Дело № 3а-261/2021
УИД 21OS0000-01-2021-000167-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2021 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Фоминой Н.Э.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
с участием представителя административного истца ФИО2, действующего на основании доверенности, представившей суду диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калининского районного потребительского общества к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
Калининское районное потребительское общество (далее административный истец) обратилось в суд с административным иском к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее административные ответчики) об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка, общей площадью 9337 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 1818100 рублей по состоянию на 01.01.2019г. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- земельного участка, общей площадью 7106 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенны пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 192 400 рублей по состоянию на 01.01.2019г.;
- земельного участка, общей площадью 3982 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 510300 рублей по состоянию на 10.03.2021г.
- земельного участка, общей площадью 6611 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов,
разрешенное использование: для производственных нужд, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 765500 рублей по состоянию на 10.03.2021г.
В обоснование заявленных требований указав, что указанные объекты недвижимости (земельные участки) принадлежат административному истцу на праве собственности. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2019 г. №485 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики по состоянию на 01.01.2019, земельного участка с кадастровым номером № в размере 3527518,60 руб. и земельного участка с кадастровым номером № в размере 3498639,10 руб.
Актом об определении кадастровой стоимости №№ от 16.04.2021 Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 2193285,60 руб. и земельного участка с кадастровым номером № в размере 3449685,91 руб. по состоянию на 10.03.2021 г.
Посчитав установленную кадастровую стоимость завышенной и необоснованной общество обратилось в оценочную организацию <данные изъяты>» в целях определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно отчетов, составленных <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка общей площадью 9337 кв.м., с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 составляет 1818100 руб., земельного участка общей площадью 7106 кв.м., с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019г. составляет - 1192400 рублей, земельного участка, общей площадью 6611 кв.м., с кадастровым номером № по состоянию на 10.03.2021г. составляет - 510300 рублей; земельного участка, общей площадью 6611 кв.м., с кадастровым номером № по состоянию на 10.03.2021г. составляет - 765500 рублей.
Установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость земельных участков, что влечет бремя фискальной нагрузки, нарушает права административного истца.
Представитель административного истца Калининского районного потребительского общества ФИО2, участвуя в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и вновь привела их суду.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики, Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации Вурнарского района Чувашской Республики, своевременно и надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики представлен отзыв, в котором Учреждение просило отказать в удовлетворении административного искового заявления Калининского районного потребительского общества и рассмотреть настоящее административное дело без участия их представителя.
В материалы дела Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике – Чувашии представлен отзыв относительно заявленного требования, согласно которого Управление не имеет заинтересованности в разрешении настоящего дела, возражений относительно существа заявленных требований не имеет, просит рассмотреть дело без участия представителя управления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон № 237-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2017 года.
При этом Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 269-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон № 237-ФЗ.
В частности ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 269- ФЗ).
Федеральный закон № 237-ФЗ дополнен ст. 22.1, из ч. 1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст. 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ).
В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. 22, 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости ( далее-решение);
2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения-до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не применяются;
3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ;
рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.
Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» (п. 1, подп. « а» п. 2, подп. «а- в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ).
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237- ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.
Как видно из материалов дела, административному истцу Калининскому районному потребительскому обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- земельный участок, общей площадью 9337 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 15 июля 2015 года внесена соответствующая запись о регистрации №;
- земельный участок, общей площадью 7106 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенны пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 15 июля 2021 года внесена соответствующая запись о регистрации №;
- земельный участок, общей площадью 3982 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, расположенный по адресу: Чувашская Республика - <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 10марта 2021 года внесена соответствующая запись о регистрации №;
- земельный участок, общей площадью 6611 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 10 марта 2021 года внесена соответствующая запись о регистрации №.
По смыслу п. 1 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 131 ГК РФ, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Пунктом 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Таким образом, установленная кадастровая стоимость указанных земельных участков затрагивает права и обязанности административного истца.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 № 512 принято решение о переходе к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики с 1 января 2017 года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2019 года № 485.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 апреля 2020 года № 149 Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики переименовано в Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером №, по состоянию на 1 января 2019 года составляет 3527518,60 руб.
- с кадастровым номером №, по состоянию на 1 января 2019 года составляет 3498639,10 руб.
- с кадастровым номером №, по состоянию на 10 марта 2021 года составляет 3449685,91 руб.
- с кадастровым номером №, по состоянию на 1 января 2019 года составляет 2193285,60 руб.
В обоснование заявленного требования административным истцом представлены отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков.
Как следует из отчета №О-0626/21 от 23.06.2021 года, составленного <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка, общей площадью 9337 кв.м., с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 составляет 1818100 рублей.
Согласно отчету №О-0627/21 от 23.06.2021 года, составленного <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1192400 руб.
Согласно отчету №О-0624/21 от 23.06.2021 года, составленного <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по состоянию на 10 марта 2021 года составляет 510300 руб.
Согласно отчету №О-0625/21 от 23.06.2021 года, составленного <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по состоянию на 10 марта 2021 года составляет 765500 руб.
Как видно из представленных отчетов, определение рыночной стоимости земельных участков произведено одной оценочной организацией в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом МЭРТ РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 и др.
Представленные отчеты содержат подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости.
Определение рыночной стоимости исследуемого объекта осуществлено с применением сравнительного подхода, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.
В отчете специалистом представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты исследования, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков, а также информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость земельных участков.
Данная информация подтверждена и проверяема, имеются ссылки на используемые источники информации, к отчету приложены копии размещенных в сети «Интернет» объявлений в виде компьютерных снимков, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Содержащиеся в отчетах сведения, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки, дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в рамках данного подхода.
Специалист верно определил сегмент рынка исследования, исходя из вида разрешенного использования и фактического использования объектов оценки, подобранные экспертом аналоги сопоставимы по основным ценообразующим факторам, отвечают требованиям пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)».
Оценщиком осуществлены по элементам сравнения необходимые корректировки цен аналогов, соответствующие характеру и степени отличий аналогов от оцениваемых земельных участков и сглаживающие их отличия.
В силу подпункта «д» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)» удельный показатель стоимости скорректирован по выявленным различиям, в том числе, имущественным правам, площади объектов, скидке на продажу.
Суд, оценивая представленные отчеты, приходит к выводу о том, что оснований не доверять им не имеется, они содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечают требованиям относимости, допустимости.
В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость спорных земельных участков, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на предмет определения наличия в отчете нарушений требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию указанного отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли были определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком достоверной, достаточной, проверяемой, заявлено не было.
В соответствии с положениями частей 1, 3 и 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установленная судом кадастровая стоимость будет действовать с 1 января года подачи заявления об оспаривании, до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки либо в случае изменения характеристик указанного объекта недвижимости до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости измененных характеристик.
Датой подачи заявления является 16 августа 2021 года.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности требования административного истца, в связи с чем, подлежит установлению кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной в отчетах об определении рыночной стоимости спорных земельных участков №О-0624/21, №О-0625/21, №О-0626/21, №О-0627/21 от 23.06.2021, изготовленных оценщиком <данные изъяты>ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка, общей площадью 9337 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 1818100 рублей по состоянию на 01.01.2019г. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка, общей площадью 7106 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 1192400 рублей по состоянию на 01.01.2019г.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка, общей площадью 3982 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 510300 рублей по состоянию на 10.03.2021г.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка, общей площадью 6611 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 765 500 рублей по состоянию на 10.03.2021г.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости:
земельного участка, общей площадью 9337 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
земельного участка, общей площадью 7106 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка, общей площадью 3982 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, расположенного по адресу: <адрес>
земельного участка, общей площадью 6611 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных нужд, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Н.Э.Фомина
Мотивированное решение составлено: 08.09.2021г.
Решение30.11.2021