ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-261/2021 от 25.11.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61OS0000-01-2021-000236-08

Дело № 3а-261/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2021 года г. Ростов -на- Дону

Ростовский областной суд в составе:

председательствующего Шикуля Е.В.

с участием прокурора Емелиной Е.А.

при секретаре Магомедовой Р.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Донэнерго» о признании не действующим постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 года № 54/27 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Донэнерго» (ИНН 6163089292), филиал «Тепловые сети», потребителям, другим теплоснабжающим организациям Ростовской области на 2021 год», возложении обязанности устранить нарушения законодательства путем принятия заменяющего акта,

у с т а н о в и л:

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области № 85/9 от 20 декабря 2018 г. установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО «Донэнерго», филиал «Тепловые сети» потребителям, другим организациям Ростовской области, и долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов на 2019-2023 годы.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области № 54/27 от 18 декабря 2020 г. внесены изменения в приложение к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20 декабря 2018 г. № 85/9 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Донэнерго», тепловые сети, потребителям, другим теплоснабжающим организациям Ростовской области, на 2019-2023 годы» в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

АО «Донэнерго» в лице филиала Тепловые сети (далее Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области № 54/27 от 18 декабря 2020 г., обязании Региональной службы по тарифам Ростовской области в течение месяца со дня вступления судебного акта в по настоящему делу в законную силу устранить нарушения законодательства в области энергетики путем принятия заменяющего акта, обязании возместить понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 4500 рублей.

В обоснование требований административный истец указал, что при корректировке тарифов на тепловую энергию на 2021 год органом регулирования не учтены заявленные расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, расходы на выплаты по договорам займа и кредитным, включая проценты по ним, расходы на создание резерва по сомнительным долгам, расходы на электрическую энергию, расходы на топливо с применением фактической цены на уголь при расчете корректировки на 2019 год, расходы на компенсацию не учтенной предпринимательской прибыли при расчете корректировки за 2019 год в тарифах на 2021 год на общую сумму 78 388,1 тыс. рублей (л.д. 24-32 том 5).

В судебном заседании представители административного истца по доверенностям А.С. Беспалов, Лесняк И.В. поддержали заявленные административные исковые требования, пояснили, что Обществом представлены в достаточном объеме обосновывающие материалы в подтверждение расходов, подготовлены расчеты, представлено заключение ООО «Экспертная компания ЭПАР» по экспертизе расчетов и обосновывающих материалов для установления тарифов в сфере теплоснабжения для Общества на 2021 год, однако административный ответчик, не имея правовых оснований, отклонил расходы в заявленных размерах.

Представитель административного ответчика РСТ по доверенности Рогожина Е.В., представитель административного ответчика - уполномоченный по тарифному делу Ефремова Е.Н. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование указали, что при проведении корректировки величины необходимой валовой выручки, расходы, подтвержденные обосновывающими материалами, включены в полном объеме. Также представители административного ответчика отметили, что АО «Донэнерго», филиалом Тепловые сети на протяжении всего периода регулирования предоставлялись дополнительные обосновывающие материалы, однако расчет тарифной заявки Обществом не был изменен.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства, в том числе материалы тарифного дела (обосновывающие материалы к заявлению об открытии дела по корректировке тарифа и дополнительные материалы, представленные Обществом в РСТ), заслушав заключение прокурора, полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее Методические указания).

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с Положением о РСТ, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20 (далее Положение), РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.

Согласно подпункту 2.1.4 пункта 2.1 Положения РСТ утверждает (устанавливает), за исключением ценовых зон теплоснабжения, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В соответствии с подпунктом 1.3.1 пункта 1.3 Положения РСТ на основании и во исполнение действующего законодательства по вопросам, отнесенным к ее компетенции, издает постановления, имеющие нормативный характер.

Оспариваемое постановление издано в установленном порядке уполномоченным органом, опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.don1and.ru от 23 декабря 2020 г. № 6145202012230069 и является действующим.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, в частности, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов (часть 1 статьи 7 Закона).

Частью 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении утверждены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, к которым относится, в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов (пункт 2 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении), который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.

Долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования на весь долгосрочный период регулирования (пунктом 51 Основ ценообразования).

АО «Донэнерго» в соответствии с Уставом в целях получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей в результате деятельности общества, осуществляет на территории Ростовской области эксплуатацию тепловых сетей и теплотехнического оборудования, подключение к системе теплоснабжения, услуги по производству, передаче и поставке (продаже) тепловой энергии по установленным тарифам, в том числе населению.

На территории Ростовской области функции Общества осуществляет филиал АО «Донэнерго» Тепловые сети, являющийся обособленным подразделением Общества, в его состав входят структурные подразделения- районы тепловых сетей в городах: Аксай, Батайск, Белая Калитва, Гуково, Зверево, Донецк, Каменск, Миллерово, Сальск, Цимлянск, Шахты.

2021 год является для АО «Донэнерго», филиала «Тепловые сети» третьим годом второго долгосрочного периода регулирования.

Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования на тепловую энергию, поставляемую АО «Донэнерго», утверждены постановлением РСТ от 20 декабря 2018 г. № 85/9 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Донэнерго», филиал «Тепловые сети», потребителям, другим теплоснабжающим организациям Ростовской области, на 2019-2023 годы».

Порядок расчета долгосрочных тарифов с применением метода индексации предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом необходимой валовой выручки (НВВ), установленной до начала долгосрочного периода регулирования, в целях корректировки тарифов (пункт 52 Основ ценообразования, пункт 49 Методических указаний N 760-э).

29 апреля 2020 года АО «Донэнерго» обратилось в РСТ с заявлением об открытии дела по корректировке тарифов на тепловую энергию в сфере теплоснабжения и выборе метода регулирования на 2021 год.

8 мая 2020 года в адрес АО «Донэнерго» было направлено извещение о принятии документов к рассмотрению и открытии дела о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Донэнерго», филиал «Тепловые сети», потребителям, другим теплоснабжающим организациям Ростовской области на 2021 год.

РСТ были запрошены у ОАО «Донэнерго» документы в соответствии с пунктом 16 Правил регулирования. Дополнительные документы поступали в РСТ в период с 10 июня 2020 года по 14 декабря 2020 года.

По результатам рассмотрения заявки, проведения экспертизы предложения о корректировке долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения РСТ подготовлены экспертные заключения и принято оспариваемое постановление. Тарифы на тепловую энергию установлены в отношении каждого из одиннадцати районов тепловых сетей филиала Тепловые сети АО «Донэнерго».

В соответствии с п. 16 Основ ценообразования к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются обосновывающие документы и материалы, в том числе расчет расходов и НВВ от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а также расчет цен (тарифов) выполненный в соответствии с Приложением 3 к методическим указаниям № 760, содержащим перечень материалов, включаемых в предложение по установлению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования.

Порядок корректировки долгосрочного тарифа в сфере теплоснабжения предусмотрен пунктами 49 - 57 Методических указаний.

Пунктом 33 Основ ценообразования определен перечень расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку.

Проверяя обоснованность установления тарифов на тепловую энергию по статьям расходов, судом установлено следующее.

Статья «Амортизация основных средств и нематериальных активов»

Из материалов усматривается, что АО «Донэнерго» Тепловые сети подана заявка по указанной статье расходов на 2021 год: Аксайский район тепловых сетей - 22286,17 тыс. руб., включено в тариф на 2021 год 1921,00 тыс. руб., разница составила 3165,17 тыс. руб.; Зверевский район тепловых сетей - заявка 7490,23 тыс.руб., включено в тариф 6383 тыс.руб., разница составила 1107,23 тыс. рублей; Каменский район тепловых сетей- заявка 2021,00 тыс. руб., включено в тариф 1027,00 тыс. руб., разница составила 994,00 тыс. руб.; Миллеровский район тепловых сетей- заявка 4333,00 тыс. руб., включено в тариф 3726,00 тыс. руб., разница составила 607 тыс. руб.

Согласно пункту 43 Основ ценообразования, сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При этом величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации (пункт 73 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 39 Методических указаний амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с приложением 4.10 к этим методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Первичными документами, подтверждающими принятие предприятием (покупателем) основных средств на бухгалтерский учет, являются инвентарные карточки.

Согласно пунктам 12 и 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н, учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств (например, унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", утвержденная постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.

При рассмотрении спора судом установлено, что Обществом в обоснование расчета амортизационных отчислений в материалы тарифного дела не представлены инвентарные карточки учета объектов основных средств.

Ссылки АО «Донэнерго» на заключение ООО Компания «Эпар», предоставленное в качестве обоснования заявленной статьи расходов, не могут быть приняты судом, учитывая, что в данном случае расчеты амортизационных отчислений на 2021 год, заявленных Обществом, представлены в Приложении 4, однако данное приложение органу регулирования не было предоставлено в рамках рассмотрения заявки на корректировку долгосрочного тарифа.

Учитывая изложенное, РСТ правомерно приняла в расчет корректировки тарифа на тепловую энергию на 2021 год по Аксайскому и Зверевскому районам тепловых сетей затраты в размере фактических расходов по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» за 2019 год, а по Каменскому и Миллеровскому районам тепловых сетей при отсутствии подтверждения фактических затрат за 2019 год приняты затраты в размере установленных на 2020 год, что не противоречит основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Статья «Расходы на создание резерва по сомнительным долгам»

АО «Донэнерго» указывает, что при расчете корректировки РСТ неправомерно исключены фактические расходы по сомнительным долгам за 2019 год. По мнению административного истца, при утверждении тарифов на тепловую энергию на 2021 год в НВВ подлежат включению расходы по указанной статье в размере 23538,39 тыс. руб. (по Батайскому району тепловых сетей на сумму 17 082,9 тыс.руб., Гуковскому району тепловых сетей на сумму 5 474,4 тыс.руб., Миллеровскому району тепловых сетей на сумму 881,9 тыс.руб.).

Судом установлено, что заявка Общества, сформированная в соответствии с Методическими указаниями, по указанным районам филиала Общества содержит нулевые показатели.

Таким образом, затраты, указанные АО «Донэнерго», филиал Тепловые сети в административном исковом заявлении, не были заявлены Обществом в расчет тарифа на тепловую энергию 2021 года.

Неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе, расходы по сомнительным долгам в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования.В соответствии с частью 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведения на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями.

Пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, предусмотрено, что дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования, и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 названного положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

Исходя из изложенного, если дебиторская задолженность признана организацией сомнительной, то на сумму этой задолженности должен быть создан резерв. Отчисления организации в резерв по сомнительным долгам являются расходами организации по сомнительным долгам и подлежат отражению в годовой бухгалтерской отчетности.

В НВВ подлежит включению разница между размером сформированного на очередной период регулирования резерва и суммы остатка резерва предыдущего периода. Иное применение приведет к повторному учету одних и тех же долгов, учитываемых в составе указанного резерва, в течение нескольких периодов регулирования.

В подтверждение суммы расходов по сомнительным долгам Обществом представлены приказы о создании резерва, акты, сформированные по итогам инвентаризации задолженностей, приказы о списании безнадежной дебиторской задолженности, копии судебных решений о взыскании денежных средств.

Вместе с тем отсутствие расчета затрат для включения в тариф по данной статье, документов бухгалтерской и статистической отчетности, подтверждающих понесенные расходы от осуществления регулируемой деятельности, исключают возможность оценить размер и обоснованность резерва по сомнительным долгам.

Также областной суд отмечает, что отсутствие в заявке расходов на создание резерва по сомнительным долгам является самостоятельным препятствием для их включения в расчет тарифа на тепловую энергию исходя из положений п.п.15, 16, 28, 29, 33 Правил регулирования, в соответствии с которыми РСТ не наделено правом на включение в НВВ расходов, необходимых для ведения регулируемой деятельности.

С учетом вышеизложенного, заявленные АО «Донэнерго», филиал Тепловые сети затраты по статье «Расходы по сомнительным долгам» не подлежат включению в расчет долгосрочного тарифа.

Статья «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним»

АО «Донэнерго», филиал Тепловые сети указывает, что орган регулирования необоснованно исключил из расчета тарифа затраты на выплаты по договорам займа и кредитным, включая проценты по ним на 2021 год по всем районам.

В обоснование доводов Общество ссылается на заключение организации ООО «Экспертная компания ЭПАР», согласно которому РСТ не учла затраты по указанной статье расходов в составе корректировки по итогам 2019 года в отношении Батайского района тепловых сетей в размере 1 551,7 тыс. руб., Гуковского района тепловых сетей - 1 448,2 тыс. руб., Миллеровского района тепловых сетей - 223,3 тыс. руб., Шахтинского района тепловых сетей - 474,9 тыс. руб., а всего 22 933, тыс.руб.

Судом установлено, что Обществом в заявке на корректировку затрат по статье «расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» на 2021 год по всем филиалам указана сумма в размере 272151,48 тыс.руб.

Затраты, заявленные Обществом по процентам по кредитам в составе корректировки по итогам 2019 года, не были включены в расчет тарифа по районам тепловых сетей- Батайск, Гуково, Миллерово, Шахты.

РСТ не включены в тариф на тепловую энергию указанные расходы Общества.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, относятся к неподконтрольным расходам.

В соответствии с пунктом 11 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12 апреля 2013 г. N 91, отнесение заемных средств к соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств.

В материалы тарифного дела были представлены договоры об открытии возобновляемой кредитной линии от 25 декабря 2017 г. № 5221/2017/0385, от 18 июля 2018 г. № КС-ЦВ-730000/2018/0074, от 17 августа 2018 г. № 5221/000/2018/0324, от 13 августа 2019 г. № 5221/0000/2019/0310, заключенные между ОАО «Сбербанк России», ПАО Банк ВТБ и АО «Донэнерго».

Содержащиеся в представленных Обществом копиях кредитных договоров цели получения денежных средств, по мнению суда, не могут свидетельствовать об экономической обоснованности затрат Общества на выплату займов и процентов по указанным кредитным договорам, их использования именно для пополнения кассовых разрывов на регулируемые оспариваемым постановлением виды деятельности.

Документы, подтверждающие факт кассовых разрывов, наличие просроченной дебиторской задолженности и потребность в кредитовании, в материалах тарифного дела отсутствуют. Равно как не представлены расчеты формирования кассовых разрывов, основанных на отчетных данных филиала за предшествующие периоды.

Ссылки Общества на заключение ООО «Экспертная компания ЭПАР» не ставят под сомнение результаты оценки органом регулирования обоснованности заявленной статьи расходов и отсутствие оснований включения в расчет тарифа на тепловую энергию затрат на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним.

В частности, в заключении отражено, что представленный АО «Донэнерго» расчет кассовых разрывов за 2017-2019 г.г. выполнен по укрупненным показателям и является неинформативным, в связи с чем, не является достаточным обоснованием имеющихся кассовых разрывов.

Таким образом, затраты по статье «расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним», органом регулирования обоснованно не включены в НВВ АО «Донэнерго» на 2021 год.

Статья «Расчетная предпринимательская прибыль»

Общество полагает, что при рассмотрении заявки о корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую Сальским районом тепловых сетей, на 2021 год РСТ необоснованно исключила расходы на компенсацию не учтенной предпринимательской прибыли при расчете корректировки за 2019 год в сумме 5 169,0 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) настоящего документа.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой необходимой валовой выручки в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой, установленной в Методических указаниях, с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52 Основ ценообразования).

Судом установлено, что для Сальского района тепловых сетей при установлении тарифов на долгосрочный период 2019-2023 года расчетная предпринимательская прибыль не включена в расчет тарифа, что не предполагает корректировки данной статьи расходов, определяемой расчетным путем.

Статья «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей»

При расчете тарифов с применением метода индексации в составе неподконтрольных расходов ежегодно подлежат учету расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование (подпункт "б" пункта 62, пункт 73 Основ ценообразования).

Предложенная Обществом к учету в необходимой валовой выручке на 2021 год сумма налогов, сборов и других обязательных платежей принята органом регулирования в части платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов 8 тыс. руб., расходы на обязательное страхование 86,58 тыс. руб., налог на землю 248,76 тыс. руб., налог на транспорт 33,77 тыс. руб., а всего 2000,11 тыс. руб.

Затраты, заявленные Обществом в размере 2372,00 тыс. руб., не отнесены на какие-либо конкретные расходы и не подтверждены расчетами, обосновывающими материалами. Представитель административного истца в ходе судебного заседания также не мотивировал основание включения указанной суммы в заявку на корректировку долгосрочного тарифа.

Областной суд приходит к выводу о необоснованности предложенной величины затрат по указанной статье расходов в размере 2570,89 тыс. руб. при указанных в заявке 4357,00 тыс. руб. (в административном иске 4571,00 тыс. руб.).

Таким образом, органом регулирования правомерно из необходимой валовой выручки Общества при формировании тарифа на 2021 год исключены неподконтрольные расходы в общем размере 2570,89 тыс. руб.

Расходы на электрическую энергию на 2021 год

АО «Донэнерго», филиал Тепловые сети указывает на необоснованный отказ РСТ включить в тариф расходы на электрическую энергию в 2021 году в объеме 4 587,2 тыс. руб. по Гуковскому району тепловых сетей филиала Тепловые сети АО «Донэнерго».

Для включения в тарифы АО «Донэнерго» заявлены расходы на электрическую энергию 41 666,00 тыс.руб. по Гуковскому району тепловых сетей, изменение по предыдущему периоду составило 114,69% (л.д. 195 том 3). РСТ утверждено 36 168, 18 тыс.руб. (л.д.213 том 3).

В необходимую валовую выручку включаются расходы на приобретение энергетических ресурсов (пункт 61 Основ ценообразования) в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 названного документа.

Расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в расчетном периоде регулирования рассчитываются по формуле, предусмотренной п. 27 Методических указаний.

Как следует из пояснений представителей административного ответчика, расходы на данный вид энергетического ресурса регулирующий орган рассчитал по факту 2019 года в перерасчете на полезный отпуск с применением двух индексов дефляторов.

Такой расчет соответствует требованиям п. 28 Основ ценообразования.

Снижение РСТ расходов на электрическую энергию произошло ввиду непредставления Обществом технической документации в отношении технологического оборудования и доказательств использования его в процессе осуществления регулируемой деятельности. Орган регулирования руководствовался отчетными данными организации предыдущих периодов регулирования.

Учитывая, что данные расходы являются плановыми, то возникшие фактические расходы при их экономическом обосновании могут быть учтены в последующих периодах регулирования в соответствии с правилами, установленными пунктом 13 Основ ценообразования.

Применение цены на топливо (уголь) при корректировке затрат фактически понесенных в 2019 году

АО «Донэнерго» при корректировке долгосрочного тарифа заявлены расходы на приобретение угля исходя из стоимости топлива, определенной договорами поставки угля.

РСТ при выполнении корректировки по итогам деятельности за 2019 год была применена средняя цена на уголь по Ростовской области в 2019 году и признаны экономически обоснованными расходы на приобретение угля в сумме 24029,64 тыс. руб. (л.д. 195 том 3).

По мнению административного истца, РСТ неправомерно исключила затраты на топливо в размере 1400 тыс. руб. при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую филиалом АО «Донэнерго» филиал Тепловые сети (Гуковский район тепловых сетей), не применив цены на уголь по договорам поставки угля, заключенным АО «Донэнерго».

В соответствии с п. 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Оценив установленные по данной статье расходов обстоятельства тарифного дела, суд приходит к выводу о правомерности выполнения РСТ корректировки по итогам деятельности за 2019 год с учетом положений п.п. «в» п. 29 Основ ценообразования.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Ростовского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства №176/05 от 10 октября 2018 г. АО «Донэнерго», ООО «Новые технологии» признаны нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «Закона о защите конкуренции» в результате заключения и участия в соглашении, которое привело к ограничению конкуренции, путем создания другим хозяйствующими субъектам препятствий доступу на рынок при проведении закупок угольной продукции для нужд филиала АО «Донэнерго». Данное решение Ростовского УФАС России обжаловано в судебных инстанциях, оставлено без изменения, что следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2020 г.

Учитывая, что представленный в материалы тарифного дела договор поставки угля заключен на период 2021 года, иных договоров в материалы тарифного дела АО «Донэнерго» представлено не было, РСТ направлены запросы регулируемым теплоснабжающим организациям Ростовской области, осуществляющим производство тепловой энергии с использованием топлива (уголь). По результатам анализа предоставленной информации РСТ выявлено, что средняя цена на уголь по Ростовской области составляет 5 626,04 руб./т без НДС.

С учетом изложенных обстоятельств РСТ обоснованно пришло к выводу, что оснований для применения п.п. "б" п. 29 Основ ценообразования не имеется, и самостоятельно рассчитало планируемые затраты по данной статье расходов, исходя из рыночных цен, сложившихся в Ростовской области.

Способ определения затрат на уголь, выбранный регулирующим органом, соответствует требованиям п.п. "в" п. 29 Основ ценообразования.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/27 соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющих большую юридическую силу, подход, примененный тарифным органом при определении расходов является правильным, в связи с чем административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать АО «Донэнерго» в удовлетворении административных исковых требований о признании не действующим постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 года № 54/27 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Донэнерго» (ИНН 6163089292), филиал «Тепловые сети», потребителям, другим теплоснабжающим организациям Ростовской области на 2021 год», возложении обязанности устранить нарушения законодательства путем принятия заменяющего акта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Шикуля

Решение в окончательной форме принято 9 декабря 2021 года

Судья: Е.В. Шикуля