованно определена численность работников Общества, необходимая для осуществления регулируемой деятельности, исходя из действительной потребности, а также объема и характера, подлежащих выполнению работниками Общества трудовых обязанностей (таблицы 7, 8 Заключения т. 2 л.д. 83-86). Не соответствие произведенного расчета вышеуказанным нормативным актам не установлено.
В связи с изложенным обоснованно в составе необходимой валовой выручке были учтены в качестве неподконтрольных расходов, отчисления на социальные нужды, исходя из размера учтенного фонда оплаты труда.
Обществом для установления тарифа были представлены документы, подтверждающие расходы на оплату работ производственного характера на общую сумму 834 300 руб., произведенных в 2016 году (т. 2 л.д. 22-52). Оспаривая вывод эксперта о не включении данных расходов в необходимую валовую выручку административный истец указывает, что выполнение данных работ носило срочный характер и связано с осуществление регулируемой деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Поскольку заявленные расходы были произведены в марте-августе 2016 года, они могут быть отражены в финансовой отчетности Общества составленной в 2017 году по окончании отчетного периода, то есть по окончании 2016 года, следовательно, довод Региональной энергетической комиссии о том, что данные расходы подлежат учету для тарифного регулирования в 2018 году, обоснован.
Суд соглашается с позицией Региональной энергетической комиссии об исключении из экономически обоснованных расходов Общества расходов на аренду нежилого помещения, согласно договору от 01 января 2016 года.
Подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования предусмотрено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается плата за владение и (или) пользование имуществом. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендованному имуществу.
Расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, включаются в необходимую валовую выручку регулируемой организации (пункт 34 Основ ценообразования).
Как следует из договора №1-1/16 от 01 января 2016 года ООО «Терра» арендует нежилое помещение площадью 39,4 кв.м. у физического лица вместе с находящимся в нем имуществом (мебель и оргтехника), арендная плата исчисляется исходя из 634,50 руб. за кв.м. и составляет 28 250 руб. в том числе НДФЛ 3 250 руб., при этом указано, что эксплуатационные расходы включены в арендную плату.
В связи с тем, что в представленных Обществом документах отсутствовала информация о величине амортизации, налоге на имущество и других обязательных платежах, а также не определена стоимость аренды самого нежилого помещения в структуре арендной платы РЭК обоснованно не учел данные расходы.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Суд приходит к выводу, что размер необходимой валовой выручки для осуществления Обществом регулируемой деятельности был установлен Региональной энергетической комиссией обоснованно исходя из анализа представленных в тарифное дело материалов. При этом экономически необоснованные и неподтвержденные расходы были исключены, что соответствует принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики.
Пунктами 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что государственному регулированию в электроэнергетике на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно пункту 3 статьи 24 названного выше закона, пункту 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 15(4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных во исполнение пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), потребители оплачивают услуги территориальных сетевых организаций по передаче электрической энергии по установленному на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единому котловому тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
Как следует из пункта 42 Правил недискриминационного доступа, пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), ставки тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированные по уровням напряжения, устанавливаются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов для потребителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, на основе НВВ, рассчитанной для каждой сетевой организации, находящейся в соответствующем субъекте Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения, и в соответствии с пунктом 48 Методических указаний N 20-э/2 на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Суммарная НВВ всех сетевых организаций является делимым в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используемой при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункты 50, 51 Методических указаний N 20-э/2).
Таким образом, необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.
Поскольку нарушений при установлении необходимой валовой выручки на 2017 года для ООО «Кемэнерго» регулирующим органом не выявлено заявленные требования о признания незаконным и недействующим оспариваемого Постановления в части удовлетворению не подлежат.
Указанное постановление принято комиссией в пределах ее компетенции, в установленном порядке, в надлежащей форме, нарушения процедуры принятия Постановления №753 от 31 декабря 2016 года при рассмотрении дела судом не установлено. Экспертное заключение, положенное регулятором в основу, принятого Постановления, соответствует требованиям п. 23 Правил N 1178, поскольку кроме прочего, содержит анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней, анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».
Анализ исследованных по делу доказательств позволяет сделать вывод, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую энергию и подтверждается имеющимися в деле документами.
Таким образом, установлено, что оспариваемым Постановлением права и законные интересы ООО «Кемэнерго», предусмотренные ст. 23 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. №35-Ф3 которая указывает, что при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике обеспечивается достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечивающего доступность указанных видов энергии при обеспечении возврата капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) не нарушены.
Руководствуясь ст. 175-179, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «Кемэнерго» о признании незаконным и недействующим Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года № 753 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год» (в редакции Постановления Региональной энергетической комиссии от 31 января 2017 года №10» в части пункта 4 Приложения № 3; пункта 4 Приложения №2; пунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.2, 2.1.1, 2.1.2, 2.2 Приложения №3, пункта 5 Таблицы №1; пунктов 48, 49, 50 Приложения №5 отказать.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.
В окончательной форме решение принято 27 марта 2017 года.
Председательствующий: Пушкарева Н.В.
№ 3а-261/2017