ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-262/2017 от 30.11.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№3а-262/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2017 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Волошиной А.А. с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Никитиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Откупщикова Александра Александровича, Ратникова Владимира Викторовича об оспаривании нормативно-правовых актов,

установил:

Откупщиков А.А. и Ратников В.В. обратились в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерства) № 66/1 от 28.12.2016 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или нормативов потребления горячей воды в жилых помещениях, применяемых на территории Челябинской области» и № 37/1 от 27.07.2017 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 декабря 2016 г. № 66/1» в части введения его в действие с 01 августа 2017 года, в связи с необоснованностью применения для установления оспариваемых нормативов расчетного метода.

Определением Челябинского областного суда от 30 ноября 2017 года административные исковые требования Откупщикова А.А. и Ратникова В .В. в части оспаривания пунктов 1-2 и 4-16 Приложения к постановлению Министерства № 66/1 от 28.12.2016 года, подпунктов 1 и 2 пункта 3 указанного постановления оставлены без рассмотрения.

В судебном заседании административный истец Откупщиков А.А. и его представитель, представляющий также интересы административного истца Ратникова В.В., - Базуева Е.Н. пояснили, что истцы, проживающие в г. Озерске Челябинской области, являются потребителями коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, проживающими в жилых помещениях, относящихся к третьей категории, указанной в п. 3 Приложения к постановлению Министерства № 66/1 от 28.12.2016 года (многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1650 -1700 мм с душем). Примененный расчетный метод определения нормативов потребления указанных коммунальных услуг не соответствует положениям пунктов 19, 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в

целях содержания общего имущества в многоквартирном доме,

утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, имеющих большую юридическую силу.

Представитель административного ответчика Министерства Елисеева С.Г. против удовлетворения заявленного иска возражала. Пояснила, что расчет норматива потребления для потребителей, проживающих в жилых помещениях, относящихся к третьей категории, возможен с использованием метода аналогов. Однако, для ряда категорий помещений, перечисленных в Приложении к постановлению № 66/1 от 28.12.2016 года, такая возможность отсутствует, в связи с чем норматив для них может быть определен только расчетным методом. Полагает, что в силу положений пункта 2 постановления Правительства РФ «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» от 17 декабря 2014 г. № 1380, пунктов 11, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 норматив для всех категорий потребителей должен быть единым, установлен либо с применением метода аналогов, либо расчетного метода. Комбинирование этих методов для различных категорий потребителей при установлении нормативов считает недопустимым.

Представители заинтересованных лиц: Администрации Озерского городского округа - Кутепов И.В., Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства - Пивень К.С. против удовлетворения исковых требований также возражали, поддержав позицию представителя Министерства.

Административный истец Ратников В.В., будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, допросив в качестве специалистов сотрудников Министерства Просвирина Е.С. и Дрыга А.А., мнение прокурора Никитиной Н.В., полагавшей исковые требования в рассматриваемой судом части подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), которым к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере водоснабжения, водоотведения.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 г. № 3 00 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики

Челябинской области» установление тарифов на водоснабжение и водоотведение отнесено к полномочиям Министерства.

Оспариваемое постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 66/1 от 28.12.2016 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или нормативов потребления горячей воды в жилых помещениях, применяемых на территории Челябинской области» опубликовано в газете "Южноуральская панорама" №131/1 от 30.12.2016 (спецвыпуск).

Указанным постановлением определен поэтапный переход к установлению на территории Челябинской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или нормативы потребления горячей воды в жилых помещениях не позднее 1 января 2020 г. (пункт 1).

Утверждены с применением расчетного метода нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или нормативы потребления горячей воды в жилых помещениях, применяемые на территории Челябинской области, согласно приложению (пункт 2).

Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или нормативы потребления горячей воды в жилых помещениях, утвержденные пунктом 2, вводятся в действие с учетом поэтапного перехода к установлению на территории Челябинской области единых нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или нормативы потребления горячей воды в жилых помещениях:

1) в Челябинском городском округе с 1 января 2018 г.;

2) в муниципальных образованиях Челябинской области, не указанных в подпунктах 1, 1-1 настоящего пункта, с 1 июля 2019 г. (пункт 3).

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.07.2017 № 37/1 в пункт 3 постановления № 66/1 от 28.12.2016 года внесены изменения, он дополнен подпунктом 1-1) «в Озерском городском округе с 1 августа 2017 г.».

Приложением к постановлению № 66/1 от 28.12.2016 года нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению установлены для 16 категорий жилых помещений, в том числе пунктом 3 - для категории жилых помещений «многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами

длиной 1650 - 1700 мм с душем» по холодному водоснабжению - 4,34 куб.м на человека в месяц, по горячему водоснабжению - 3,22 куб.м.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила № 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) . и требования к их формированию.

В соответствии с пунктом 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.

Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными

конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Из совокупности перечисленных норм права следует, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил № 306.

Допустимых и достоверных доказательств невозможности применения метода аналогов при утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению для потребителей, проживающих в жилых помещениях, относящихся к третьей категории - многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1650 - 1700 мм с душем (п. 3 Приложения к постановлению Министерства № 66/1 от 28.12.2016 года), суду не представлено.

Напротив, как указано в отзыве Министерства (л.д. 42-45), следует из пояснений, данных его представителем и специалистами Просвириным Е.С. и Дрыга А.А., для категории жилых помещений, указанных в оспариваемом пункте 3 Приложения, а также в пунктах 2,7,8 и 10, административные исковые требования Откупщикова А.А. и Ратникова В.В. в отношении которых оставлены без рассмотрения, имеется возможность расчета по методу аналога.

Суд не может согласиться с высказанными представителем административного ответчика доводами о недопустимости комбинирования

метода аналогов и расчетного метода при установлении нормативов для различных категорий потребителей, находя их основанными на неверном толковании закона.

Так, подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2016 г. вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, при условии утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2020 г.

Указанная норма, равно как и приведенные выше пункты 11, 19 Правил № 306, на которые ссылается в обоснование своей позиции административный ответчик, не содержат прямого запрета на использование метода аналога в отношении тех категорий потребителей, в отношении которых его применение является возможным, при невозможности его использования в отношении иных категорий потребителей. Требование же о единстве нормативов потребления коммунальных услуг на территории субъекта Российской Федерации относится к распространению их на все или отдельные муниципальные образования, а не к ограничению возможности выбора метода определения норматива для домов, различных по своим конструктивным и техническим параметрам, степени благоустройства.

Суд также считает, что информация, необходимая для применения метода аналогов при расчете нормативов для всех категорий потребителей, запрошена у органов местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций не в полном объеме. При формировании норматива не были сделаны запросы в управляющие компании о наличии приборов учета коммунального ресурса, а также возможного проведения предварительного выбора по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и технологическими параметрами.

Министерством не предприняты необходимые меры для установления факта отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, не осуществлены в полном объеме и установленной последовательности действия, предусмотренные разделом V

Правил № 306. Выводы о невозможности применения метода аналогов по отдельным категориям потребителей на документах и соответствующих расчетах не основаны.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Суд находит пункт 3 Приложения к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 66/1 от 28.12.2016 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или нормативов потребления горячей воды в жилых помещениях, применяемых на территории Челябинской области», устанавливающий норматив по холодному и горячему водоснабжению для категории жилых помещений -многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1650 - 1700 мм с душем, подлежащим признанию недействующим, как принятый с нарушением требований федерального законодательства в связи с необоснованным применением расчетного метода для установления оспариваемого норматива.

Определяя момент, с которого оспариваемую норму следует признать недействующей, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Сообщение о принятии решении по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области №37/1 от 27.07.2017 года, которым внесены изменения в пункт 3 постановления № 66/1 от 28.12.2016 года относительно ввода в действие нормативов потребления коммунальной услуги, - он дополнен подпунктом 1-1) «в Озерском городском округе - с 1 августа 2017 г.», принято уполномоченным на то органом; нормативным

правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит; прав и охраняемых законом интересов административных истцов, восстановленных в полном объеме решением суда в вышеуказанной части, не нарушает. Основания для удовлетворения требования Откупщикова А.А. и Ратникова В.В. о признании его недействующим отсутствуют.

При подаче настоящего иска административным истцом Откупщиковым А.А. была оплачена госпошлина в установленном статьей 103 КАС РФ, пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размере 300 руб., которая в соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ подлежит взысканию в его пользу с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Откупщикова Александра Александровича, Ратникова Владимира Викторовича удовлетворить в части.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3 Приложения к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 66/1 от 28.12.2016 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или нормативов потребления горячей воды в жилых помещениях, применяемых на территории Челябинской области», устанавливающий норматив по холодному и горячему водоснабжению для категории жилых помещений - многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1650 -1700 мм с душем.

Отказать в удовлетворении требований Откупщикова А.А. и Ратникова В.В. об оспаривании постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 37/1 от 27.07.2017 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 декабря 2016 г. № 66/1» в части введения его в действие с 01 августа 2017 года.

Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области обязанность опубликовать сообщение о настоящем решении суда в газете «Южноуральская панорама» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Взыскать с Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в пользу Откупщикова Александра Александровича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий: