Дело №3а-262/2016 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Владимир 7 ноября 2016 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Гаришине А.В.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Владимирской области Куропаткина А.В., представителей: административного истца ФИО1 по ордеру адвоката Ковбасюк А.В., административного ответчика департамента цен и тарифов администрации Владимирской области по доверенности ФИО2, заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Владимиртеплогаз» по доверенности ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не соответствующим законодательству Российской Федерации и не действующим со дня принятия постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 8 июня 2016 года №13/5 «О внесении изменений в постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30 ноября 2015 года №49/174 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на горячую воду»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - департамент) от 30 ноября 2015 года №49/174 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на горячую воду» (далее - постановление от 30 ноября 2015 года №49/174) утверждены производственные программы для общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Владимиртеплогаз» в сфере горячего водоснабжения, сформированные исходя из годовых показателей на регулируемый период 2016 года, согласно приложениям №1-5, установлены и введены в действие тарифы на горячую воду, отпускаемую потребителям ООО «Владимиртеплогаз», обеспечивающего горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, с календарной разбивкой: с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года согласно приложениям №6-10 и с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года согласно приложениям №11-15.
Нормативный правовой акт официально опубликован в сетевом электронном издании http://www.vedom.ru 11 декабря 2015 года, начало его действия с 1 января 2016 года (т.1, л.д.59-74).
В последующем постановлениями департамента от 12 мая 2016 года №11/5, от 8 июня 2016 года №13/5, от 15 июля 2016 года №19/2 в указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения (т.1, л.д.75-106).
В частности постановлением департамента от 8 июня 2016 года №13/5 «О внесении изменений в постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30 ноября 2015 года №49/174 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на горячую воду» (далее - постановление от 8 июня 2016 года №13/5), состоящим из констатирующей части (преамбулы), постановляющей части, содержащей в свою очередь три пункта, а также трёх приложений, официально опубликованным в сетевом электронном издании http://www.vedom.ru 10 июня 2016 года, внесены изменения и дополнения в постановление от 30 ноября 2015 года №49/174 (т.1,л.д.79-82).
В констатирующей части (преамбуле) содержится указание на то, что постановление от 8 июня 2016 года №13/5 принято в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» и от 29 июля 2013 года №641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».
Пункт 1 постановляющей части названного нормативного правого акта предусматривает внесение следующих изменений и дополнений в постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30 ноября 2015 №49/174 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на горячую воду»:
1.1. В пункте 1 слова «приложениям № 1 - 6» заменить словами «приложениям № 1 - 7».
1.2. В абзаце 2 пункта 2 слова «приложениям № 7 - 12» заменить словами «приложениям № 8 - 14».
(нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа)
1.2. В абзаце 3 пункта 2 слова «приложениям № 13 - 18» заменить словами «приложениям № 15 - 21».
1.3. Дополнить постановление приложением № 7 в следующей редакции согласно приложению №1.
1.4. Приложения №7-18 считать соответственно приложениями № 8 - 19.
1.5. Дополнить постановление приложением № 14 в следующей редакции согласно приложению №2.
1.6.Приложение №14-19 считать соответственно приложениями № 15 - 20.
1.7. Дополнить постановление приложением №21 в следующей редакции согласно приложению №3.
Пункт 2 постановляющей части предусматривает, что указанные в пункте 1 настоящего постановления изменения вступают в силу с 12 июня 2016 года.
В пункте 3 постановляющей части указано, что настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.
Приложение №1 содержит производственную программу в сфере горячего водоснабжения на 2016 год, включающую в себя следующие разделы:
Паспорт производственной программы, содержащий наименование регулируемой организации, её местонахождение - ООО «Владимиртеплогаз», ФИО4 филиал (по СЦТ от котельных, ул. Крупская, ОАО «КЭМЗ» (ООО «КЭМЗ-Энерго), ООО «Тепло») и наименование уполномоченного органа, утвердившего производственную программу, его местонахождение - департамент цен и тарифов администрации Владимирской области, ул. Каманина, д.31, <...>.
1.Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения.
2.Перечень мероприятий, направленных на улучшение качества горячей воды.
3.Перечень мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания абонентов.
(разделы 1-3 выполнены в виде таблиц, содержащих наименования мероприятия, график реализации мероприятия, финансовые потребности на реализацию мероприятия, тыс. руб.).
4. Планируемый объем подачи воды
№ п/п | Показатели производственной деятельности | Единицы измерения | 2016 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Объем реализации товаров и услуг, в том числе по потребителям: | тыс. куб. м | 401,536 |
1.1. | - населению | тыс. куб. м | 385,219 |
1.2. | - бюджетным потребителям | тыс. куб. м | 14,848 |
1.3. | - прочим потребителям | тыс. куб. м | 1,469 |
2. | Объем тепловой энергии на подогрев воды, в том числе по потребителям: | Гкал | 26894,85 |
2.1. | - населению | Гкал | 25801,97 |
2.2. | - бюджетным потребителям | Гкал | 994,49 |
2.3. | - прочим потребителям | Гкал | 98,39 |
5. Финансовые потребности для реализации
производственной программы
Наименование показателя | Единицы измерения | 2016 год |
1 | 2 | 3 |
Объем финансовых потребностей | тыс. руб. | 55596,61 |
6. Отчет об исполнении производственной
программы за 2014 год
Наименование показателя | Единицы измерения | 2014 год |
1 | 2 | 3 |
Объем реализации воды | тыс. м3 | - |
Объем тепловой энергии на подогрев воды | Гкал | - |
Приложение №2 предусматривает тарифы на горячую воду, отпускаемую потребителям Ковровским филиалом ООО «Владимиртеплогаз», обеспечивающего горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения (по СЦТ от котельных ул. Крупская ОАО «КЭМЗ» (ООО «КЭМЗ-ЭНЕРГО»), ООО «Тепло»), выполнено в виде таблицы:
№ п/п | Наименование тарифа/компонента | Для потребителей (без учета НДС) | Для населения (с учетом НДС) |
1. | Компонент на холодную воду, руб./куб. м | 11,22 | 13,24 |
2. | Компонент на тепловую энергию, руб./Гкал | 1824,64 | 2153,08 |
Приложение №3 предусматривает тарифы на горячую воду, отпускаемую потребителям Ковровским филиалом ООО «Владимиртеплогаз», обеспечивающего горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения (по СЦТ от котельных ул. Крупская ОАО «КЭМЗ» (ООО «КЭМЗ-ЭНЕРГО»), ООО «Тепло»), выполнено в виде таблицы:
N п/п | Наименование тарифа/компонента | Для потребителей (без учета НДС) | Для населения (с учетом НДС) |
1. | Компонент на холодную воду, руб./куб. м | 11,97 | 14,12 |
2. | Компонент на тепловую энергию, руб./Гкал | 1888,50 | 2228,43 |
Будучи несогласной с постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 8 июня 2016 года №13/5 «О внесении изменений в постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30 ноября 2015 года №49/174 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на горячую воду» ФИО1 обратилась во Владимирский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением.
В обоснование требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям частей 3,33 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» и подпункта «а» пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075, а также разъяснениям, содержащимся в письме Федеральной антимонопольной службы России от 14 июня 2016 года №АД/40064/16 «О передаче прав владения и (или) пользования объектов теплоснабжения, систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
По мнению ФИО1, оспариваемое постановление нарушает её права, свободы и законные интересы, поскольку горячее водоснабжение жилого помещения, занимаемого ею, осуществляется ООО «Владимиртеплогаз», которое выставляет счета на его оплату по тарифу, утверждённому этим постановлением. Административный истец считает, что в силу приведённых ею норм права департамент цен и тарифов администрации Владимирской области не должен был принимать в качестве доказательства наличия у ООО «Владимиртеплогаз» права владения объектами теплового хозяйства договор аренды недвижимого имущества (котельных и тепловых сетей) и оборудования №1 от 26 апреля 2016 года, заключённый между муниципальным унитарным предприятием (далее - МУП) «Жилэкс» и ООО «Владимиртеплогаз», в силу его ничтожности, и соответственно не вправе был издавать постановление от 8 июня 2016 года №13/5, по установлению тарифа на горячее водоснабжение, по которому она вынуждена оплачивать горячее водоснабжение занимаемого ею жилого помещения (т.1,л.д.2-5).
Административный истец ФИО1, не имеющая высшего юридического образования, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, направив своего представителя адвоката Ковбасюка А.В., действующего на основании ордера.
В судебном заседании представитель ФИО1 - адвокат Ковбасюк А.В. поддержал заявленные требования по изложенным в них основаниям, при этом указал, что полномочия департамента на издание оспариваемого постановления, форму (вид) в которой он принят, предусмотренные правила введения его в действие, в том числе правила опубликования, административный истец не оспаривает.
Департамент в своих письменных отзывах (т.1,л.д.54-58,т.2,л.д.122,123) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании представителем по доверенности ФИО2, заявленные требования не признал, указав, что постановление департамента от 8 июня 2016 года №13/5 является нормативным правовым актом, принято в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» в пределах предоставленных департаменту полномочий, с соблюдением порядка его принятия, прав и законных интересов административного истца не нарушает. Нормы Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» и постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», на которые ссылается ФИО1, в данном случае не применимы, поскольку они регулируют отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), оспариваемым же постановлением установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду с использованием централизованной закрытой системы горячего водоснабжения.
Представитель ООО «Владимиртеплогаз» по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения административного искового заявления ФИО1, указывая, что оспариваемое постановление от 8 июня 2016 года №13/5, прав и свобод административного истца не нарушает, принято полномочным органом в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав и оценив материалы дела, в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (абзац второй пункта 1).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытой системы, с оплатой таких услуг регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пунктам 1,3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Статья 31 названного Федерального закона, определяя правовые, экономические и организационные отношения в области водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации, предусматривает государственное регулирование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифов на услуги, в том числе в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 27 декабря 2005 года №766 утверждено Положение о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - Положение), из которого следует, что названный департамент является органом исполнительной власти Владимирской области, проводящим государственную политику в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в пределах полномочий, возложенных на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области (пункт 1.1).
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.15 Положения в полномочия департамента входит, в том числе установление тарифов на тепловую энергию, на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, утверждение производственных программ и осуществление контроля за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и водоотведения (т.2,л.д.2-15).
Таким образом, как доподлинно установлено судом, оспариваемое постановление департамента от 8 июня 2016 года №13/5 принято компетентным государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области, в пределах предоставленных полномочий.
Текст данного постановления официально опубликован в сетевом электронном издании http://www.vedom.ru 10 июня 2016 года,
Данные обстоятельства никем из участвующих в деле лиц, в том числе административным истцом, в лице его представителя, не оспаривались.
В силу пункта 27 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Согласно части 9 статьи 32 этого же Федерального закона тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление №406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 1 Основ ценообразования настоящий документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктами 88,89,90,92 раздела XI Основ ценообразования предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года №1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания №1746-э).
Пункт 109 Раздела VIII.III. «Расчет тарифов на горячую воду» данного нормативного правового акта закрепляет, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, указанным законодательством в области водоснабжения и водоотведения, предусматривается установление двухкомпонентного тарифа на горячую воду.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются, в том числе копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела решением управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 30 марта 2016 года ООО «Владимиртеплогаз» предоставлена муниципальная преференция путем передачи в аренду сроком до 1 октября 2016 года в целях социального обеспечения населения, в части подготовки теплоэнергетического комплекса к отопительному сезону 2016-2017 г.г., без проведения торгов муниципального имущества в виде объектов системы теплоснабжения, закреплённых на праве хозяйственного ведения за МУП «Жилэкс» (т.2, л.д.119,120).
Решением Совета народных депутатов города Коврова Владимирской области от 5 апреля 2016 года №66 дано согласие МУП «Жилэкс» на заключение договора аренды в отношении недвижимого муниципального имущества - объектов системы теплоснабжения, закреплённых на праве хозяйственного ведения за МУП «Жилэкс», сроком действия до 1 октября 2016 года (т.2, л.д.103-118).
Постановлением администрации города Коврова Владимирской области от 21 апреля 2016 года №1189 ООО «Владимиртеплогаз» предоставлена муниципальная преференция в виде заключения без проведения торгов договора аренды муниципального имущества - объектов системы теплоснабжения, закреплённых на праве хозяйственного ведения за МУП «Жилэкс» до момента передачи указанного имущества победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, но не более одиннадцати месяцев (т.2, л.д.212-228).
26 апреля 2016 года между МУП «Жилэкс» и ООО «Владимиртеплогаз» заключен договор аренды №1 недвижимого имущества (котельных и тепловых сетей) и оборудования, с составлением акта приема-передачи имущества по указанному договору (т.1, л.д.161-180).
20 мая 2016 года в целях установления тарифа на горячее водоснабжение с использованием закрытой системы потребителям ООО «Владимиртеплогаз» город Ковров (бывшая зона ООО «КЭМЗ - Энерго») ООО «Владимиртеплогаз» представило в тарифный орган - департамент, наряду с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию, заявление об установлении тарифа на горячее водоснабжение с использованием закрытой системы потребителям ООО «Владимиртеплогаз» город Ковров (бывшая зона ООО «КЭМЗ - Энерго») и обосновывающие материалы, среди которых документы, подтверждающие право на эксплуатацию объектов, используемых для осуществления данного вида регулируемой деятельности, копии договоров аренды имущества от 13 ноября 2012 года №45/12 и от 17 июня 2013 года №5 с приложениями, и дополнительными соглашениями от 20 апреля 2016 года, а также копии договора аренды недвижимого имущества (котельных и тепловых сетей) и оборудования, заключенного с МУП «Жилэкс» от 26 апреля 2016 года №1, акта приема-передачи имущества по указанному договору (т.1, л.д.138-184).
Одновременно с заявлением об установлении тарифов ООО «Владимиртеплогаз» представило в тарифный орган производственную программу в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытой системы горячего водоснабжения ООО «Владимиртеплогаз» город Ковров (бывшая зона «КЭМЗ-Энерго») на 2016 год (т.2, л.д.210).
Поскольку тариф на горячую воду для ООО «Владимиртеплогаз» устанавливался с учётом особенностей, предусмотренных разделом XI Основ ценообразования, в соответствии с которыми при установлении для ООО «Владимиртеплогаз» двухкомпонентного тарифа на горячую воду, все расходы регулируемой организации, связанные с производством, передачей и сбытом горячей воды, учтены соответственно в тарифах на тепловую энергию, установленных постановлением департамента от 8 июня 2016 года №13/4 (т.2,л.д.171-174), для соответствующей теплоснабжающей организации и на холодную воду, установленных постановлением департамента от 30 ноября 2015 года №49/39 (т.2,л.д.175-207), для соответствующего поставщика холодной воды, отдельного экспертного заключения об установлении тарифа на горячую воду не формировалось.
Все экономические составляющие отражены в экспертном заключении об установлении тарифов на тепловую энергию для ООО «Владимиртеплогаз» по зоне ООО «КЭМЗ-Энерго» (т.2, л.д.124-147) и в экспертном заключении об установлении тарифов на холодную воду для МУП «Водоканал» город Коврова, являющегося поставщиком воды для ООО «Владимиртеплогаз» (т.2, л.д.148-170).
Выводы этих экспертных заключений, отвечающих по своему содержанию требованиям действующего законодательства, нашли своё отражение в постановлениях департамента от 8 июня 2016 года №13/4 и от 30 ноября 2015 года №49/39 соответственно, которые никем не оспорены, не ставятся под сомнение и лицами, участвующими в рассмотрении настоящего дела.
Оспариваемый нормативный правовой акт был принят на заседании правления департамента 8 июня 2016 года, в правомочном составе, с соблюдением процедуры его принятия, предусмотренной в том числе, как вышеперечисленными нормативными правовыми актами, так и приказами директора департамента от 12 октября 2015 года №181 и от 12 ноября 2015 года №211 (т.2, л.д.16-22), при наличии кворума, решение принято по итогам голосования единогласно и оформлено в виде постановления департамента, в ходе заседания правления велся соответствующий протокол, подписанный уполномоченными лицами - председательствующим и секретарем (т.1, л.д.107-137).
Действительно, как следует из материалов дела, установлено судом, административный истец ФИО1 оплачивает горячее водоснабжение занимаемого ею жилого помещения по тарифам, установленным постановлением от 8 июня 2016 года №13/5, что подтверждено административным истцом документально (т.1, л.д.8,23,33,34,51,53), и не оспаривается иными лицами, участвующими в деле, что позволяет суду сделать однозначный вывод о том, что права административного истца затрагиваются этим оспариваемым нормативным правовым актом.
Вместе с тем, поскольку договор аренды недвижимого имущества (котельных и тепловых сетей) и оборудования от 26 апреля 2016 года №1, заключенный между ООО «Владимиртеплогаз» и МУП «Жилэкс», а также акт приема-передачи имущества по указанному договору не оспорены в установленном законом порядке, как на момент принятия департаментом оспариваемого постановления, так и в дальнейшем, какими-либо полномочиями по проверке легитимности заключенных, в данном случае ООО «Владимиртеплогаз», договоров владения или пользования имуществом, тарифный орган не наделён, у департамента были все правовые основания для открытия дела об установлении тарифа на горячую воду, его дальнейшего рассмотрения и принятия по результатам рассмотрения оспариваемого постановления.
Более того, в настоящее время ООО «Владимиртеплогаз», в связи с окончанием срока действия вышеупомянутого договора аренды от 26 апреля 2016 года №1, на основании концессионного соглашения осуществляет, в том числе горячее водоснабжение с использованием закрытой системы потребителям ООО «Владимиртеплогаз» города Коврова (бывшая зона ООО «КЭМЗ - Энерго») с использованием имущества, являвшегося предметом этого договора аренды (т.3, л.д.1-75).
С учётом изложенного доводы, содержащиеся в административном исковом заявлении ФИО1, поддержанные её представителем в судебном заседании, о том, что департамент не должен был принимать в качестве доказательства наличия у ООО «Владимиртеплогаз» права владения объектами теплового хозяйства договор аренды недвижимого имущества (котельных и тепловых сетей) и оборудования №1 от 26 апреля 2016 года, в силу его ничтожности, и соответственно не вправе был издавать постановление от 8 июня 2016 года №13/5, по установлению тарифа на горячее водоснабжение, по которому административный истец вынуждена оплачивать горячее водоснабжение занимаемого ею жилого помещения, являются несостоятельными.
Ссылки, содержащиеся в административном исковом заявлении и в пояснениях представителя ФИО1 - адвоката Ковбасюка А.В. в судебном заседании, о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта требованиям частей 3,33 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» и подпункта «а» пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075, а также разъяснениям, содержащимся в письме Федеральной антимонопольной службы России от 14 июня 2016 года №АД/40064/16 «О передаче прав владения и (или) пользования объектов теплоснабжения, систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности», являются ошибочными. При установлении тарифов на горячую воду именно в закрытой системе горячего водоснабжения, что следует из самого постановления от 8 июня 2016 года №13/5, подлежат применению нормы законодательства о водоснабжении и водоотведении, которые являются специальными нормами, регулирующими правоотношения в данной сфере хозяйственной деятельности, и определяющими, в том числе порядок расчета тарифов на горячую воду для закрытой системы централизованного горячего водоснабжения, а не Федеральный закон от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» и принятое в целях реализации положений этого Закона постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075, которыми регулируются только отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения. Письмо Федеральной антимонопольной службы России от 14 июня 2016 года №АД/40064/16 «О передаче прав владения и (или) пользования объектов теплоснабжения, систем горячего или холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности», в котором в соответствии с пунктом 48 Плана оказания Методической помощи территориальным органам ФАС России в 2016 году, даны разъяснения применения антимонопольного законодательства по вопросу передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, путем предоставления государственной или муниципальной преференции (далее - преференции), то есть без проведения соответствующих процедур торгов, появилось после принятия департаментом оспариваемого постановления, текст этого документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://udmurtia.fas.gov.ru по состоянию на 30 июня 2016 года, не является нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, на соответствие которому следует проверять постановление департамента от 8 июня 2016 года №13/5.
Кроме того, заслуживает внимание довод департамента о том, что тариф на горячую воду для ООО «Владимиртеплогаз» установлен в том же размере, что и для организации, ранее осуществлявшей горячее водоснабжение ООО «КЭМЗ-Энерго». Поэтому, с установлением тарифа для ООО «Владимиртеплогаз» тариф на горячую воду для потребителей города Коврова по СЦТ от котельных ул. Крупская ОАО «КЭМЗ» (ООО «КЭМЗ-Энерго») и ООО «Тепло» не изменился.
Каких-либо иных оснований оспаривания постановления от 8 июня 2016 года №13/5 в административном исковом заявлении ФИО1 и её представитель в судебном заседании, не привели.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое постановление департамента от 8 июня 2016 года №13/5 не противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав, свобод и законных интересов ФИО1
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании не соответствующим законодательству Российской Федерации и не действующим со дня принятия постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 8 июня 2016 года №13/5 «О внесении изменений в постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30 ноября 2015 года №49/174 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на горячую воду» - отказать
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда Д.А.Завьялов